Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортная накладная в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.
Накладную условно можно поделить на две части.
- Первая – товарная, — включает сведения
- об отправителе и получателе товара,
- объеме,
- наименовании и т.п. параметры.
Эта часть документа является основанием для списания груза со склада отправителя и одновременно для приходования его получателем.
- Вторая часть – транспортная. В ней содержатся сведения
- непосредственно о перевозке,
- информация о компании-перевозчике и конкретном водителе,
- марке автомобиля,
- времени в пути и километраже,
- товаре и т.д.
Здесь же указывается стоимость транспортировки.
Правила заполнения транспортной накладной
Форма транспортной накладной разделена на смысловые части, поэтому заполнение документа будем рассматривать в соответствии с этими частями:
Раздел | Заполнение |
Транспортная накладная | Содержит информацию о самой накладной: — дату составления; — номер; — номер экземпляра. Накладная составляется в трех экземплярах, на каждом из которых должен быть свой номер. |
Заказ (заявка) | Вводятся дата и номер заявки на перевозку груза. |
1. Грузоотправитель | Заполняется информация об организации или физическом лице, которое отправляет груз. В данном разделе нужно ввести наименование организации или ФИО физического лица, номер ИНН, адрес и номер телефона. |
1а. Заказчик услуг по организации перевозки груза | Заполняется в случае необходимости. |
2. Грузополучатель | Заполняется информация об организации или физическом лице, которому будет доставлен груз. |
3. Груз | В этом разделе вводится подробная информация о грузе (название, количество мест, маркировка, масса, объем и т.п.) |
4. Сопроводительные документы на груз | Заполняется в случае необходимости. |
5. Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки | В данном разделе вводятся требования, которые должны быть соблюдены при перевозке груза. Например, в данном разделе могут быть указаны условия, необходимые для выполнения требований законодательства.. |
6. Перевозчик | Заполняется информация об организации или физическом лице, которое будет перевозить груз (перевозчик, транспортная компания). |
7. Транспортное средство | Информация об автомобиле, который будет перевозить груз. |
8. Прием груза | Часть данного раздела заполняется при составлении накладной (место погрузки и планируемое время погрузки). Вторая часть раздела должна быть заполнена непосредственно при погрузке (дата и время прибытия и убытия, масса груза). То есть при остановке грузовика полицейскими раздел 8 уже должен быть заполнен полностью. |
9. Переадресовка | Заполняется в случае необходимости. |
10. Выдача груза | Часть данного раздела заполняется при составлении накладной (место выгрузки и планируемое время выгрузки). Вторая часть раздела должна быть заполнена непосредственно при выгрузке. То есть при остановке сотрудниками ГИБДД данный раздел должен быть заполнен частично. |
11. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков | Таблица заполняется в случае необходимости. |
12. Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях | Заполняется в случае необходимости. |
Как заполнять товарно-транспортную накладную (ТТН) — правила, образец
Несмотря на разрешение не использовать унифицированный формат, структурированность в ТТ-накладной обязательно имеется. Все нужно излагать четко и информативно. В начале ведения хоздеятельности можно взять в открытом доступе распространенные примеры. Но в дальнейшем рекомендуется отладить работу и применять типовые формы. Помочь в составлении помогут специализированные программы.
Надо ли возвращать документ
Это такая же бумага, как акт о приемке передаче. Их нужно хранить у двух сторон сделки с подписями их представителей. Они подписываются и возвращаются, поскольку требуются для отчетности и бухучета. А также для удостоверения совершенных действий, что поможет отстаивать при необходимости свои права. Из сказанного выше понятно, что ТТ-накладная формируется в большом количестве различных вариаций. Она нужна для описания отправки и фигурантов. Всем в итоге достается свой экземпляр, на котором ранее расписались остальные действующие лица. Эта первичная документация идет в архив, а до того момента остается под контролем в бухгалтерии.
