Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 17. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объективная сторона административного правонарушения – это выражение административно-правового нарушения, которое определяется деянием, когда появились последствия и между ними появилась причинно-следственная связь.
Субъективная сторона административного правонарушения
Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.
Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).
Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.
Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).
Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Цель — предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.
Мотив — осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.
Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.
Объективная сторона административного правонарушения
Обязательные элементы объекта административно-правового нарушения являются: противозаконные действия, преступные последствия, преступный вред, связь между общественно опасным деянием и наступившими последствиями. Факультативные элементы – это временной промежуток, когда произошло преступление, место, где произошло преступление, способ, которым было совершено преступление, обстановка и признак другого лица, это отказ выполнения указания ответственного лица.
Противоправными деяниями называются сознательные действия или их отсутствие, которые причинили вред общественным отношениям. Это осознанное поведение субъекта, который причинил ущерб общественным отношениям. Противоправным бездействием называется противозаконное безучастное поведение субъекта, который должен предпринять какие либо – действия.
Деяние бывает однократным (совершенно один раз), собирательным (совершенно дважды и более раз), длящимся, продолжаемым (это преступление, которое складывается из нескольких правонарушений, направленное на общую цель). Общественно-вредными последствиями называются отрицательные изменения, которые наступают после того, как произошло преступное деяние. Последствия бывают материальные и нематериальные.
Причинно-следственной связью называется связь, которая возникает между пагубным деянием и последствием. Из-за опасного деяния появляется вредное последствие.
Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).
По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.
Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.
Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).
Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.
Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.
Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.
Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
• индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
• ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
• ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
• принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
• принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
• принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);
• принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
• принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).
Цели административной ответственности:
1) защита правопорядка;
2) воспитание граждан в духе уважения к закону;
3) восстановление социальной справедливости;
4) предупреждение совершения новых правонарушений. Функции административной ответственности:
1) штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
2) воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
3) компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.
Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.
Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.
Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.
Основные отличия объекта от предмета
Кроме того, что предмет обладает четко выраженной материальной составляющей, существует еще ряд основных отличий. Хотя студенты, обучающиеся на юридической специальности, периодически путают данные понятия, различия между ними достаточно существенные.
В первую очередь объект административного нарушения должен присутствовать обязательно. Без определения отрасли проступка дело не заводится, а судебное заседание отменяется. Если нет нарушений ― нет и преступления. А вот предмет может и не присутствовать, поскольку нарушение не материально.
Наглядный пример ― нарушение требований охраны труда. Работодатель может установить слишком длинный трудовой день, не соответствующий нормам в Трудовом Кодексе. Предмета преступления тут просто нет.
При этом предмет обычно не страдает от проступка. Например,, хищение чужого имущества только нарушит право собственности, однако при этом украденный телевизор не будет разломан, после раскрытия дела вернется к владельцу.
Исключение ― намеренная порча чужих вещей. Если человек разломает компьютер, то предмет пострадает напрямую, как и объект.
В соответствии с КоАП РФ к административным правонарушениям относятся правонарушения:
- посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
- в области охраны собственности;
- в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
- в промышленности, строительстве, энергетике;
- в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
- на транспорте и в области дорожного движения;
- в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти;
- в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; против порядка управления;
- посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
- в области воинского учета.
Что не относится к объектам
Для понимания вопроса об объектах, следует понять, что относится к объектам гражданских правоотношений, а что нет. Как указано выше, к объектам гражданских прав не относятся их участники – люди или юридические лица. Однако гражданское законодательство включает ряд принципиально важно норм, связанных с неотчуждаемыми правами людей. Например, право собственности, право владеть и свободно распоряжаться своим имуществом. Указанные неотчуждаемые права к объектам гражданских прав не относятся.
К примеру, к объектам гражданских прав не относится ни одно личное неимущественное право. Такие личные неимущественные права защищаются государством. При их нарушении, обладатель права вправе потребовать материальной компенсации, а также возложения обязанности на нарушителя устранить последствия своих действий.
Более того, в зависимости от степени серьезности нарушения нематериальных прав, может быть задействовано уголовное законодательство, а также законодательство об административных правонарушениях и ответственности. При установлении вины лица в нарушении личного нематериального права, он получает возможность требовать возмещения в рамках гражданского права. как правило, в таких ситуациях речь идет о размере материальной компенсации. Например, за причиненный моральный вред.
