Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как с 11.02.2023 заполнять платежные поручения по налогам и взносам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предположим, что вам нужно перечислить платеж, который не входит в состав ЕНП, но которые администрирует ИФНС (например, НДФЛ с выплат иностранцам с патентом). Тогда обращайте внимание на заполнение этих полей.
Если формируете платежку вместо уведомления
Напомним, что с 2023 года организации и ИП должны сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах и взносах.
Уведомление об исчисленных суммах представляется по тем налогам и взносам, по которым по сроку уплаты еще не подается налоговая отчетность (п. 9 ст. 58 НК). Это ежемесячные платежи по НДФЛ и страховым взносам, авансовые платежи по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, по ЕСХН и налогу по УСН.
Однако в 2023 году – переходный период. Пока организации и ИП вправе вместо уведомлений направлять в ИФНС «старые» платежки по каждому налогу или взносам. Но заполнять их нужно по-особенному.
С 11 февраля 2023 года стало ясно, какие данные нужно внести в платежку-уведомление:
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК конкретного налога или взносов из 20 знаков, как в уведомлении. |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106», «108» и «109» | «0» (ноль). Если показать другое значение, в ИФНС сами решат принадлежность платежа. |
Поле 107 | Налоговый период из 10 знаков, 2 из которых – разделительные, их заполняем точкой («.») |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП уполномоченного территориального налогового органа – администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. |
Поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства и в скобках – наименование уполномоченного налогового органа, который администрирует источники финансирования дефицита федерального бюджета. |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа. |
Поле «101» | 02 |
В какую налоговую адресовать платеж
Место уплаты налогов, страховых взносов с введением в 2023 г. ЕНП не меняется:
Налог | Место уплаты (перечисления) | Норма НК РФ |
---|---|---|
Налог на прибыль |
в федеральный бюджет – по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям; в бюджеты субъектов РФ – по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений |
п. 1, 2 ст. 288 |
НДФЛ | по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения (исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения) | п. 7 ст. 226 |
Страховые взносы | по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц | п. 11 ст. 431 |
Транспортный налог | по месту нахождения транспортных средств | п. 1 ст. 363 |
Налог на имущество организаций |
по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости – по месту нахождения объекта недвижимого имущества; по объектам, облагаемым по среднегодовой стоимости – по месту нахождения организации; по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс (в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе обособленного подразделения); по месту нахождения объектов недвижимого имущества, находящихся вне адресов организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс |
п. 13 ст. 378.2, п. 3, 6 ст. 383, ст. 384, ст. 385 |
Земельный налог | по месту нахождения земельных участков | п. 3 ст. 397 |
Альтернативный вариант заполнения налоговых платежек в 2023 г.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ (пп. 12-14 ст. 4) устанавливает на 2023 г. следующие переходные положения:
- в течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (прим. – т.е. платежных поручений), на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности;
- налогоплательщики могут воспользоваться правом на представление в течение 2023 года уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации при условии, что ранее ими указанные уведомления в налоговые органы не представлялись;
- денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 НК РФ.
Получается, что при желании в 2023 г. вместо «классических» уведомлений, о которых речь шла в предыдущем разделе, можно направлять в налоговые органы «образы» платежных поручений в те же сроки, что и уведомления – до 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов – и в тех же случаях, т.е. если уплата происходит до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ.
Чтобы такая платежка дала налоговому органу все необходимые для распределения платежей сведения, в ней должны быть заполнены привычные нам реквизиты, идентифицирующие платеж.
Когда налогоплательщик, выбравший этот вариант коммуникации с налоговыми органами, собирается внести платежи в бюджет, он направляет в банк такие же платежки – по отдельности на каждый налог, авансовый платеж, страховые взносы с учетом места их уплаты, включая, естественно, и те, которые декларируются до уплаты, т. е. не требуют подачи уведомлений в виде распоряжений на перевод денежных средств в налоговые органы.