Мы рассмотрели, из каких разделов состоит и как заполняется товарно транспортная накладная. Если предприятие разработало собственный бланк, то, возможно, предстоит пояснить все его тонкости остальным участникам. Ведь многие до сих пор используют для удобства и достоверности принятый ранее стандартизированный документ.
Важно при составлении соблюдать правила оформления транспортной накладной. Наличие каких-либо ошибок может сделать документ недействительным. При этом правительство внесло ряд изменений в транспортную накладную в 2023 году, которые также нужно учитывать при оформлении.
Порядок и инструкция по заполнению ТН указаны в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 ПДД РФ» от 21.12.2020.
Далее мы предлагаем ознакомиться с основными правилами заполнения транспортной накладной по пунктам:
- грузоотправителем заполняются пункты «Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Сопроводительные документы», «Указания грузоотправителя», «Наименование груза», «Прием груза» и часть отправителя в разделе «Дата составления и подписи сторон»;
- грузоперевозчиком заполняются пункты «Условия перевозки» (только после согласования с отправителем), «Перевозчик», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета», «Транспортное средство», «Прочие условия» (при их наличии) и часть перевозчика в разделе «Дата составления и подписи сторон»;
- грузополучатель заполняет пункт «Сдача груза»;
- в разделе «Прочие условия» можно указать маршрут следования, если это необходимо, также дату, номер и срок действия специального разрешения, если оно есть;
- перевозчик имеет право в разделе «Оговорки и замечания» делать пометки о состоянии груза, тары, опломбирования, изменении условий перевозки и т.д.
- в разделе «Указания грузоотправителя» нужно указать ценность груза в размере его стоимости;
- в документе не должно быть пустых полей, если отсутствуют записи в каком-либо пункте, это обозначается прочерком;
- если в разделе «Условия перевозки» нет записей, применяются те условия, которые указаны в общих правилах перевозки грузов;
- пункт о грузе должна включать сведения обо всех партиях, которые перевозятся одним и тем же транспортом;
- допускаются исправления в накладной, они обязательно должны быть заверены подписями грузоперевозчика и отправителя (обязательно указываются фамилии и инициалы подписавшихся), а рядом должны стоять слово «Исправлено» и дата исправления;
- не обязательно ставить печать, а вот подпись нужна отправителя, транспортной компании, водителя и получателя.
Образец заполнения CMR для сторон Договора перевозки
Отправитель груза
Заполняет графы 1-15, 21, 22. В этих графах указываются следующие данные.
- Графа 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)»,
- Графа 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» — наименования, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
- Графа 3 «Место разгрузки груза» — страна и место (адрес) доставки груза.
- Графа 4 «Место и дата погрузки груза» — страна, место (адрес) и дата принятия груза к перевозке.
- Графа 5 «Прилагаемые документы» — перечень прилагаемых документов. При этом водитель должен проверить, совпадают ли указанные номера документов с их фактическими номерами.
- Графа 6 «Знаки и номера» — знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Контейнер, перевозимый на автомобильной площадке, относится к оборудованию (таре) для перевозки груза, поэтому номер контейнера указывается в графе 6 CMR «Знаки и номера».
- Графа 7 «Количество мест» — количество мест груза. Водитель должен проверить его соответствие фактическому количеству.
- Графа 8 «Род упаковки» — род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Вид тары может указываться сокращенно.
- Графа 9 «Наименование груза» — наименование груза.
- Графа 10 «Статист. №» — код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики.
- Графа 11 «Вес брутто, кг» — вес брутто (вес груза с упаковкой) в килограммах.
- Графа 12 «Объем, куб. м» — объем, занимаемый грузом, в кубических метрах.
При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов с данными о них, внесенными в графы 6-12, прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6-12 CMR-накладной следует записать наименования, номера и даты прилагаемых документов, а в прилагаемых документах должна содержаться ссылка на CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.
