Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Расчет для легковых автомобилей
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
- S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
- D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями Минтранса для организаций. Например, отдельные значения предусмотрены:
- для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
- для зарубежных авто до 2008 года;
- для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Когда нормативы понижаются
Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:
Критерий |
Коридор значения коэффициента |
---|---|
Работа на равнинной и слабохолмистой местности, за пределами населенных пунктов |
До 15% |
При работе в пригородной зоне |
Не применяют повышающий коэффициент при работе в городских зонах |
Обновленные нормы расхода ГСМ.
Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее – Распоряжение № АМ-23-р, Методические рекомендации). Согласно этим рекомендациям норма расхода ГСМ применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры потребления ГСМ при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.
Стоит отметить, что с 6 апреля 2018 года указанные нормы были обновлены по некоторым легковым и грузовым автомобилям (автобусам, фургонам) отечественного производства и стран СНГ, которые выпускаются с 2008 года. Также с указанной даты в новой редакции приведены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам РФ и их частям. Изменения внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.2018 № НА-51-р.
Обязаны ли автономные учреждения применять нормы ГСМ, установленные Распоряжением № АМ-23-р? Руководствоваться Распоряжением № АМ-23-р предписывают:
-
Минюст – в целях организации эксплуатации транспортных средств (Письмо от 21.09.2009 № 03-2609);
-
Минфин – при определении обоснованности произведенных расходов на приобретение топлива (письма от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6).
Иные виды надбавок к базовым значениям
Также распоряжение Минтранса устанавливает и другие условия надбавок к базовым данным:
- работа транспорта в горной местности, в зависимости от высоты над уровнем моря (от 5% до 20%);
- работа транспорта со сложным планом (на 1 км пути более пяти поворотов, закруглений) — до 30% в зависимости от категории дороги общего пользования;
- работа автотранспорта в населенных пунктах с градацией по численности населения. Максимальная надбавка — до 30% в городах с численностью свыше 5 миллионов человек;
- работа транспорта, требующая частых остановок (погрузка, высадка пассажиров и т. д.), — до 10%;
- работа транспорта при пониженной скорости передвижения, при перевозке крупногабаритного груза. Максимальная надбавка — до 35% при скорости ниже 20 км/ч;
- обкатка новых автомобилей или транспорта после капремонта — до 10% и другие.
Как расчитать расход ГСМ Нормативное регулирование
Образец приказа об установлении норм расхода топлива на 2023 год в 2023 году Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику. В 2023 году распоряжением НА-50-р Минтранс ввел поправки по обновлению нормы расхода, по которым списываются затраты на ГСМ для легковых автомобилей. |
Приказ минтранса по нормам расхода топлива 2023 / Юридическая помощь Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем бензине, газе, солярке для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж. Когда организация применяет машины, которые не были отнесены к перечню в нормативном акте, изданном Минтрансом РФ, она оставляет за собой право на расчет номинального показателя вручную. |
Правила учета ГСМ, полученного при покупке автомобиля
При покупке авто в баке обычно остается определенное количество бензина. Если объем бензина указан в договоре купли-продажи, ГСМ можно оприходовать, если нет — имеются варианты:
- когда бензина в баке совсем мало, его не учитывают, и бухгалтер отмечает поступление и списание бензина с момента первой заправки;
- если бак почти полностью заполнен, необходимо узнать объем топлива и оформить безвозмездное получение (это будут облагаемые налогом доходы, стоимость ГСМ проводится по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 98, при списании делают проводки по ДЕБЕТУ счета 20 (26, 44) и КРЕДИТУ 10, а также по ДЕБЕТУ 98 КРЕДИТУ 91) либо выявить излишки (они включаются в доходы и проводятся по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 91, в налоговом учете формируются доходы).
