Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в законах и налогах: что изменится с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицо, получившее в дар объект недвижимости обязано уплатить НДФЛ. Данная обязанность обеспечивается поправками в Налоговый Кодекс, которые вступают в силу с января 2022 года. При этом в качестве налоговой базы берется кадастровая стоимость объекта, которая действовала на момент регистрации права собственности.
Чтобы получить льготу, нужно подать заявление в налоговый орган. Это необязательное требование — налоговая сама проверит, нет ли у гражданина права на льготу.
«Граждане, имеющие право на налоговую льготу, могут не направлять заявление. Тогда льгота предоставляется им на основании имеющихся у налогового органа сведений, в том числе полученных им по запросу. В этом случае льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога», — отметил Степан Хантимиров.
Так что, если гражданин хочет выбрать объект налогообложения, на который будут распространяться льготы, уведомление лучше подать. К тому же подача заявления ускорит проверку. Заявление подается не позднее 31 декабря текущего года. К нему нужно приложить документы, которые подтверждают право на получение льготы (например, удостоверение инвалида), и документы на облагаемое налогом имущество.
Ндфл при списании безнадежного долга физического лица. изменения с 01 января 2020 г
- Если физическое лицо получило кредит в организации и своевременно не вернуло его, а потом и вовсе сумма долга была признана безнадежной, то у физического лица возникает доход (экономическая выгода) в виде экономии на расходах по погашению долга.
- Задолженность признается безнадежной, когда истекает срок исковой давности, а срок исковой давности составляет три года с момента, когда задолженность должна была бы быть погашена.
- Таким образом, получается, что если задолженность через три года не погашена, то у организации возникает безнадежный долг, подлежащий списанию, а у физического лица – доход.
Физическое лицо может быть взаимозависимым по отношению к организации, а может и не являться таковым.
Признаки взаимозависимых лиц перечислены в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Это учредители, с долей участия более 25% и другие лица по пункту 2 статьи 105.1 НК РФ.
В том случае, если физическое лицо является взаимозависимым, то датой фактического получения дохода, в виде экономии на расходах по погашению долга, является дата списания безнадежного долга с баланса организации – подпункт 5 пункта 1 статьи 223 НК РФ.
Если физическое лицо не является взаимозависимым, то получается, что дата фактического получения дохода отсутствует при списании долга с баланса организации и пока физическое лицо не подпишет какой-либо документ, свидетельствующий о прекращении долга, доход будет отсутствовать, а значит и НДФЛ начислять не нужно.
С 01 января 2020 года в подпункт 5 пункта 1 статьи 223 НК РФ внесены изменения, согласно которым дата фактического получения дохода – это дата прекращения обязательств из-за признания долга безнадежным. При этом, взаимозависимое лицо это или нет, значения не имеет.
Однако статья 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению», дополнена пунктом 62.1, согласно которому налогоплательщик освобождается от налогообложения НДФЛ при списании безнадежного долга, от уплаты которого налогоплательщик полностью или частично освобождается при выполнении обоих нижеперечисленных условий:
- Налогоплательщик не должен быть взаимозависимым лицом и не должен состоять с кредитором в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства;
- Такие доходы не являются материальной помощью, либо формой встречного исполнения организацией или ИП обязательств перед налогоплательщиком.
Пункт 62.1 статьи 217 НК РФ вступает в силу с 01 января 2020 года.
Оказываем бухгалтерские Услуги организациям и ИП — оставьте заявку на сайте, или узнайте стоимость по телефону: (495) 661-35-70!
Срок уплаты налог на прибыль и авансовых платежей останется неизменным – это касается, как налога за год, так и ежемесячных и ежеквартальных платежей.
Но декларацию следуют предоставлять в налоговые органы теперь до 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Вид декларации |
Срок |
Декларация по налогу на прибыль за год |
Не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) |
Декларация по налогу н прибыль за отчетный период (квартал) |
Не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом |
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Что такое налог на имущество: кто и за что должен его платить
Налог на имущество физлиц — это ежегодная плата государству за владение недвижимым имуществом. Налог на недвижимость начинает начисляться с момента получения объекта в собственность — в день регистрации собственности в Росреестре после покупки, например, парковочного места начнутся исчисления.