- Графа 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)» — наименование, адрес и другие реквизиты таможни, где будет происходить таможенное оформление груза. Обязательно должны быть указаны: код таможенного поста и номер действующей лицензии. Здесь же могут быть указаны инструкции Отправителя, например, о необходимости помещения груза на транзитный склад и прочие указания по обработке груза.
В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза. Перевозчику необходимо знать, что если отправитель объявляет стоимость груза выше предела, установленного ч. 3 ст. 23 Конвенции КДПГ, то объявленная стоимость заменяет установленный Конвенцией предел ответственности перевозчика (25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 900-й пробы). При этом отправитель обязан выплатить перевозчику определенную соглашением сторон надбавку к провозной плате.
Кроме того, если в силу ст. 26 Конвенции КДПГ отправитель установит дополнительную ценность груза на случай его утери, повреждения или не доставления в оговоренный срок, он также должен выплатить надбавку к провозной плате.
- Графа 14 «Возврат» — государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
- Графа 15 «Условия оплаты» — условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции.
- Графа 21 «Составлена в» — наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
- Графа 22 «Прибытие под погрузку. Убытие» — фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки. Эти сведения отправитель заверяет подписью (с расшифровкой) и штампом.
Перевозчик груза
Заполняет графы 16-19, 23, 25-29, куда вносит следующие данные.
- Графа 16 «Перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс и т.д.).
- Графа 17 «Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.
- Графа 18 «Оговорки и замечания перевозчика» — оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.
Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, а число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанным в CMR-накладной.
Наличие либо отсутствие оговорок перевозчика в данной графе приобретает особую значимость при сдаче груза грузополучателю и выявлении каких-либо несоответствий реального состояния груза сведениям, указанным о нем в накладной. Как известно, перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату либо повреждение груза, произошедшее в промежуток времени между принятием его к перевозке и сдачей. Однако перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, если утрата или повреждение груза вызваны отсутствием, повреждением упаковки либо недостаточностью, неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест. Поэтому в зависимости именно от сделанных представителем перевозчика оговорок в графе 18 решается в дальнейшем вопрос об ответственности перевозчика.
Оговорки могут касаться:
* автотранспортного средства (автомобиль без тента, по согласованию с отправителем);
* упаковки (груз без упаковки, упаковка повреждена, упаковка не отвечает требованиям);
* количества, маркировки грузовых мест (проверить невозможно по причине:
- выполнения погрузки отправителем;
- погодных условий;
- большого количества мест;
- опечатания контейнера;
* принятых грузов (груз явно в плохом состоянии, груз поврежден, груз подмочен, груз подморожен, груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность заявителя);
* обработки, погрузки, сохранности, разгрузки:
а) обработка, погрузка, сохранность осуществляются:
- отправителем;
- водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза по требованию отправителя;
б) разгрузка осуществляется:
- получателем;
- водителем при атмосферных условиях с возможным повреждением груза, по требованию получателя.
Оговорки перевозчика вписываются в первую страницу CMR-накладной, на остальных страницах они являются копиями с первой страницы.
- Графа 23 — дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи). Если CMR-накладная на отправляемый груз подготовлена отправителем до прибытия перевозчика, то в графе 23 вместо штампа перевозчика записывается его наименование (то есть проставление штампа перевозчика не обязательно).
- Графа 25 «Регистрационный номер» — государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку.
- Графа 26 «Марка» — марки и модели тягача и полуприцепа.
- Графы 19, 27-29 — информация о применяемом тарифе (сдельный, договорной), а также стоимость перевозки согласно тарифным расстояниям и дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.). При совершении перевозки на договорных началах, когда размер фрахта предварительно не устанавливается, указанные графы не заполняются.