Изменения по легковым автомобилям отечественным и стран СНГ выпуска с 2008 года
N п/п | Модель, марка, модификация автомобиля | Число и расположение цилиндров | Мощность двигателя, л.с. | Рабочий объем, л | КПП | Базовая норма расхода топлива, л/100 км |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
103 | Lada Granta 219010 1.6 (ВАЗ-11186) |
4L | 87 | 1,596 | 5M | 8,2 |
104 | Lada Granta 219170 1.6 (ВАЗ-21127) |
4L | 106 | 1,596 | 5M | 8,1 |
105 | Lada Priora 217020 1.6 (ВАЗ-21116) |
4L | 87 | 1,596 | 5M | 8,0 |
106 | Lada Kalina 219410 1.6 (ВАЗ-11186) |
4L | 87 | 1,596 | 5M | 8,6 |
107 | Lada Largus 1.6 (RSOY5L) (Renault K4M 490) |
4L | 105 | 1,598 | 5M | 10,7 |
108 | Lada Vesta 1.6 (ВАЗ-21129) |
4L | 106 | 1,596 | 5M | 8,5 |
109 | Lada XRay 1.6 (ВАЗ-21129) |
4L | 106 | 1,596 | 5M | 8,6 |
110 | Lada XRay 1.6 (Renault H4M) |
4L | 110 | 1,598 | 5M | 8,2 |
111 | УАЗ-3163-10 Patriot (ЗМЗ-40905) |
4L | 128 | 2,693 | 5M | 13,8 |
Как сократить расход ГСМ и увеличить моторесурс
На расход горюче-смазочных материалов влияет целая совокупность факторов:
- Манера и стиль вождения, которые зависят от климатических условий в регионе, где эксплуатируется авто, особенностей характера владельца машины, сюда же можно отнести опыт (продолжительность) езды за рулем и марку самого транспортного средства.
- Тип используемого горюче-смазочного материала, поскольку при переходе на более высокое октановое число происходит потеря мощности – оставшийся бензин нагреет двигатель, и расход будет увеличен. Позволяется менять тип ГСМ, если автомобиль оснащен технологией, помогающей регулировать угол зажигания.
- Работа двигателя, точнее его общее состояние: свечи зажигания, поскольку недостаточность искры напрямую влияет на работу системы зажигания, при этом увеличивается расход бензина; кислородный датчик, потому как его поломка ухудшает характеристики мощности и, как следствие, также увеличивается расход топлива.
Формула списания по Минтрансу
В распоряжении АМ-23-р Минтранс приводит не только величину норм и пределы возможных их корректировок, но и формулы списания ГСМ по норме, давая 6 их вариантов в зависимости от того, для автотранспорта какого вида они будут использоваться:
- легковых авто;
- автобусов;
- грузовых бортовых авто, тягачей и фургонов;
- самосвалов;
- специализированных авто — для них указаны 2 формулы: для выполняющих работу во время стоянки и для делающих ее в процессе движения.
Каждая из формул учитывает специфику работы транспорта соответствующего вида, вследствие чего формула:
- для легкового авто оказывается самой простой, в которой взятая из справочника норма делится на 100, умножается на фактический пробег и на поправочный коэффициент;
- для автобуса содержит дополнительное слагаемое, отражающее расход топлива на использование отопителя с учетом времени его работы;
- для грузовых авто (кроме самосвалов и специализированных) использует 3 значения нормы (на пробег самого автомобиля, на массу прицепа/полуприцепа и на транспортную работу), применяемых каждый к своему показателю, и сумма этих произведений затем делится на 100 и умножается на поправочный коэффициент;
- для самосвалов также задействует 3 значения нормы (на транспортную работу самого самосвала, на массу его прицепа/полуприцепа и на каждую ездку с грузом), но деление на 100 и поправочный коэффициент применяются к сумме произведений, полученных от первых 2 видов норм, а расчет от 3-го является дополнительным к этой сумме слагаемым;
- для специализированных авто, выполняющих работу во время стоянки, содержит корректируемую на поправочный коэффициент сумму расчетов, сделанных от нормы на пробег, деленной на 100 (можно дополнить его расчетом от нормы по перевозке груза), и от норматива на работу спецоборудования;
- для специализированных авто, делающих работу во время движения, тоже формируется как корректируемая на поправочный коэффициент сумма расчетов, но здесь она вся будет делиться на 100 и составится из умноженных на соответствующие им показатели нормы на пробег и нормы на пробег при выполнении работы.
Таким образом, расчет, который выполняется по нормам Минтранса, не так уж и прост. И хотя примеры подобных вычислений приведены в документе этого ведомства, устанавливающем нормативы, лучше систематизировать все данные, относящиеся к имеющемуся в наличии автотранспорту, постаравшись свести к минимуму возможность возникновения ошибок в расчетах.
Автотранспорт — правила, нормы, положения
Зимний расход топлива.