Налог рассчитывает налоговая инспекция, которая во второй половине года начисляет плату за владение объектами в прошлом отчетном периоде. После этого собственнику направляется уведомление в личный кабинет на сайте ФНС и письмом по месту регистрации.
Если вы владеете объектом не целиком, а только его частью, налог будет исчисляться пропорционально доле владения. Если вы не пользуетесь своим имуществом, например живете в другом городе, а квартира простаивает, для инспекции это не имеет значения. Налог все равно будет начисляться вне зависимости от жизненной ситуации.
Какие вычеты действуют при расчете налога на имущество физлиц
Совсем не облагается имущественным налогом следующая недвижимость:
— менее 50 кв. м, если вы владеете жилым домом;
— менее 20 кв. м, если вы владеете квартирой;
— менее 10 кв. м, если вы владеете комнатой.
На каждый объект недвижимости — один налоговый вычет. При этом неважно, сколько собственников и относятся ли они к льготной категории.
Кадастровая стоимость недвижимости в налоговом уведомлении, которое вы получаете по почте или в личном кабинете на сайте, уже уменьшена на кадастровую стоимость налогового вычета.
Тип объекта
Размер вычета
Для дома
50 кв. м
Для квартиры или части дома
20 кв. м
Для комнаты или части квартиры
10 кв. м
Многодетные семьи получают дополнительный вычет. На каждого несовершеннолетнего ребенка:
— по комнате, квартире или ее части — 5 кв. м;
— по жилому дому или его части — 7 кв. м.
При расчете учитывается также и длительность владения недвижимостью: если она находится во владении меньше года, налог пропорционально уменьшается. Коэффициент периода владения — это число, полученное в результате деления количества месяцев владения объектом на 12. Если имущество приобретено до 15 числа месяца, он учитывается, если после — нет.
В итоге налог на имущество физлиц равен кадастровой стоимости (Б), умноженной на ставку налога (С), на коэффициент периода владения имуществом (КПВ) и на размер доли собственности (Д). Формула расчета налога выглядит так:
Налог на имущество = Б × С × КПВ × Д
Пример расчета налога на недвижимое имущество
Приведем пример расчета налога на реальную двухкомнатную квартиру площадью 73,1 кв. м в городе Альметьевске, Республика Татарстан. Кадастровая стоимость всего объекта — 1 млн 905 тыс. 725 рублей. Кадастровая стоимость 1 кв. м составит 26 тыс. 70 рублей.
Вычитаем из облагаемой стоимости цену 20 «квадратов» в квартире, применяя налоговый вычет для полной доли в квартире, получаем 1 млн 384 тыс. 317 рублей. Именно с этой суммы рассчитывается налог для единоличного собственника указанной квартиры.
Налоговая ставка на любые квартиры в Альметьевске выше базовой и составляет 0,2%.
Таким образом, за 2021 год собственник должен будет заплатить следующий налог на имущество:
1 млн 384 тыс. 317 рублей × 0,2% = 2 769 рублей.
Если собственник владел квартирой неполный год, то в расчет добавляется коэффициент периода владения, а если у него лишь доля в квартире, то и этот коэффициент. Усложним пример: скажем, в июне половину квартиры приобрел другой собственник. Тогда его расчет будет выглядеть так:
Кадастровая стоимость для расчета, руб.
Ставка налога, %
Коэффициент владения имуществом
Размер доли собственности
Конечный налог, руб.
1 млн 384 тыс. 317
Остается прежней: вычет сохраняется и за долю в квартире
0,2
Это ставка, которую определил муниципалитет города Альметьевска
0,5
Новый собственник приобрел долю до 15 июня, поэтому КПВ составит 6/12. Если бы сделка была после 15 числа, то расчет начался бы с июля.
0,5
Это второй собственник, соответственно, его доля 1/2
692
Москва. 14 декабря. ИНТЕРФАКС — В Москве принят закон, согласно которому вводится новая льгота; она позволяет снизить в три раза налог на имущество физических лиц с нежилых объектов, не используемых в торгово-офисной деятельности, сообщила руководитель департамента экономической политики и развития города Мария Багреева.
«Мосгордума приняла закон, предусматривающий введение в Москве новой льготы, снижающей в три раза налог на имущество физических лиц с нежилых объектов, не используемых в торгово-офисной деятельности», — сказала Багреева, ее слова привели в пресс-службе профильного департамента.
