Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Концепция реформы пенсионного обеспечения 1995 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились в России благодаря Указу Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992 года № 1077. НПФ могли создаваться только в форме некоммерческих организаций, размещая активы с помощью управляющих компаний. Несмотря на то что необходимость развития дополнительного частного пенсионного обеспечения признавалась в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 1994 и 1995 годах, до 1998 года их деятельность регулировалась только на основании данного указа. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ вступил в силу лишь в мае 1998 года – накануне кризиса. В нем было немало нечетких формулировок, некоторые определения не соответствовали гражданскому законодательству, при этом отсутствовали ключевые вопросы, например основания для выплаты пенсий и процедура удовлетворения требований к НПФ в случае его ликвидации.
Негосударственное пенсионное обеспечение
Лицензирование НПФ и определение требований к структуре их инвестиционных портфелей долгое время находились в ведении Инспекции НПФ, созданной при Министерстве труда и социального развития, юридический статус которой был не вполне очевиден. В результате российские стандарты лицензирования деятельности НПФ были крайне размыты. А других механизмов, обеспечивающих надзорные и контрольные функции в отношении НПФ, не существовало. С 2004 года вопросы регулирования деятельности НПФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам.
Развитие негосударственного пенсионного обеспечения заметно отставало от других сегментов финансовых рынков. На начало 2009 года в стране числилось 233 НПФ (табл. 2), реально работавших было существенно меньше. На 10 крупнейших фондов в 2000–2008 годах приходилось 77–86% общей величины резервов, причем около 50% из них аккумулировал лидер – НПФ «Газфонд». Несмотря на то что услуги НПФ предоставлялись в более чем половине всех субъектов Федерации, каждый второй действующий фонд находился в Москве и Санкт-Петербурге.
В отличие от западных НПФ большинство российских фондов учреждено организациями реального сектора и ориентировано на работу с предприятиями. В 2003 году 81% из 5,2 млн участников НПФ обслуживались по договорам, заключенным работодателями (вкладчиками – юридическими лицами). Бурный рост отрасли в начале 2000-х годов также связан прежде всего с развитием корпоративных пенсионных систем. По-прежнему индивидуальных участников программ дополнительного пенсионного обеспечения – то есть тех, кто сам добровольно решил позаботиться о будущей частной пенсии, – единицы. Число пенсионеров, получающих частные пенсии из НПФ, хотя и растет, до сих пор не превышает 3% всех пенсионеров, а размер дополнительной пенсии меньше государственной.
Основные причины слабого развития частного пенсионного страхования: несовершенство и противоречивость правовой базы; недружественное к дополнительному пенсионному обеспечению налоговое законодательство; низкие доходы населения; недоверие к частным финансовым организациям; ограниченность финансовых инструментов. По данным опроса Независимого института социальной политики, в 2007 году 43% респондентов трудоспособных возрастов не могли стать клиентами НПФ из-за недостатка денег[28]. Кроме того, реальная доходность обязательных пенсионных накоплений остается невысокой. Доходность по дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению была выше, чем в обязательной системе, но уступала альтернативным источникам вложения средств. Неудивительно, что треть опрошенных в 2007 году лиц трудоспособных возрастов не стали клиентами НПФ, потому что опасались, что их пенсионные накопления обесценятся.
Таким образом, несмотря на то что в предкризисные 2000-е годы негосударственное пенсионное обеспечение в России переживало подъем, дополнительное пенсионное обеспечение не заняло весомого места в пенсионной системе. Масштабы частных пенсионных накоплений в экономике страны также остаются более чем умеренными.
Таблица 2
Основные показатели негосударственного пенсионного обеспечения
1996 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
|
Число негосударственных пенсионных фондов |
254 |
262 |
2903 |
252 |
2334 |
Резервы, млрд рублей 1, 2 |
15,6 |
277,4 |
472,9 |
462,9 |
|
Численность участников, тыс. человек 2 |
1675,9 |
3375,2 |
6059,1 |
6757,1 |
6746,3 |
Численность получателей негосударственных пенсий, тыс. человек 2 |
155,9 |
281,9 |
705,7 |
1026,2 |
1131,4 |
В том числе в % к общей численности пенсионеров, состоявших на учете в органах соцзащиты |
0,4 |
0,7 |
1,8 |
2,7 |
2,9 |
Пенсионные выплаты, млрд рублей 1, 2 |
Н.д. |
0,6 |
7,6 |
13,8 |
17,5 |
Правительство одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в РФ». В ней предусматривалось создание трёхуровневой системы пенсионного обеспечения.
1. Базовая (социальная) пенсия, которая должна предоставляться всем гражданам, независимо от основания назначения пенсии и трудового стажа, назначаться в твёрдых размерах с учётом прожиточного минимума пенсионера и выплачиваться только неработающим пенсионерам.