Это объясняет особенности заполнения отдельных реквизитов платежных поручений, предусмотренные на такой случай вышеназванным проектом Приказа Минфина:
Реквизит платежного поручения | Значение |
---|---|
Статус плательщика | «01» – налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ, представивший в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ |
наименование плательщика |
для юридических лиц – наименование юридического лица (его обособленного подразделения); для ИП, нотариусов, занимающиеся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав КФХ – фамилию, имя, отчество (при наличии); |
ИНН плательщика | ИНН налогоплательщика, чья обязанность по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов исполняется |
КПП плательщика | КПП подразделения, чья обязанность по уплате исполняется |
наименование получателя | 0 |
ИНН получателя | 0 |
КПП получателя | 0 |
банковские реквизиты получателя платежа | БИК и наименование банка, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета), номер счета получателя (номер казначейского счета) |
КБК | КБК конкретного налога, страховых взносов |
ОКТМО | код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора, страховых взносов и иного платежа |
основание платежа | 0 |
период | значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, 8 из которых имеют смысловое значение, а 2 являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Например, «МС.02.2023»; «КВ.01.2023»; «ГД.00.2023» |
номер документа – основания для перечисления налога | 0 |
дата документа – основания для перечисления налога | 0 |
назначение платежа |
Что значат поля в платежном поручении по страховым взносам
Пройдёмся по всем полям:
Про получателя | ||
16 | Получатель | УФК по субъекту РФ, ФНС по регистрации |
61 | ИНН получателя | Найти информацию можно на портале ФНС |
103 | КПП получателя | |
13 – 15, 17 | Банковские реквизиты получателя | |
Про плательщика | ||
8 | Наименование плательщика | |
9, 10 – 12 | Банковские реквизиты плательщика | |
43 | Печать плательщика, необязательна, если печати у организации нет | Если п/п подаётся электронно через банк-клиент, заполнение данных полей необязательно |
44 | Подписи лиц, указанных в банковской карточке подписей (директор, главбух) | |
60 | ИНН плательщика | |
101 | Статус плательщика | 01 — юрлица, 09 — ИП |
102 | КПП плательщика | головной организации или обособленки, в зависимости от того, кто платит |
105 | ОКТМО плательщика | Ошибочно мнение, что при «переезде» взноса из Фонда в ФНС ОКТМО изменится. Нет, он остаётся прежним, т.к. это идентификатор плательщика, а не получателя. |
Про платёж | ||
3 | Номер п/п, присвоенный плательщиком | Нумерация начинается либо каждый день, либо продолжается в течение месяца. |
4, 62, 71 | Даты, составления п/п, поступления в банк, исполнения | Обычно совершается одним днём |
5 | Вид/форма направления платежа – срочно, почтой и т.п. | Можно не проставлять, если платёж идёт через клиент-банк |
6, 7 | Сумма перечисления прописью и в цифровом формате | |
18 | Вид операции | Перечисление средств по поручению — код 01 |
19, 20 и 23 | Без требования банка надо оставлять поля пустыми | |
21 | Очерёдность платежа | |
22 | Предназначено для указания кода УИН | ставится «0», кроме случаев когда ФНС в требовании об уплате указывает конкретный УИН |
24 | Подробное назначение платежа – что, куда, сколько, за какой период | |
104 | КБК платежа | Новые КБК по взносам содержатся в приказе Минфина России от 07.12.16 № 230н |
106 | Основание (период) платежа | ТП – текущие платежи, за этот год, ЗД – выплата задолженности |
107 | Указывается период, за который перечисляются взносы, – месяц, квартал, год. | |
108 | Для направляемых в срок соцвзносов ставьте «0» | |
109, 110 | Значения полей для взносов = «0» |
Что делать, если была допущена ошибка
Расчетные документы с разными статусами плательщика сотрудники налоговой службы разносят на разные лицевые счета. Если поле «101» будет заполнено неправильно, то деньги зачислятся в счет другого платежа, по которому у отправителя может и не быть долга, при этом «нужный» платеж останется непогашенным.
Например, если юридическое лицо при переводе налоговых отчислений за своих сотрудников укажет код «01», то у фирмы в качестве налогоплательщика возникнет переплата, а в роли налогового агента – недоимка, на которую будут начислены пени и штрафы.
