Лекция «Налогообложение физических лиц»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция «Налогообложение физических лиц»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Основные налоги юридических лиц

Налоги, которые подлежат уплате организациями, напрямую зависят от режима налогообложения. От условий исчисления доходов и расходов происходит отличие в налоговых ставках и видах налогов. Однако есть ряд платежей, которые осуществляются любой организацией, независимо от режима:

  1. НДФЛ. Организация в качестве налогового агента делает платежи за сотрудника в размере 13% его доходов. Если сотрудник не является резидентом РФ, то ставка составляет 30%. Эти нормы установлены в статье 224 Налогового Кодекса РФ.
  2. Страховые взносы. Отчисления по взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) составляют 22%, на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) — 2,9%.
  3. Имущественные налоги (на имущество, на землю, на транспорт). Ставка налога на имущество для юридических лиц составляет 2,2%, ставка налога на землю (от 0,1 до 1,5%) определяется региональными властями и зависит от типа участка земли, ставка транспортного налога зависит от мощности транспортного средства.
  4. Госпошлина. Если организация вносит изменения в учредительные документы, например, меняет юридический или фактический адрес или состав собственников, то за обращение в госорганы необходимо оплатить государственную пошлину.
  5. Прочие налоги, например, водный налог или отчисления за воздействие на окружающую среду.
Читайте также:  В 2023 году власти запланировали проиндексировать пенсии на 4,8%

Таким образом, организация платит налоги за имущество, которым владеет. Если в собственности находится недвижимость, транспорт или земля, то фирма обязуется делать взносы по имущественным налогам. Также компания перечисляет НДФЛ и страховые взносы за своих сотрудников.

Налог на доходы физических лиц удерживается с заработной платы сотрудника, а страховые взносы удержать нельзя. Они выплачиваются полностью за счет организации. Прочие налоговые платежи зависят от режима налогообложения компании.

ЕНВД. Кому то повезло. Или нет?

Спецрежим представляет собой систему, при которой единый налог заменяет уплату налог на прибыль, налога на имущество, НДС и ЕСН. Для предприятий, работающих в Москве, он не представляет особого интереса. Если только Вы не собираетесь заниматься наружной рекламой. А вот для тех, кто собирается работать – именно работать, а не просто регистрироваться в области и регионах – это очень актуальная тема.

Налог устанавливается местными органами самоуправления в соответствии с требованиями НК РФ, и вводится в действие в отношении определенных видов деятельности. С полным перечнем которых можно ознакомиться в статье 346.26 НК РФ. Одной из особенностей ЕНВД также является возможность применять разные налоговые режимы в отношении различных видов деятельности. Например, осуществляя розничную торговлю в Московской области, которая попадает под уплату ЕНВД, и розницей в Москве, Вам придется совмещать два налоговых режима (ЕНВД и ОСНО/либо УСН) и вести раздельный учет по таким операциям.

Считается налог исходя из физических показателей и ставок налога – вмененного дохода на один физический показатель. Например, при оказании ветеринарных услуг налог рассчитывается исходя из количества работников, ставка налога 7500 рублей в месяц за одного сотрудника. Или розничная торговля, при которой налог рассчитывается исходя из площади торгового зала или из количества торговых мест. И так далее.

Говорить о том, насколько этот режим выгоден или нет, сложно. Это зависит от каждой конкретной ситуации и бизнеса. Однако в любом случае ЕНВД платится с некого «мифического» показателя базовая доходность, которую устанавливает нам законодатель. И которая может совершенно не соответствовать действительности.

Налог на имущество организаций

Уплачивается с имущества, которое стоит, как говорят, «на балансе» организации. В основном, это основные средства и нематериальные активы, а также вложения в ценности, предназначенные для предоставления в лизинг. Налогоплательщиками являются российские и иностранные организации.

Максимальная ставка устанавливается НК РФ (глава 30) и составляет на сегодня 2,2 % от налоговой базы – среднегодовой стоимости имущества, которая рассчитывается в соответствии с правилами бухгалтерского учета. То есть из первоначальной стоимости будет вычитаться начисленная по основным средствам и нематериальным активам амортизация.

Субъекты РФ имеют право определять ставку самостоятельно в указанном пределе. Налог уплачивается четыре раза в год – в виде авансовых платежей по окончании отчетных периодов и самого налога — по окончании налогового периода (года), если иное не установлено субъектом РФ.

Отчетность по авансовым платежам предоставляется по сроку 30 число следующего месяца, а годовая декларация – не позднее 30 марта следующего года.

Налог на доходы физических лиц

Определение 1

Налог на доходы физических лиц является наиболее значительным как по суммам поступлений, так и кругу плательщиков из имеющихся прямых налогов с населения.