2. Трудовая (страховая) пенсия. Предстояло привести в соответствие условия предоставления и размер пенсии с объёмом участия каждого конкретного лица, выражаемым в продолжительности пенсионного страхования и величине уплаченных им взносов.
3. Негосударственная пенсия, которая рассматривалась как дополнительная по отношению к первым двум.
В этот же период Пенсионный фонд начал фиксировать личные данные граждан для установления им будущей пенсии. Появился индивидуальный страховой счёт, который стал включать в себя информацию обо всех страховых взносах человека.
С этого же года ПФР начал ежегодно рассылать извещения, которые в народе прозвали «письмами счастья». Благодаря им каждый гражданин мог следить за состоянием своего пенсионного счёта. Сначала проект действовал только в 5 регионах. Позже — по всей стране.
Кризис в пенсионном обеспечении в 1995–1997 годах
Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | |
1960 | 74,0 | 1968 | 111,8 | 1976 | 152,1 | 1984 | 192,1 | |
1961 | 76,0 | 1969 | 114,7 | 1977 | 158,0 | 1985 | 198,3 | |
1962 | 81,8 | 1970 | 120,1 | 1978 | 165,3 | 1986 | 205,2 | |
1963 | 83,5 | 1971 | 124,5 | 1979 | 169,3 | 1987 | 213,6 | |
1964 | 87 | 1972 | 131,3 | 1980 | 173 | 1988 | 232,7 | |
1965 | 93,0 | 1973 | 135,1 | 1981 | 176,4 | 1989 | 261 | |
1966 | 95,1 | 1974 | 142,1 | 1982 | 183 | 1990 | 305 | |
1967 | 100,4 | 1975 | 147,8 | 1983 | 189,4 |
Ещё одним важным отличием от современных пенсий было то, что после смерти человека, получавшего пенсию, она продолжала выплачиваться его семье. Пенсию вместо него получала либо его вдова (до самой смерти), либо его дети (юноши — до 17 лет, девушки до 21 года).
Пенсия в дореволюционной России полностью зависела от квалификации сотрудника. Неквалифицированный рабочий зарабатывал 20—25 рублей. Зарплата квалифицированных пролетариев (токарей, слесарей) была значительно выше и варьировалась в диапазоне от 50 до 100 рублей.
Военные получали ещё больше. Зарплата подпоручика (самый первый офицерский чин) составляла 70 рублей. Ставка капитана армии начиналась от 105 рублей в месяц. Полковник получал уже 320 рублей, а генеральские ставки начинались от 500 рублей. Зарплата городового начиналась от 20 рублей, зато околоточный надзиратель (что-то вроде современного участкового, но с большим количеством функций) получал уже 75. Фельдшер получал 35 рублей, а врач — 80—85 рублей.
В те времена системой меры в России был не килограмм, а фунт — 0,4 кг. Зная среднюю цену какого-либо продукта за один фунт, можно легко пересчитать цену в килограммах. Самые ходовые продукты в Москве и Питере накануне Первой мировой войны стоили: литр сметаны — 70 копеек, кило сахара — 30 копеек, килограмм гречки — 25 копеек, риса — 30 копеек. Капуста стоила ещё дешевле, килограмм стоил примерно 12,5 копеек.
Каким был средний размер пенсии в СССР?
Поскольку зарплаты в Советском Союзе постепенно повышались, то и пенсии, соответственно, тоже росли.
Например, средний размер назначенной месячной пенсии в 1980 году составлял 57,2 рубля в месяц, в 1985 году – уже 72,7 руб., а в 1989 г. – 88,7 руб.
Ниже в таблицах собраны данные о среднем размере выплат в 1980-е годы в зависимости от вида пенсии: по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Средний размер месячной пенсии по возрасту
1980 г. |
1985 г. |
1989 г. |
61,2 руб. |
78,1 руб. |
93,9 руб. |
Как считается среднемесячный доход работающих граждан по России
Среднемесячный доход работающих граждан (заработная плата) считается, исходя из общего количества средств, выплаченных трудоустроенным слоям населения по всей территории Российской Федерации. Эта величина делится на количество официально устроенных работников – и выводится усредненный показатель.
В текущем году он был равен 42 413 рублей. На конец календарного года пока еще не рассчитан.
Среднемесячную величину заработной платы по РФ можно отнести к теоретическим показателям, который часто значительно расходится с реальными числами. Но это понятие широко используется для расчета различных выплат, и пенсионных — в том числе. Кроме того, существует понятие медианной заработной платы, которую часто путают со среднемесячной, хотя это в корне разные термины.
Медианный называют тот показатель, который делит всю часть работающего населения на две равные половины: одна зарабатывает больше указанного числа, другая – меньше.