Важно: неверное обозначение статуса плательщика при заполнении платежного поручения относится к некритическим ошибкам, за исключением перечислений НДС и НДФЛ. В остальных случаях главное верно указать код бюджетной классификации и назначение платежа.
Ошибка может быть замечена самим плательщиков или налоговой службой.
Как определить значение бюджетникам?
Единая система идентификации поля 101 в платежках установлена на законодательном уровне. Чиновники в приложении №5 к Приказу Минфин №107н от 12.11.13 перечислили общие правила заполнения поля.
В поле 101 составитель платежки должен указать специальный код, который соответствует виду платежа, категории плательщика и получателя перечисляемых средств. Ключевые значения для бюджетной организации указаны в таблице.
Статус |
Назначение |
Пример |
---|---|---|
01 |
Уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, которые администрирует ФНС |
При перечислении взносов ОМС, ОПС или ВНиМ |
02 |
Расчеты по налоговым обязательствам, в случаях, когда компания выступает налоговым агентом |
Расчеты с бюджетом по НДФЛ, уплата НДС налоговым агентом |
08 |
Расчеты с бюджетом, за исключением налоговых обязательств, подконтрольных ФНС |
Плата взносов в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний |
Не заполнять |
Расчеты с контрагентами, в том числе с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с персоналом и внештатными работниками |
Перечисление заработной платы, зачисление аванса по договору поставки, окончательный расчет за услуги сторонних компаний |
Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?
Статус (лат. status) — означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.
Статус плательщика — это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.
Статус плательщика (101) — указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)
В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101. А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.
Как провести платеж через Сбербанк Онлайн
Для правильной оплаты услуг при использовании систем онлайн-платежей следует разбираться в основных правилах заполнения платежных поручений.
Пользователи нередко задаются вопросом, что такое статус плательщика в Сбербанк Онлайн. При интуитивной простоте платежной системы СБ самое сложное для лица, выполняющего платеж, решить, какой именно присвоить себе статус.
Справа наверху в платежке есть небольшое поле для двух цифр, которые определяют статус плательщика. Слева размещаются дата совершения платежа и сумма. Ниже следуют:
- информация о плательщике;
- ИНН – идентификационный номер налогоплательщика, у физических лиц появился с 1999 года (от номеров организаций и частных предпринимателей отличается количеством цифр – номер физического лица, обычного налогоплательщика, состоит из 12 знаков, юридическим лицам присваиваются десятизначные номера);
- номер счета;
- КПП – этот идентификатор получают только организации, ИП и физические лица в эту графу не вносят ничего (расшифровка кода – код причины постановки на учет в налоговом учреждении);
- банк, с чьей стороны идет платеж, БИК, счет;
- банк, куда идет оплата, его БИК, счет;
- данные об организации, получающей оплату: ИНН, КПП, за какой период производится оплата, для чего производится платеж;
- номер платежного документа, дата его оформления, тип.
Это перечень данных, которые необходимы для заполнения платежки, которая выдается для оплаты через отделение. Все данные получателя платежа следует собрать заранее, обычно это не представляет проблемы. Эти данные организация, которой предназначены деньги, предоставляет по первому требованию — их можно получить на электронную почту или на телефон.
Верно указываем статус в платежных поручениях в 2021 году
С 17 июля 2021 года начнет действовать правило заполнения платежного поручения, когда работодатель вычитает из зарплаты работника деньги в счет погашения задолженности перед бюджетом и переводит удержанную сумму в бюджет.
В платежном получении в поле «ИНН плательщика» нужно указывать не ИНН компании, а ИНН работника. Это изменение тоже предусмотрено приказом Минфина от 14 сентября 2020 г. № 199н.
Погашение задолженности по прошлым периодам – поля 106, 108, 109
С 1 октября 2021 года вводятся изменения в порядок указания информации при погашении задолженности по истекшим периодам (тоже приказ Минфина от 14 сентября 2020 г. № 199н).
До 1 октября 2021 года в поле 106 «Основание платежа» платежного поручения можно указывать одно из следующих значений:
- «ТР» — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);
- «ПР» — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
- «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
- «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу;
- «ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов).
Согласно изменениям, значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР» в поле 106 больше указывать не нужно. Остается единое для всех перечисленных случаев значение, которое нужно проставлять в поле 106 — «ЗД».