В целях восстановления нарушенных прав, лицо подает гражданский иск и досудебную претензию к нарушителю. Следовательно, между указанными лицами возникают гражданские правоотношения. Это означает, что появляется объект данных отношений. Поскольку речь идет об иске и о возмещении, то объектом является компенсация, выраженная в конкретной денежной сумме. Таким образом, из личных неотчуждаемых нематериальных благ могут возникнуть гражданские правоотношения, которые уже будут иметь объект.
При этом надо указать, что такие права представляют собой статичные понятия. Они не развиваются и являются некими принципами, основами гражданских прав. При воздействии на них, запускаются гражданские процессы, предусмотренные законом. В ходе чего, между лицами образуются отношениями, в которых уже появляется соответствующий объект.
Таким образом, любой процесс, основанный на нормах гражданского законодательства, будет иметь свой объект. Указанное понятие объекта является одним из наиболее широких в гражданском праве. Но оно отлично сопоставляется с понятиями субъекта. Ведь если есть объект отношений, то есть и участники таких отношений. А значит, есть и субъект.
Группировка составов административных проступков
Все рассмотренные выше признаки позволяют отметить определенные виды их совокупности. Выделяют такие составы административных правонарушений, как:
— материальные и формальные;
— простые и квалифицированные;
— однозначные и альтернативные.
Такие виды составов административных правонарушений, как материальные, содержат в себе признаки наступления негативных материальных последствий или ведущих к таковым. Размер причиненного ущерба описывается законом для того, чтобы правильно классифицировать правонарушение и выставить виновному лицу счет для возмещения ущерба. В формальных составах признак наступления негативных последствий отсутствует.
Такие виды составов административных правонарушений, как простые, имеют место при конкретном деянии без всякого усиления. Но иногда при рассмотрении такого проступка в него вводятся квалифицирующие факторы. Они усиливают негативную силу деяния, что позволяет рассматривать правонарушение по иному пункту статьи. В этом случае виновного ждет более строгое наказание за содеянное.
Если в качестве административного проступка выступает только одно деяние, то состав правонарушения считается однозначным. Но иногда виновное лицо совершает несколько противозаконных деяний. В таких случаях состав правонарушений является альтернативным.
Преступник имеет право:
- говорить правду;
- выступать в суде после повестки;
- иметь адвоката или получать его в суде;
- не выступать против себя;
- не давать каких-либо показаний;
- подавать заявку на пересмотр дела;
- находиться в больнице по состоянию здоровья в момент судебного процесса;
- активно способствовать делу;
- оказывать помощь пострадавшему;
- добровольно возместить компенсацию материального и морального вреда;
- заявить об отягчающих обстоятельствах;
- изобличить других злоумышленников, выступающих с ним в момент осуществления преступления, заявить о работе других группировок и другие действия.
Однако виновному лицу запрещено являться в здание судебного заседания без уважительной причины, оказывать сопротивление при всех работах следственной группы, давать ложные показания, а также мешать судебному разбирательству.
Виды противоправных деяний
Зависимо от уровня опасности для остальных граждан общества совершенные правонарушения делятся на два вида:
- Проступок – это деяние, которое причиняет минимальный вред обществу. Они бывают дисциплинарными (как правило, связаны с иерархией отношений в трудовом коллективе или некачественным выполнением своих рабочих обязанностей), административными (хулиганство, вандализм и т. п.) и гражданско-правовыми (к ним относится нарушение порядка имущественных и неимущественных отношений).
- Преступление – это наиболее опасный вид правонарушений. Он влечет за собой не только нарушение общественных норм и законов, но и причиняет ощутимый вред (иногда непоправимый) имуществу или здоровью, а иногда и жизни одного гражданина или же целой группы людей. Данный вид правонарушения чаще именуется уголовным преступлением.
Что называют административным нарушением закона?
Рассмотрев более подробно все элементы состава преступного действия/бездействия (субъект и субъективная сторона, объект и объективная сторона правонарушения), стоит более подробно остановиться на административном противоправном деянии, а также узнать об особенностях его объекта.
Особенностью такого нарушения закона является то, что совершившему его физическому или юридическому лицу полагается нести не уголовную, а административную ответственность.
Деяния такого рода не представляют особой опасности для общества, однако могут нанести ему определенный вред. Поэтому они и наказываются менее строго. Фактически административное правонарушение – это не преступление, а проступок.
В составе каждого административного правонарушения – объект и субъект, объективная и субъективная стороны.