В пресс-службе отметили, что, согласно действующему законодательству, физические лица уплачивают налог на имущество с нежилых объектов по ставке 0,5%, кроме случаев, когда объект недвижимости используется в целях торговли или размещения офисов — тогда налог платится по ставке 1,5%.
В Москве торгово-офисное использование объекта устанавливается Госинспекцией по недвижимости путем выезда на объекты и визуального осмотра, а также по вывескам, рекламным плакатам и прочим внешним признакам, если комиссии не был предоставлен доступ внутрь помещения.
Багреева отметила, что, если для нежилого объекта была установлена ставка налога на имущество физлиц в 1,5%, но он не используется для торгово-офисных целей, его собственник может обратиться за повторным обследованием в межведомственную комиссию при департаменте экономической политики и развития Москвы. Срок такого обращения — до 31 марта года, за который рассчитывается налог.
Однако на практике физические лица узнают, что объект облагается по ставке 1,5%, только из налогового уведомления, которое поступает уже после окончания этого года. К тому моменту исключить недвижимость из перечня торгово-офисных объектов уже нельзя, пояснила глава департамента.
Если не оплатить налог вовремя
Если не оплатить налог вовремя, можно получить штраф. А если продолжить игнорировать требования налоговой, ситуация может дойти до суда. Пени рассчитываются по формуле: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от суммы долга. Оба параметра — на каждую конкретную дату, то есть сумма пересчитывается ежедневно, пока не будет погашена задолженность.
«В случае неуплаты налога в добровольном порядке применяются нормы принудительного взыскания. Также должнику на сумму неоплаченных денежных средств подлежат начислению штрафные санкции», — предостерегает Анна Жолобова из коллегии адвокатов «Регионсервис».
Но сначала налоговая должна прислать требование о погашении долга, где указывается срок оплаты. Если в этот срок платеж не поступает, налоговики могут обратиться в суд — дальше дело уже может дойти до взыскания через судебных приставов.
В самых запущенных случаях может быть наложен запрет на выезд за границу (при сумме долга от 30 тыс. руб.), по суду также могут удерживать средства из зарплаты.
«Важно не забывать об оплате и, если в начале ноября на руках еще нет налогового уведомления, стоит проверить информацию в личном кабинете на сайте ФНС или лично в отделении налоговой. Иногда бывает, что, например, из-за человеческого фактора почта не приходит вовремя, но это не избавляет собственников от обязанности оплатить налог до 1 декабря включительно», — советует Мария Ромчанова.
Haлoг считается так:
кaдacтpoвaя cтoимocть имyщecтвa — нaлoгoвый вычeт* кoэффициeнт пepиoдa влaдeния* дoля влaдeния* стaвкa
Для квартиры в Москве площадью 33 кв. м и кадастровой стоимостью 8 млн руб. с единственным собственником, который владеет ею больше года, расчеты будут такими:
налогооблагаемая площадь: 33 кв. м — 20 кв. м (налоговый вычет для квартир) = 13 кв. м
кадастровая стоимость 1 кв. м: 8 млн руб. / 33 кв. м = 242,4 тыс. руб.
кадастровая стоимость налогооблагаемой площади: 242,4 тыс. руб. * 13 кв. м = 3,15 млн руб.
При владении больше года и единственном собственнике сумма налога: 3,15 млн руб. *0,1% (ставка для квартир в Москве с кадастровой стоимостью до 10 млн руб.) = 3150 руб. в год.
Информация Федеральной налоговой службы от 3 марта 2021 г. “Об основных изменениях по налогу на имущество физлиц с 2021 года”
Обзор документа
С 2021 года не производится определение налоговой базы по налогу на имущество физлиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства. Таким образом, во всех субъектах РФ завершился переход к применению в качестве налоговой базы кадастровой стоимости. Для расчета налога за 2020 год инвентаризационная стоимость применяться не будет.
В регионах, где налоговый период 2020 года является первым, вторым или третьим с начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, для расчета налога будет использован коэффициент 0,2, 0,4 и 0,6 соответственно. Для субъектов РФ с третьего года применения кадастровой стоимости налог рассчитывается с коэффициентом десятипроцентного ограничения роста, за исключением случаев, указанных в п. 8.1 ст. 408 НК РФ.