Важные требования к оформлению
Чтобы правильно заполнить бланк, ответственному работнику важно учитывать требования:
- документ является подтверждением факта заключения договора на транспортировку груза;
- один бланк ТП оформляется на один рейс транспортного средства, независимо от количества партий. Исключение: условия договора предусматривают иной порядок;
- если одна партия товара доставляется несколькими автомобилями, то придется оформить отдельную ТН на каждое транспортное средство;
- в стандартной ситуации ТН на перевозку груза оформляется в трех экземплярах, по одному — для каждой из сторон-участников: отправитель, перевозчик и получатель. Но количество сторон уменьшается, например, когда перевозку выполняет покупатель или продавец;
- по общим правилам, оформляет документ отправитель. То есть лицо, которое совершает отгрузку товара. Но стороны предусматривают и иные условия в договоре;
- при любых исправлениях в уже составленном документе корректирующая запись заверяется подписью ответственного лица с расшифровкой должности и Ф.И.О.
Что такое CMR и зачем она нужна
Международная коммерческая перевозка грузов автомобилями регулируется положениями специальной конвенции 1956 года (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключена в Женеве 19.05.1956). Ее придерживаются многие европейские страны, восточные государства, а также Российская Федерация. Согласно конвенции, при автоперевозке товаров следует оформлять международную товарно-транспортную накладную CMR, без которой невозможно перевезти какой-либо товар через границу.
CMR-накладная выполняет несколько функций:
- CMR является универсальной формой товаросопроводительных документов, она понятна всем работникам торговли, живущим в разных странах;
- в ней проставляется отметка о передаче товара экспедитору и о принятии его получателем, когда он доставлен. Т. е. легко установить, кто и в какой момент времени ответственен за его сохранность;
- CMR служит подтверждением того, что груз перемещается правомерно. Отсутствие CMR может привести к аресту перевозимого товара и транспортного средства полицейскими;
- она используется для целей таможенного контроля. Документ представляет собой блокнот с отрывными листами. Если машина пересекает границу, то инспектор ставит на CMR соответствующие отметки. После чего он оставляет один лист в таможне, а автомобиль следует дальше. В итоге при помощи накладной можно проследить весь путь груза;
- оформление CMR означает, что при перевозке действуют положения конвенции. Они накладывают на участников этого процесса определенные обязательства, которые могут быть не предусмотрены в договорах.
Документ составляется в трех экземплярах, подписывается отправителем груза, а также перевозчиком. Некоторые страны требуют дополнительный экземпляр. Если груз везут несколько машин, или в одной машине несколько разных грузов, количество экземпляров определяется числом машин или видов груза.
В бланке товарно-транспортной накладной появились новые показатели:
- в разделе 1 «Грузоотправитель» ставится отметка, если грузоотправитель – экспедитор;
- добавлен раздел 1а, в котором можно указать сведения о клиенте (заказчике организации перевозки) в случае необходимости;
- в разделе 3 «Груз» нужно указать объявленную стоимость груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров;
- в раздел 6 «Приём груза» требуется дополнительно внести сведения о лице, от которого забирается груз, а также поставить подпись этого лица и при необходимости подпись перевозчика;
- в раздел 11 «Транспортное средство» добавлены сведения о типе владения транспортным средством: «1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг.
Что такое товарно-транспортная накладная
Товарно-транспортная накладная (ТТН) – это первичный учетный документ, изначально предназначавшийся для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Простыми словами, товарно-транспортная накладная – это документ, который определяет взаимоотношению между продавцом и покупателем (контрагентами по договору), с помощью которого осуществляется учет транспортных коммерческих перевозок.
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г.: С 1 января 2021 года утверждены новые правила грузовых перевозок со сроком действия до 2027 года и действует новая ТТН по форме «1Т». Такое изменение позволит отследить движение денежных средств при оплате услуг по транспортировке и уменьшить количество посредников, принимающих участие в одной операции по доставке груза.
Правила оформления и порядок работы с бланком
Так как ТТН является важным для бухгалтерского учета документом, при его оформлении и заполнении необходимо четко соблюсти все требования и использовать ТТН образец.
Также, есть возможность формировать товарно-транспортную накладную при помощи специализированной бухгалтерской программы или заполнить онлайн. Так проще, так как заполненный бланк шаблон автоматически сформируется после заполнения всех данных.