1. Зимний расход топлива – это расход топлива автомобиля на его работу в зимнее время. Определяется базовой нормой расхода топлива и добавкой к этой базовой норме определенного процента в зависимости от климатической зоны в разрезе субъектов Российской Федерации по федеральным округам. Нормативные значения базовой нормы расхода топлива для всех типов автомобилей и предельные величины зимних надбавок приводятся в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (редакция от 14.07.2015) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.»
2. Предельные значения зимних надбавок приведены в таблице.
N пп | Регионы России (по федеральным округам) | Количество месяцев и срок действия зимних надбавок | Предельная величина зимних надбавок не более, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Центральный | |||
1 | Москва | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
2 | Белгородская обл. | 4.0 15.XI…15.III | 7 |
3 | Брянская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
4 | Владимирская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
5 | Воронежская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
6 | Ивановская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
7 | Калужская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
8 | Костромская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
9 | Курская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
10 | Липецкая обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
11 | Московская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
12 | Орловская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
13 | Рязанская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
14 | Смоленская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
15 | Тамбовская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
16 | Тверская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
17 | Тульская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
18 | Ярославская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
II. Северо-Западный | |||
19 | Санкт-Петербург | 5.0 01.XI..31.III1 | 10 |
20 | Республика Карелия | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
21 | Республика Коми | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
г. Воркута с прилегающим административным районом | 6.5 15.XI…30.IV | ||
22 | Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа) | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
23 | Вологодская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
24 | Калининградская обл. | 4.0 15.XI…15.III | 7 |
25 | Ленинградская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
26 | Мурманская обл. | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
27 | Новгородская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
28 | Псковская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
29 | Ненецкий автономный округ | 6.0 15.X…15.IV | 18 |
III. Северо — Кавказский | |||
30 | Ставропольский край | 3.5 01.XII..15.III | 5 |
31 | Республика Дагестан | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
32 | Республика Ингушетия | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
33 | Чеченская Республика | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
34 | Кабардино-Балкарская Республика | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
35 | Карачаево-Черкесская Республика | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
36 | Республика Северная Осетия — Алания | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
IV. Южный | |||
37 | Ростовская обл. | 4.0 15.XI..15.III | 7 |
38 | Республика Адыгея | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
39 | Астраханская обл. | 5.0 15.X…15.III | 10 |
40 | Волгоградская обл. | 5.0 15.X…15.III | 10 |
41 | Республика Калмыкия | 5.0 15.X…15.III | 10 |
42 | Краснодарский край | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
43 | Республика Крым | 4.0 01.XI..01.III | 5 |
V. Приволжский | |||
44 | Республика Башкортостан | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
45 | Республика Марий Эл | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
46 | Республика Мордовия | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
47 | Республика Татарстан | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
48 | Удмуртская Республика | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
49 | Чувашская Республика | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
50 | Кировская обл. | 5.5 15.X…31.III | 12 |
51 | Нижегородская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
52 | Оренбургская обл. | 6.0 15.X…15.IV | 15 |
53 | Пензенская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
54 | Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа) | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
55 | Самарская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
56 | Саратовская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
57 | Ульяновская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
58 | Коми-Пермяцкий автономный округ | 6.0 15.X…15.IV | 18 |
VI. Уральский | |||
59 | Курганская обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
60 | Свердловская обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
61 | Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
62 | Челябинская обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
63 | Ханты-Мансийский автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
64 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
VI1. Сибирский | |||
65 | Республика Алтай | 5.5 01.XI…15.IV | 15 |
66 | Республика Бурятия | 6.0 01.ХI…З0.V | 18 |
67 | Республика Тува | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
68 | Республика Хакасия | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
69 | Алтайский край | 5.5 01.XI…15.IV | 15 |
70 | Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) | 5.5 01.XI…15.IV | 15 |
71 | Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
72 | Кемеровская обл. | 6.0 01.ХI…30.IV | 15 |
73 | Новосибирская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV | 12 |
74 | Омская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV | 12 |
75 | Томская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV | 12 |
76 | Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа) | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
77 | Таймырский автономный округ | 7.0 15.X…15.V | 18 |
78 | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
79 | Эвенкийский автономный округ | 7.0 15.X….15.V | 18 |
80 | Агинский Бурятский автономный округ | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
VIII. Дальневосточный | |||
81 | Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) | 7.0 15.X…15.V | 20 |
82 | Приморский край | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
83 | Хабаровский край | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
Охотский район | 6.5 15.X…30.IV | 18 | |
84 | Амурская обл. | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
85 | Камчатская обл. (без Корякского автономного округа) | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
86 | Магаданская обл. | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
87 | Сахалинская обл.- южная часть | 5.0 15.XI…15.IV | 12 |
Сахалинская обл. — северная часть (выше 50 сев. широты) | 6.0 01.XI…30.IV | 15 | |
88 | Еврейская автономная обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
89 | Корякский автономный округ | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
90 | Чукотский автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 20 |
91 | Острова Северного Ледовитого океана и морей | 7.0 01.XI…31.V | 20 |
3. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Росгидрометцентра и Минтрансом России (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р).