Ранее при обращении с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет его суммы производился не более чем за три налоговых периода, предшествующих году обращения. После вступления в силу Федерального закона от 23.11.
2020 N 374-ФЗ отменены условия, ограничивающие количество периодов, за которые может проводиться такой перерасчет. Теперь налоговая льгота применяется с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на её реализацию.
С 2021 года установлена процедура рассмотрения налоговым органом заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения.
По его результатам налоговый орган направляет заявителю уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением такого объекта с указанием основания прекращения исчисления налога, либо сообщение об отсутствии оснований для прекращения его исчисления с указанием причин отказа.
Кроме того, с 2021 года установлен понижающий коэффициент, применяемый при расчете налога начиная с 2020 года.
Так, для объекта, образованного начиная с четвертого года применения в регионе в качестве налоговой базы кадастровой стоимости, сумма налога подлежит уплате с учетом коэффициента 0,6 применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта.
Правило не применяется при исчислении налога для объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также предусмотренных абзацем 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ. Исключение — гаражи и машино-места, расположенные в таких объектах налогообложения.
Льготы по налогу на имущество
Необходимо знать, что существуют льготы по налогу на имущество. Для того чтобы получить льготы, необходимо, чтобы имущество использовалось в личных целях, а не в коммерческих. Льготы распространяются только на один объект каждого вида недвижимости. Например, если у человека две квартиры, то льгота будет распространяться только на одну квартиру, а если у него квартира и комната, то у него будут две льготы и на квартиру и на комнату. Для получения льготы необходимо написать заявление в налоговый орган. От налога на имущество освобождаются следующие категории лиц:
Дети инвалиды |
Инвалиды 1 и 2 группы |
Инвалиды с детства |
Герои Советского Союза |
Герои России |
Участники ВОВ |
Члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца |
Пенсионеры |
Военнослужащие и уволенные из армии |
Родственники военнослужащих и госслужащих, которые погибли при исполнении служебного долга |
Россияне, выполнявшие государственный долг в Афганистане и др. странах |
Лица, подвергшиеся радиации при катастрофе в Чернобыле, на Семипалатинском полигоне, на ПО «Маяк» |
Лица, принимавшиеся участие в ядерных испытаниях |
другие категории лиц в соответствии с российским законодательством |
Полный список приведен в статье 407 налогового Кодекса РФ. В 2023 году у лиц предпенсионного возраста будут налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц. Это сказано в законе № 378 от 30.10.2023. По налогу на имущество физических лиц льготой будет освобождение от уплаты налога по одному объекту определённого вида имущества.
Несколько слов об инвентаризационной стоимости имущества
И наконец, скажем о самой инвентаризационной стоимости имущества, которая определяется как восстановительная стоимость за минусом физического износа. Оценка производится на 1 января каждого года. Во исполнение положений Закона Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства издало Приказ от 04.04.1992 N 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности».
Показатель «восстановительная стоимость» учитывает качественные характеристики помещений, в том числе кубатуру (строительный объем) помещений, наличие подвальных помещений и мансард, материалы, из которых изготовлены стены и кровля, характеристики фундамента и перекрытий, показатели благоустройства зданий (наличие коммунальных услуг). По специальным методикам, разработанным органами Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ, конструктивные элементы оцениваются по восстановительной стоимости и в соответствующих долях формируют стоимость здания в целом. Ориентировочно, в качестве пояснительного примера: доля фундамента составляет 5 — 8%, стен и перекрытий — 29 — 43%, кровли, полов, окон и дверей — 21 — 23%, инженерного оборудования — 10 — 11%, отделки и прочих элементов — 17 — 34% (Постановление Губернатора Ленинградской области от 02.07.2002 N 127-пг «Об утверждении показателей восстановительной стоимости и коэффициентов потребительских качеств при определении инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ленинградской области»). Кроме этого, оценивается этажность, оборудование санитарных узлов квартир, архитектурные дополнения, планировка и отделка, а также техническое состояние квартиры. На местах вопросами переоценки занимаются соответствующие службы (бюро технической инвентаризации) исполнительных органов власти территориальных образований, обязанность на которых возложена Распоряжением Правительства РФ от 12.03.1992 N 469-р.