Для передачи электронных перевозочных документов (транспортной накладной, заказ-наряда) потребуется заключить соглашение об оказании таких услуг с оператором.
Несмотря на введение понятия «электронная транспортная накладная» данные в Налоговую инспекцию и Министерство транспорта необходимо по-прежнему передавать на бумаге. Электронный документооборот с государственными структурами будет доступен только с 2022 года.
Обновленная форма транспортной накладной состоит из заголовка и разделов (17), заполнение каждого из них не является обязательным условием. Одним из уточнением 2021 года — отсутствие пустых строк, если какие-то строки не требуют заполнения, то в них обязательно ставятся прочерки.
ЭТрН — юридически-значимый документ, аналог бумажной транспортной накладной. Состоит из 8 файлов обмена (титулов):
- четырёх обязательных, которые формируют базовый сценарий: погрузку и выгрузку;
- двух дополнительных, которые заполняются, когда происходит переадресация, смена водителя и/или транспортного средства;
- двух опциональных, которые грузоотправитель и перевозчик заполняют, если хотят использовать документ в качестве первичного учётного. Тогда не придётся дополнительно заполнять УПД.
Ситуация | Файл обмена | Сведения | Подпись |
---|---|---|---|
Погрузка | Т1 | Об участниках перевозки, условиях договора, транспортном средстве и водителе, о грузе и сопроводительных документах. | УКЭП грузоотправителя или лица, ответственного за погрузку. |
Т2 | О состоянии груза на приёмке. | ПЭП водителя, УКЭП перевозчика. | |
Выгрузка | Т3 | О приёме груза от перевозчика, фактических характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки. | УКЭП грузополучателя или уполномоченного на подписание от имени грузополучателя. |
Т4 | О передаче груза получателю. | ПЭП водителя, УКЭП перевозчика. | |
Изменение финансового состояния перевозчика и грузополучателя | Т5 | О выполнении перевозки, стоимости, порядке расчёта. | УКЭП перевозчика. |
Подтверждение факта изменения финансового состояния перевозчика и грузоотправителя. | Т6 | Об изменении финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения перевозки. | УКЭП грузоотправителя. |
Переадресация | Т7 | Об изменении конечного пункта доставки и (или) сведения о новом грузополучателе. | УКЭП перевозчика. |
Смена водителя и/или ТС | Т8 | О замене водителя или ТС. | УКЭП перевозчика. |
При необходимости внести уточнения или исправить ошибку на бумажной накладной, требовалось всем участвующим в транспортной грузоперевозке заново подписывать документацию с исправлениями. ТН в электронной форме позволяет вновь созданную или исправленную накладную доставить всем сторонам на электронную подпись. В этом случае перевозчику не понадобится время, которое требуется на внесение поправок и получение бумажных документов. С ЭТРН все документы готовы в течение нескольких минут.
В обменном процессе электронными накладными есть три участника: сторона, отправляющая груз, непосредственно грузоперевозчик и сторона, груз получающая. При возникновении ситуации, что все стороны цепочки доставки груза работают со своими ЭДО (электронный оборот документов), создаётся единый формат. Он нужен, чтобы можно было операторам без лишних проблем принимать накладные, делать их интерпретацию и отправлять получателю.
Этот объём будет формироваться правительством. Проблемы внедрения ЭТРН в практику грузоперевозок будут решаться. Все стороны цепочки переведут своих физических или юридических участников на оборот документов в электронной форме. И тогда опасений, что один из участников цепочки не будет работать из-за его оператора ЭДО, не будет.
При обмене документации в электронном исполнении применяют подписи в электронной форме двух типов: простую и квалифицированную подпись.
Простая ЭП используется при приёме водителем организации-перевозчика груза у организации, которая груз отправляет. Ещё такую подпись используют как подтверждающий факт, что груз организации-получателю доставлен в точку выгрузки.