А коды «ТР», «ПР», «АП» и «АР» переходят в поле 108 «Номер документа».
Например, если деньги перечисляются на основании требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов), в поле 108 пишут сначала ТР и далее без пробела номер требования на 13 знакомест. Если это исполнительный документ (исполнительное производство), то в поле 108 в аналогичном порядке пишут АР и номер документа и т. д.
В поле 109 «Дата документа основания платежа» нужно будет указывать даты документов, на основании которых перечисляются деньги (требование, решение и т. д.).
- Правила заполнения платежных поручений
- Изменения в КБК
- Заполнение реквизитов банка Федерального казначейства по классификатору БИК
- Платежи в бюджет на казначейские счета с 01.01.2021
- Изменение статуса плательщика и оснований платежа при перечислении в бюджет с 01.10.2021
- Прочие платежи контрагентам-бюджетникам
Как заполнять налоговые платежки с учетом изменений 2021 года?
Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.
Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:
- 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
- 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
- 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
- 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
- 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
- 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
- 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
- 08 — указывается юрлицом, ИП, нотариусом, адвокатом, главой фермерского хозяйства, которые переводят денежные средства в уплату страховых взносов и иных платежей в российскую бюджетную систему;
- 09 — указывается ИП (при уплате различных налогов, например, при ОСН, УСН, ЕНВД);
- 10, 11, 12 — указывается соответственно нотариусами, адвокатами, фермерами (также при уплате налогов);
- 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом;
- 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
- 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
- 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
- 18 — указывается плательщиком таможенных сборов, обязанным уплачивать их в силу закона, но не являющимся декларантом;
- 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
- 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
- 21, 22 — указывается ответственными участниками, входящими в состав консолидированных групп плательщиков и обычными участниками соответственно;
- 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
- 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ;
- 25 — указывается банками-гарантами при формировании распоряжений в процессе возврата НДС, при уплате акцизов;
- 26 — указывается учредителями фирмы-должника, собственниками имущества унитарного предприятия, а также третьими лицами, намеревающимися взыскать долг с соответствующей фирмы в процессе банкротства.
ФСС РФ в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал плательщикам взносов указывать в платежных документах статус 08, подтверждая этим норму, указанную в положениях приказа № 107.
Таким образом, в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в поле 101 указывается значение 08 в отношении всех категорий страхователя.
Что такое статус плательщика в Сбербанк Онлайн
На базе распоряжения ЦБ с 2012 г. определение реквизитов не используется в сфере современного банковского делопроизводства: его предложили заменить термином «статус лица». Статус налогоплательщика — это специфичное правовое положение объекта, который заполняет расчетные бумаги на денежный перевод в бюджет РФ. Данное правовое положение выражено специальным кодом, а сам инструмент заменяет собой идентификатор плательщика услуги.
Благодаря статусу уже определяются операции, которые касаются проведения платежек или перечисления средств в госказну (налогов и сборов). Для этих целей выделено специальное окошко в типичном бланке документа для оплаты госпошлин и постоянных взносов, где следует поставить цифровой код от 01 до 26 для пополнения счета в Сбербанке.