Например, если взять 2013, то среднемесячная ЗП тогда составляла 29473, а медианная – 21268 рублей. На текущий год пока таких данных не выведено.
В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:
- Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
- Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
- Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.
В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.
Минимальная пенсия в России по годам и средняя
Среднемесячный доход работающих граждан (заработная плата) считается, исходя из общего количества средств, выплаченных трудоустроенным слоям населения по всей территории Российской Федерации. Эта величина делится на количество официально устроенных работников – и выводится усредненный показатель.
В текущем году он был равен 42 413 рублей. На конец календарного года пока еще не рассчитан.
Среднемесячную величину заработной платы по РФ можно отнести к теоретическим показателям, который часто значительно расходится с реальными числами. Но это понятие широко используется для расчета различных выплат, и пенсионных — в том числе. Кроме того, существует понятие медианной заработной платы, которую часто путают со среднемесячной, хотя это в корне разные термины.
Медианный называют тот показатель, который делит всю часть работающего населения на две равные половины: одна зарабатывает больше указанного числа, другая – меньше.
Например, если взять 2013, то среднемесячная ЗП тогда составляла 29473, а медианная – 21268 рублей. На текущий год пока таких данных не выведено.
- История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
- Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
- Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.
- Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
- Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.
Таблица. Минимальная пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)
Год | Размер ПМП, в рублях |
---|---|
2019 | 8657 |
2018 | 8726 |
2017 | 8540 |
2016 | 8803 |
2015 | 7161 |
2014 | 6354 |
2013 | 6131 |
2012 | 5564 |
2011 | 4938 |
2010 | 4780 |
2009 | 4294 |
2008 | 3191 |
2007 | 2731 |
2006 | 2418 |
2005 | 1801 |
2004 | 1605 |
2003 | 1379 |
2002 | 1144 |
2001 | 962 |
2000 | 571,3 |
1999 | 347,9 |
Пенсионные отчисления в 1995 году
См. Постановление КМ РУз «Об основных параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 1995 год»
Изменения были только в 2000г.
Настоящее приложение утратило силу согласно п.2 Приложения к постановлению КМ РУ № 444 от 15.11.2000 г.
1. Абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:
«страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в размере 36 процентов от фонда заработной платы, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — в размере, установленном законодательством».
2. Абзац второй пункта 8 Положения о Пенсионном фонде при Министерстве социального обеспечения Республики Узбекистан (приложение № 5 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 г. № 459) изложить в следующей редакции:
«страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в размере 36 процентов от фонда заработной платы, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, —
в размере, установленном законодательством».
Обсуждение последующих вариантов пенсионной реформы в России невозможно без анализа того, что происходило в пенсионной системе в 1995–1997 годах, поскольку события тех лет определили появление принципиально новых реформаторских подходов.
1995 год можно считать переломным в состоянии пенсионного обеспечения. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 годов стремительно снизили покупательную способность пенсий, впервые с начала экономических реформ средний размер пенсии опустился ниже прожиточного минимума пенсионера, а минимальный – ниже 60% этого показателя (рис. 1). Это потребовало срочного повышения пенсий.
А сами знаете, какие зарплаты тогда были – унитазами, скрепками, гайками. А у меня платили наличными, что для меня в те годы было важно. Что обидно, зарплата в период с 92 года по 95-й была в этой компании по тем временам очень хорошая. А документальных подтверждений этому не найти. Получается потеря в деньгах при выходе на пенсию. Этот случай не единичный. В Калужском отделении Пенсионного фонда уже много раз сталкивались с такими историями. Отчаиваться не стоит: в законодательстве предлагается два варианта решения проблемы. Например, взять любые пять лет из трудовой деятельности. — В эти любые пять лет могут входить подряд 80-е годы, какая-то часть. Потом следом, пусть она отработала еще где-то два года. Не обязательно, чтобы она пять лет отработала на одном предприятии.
Удачи Вам!
Какая была бухгалтерия «двойная» или еще какая , судить не берусь.Факт тот ,что з/плата выплачивалась по ведомости,свои трудовые обязанности выполнялись в полном объеме.Мне кажется ,не дело наемного работника контролировать объем отчислений в те или иные фонды , на то есть налоговая инспекция. Это ее хлеб.Если кто то , когда то не выполнял свои обязанности , то почему должно » страдать» застрахованное лицо.Но это все слова, а делать то что?
Контролировать в будущем отчисления в ПФ
Вот это к чему Вы сказали? Письма «счастья «впервые стали приходить с информацией о состоянии ИЛС за 2002 год.
В моем случае,если Вы читали,неучтенные периоды относятся до 2002 года. Так.что лучше говорить по существу.а не просто говорить.