В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается среднесуточная температура минус 5 °C, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.
При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.
Приказ Изменение Норм Расхода Топлива в Связи • Расчет гсм для автобусов
Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет • Об утверждении норм расхода топлива.
При определении норм расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.
С этой целью по каждому автомобилю производится расчет, в котором остаток топливного ресурса на начало отчетного времени складывается с суммарным числом поступлений в него за весь период. А затем остается лишь вычесть топливо, которое осталось на конец года. Вся сумма в БУ может подлежать списанию в расход.
В процессе включения горюче-смазочного сырья в расходы для налоговых учетных мероприятий необходимо обеспечить выполнение требования обоснованности объемов.
Обосновать расход можно путем его сравнения с нормативом, который должен иметь место в процессе выполнения определенных работ.
Нормативные значения могут формироваться предприятием в самостоятельном порядке, однако чаще всего используются документы от Минтранса России.
Вот еще несколько хозяйственных операций, используемых в процессе учета:
Эти хозяйственные операции – лишь часть из всех проводок, применяемых в процессе бухгалтерского учета.
Особых требований к заполнению бумаги не имеется. Тем не менее, существует образец, которого следует придерживаться во избежание внесения ошибочных сведений.
«38 — это мама»: все о правилах указания кодов родственной связи в больничном листе
Прежде чем производить списание горюче-смазочных материалов с налогового или бухгалтерского учета, необходимо определиться с фактически израсходованным количеством сырья.
Чтобы избежать подобных неприятностей, следует грамотно проводить учет. Для несущественных отклонений принято применять проводку Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 10.3.
Выбор конкретного счета затрат при этом осуществляется исходя из того, для каких именно задач применяется то или иное авто, и по какой схеме производится учет в фирме. Если перерасход необоснованный, принято использовать проводку Дт 73.2 Кт 10.3.
Не принимаемые к учету расходы отражаются по записи Дт 91 Кт 10.3.
Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок. Если Минтрансом РФ в рекомендации не включены нормы потребления для имеющегося на предприятии автомобильного средства, то руководитель имеет право ввести собственные разработанные показательные значения личным приказом.
Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно
Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.
Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.
Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).
Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)
где:
- Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
- Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
- S – километраж, пройденный данным авто;
- К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.
Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.
Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.
Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?
Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.
Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно
Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.
Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.
Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).
Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)
где:
- Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
- Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
- S – километраж, пройденный данным авто;
- К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.
Как утвердить нормы расхода на ГСМ
При утверждении норм списания организациям нужно ориентироваться на:
- Методические рекомендации Минтранса.
- Рекомендации завода-изготовителя.
- Результатами, полученными в ходе контрольных замеров расхода топлива.
В том случае, если компания пропишет для себя цифры, рекомендуемые Минтрансом, то это практически стопроцентно избавит ее от споров с налоговыми органами. В противном случае второй и третий пункт приведенного перечня помогут обосновать повышенные значения показателей.
Утверждаются нормы в виде расхода горючего на каждые 100 км пробега. Значений нормы списания на один автомобиль может быть сразу несколько, например, на холодное и на теплое время года. Также необходимо учитывать надбавки, которые разрабатывают применительно:
- к местности, где будет эксплуатироваться транспортное средство – в гористой местности потребление топлива больше;
- к наличию кондиционера, использование которого значительно увеличивает расход топлива;
- к численности населения городов, где работает транспортное средство – чем больше город, чем более затруднено движение в нем, тем выше расход;
- к возрасту авто – более возрастные машины потребляют больше горючего;
- к необходимости обкатки автомобилей, их централизованного перегона и к прочим условиям, перечисленным в Разделе II Методических рекомендаций.
К приказу желательно приложить расчет. Приведем образец приказа, утверждающего нормы расхода ГСМ, а также образец приложения к нему. В приведенном примере расчет лимитов производится на основании значений, введенных Минтранспорта.