Все перечисленные элементы сконцентрированы вокруг административного права и ответственности.
Стоит обратить внимание, что в качестве объектов в этой сфере способны выступать нравственность, общественное здоровье, экология, порядок и т. п.
Наказание за подобные деяния, как правило, – это штрафы, предупреждения, лишения каких-то прав или лицензий, приостановление деятельности организации, административный арест и т. п.
После ознакомления с определением и составом административного правонарушения (объект и субъект, объективная и субъективная стороны) стоит остановиться на четырех признаках такого деяния.
Ответ: Объект правонарушения: понятие и виды
Для ряда составов правонарушений предусматривается специальный субъект — должностное лицо, военнослужащий, медицинский работник.
Субъектом некоторых правонарушений выступают предприятия, организации, учреждения, средства массовой информации. Однако вопрос о признании субъектом правонарушения коллектива людей является достаточно сложным. В действующем уголовном праве этот вопрос решается однозначно — таковым является физическое лицо. Даже если преступление совершено группой лиц, то каждый его участник отвечает лишь за то, что совершил, и не связан солидарной ответственностью.
Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).
По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.
Индивидуальные субъекты
— физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.
Вменяемость
— способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).
Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.
Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.
Юридические лица
— организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.
189. Субъективная сторона правонарушения: понятие и элементы.
Ответ: Субъективная сторона правонарушенияхарактеризует осознание лицом, совершающим противоправное деяние, того, что оно нарушает требования правовых норм. Обязательный признак этой стороны правонарушения называется виной.Вина –
это психическое отношение лица к своему деянию и к тем вредным последствиям, которые оно повлекло или могло повлечь. Различают две основные формы вины.
Умысел –
это такая форма вины, при которой лицо, совершившее противоправное деяние, осознает его противоправность, запрещенность нормами права, предвидит наступление вредных последствий и желает их (прямой умысел) либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Примером противоправного деяния, совершенного умышленно, может служит разбойное нападение с целью завладения чужим имуществом.
Неосторожность –
форма вины, при которой лицо либо не предвидит наступление вредных последствий своего противоправного деяния, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность), либо, предвидя наступление вредных последствий, легкомысленно рассчитывает на то, что их удастся избежать (самонадеянность, легкомыслие). Вина в виде небрежности будет иметь место в том случае, к примеру, если водитель выезжает, не проверив тормоза, и совершает наезд. А легкомыслие будет в том случае, если он выезжает, зная о неисправности, но надеется избежать вредных последствий.
Каждое отдельно взятое правонарушение имеет свою сложную структуру, которую называют составом правонарушения.
«Состав правонарушения — это научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных элементов и признаков отдельных разновидностей правонарушений, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.»[10]
«Можно сказать, что состав правонарушения — это совокупность объективных и субъективных признаков, необходимых и достаточных для признания данного деяния правонарушением.»[11] Если правонарушение — это фактическое деяние, то состав правонарушения является лишь теоретической конструкцией, абстракцией, сформулированную юристами.
«Понятие «состав правонарушения» выполняет служебную роль по отношению к понятию «правонарушение».»[12]
Под составом правонарушения понимают некую систему наиболее типичных общих признаков отдельных разновидностей правонарушения. Они необходимы для привлечения ответственности. Это объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения.
К элементам состава правонарушения относятся:
объект правонарушения;
объективная сторона правонарушения;
субъект правонарушения,
субъективная сторона правонарушения.
Отсутствие одного из элементов означает отсутствие состава правонарушения.
«Проступок – это противоправное деяние, прямо не предусмотренное Уголовным кодексом РФ»[40]. В зависимости от объекта правонарушения проступки принято разделять на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и процессуальные.
Административное правонарушение – «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об АП установлена административная ответственность»[41]. Административные правонарушения посягают на права и свободы человека, его здоровье, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественный порядок и общественную безопасность, общественную нравственность, установленный порядок осуществления государственной власти, собственность, законные экономические интересы физ. и юр. лиц, общества и государства.
Состав административного правонарушения
Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.
Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.
Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.
1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.
Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.
Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.
Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.
Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.
2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.
Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.
Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ(«Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТПпотерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.
Материальный состав правонарушения
Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.
Формальный состав правонарушения
Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:
- Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
- Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
- Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
- и т.д.
Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения
К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения. Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).
3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.
Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.
Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.
Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.
4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.
Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).
- Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
- Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
- Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
- Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».