Как уже было указано, переоценка строений производится ежегодно, а налоговые зоны имущества остаются по-прежнему на уровне 1999 г. Это приводит к перекосам в виде непропорционально возрастающего налога на имущество. Доказательством тому служат обращения граждан в суды по поводу исчисленных налоговыми органами налогов на имущество. Например, Верховным Судом РФ (Определение от 18.01.2006 N 60-Г05-14) разбирался вопрос правомерности расчета восстановительной стоимости недвижимого имущества в Камчатской области. Гражданин был не согласен с оценкой, данной его квартире после переоценки 2005 г. с применением коэффициента восстановительной стоимости 10 к уровню цен 1991 г. В результате у гражданина повысилась ставка налога (до 0,3%), и данное увеличение налога вследствие переоценки гражданин посчитал незаконным. Жалоба не была удовлетворена, так как никаких нарушений порядка проведения переоценки суд не усмотрел.
Также было отказало в удовлетворении жалобы (Определение от 25.04.2002 N 1-Г02-27) гражданину, когда в результате переоценки 2001 г. в Архангельской области многократно возросла налоговая нагрузка (более чем в 9 раз). Заявитель просил признать незаконным Постановление Администрации Архангельской области от 10.05.2001 N 226 «Об инвентаризации и переоценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, и коэффициенте переоценки на 2001 год» в части утверждения коэффициента 20,0 на 2001 г.
Вышеупомянутое Определение КС РФ N 493-О было принято во исполнение рассмотрения жалобы, суть которой сводилась к оспариванию порядка определения инвентаризационной стоимости и применяемой ставки налога на имущество. В жалобе заявитель пытался доказать, что налоговая база Законом не определена. Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку положения Закона соответствуют ст. 53 НК РФ, дающей определение налоговой базы. Как и в предыдущем случае, заявитель столкнулся с непропорционально возросшей суммой налога (вследствие применения более высокой ставки налога), что и породило судебное разбирательство.
Аналогичное более раннее Определение КС РФ от 21.12.2004 N 473-О касается рассмотрения вопроса, в котором заявитель указал, что бремя налога на имущество в результате определения инвентаризационной стоимости на физических лиц выше, чем на юридических лиц. Кроме того, инвентаризационная стоимость его имущества по данным БТИ превысила рыночную стоимость по данным независимого оценщика, что также подтверждает излишнее налоговое бремя. Суд оставил заявление без удовлетворения.
Актуальность темы. Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства неразрывно связан с множеством трудностей. Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна.
В России в начале 2000х годов была проведена налоговая реформа, которая своей целью ставила создание принципиально новой (для страны), понятной и упорядоченной системы налогообложения. Осуществлению этой цели сопутствовала разработка и принятие первой, а потом и второй частей Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому надо понимать, что налоговая система в России в том виде, в котором она существует сейчас, действует только около 10 лет. В связи с этим она постоянно претерпевает всевозможные изменения, направленные на повышение ее эффективности. При этом стоит отметить, что налогообложение физических лиц играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджетов всех уровней, а так же выполняет важную социальную функцию, которая заключается в перераспределении доходов населения.
Построить идеальную систему налогообложения, как и любую другую систему, вряд ли возможно, но к этому надо стремиться – с помощью внесения всевозможных поправок, дополнений в Налоговый кодекс, а иногда и пересмотра подхода к конкретному налогу в целом. Актуальность темы исследования обусловлена недостаточностью разработок по совершенствованию налогообложения физических лиц в России.
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение перспектив совершенствования каждого из действующего на данный момент налога, взимаемого с физических лиц, в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучение понятийного аппарата;
- изучение исторического аспекта, связанного с освещением ранее применяемых налогов с физических лиц в РФ;
- разработка перспектив по совершенствованию налогообложения физических лиц в РФ.
Предметом исследования является процесс совершенствования налогообложения физических лиц в России.
Объектом исследования является налоги, уплачиваемые физическими лицами. К числу таких налогов можно отнести: налог на доходы физических лиц, государственную пошлину, транспортный налог, земельный налог, а так же налог на имущество.