Пенсионное законодательство РФ: опыт и практика
История пенсионной системы России началась с принятия закона «О государственных пенсиях в РФ» (от 20 ноября 1990 года), в котором были установлены принципы государственного пенсионного страхования. Тогда были установлены два вида пенсий — трудовые и социальные.
Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка). Так, согласно статье 8 закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28% от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также социальные пенсии). Но уже тогда было очевидно, что пенсионная система социалистического периода при рыночной экономике не работают. У государства просто не было денег для выплаты пенсий: на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, пенсии нередко задерживали.
В декабре 2001 года в России, после многочисленных споров и расчетов, были приняты законы, устанавливающие новый подход формирования пенсионной системы: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ». Новая система включала в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Этот формат пенсионной системы просуществовал более 10 лет. В это время активно развивались негосударственные пенсионные фонды, зафиксированы многочисленные случаи вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии. Но уже тогда специалисты прогнозировали, что к 2010-2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90-ые годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.
Жили за счет подсобных хозяйств
Массовое вступление в колхозы началось, как известно, в 1930 году. Сначала никаких пенсий колхозникам не платили — кроме, конечно, инвалидов-красноармейцев и людей с особыми заслугами (о которых мы написали выше).
Поэтому члены коллективных хозяйств, если могли, пахали в колхозе «до упора». Буквально — как завещал Ленин. Как и все или почти все, держали подсобное хозяйство — на колхозную зарплату не разгуляешься.
При этом и молодые, и престарелые владельцы ЛПХ обязаны были платить сельхозналог и сдавать продукты государству — зерновые, картофель, яйца, мясо. Освободили престарелых от этого налога только в 1938—1939 году — но только тех, у кого в семье не было трудоспособных.
Чем была плоха колхозная пенсия
Разрыв в величине колхозных пенсий в стране был огромный. Да и неудивительно: были колхозы-миллионеры — вот они могли себе позволить содержать своих стариков. И были отсталые.
В Брянской области в начале 1960-х средний размер пенсии колебался от 2,4 рублей до 8,5 рублей — это из серии «лучше, чем ничего». В колхозе «Луч» в Подмосковье — от 10 до 30 рублей. В «Коммунистическом маяке» на Ставрополье — более 30 рублей, приводит данные историк Ольга Капустина.
А в некоторых колхозах пенсии и вовсе платили только тем, у кого не было родственников. Хуже того, в одной деревне жили люди, которым платили государственные пенсии — председатели колхозов, инвалиды войны, специалисты и механизаторы машинно-тракторных станций — и престарелые колхозники, имевшие шиш да маленько.
Как меняли пенсии колхозникам
Кажется невероятным, но у части колхозников после принятия хрущевского закона пенсия уменьшилась — государство оказалось менее щедрым, чем родной богатый колхоз. Предполагалось, что разницу доплатит хозяйство.
Доплачивали? Маловероятно — ведь теперь колхоз отчислял 4% в централизованный фонд, а до реформы — 2% в свой. Доплата потребовала бы снова изыскать деньги.
А другие колхозники пенсии и вовсе лишились — на какое-то время. Эта трагедия произошла там, где общим собранием установили колхозный пенсионный возраст, как у рабочих и служащих — то есть на 5 лет ниже, чем по хрущевскому закону. «Только в Старополье пенсий лишились 24 тыс. человек», — пишет Капустина.
В общем, остается удивляться великому терпению советских колхозников… Пенсионный возраст им, кстати, понизили до общесоюзного только с 1 января 1968 года — поклонники СССР и сегодня пишут об этом с большим пиететом: были ж, дескать, счастливые времена, когда его понижали.
Но «наказание» за сельскую жизнь сохранялось еще не один год. Так, до 1978 года колхозникам, имевшим подсобное хозяйство, пенсию уменьшали на 15%. А до 70 рублей минимальную пенсию для сельских работников повысили только к 1 ноября 1989 года.
В силу пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
подпункт «к» — служба в составе Вооружённых Сил СССР; при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда (подпункты «а» и «б» п.16), периоды указанные в подпунктах «к» (служба в составе Вооружённых Сил СССР) и «л» приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
На основании статьи 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ право на труд реализуется посредством прохождения ими военной службы; время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы.
Согласно статьи 94 Закона РСФСР от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 этого закона, периоды военной службы по призыву исчисляются в двойном размере. Указанное положение применяется с учетом Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 30 марта 1995 года № 1-4-У, по которому военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени её прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда период службы в составе Вооружённых Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Если период приравниваемой деятельности (службы в армии) относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то по действовавшему до 1 января 1992 года законодательству он включался в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях, поэтому и в настоящее время данный период подлежит включению в специальный стаж.
Таким образом, действовавшее в период прохождения гражданином службы в Советской Армии, правовое регулирование предусматривало возможность зачёта такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.