Код | Статус налогоплательщика |
---|---|
01 | Юридическое лицо — налогоплательщик (плательщик сборов) |
02 | Налоговый агент |
03 | Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
04 | Налоговый орган |
05 | Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы |
06 | Участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо |
07 | Таможенный орган |
08 | Плательщик — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
09 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель |
10 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — нотариус, занимающийся частной практикой |
11 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
12 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
13 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — иное физическое лицо — клиент банка (владелец счета) |
14 | Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам |
15 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков — физических лиц |
16 | Участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо |
17 | Участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель |
18 | Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей |
19 | Организации и их филиалы (далее — организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника — физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке |
20 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
21 | Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
22 | Участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
23 | Органы контроля за уплатой страховых взносов. |
24 | Плательщик — физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
25 | Банки — гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. |
26 | Учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. |
Коды статусов плательщика на 2021 год
По сентябрь 2021 года включительно действуют следующие значения:
- «01» — налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо;
- «02» — налоговый агент;
- «06» — участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — юридическое лицо;
- «08» — плательщик — юридическое лицо (ИП, адвокат, нотариус, глава фермерского хозяйства), перечисляющий средства в бюджетную систему кроме налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами;
- «09» — ИП, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «10» — нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «11» — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «12» — глава крестьянского (фермерского) хозяйства, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «13» — физическое лицо, уплачивающее налоги, сборы за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «16» — участник ВЭД — физическое лицо;
- «17» — участник ВЭД — ИП;
- «18» — плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом;
- «19» — организации и их филиалы, перечисляющие средства, удержанные из заработной платы (дохода) должника — физлица в счет погашения задолженности по платежам в бюджет на основании исполнительного документа;
- «21» — ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков (КГН);
- «22» — участник КГН;
- «24» — плательщик — физлицо, перечисляющий средства в уплату сборов, страховых взносов, администрируемых ФСС, и иных платежей в бюджет (кроме сборов за совершение налоговыми органами юридически значимых действий и иных платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами);
- «28» — участник ВЭД — получатель международного почтового отправления.
Начиная с 1 октября 2021 года, значения «09», «10», «11» и «12» использовать нельзя. Для всех физических лиц (включая ИП, адвокатов и проч.) останется единое значение — «13» (см. «Как заполнять платежки по налогам и взносам в 2021 году: не пропустите важные новшества»).
Что может понадобится указать
Во время заполнения стандартной формы документа проблемы вызывает как раз графа российского плательщика (2 цифры КПП или попытка ввести число 14) в Сбербанк Онлайн. С подобными налогоплательщиками ФНС вынужден проводить параллельную работу, направленную на дополнительное уточнение их положения — из-за этого процесс обработки заявки на платеж может затянуться. При совершении очередной проверки не нужно предоставлять дополнительные бумаги, но придется собрать такую информацию, как:
- дата (или период), сумма, вид и назначение (часто выдаются по запросу организацией);
- сведения о выбранном получателе (ИНН, ОКАТО, КПП плательщика физического лица);
- номер платежки и реквизиты (БИК отечественного банка и его полное название).
На территории России статус действующего плательщика — главный из центральных элементов документооборота, который помогает налоговым органам в кратчайшие сроки идентифицировать физическое лицо или компанию, регулярно осуществляющую финансовые операции в адрес государственного бюджета. Безошибочная фиксация собственного статуса даст возможность сократить количество недоимок по оплате и крупных штрафов.
Какие бывают статусы и коды
С 2021 года выделяют шесть статусов налогоплательщиков, каждому из которых присваивается код.
Таблица 1. Коды, присваиваемые в зависимости от статуса налогоплательщика
Код | Статус |
Код 1 | Ставится в случае, если физическое лицо является резидентом страны. |
Код 2 | Физлицо резидентом не является. |
Код 3 | Специалист высокой квалификации, также резидентом не является. |
Код 4 | Участник государственной программы по возвращению на родину соотечественников. Нерезидент России. |
Код 5 | Беженец-нерезидент. |
Код 6 | Гражданин другой страны, работающий на территории Российской Федерации на основании патента. |
При составлении договора будет нелишним в преамбуле указать, что исполнитель является налогоплательщиком налога на профессиональный доход. Таким образом уже из шапки договора будет понятно, что никаких взносов компания-заказчик за этого исполнителя платить не будет.
Если же плательщик НПД — это действующий индивидуальный предприниматель, то обычно в договоре не указывают применяемый им режим налогообложения.
Иногда может возникнуть такая ситуация, когда договорные отношения с ИП длятся уже давно, но в процессе он решил сменить режим налогообложения и перешел на НПД. У заказчиков возникает вопрос, что делать с договором — перезаключать его или составлять доп.соглашение?
ФНС, рассматривая такую ситуацию, успокаивает: ничего делать не надо. Заключение нового договора может потребоваться, если до применения НПД предприниматель был на общем режиме, являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала НДС. Тогда для урегулирования цены можно заключить новый договор или допник.
Если после перехода исполнителя-ИП на НПД существенные условия договора не изменились, заключать новый договор или вносить изменения в уже существующий не требуется.