Глава 1. Основные аспекты и ретроспектива налогообложения физических лиц
Согласно Налоговому кодексу РФ, под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
В основу налогообложения физических лиц, как и в основу налогообложения в целом, заложена фискальная функция, суть которой сводится в пополнению бюджетов всех уровней, а так же социальная функция – задача которой заключается в перераспределении доходов населения.
Налогообложение физических лиц в различных странах базируется, с одной стороны, на обязательном участии каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов – так реализуется принцип всеобщности охвата налогами, с другой стороны, на обеспечении государством населению определенного набора общественно полезных товаров, работ и услуг. Государство не должно лишать плательщика платежеспособности и в целях удовлетворения своих фискальных потребностей обязательно должно анализировать возможные социальные последствия снижения или повышения налогов с граждан.
На протяжении 20 века в России сменилось большое количество налогов, они никак не были систематизированы, зачастую взимались в натуральной, а не денежной форме и их главной целью была не фискальная функция, а использование налогов правительством в своих социально-политических целях.
Так в Советском союзе в 70е годы с физических лиц взималось 9 налогов, некоторые из которых соответствуют тем налогам, которые в настоящее время взымаются с физических лиц:
1) Подоходный налог
Подоходный налог с населения был введён декретом от 16 ноября 1922 в сочетании с поимущественным под общим названием подоходно-поимущественного налога (в начале 1921 года взимание существовавшего до этого Подоходный налог было прекращено), который в 1924 был преобразован в Подоходный налог. Налог исчисляется по ставкам, дифференцированным по группам плательщиков и размеру дохода. Различают 5 основных групп плательщиков: рабочие, служащие и приравненные к ним по обложению налогом лица; литераторы и работники искусства; лица, занимающиеся частной практикой (врачи, преподаватели и др.); кустари; др. лица, получающие доход от работы не по найму. Ставки Подоходный налог прогрессивные: более низкие для первой и наиболее высокие для последней группы плательщиков. Максимальная ставка налога с заработной платы рабочих и служащих — 13% (при заработной плате свыше 100 руб. в месяц). Для отдельных категорий плательщиков Подоходный налог установлены значительные льготы. От уплаты налога освобождены низкооплачиваемые трудящиеся (необлагаемый минимум заработной платы рабочих и служащих 60 руб., для отдельных районов — 70 руб. в месяц); с 1973 снижаются ставки налога в среднем на 35,5% с рабочих и служащих, получающих заработную плату от 71 до 90 руб. в месяц, в районах, где минимум заработной платы 70 руб. в месяц
С 1990-2000 годы законодательство в этом вопросе пересматривалось чуть ли не каждый год. При этом подоходный налог оставался прогрессивным и ставка была комбинированной, т.е. по каждому промежутку заработной платы была установлена твердая валюта, а с превышения верхнего предела этого отрезка было необходимо уплатить процент с превышения, и чем больше были доходы граждан, тем больше была твердая ставка и процент с превышения. Шкала была то 4х ступенчатая, то 7ми ступенчатая, то3х ступенчатая, но суть ее не менялась.
В 1999 была попытка сделать шкалу подоходного налога более плоской, т.к. это было связано с плохой собираемостью подоходного налога, одной из главных причин уклонения от которого были высокие прогрессивные ставки при низкой величине доходов населения. Однако эта попытка провалилась.
В 2000 году с приходом к власти В. В. Путина Правительство решилось на радикальную налоговую реформу, выразившуюся, в частности, во введении «плоской шкалы» (единой ставки) подоходного налога.
7 июня 1999 Дума приступила к принятию во втором чтении части II Налогового кодекса и приняла главу 24 – налог на доходы физических лиц. Наша страна вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога 13%.
Позднее, в 2005 году была попытка внести законопроект с предложением возврата в прогрессивной, но более плоской, чем ранее, шкале. Попытка провалилась, не набрав достаточно голосов.
Существующий в настоящий момент налог на доходы физических лиц не претерпел существенных изменений.
2) Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.
Этот налог был введен Советским правительством в 1941 году. В соответствии с этим налогом бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 % зарплаты государству. При этом освобождались от налога лица, не имевшие возможности завести ребёнка по состоянию здоровья. От уплаты налога освобождались лица, у которых дети погибли, умерли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Указанный налог прекращали взимать в связи с рождением или усыновлением ребёнка и вновь продолжали взимать в случае гибели единственного ребенка. С конца 80-х льготы по налогу получили молодожены в течение одного года с момента регистрации брака. Данный налог просуществовал до 1992 года.
В России стандартный налоговый вычет на детей по налогу на доходы физических лиц может считаться аналогом налога на бездетность. Размер вычета в 2011 году составляет 1000 рублей в месяц на каждого ребёнка, а ставка налога — 13 %, поэтому человек, имеющий одного ребёнка, платит налог на 130 рублей в месяц меньше, чем бездетный человек с такими же доходами.
3) Сельскохозяйственный налог
4) Налог на строения, помещения и сооружения
Налогом со строений облагаются строения, принадлежащие кооперативным предприятиям и отдельным гражданам (государственные предприятия, учреждения и этого налога не платят). Земельная рента уплачивается кооперативными предприятиями и отдельными гражданами за земельные участки несельскохозяйственного значения, предоставленные в бессрочное пользование. За жилые строения кооперативный налог установлен в размере 0,5% их стоимости, за остальные строения кооперативных организаций и граждан — 1% стоимости строений (страховой оценки). По этим платежам имеется большое число льгот. Законодательство определяет условия, при которых от платы налогов освобождаются военнослужащие и члены их семей, пенсионеры, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, кавалеры ордена Славы трёх степеней, колхозники и ряд других владельцев строений и земельных участков. Практически почти каждый третий домовладелец освобождается от уплаты налогов по разным льготам.
Аналогом этого налога в настоящее время является налог на имущество физических лиц и земельный налог.
5) Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов
Юридические и физические лица (в том числе иностранные), имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, тракторы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, ежегодно уплачивают налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. Объектом налогообложения являются легковые автомобили, мотоциклы и мотороллеры, а также грузовые автомобили и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Размер налога зависит от мощности машины и установленной ставки за каждую лошадиную силу для каждой из трех категорий.
Сейчас в Налоговом кодексе есть транспортный налог, который по своей сути схож в данным налогом.
6) Налог со зрелищ. Взимался со зрелищ, организуемых государственными, кооперативными и общественными предприятиями и организациями, отдельными лицами. Исчислялся в процентах (от 5 до 55 %) к сумме валового сбора от продажи билетов.
7) Сбор с владельцев скота
8) Курортный сбор
В качестве плательщиков сбора выступают физические лица, прибывающие в курортные местности, перечень которых устанавливается постановлением Правительства.
Предельный размер ставки курортного сбора не может превышать 5% от установленного законом минимального размера оплаты труда. Курортный сбор уплачивается плательщиками по месту их временного проживания. Поэтому в качестве налоговых агентов могут выступать принимающие курортников санаторно-курортные учреждения, базы отдыха, частные мини-гостиницы.
В настоящий момент рассматривается возможность возрождения этого налога с целью финансового поддержания курортов.
Основными направлениями совершенствования государственной пошлины являются оптимизация перечня юридически значимых действий, совершаемых государственными органами.
Суть этого явления заключается в том, что будет уточнен перечень юридически значимых действий, за которые будет взиматься государственная пошлина. К числу таких относятся:
- выдача лицензий, разрешений, заключений, согласований, свидетельств, удостоверений, аттестатов, паспортов, документов (дубликатов документов) и иных документов;
- государственная регистрация юридических и физических лиц, политических партий, средств массовой информации, актов, прав, ограничений (обременений) прав, договоров, объектов имущества, продукции, оборудования, материалов;
- аккредитация организаций;
- внесение изменений в государственные реестры, свидетельства, удостоверения и иные выдаваемые документы.
В рамках работы по совершенствованию взимания государственной пошлины предусматривается:
- уточнение действующих размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий и оптимизация размеров государственной пошлины за вновь вводимые юридически значимые действия;
- разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и их территориальных органов по совершению на платной основе юридически значимых действий и оказанию связанных с ними государственных услуг.
В перспективе развития РФ до 2023 г., согласно Проекту бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года от 25.08.2008, доля налоговых платежей, поступающих в федеральный бюджет, продолжит увеличиваться. Наряду с этим будет пропорционально увеличиваться удельный вес в общем объеме налоговых доходов поступлений от государственной пошлины. Они по-прежнему будут самыми малочисленными, но, как и сейчас, приносить стабильный доход.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что никаких существенных изменений в нынешнюю систему взимания государственных пошлин вноситься не будет. И основные меры по совершенствованию будут сводиться к уточнению списка тех действий, за которые будут уплачиваться пошлины, а также индексация ставок пошлины.
Как итог была составлена таблица, отражающая существующие проблемы в сфере налогообложения физических лиц и пути их решения.
Таблица 1 – Взаимосвязь проблем и перспектив совершенствования налогообложения физических лиц.
Проблемы |
Пути совершенствования |
Налог на доходы физических лиц |
|
1. Реализация принципа справедливости налогообложения . |
1. Введение прогрессивной шкалы налогообложения. |
2. Недополучение средств бюджетами менее развитых регионов, прилегающим к крупным городам (пример тому – Москва и Московская область). |
2. Зачисление налога в соответствующий бюджет по месту жительства налогоплательщика, а не по месту его работы. |
3. Крайне маленький необлагаемый минимум. |
3. Необходимо соотнести такие понятия, как МРОТ, прожиточный минимум и необлагаемый минимум и вывести из под налогообложения доход, обеспечивающий простое биологические существование россиянина. |
4. Низкая налоговая культура. |
4. Введение образовательных программ в рамках школы, размещение в открытом доступе информации о расходовании средств . |
Транспортный налог |
|
1. Наличие ступенчатой тарифной сетки (по принципу «от» и «до») в градацией по мощности автомобиля с разницей в 50 л. с. |
1. Введение линейной, а не скачкообразной зависимости от количества л. с., т.е. плата по принципу «за каждую дополнительную лошадиную силу». |
Земельный налог и налог на имущество физических лиц |
|
1. Отсутствие унификации налогообложения объектов недвижимости, неполный учет и несоответствие реальным ценам оценки недвижимости. |
1. Необходимо провести формирование государственного кадастра недвижимости в соответствии с ее реальной стоимостью. |
Налоговая система Российской федерации существует не так давно, но за это время она претерпела большое количество изменений, которые были направлены на систематизацию, упрощение и повешение эффективности налоговой системы. За несколько десятилетий существенно сократилось количество налогов, взимаемых на территории страны. Система стала выраженно централизованной.
При этом важная роль отводится налогам, взимаемые с физических лиц, т.к. именно они помогают реализовывать принципы справедливости и равномерности налогообложения. К числу таких налогов относятся: налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц, государственная пошлина.
Как и любая налоговая система, она постоянно изменяется, отвечая потребностям общества, а так же политики, проводимой государством. В Налоговый кодекс постоянно вносятся изменения, которые носят разный масштаб.
Для реализации цели построения наиболее эффективной системы необходимо вносить изменения с соответствиями с тенденцией времени.
Так в данной работе по налогу на доходы физических лиц предлагается введение прогрессивной шкалы налогообложения, которая применяется в большинстве развитых стран и которая была отменена в нашей стране только как временная мера. Такая прогрессивная шкала будет способствовать перераспределению доходов населения, что крайне актуально в стране, которая имеет такой большой разрыв между богатыми и бедными слоями населения. При этом так же предлагается взимать налоги с доходов граждан не по месту и работы, а по месту их жительства, т.к. именно по месту жительства населением получается большинство медицинских, жилищно-коммунальных и других услуг, что приведет к пополнению непосредственно бюджетов по месту жительства граждан.
По транспортному налогу так же предлагается введение единой ставки, при которой зависимость величины налога от мощности будет линейной, а не скачкообразной, как в настоящий момент. Таким образом, будет реализован принцип справедливости, благодаря которому разница между мощностью автомобилей в 1 лошадиную силу не будет соответствовать разнице налога в 1000 рублей.
Перспективы совершенствования земельного налога и налога на имущество физических лиц сводятся к разработке единого налога на недвижимость, который будет учитывать рыночную стоимость имущества при определении величины налога. Кроме того данный налог направлен на расширение налоговых источников для местных бюджетов. Однако до принятия этого налога пройдет еще много времени, что связано с большим объемом работ, которых необходимо провести для подготовки законопроекта: в первую очередь связанных с необходимостью кадастровой оценки всех объектов недвижимости в стране, а также с необходимостью проработки правовой базы закона.
Все эти меры должны способствовать совершенствованию системы налогообложения в России.