Подоходный налог связан с различными сферами жизнедеятельности граждан, потому охватывает разнообразные источники доходов. Он рассчитывается и уплачивается в соответствии с главой 23 части II Налогового Кодекса Российской Федерации, которая была принята Федеральным законом 5 августа 2000-го г.

Определение 2

Налогоплательщики подоходного налога – это физ. лица, которые являются налоговыми резидентами России, а также физ. лица, которые не являются налоговыми резидентами России, получающие доходы от источников на территории российского государства.

Определение 3

Физические лица – это граждане России, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Определение 4

Физические лица, которые фактически находятся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.

Доходами от источников в налоговом законодательстве Российской Федерации признаются:

  • дивиденды с процентами, полученными от российского учреждения, а также проценты, получаемые от российских ИП и (либо) иностранной компании в связи с работой ее постоянного представительства в России;
  • страховые выплаты, когда наступают страховые случаи, получаемые от российской компании и (либо) от иностранного учреждения в связи с работой ее постоянного представительства в России;
  • доходы, получаемые от использования в России авторских либо других смежных прав;
  • доходы, получаемые от сдачи в аренду либо другого применения имущества, которое находится в России;
  • доходы от продажи:
  • недвижимого имущества, которое находится в России,
  • акций либо других ценных бумаг в России и долей участия в уставном капитале предприятий,
  • прав требования к иностранной либо местной организации ввиду деятельности ее постоянного представительства на территории российского государства,
  • прочего имущества, которое находится в России и принадлежит физ. лицу;
  • вознаграждение за исполнение трудовых либо других обязанностей, выполненные работы, оказанные услуги, совершенные в России;
  • пенсии, пособия, стипендии и другие типичные выплаты, получаемые налогоплательщиком согласно действующему российскому законодательству либо получаемые от иностранного учреждения ввиду деятельности ее постоянного представительства в России;
  • доходы, получаемые от использования всяких ТС, в частности, морские, речные, воздушные суда и автомобильные ТС, с целью перевозок в Россию и (либо) из России или в пределах страны;
  • доходы, получаемые от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), оптико-волоконных линий и (либо) беспроводной связи, прочих средств связи, в том числе компьютерные сети, на территории российского государства;
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных граждан в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации касаемо обязательного пенсионного страхования;
  • прочие доходы, которые налогоплательщик получает после реализации им деятельности в России.

Объект налогообложения представляет собой доход, получаемый налогоплательщиком от:

  • источников в России и (либо) от источников за пределами государства – для физ. лиц, которые являются налоговыми резидентами России;
  • источников в России – для физ. лиц, которые не являются налоговыми резидентами России.

Устранение двойного налогообложения

Если налогоплательщик, являющийся налоговым резидентом России, фактически уплатил суммы налога с доходов, полученных за пределами российского государства согласно законодательству иных государств, тогда они не засчитываются при уплате налога в России, если другое не предусматривается соответствующим контрактом (соглашением) об избежании 2-го налогообложения.

С целью освобождения от уплаты налога, осуществления зачета, получения налоговых вычетов либо других налоговых привилегий налогоплательщики должны представить в орган Федеральной налоговой службы официальное подтверждение о том, что они являются резидентами государства, с которым Российская Федерация заключила действующий на протяжении конкретного налогового периода (либо его части) контракт (соглашение) об избежании 2-го налогообложения, и документ о полученном доходе и об уплате им налога за границей России, удостоверенный налоговым органом соответствующей иностранной страны. Данное подтверждение представляется как до уплаты налога либо авансовых платежей по налогу, так и на протяжении 1-го года после завершения того налогового периода, по итогам которого налогоплательщик хотел получить освобождение от уплаты налога, осуществить зачет, налоговый вычет или привилегию.

Ставки налога по совокупному доходу, полученному в 1999 году (информация по состоянию на 8 января 2000 г.)

Размер совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году Ставка налога
в федеральный бюджет
Ставка налога в бюджеты субъектов Российской Федерации Общая сумма налога
До 30 000 руб. 3% 9% 12%
От 30 001 до
60 000 руб.
3% 2 700 р. + 12% с суммы, превышающей 30 000 р. 3 600 р. + 15% с суммы, превышающей 30 000 р.
От 60 001 до
90 000 руб.
3% 6 300 р. + 17% с суммы, превышающей 60 000 р. 8 100 р. + 20% с суммы, превышающей 60 000 р.
От 90 001 до
150 000 руб.
3% 11 400 р. + 22% с суммы, превышающей 90 000 р. 14 100 р. + 25% с суммы, превышающей 90 000 р.
От 150 001 руб. и
выше
3% 24 600 р. + 32% с суммы, превышающей 150 000 р. 29 100 р. + 35% с суммы, превышающей 150 000 р.

Ответственность граждан по представлению налоговых деклараций и уплате подоходного налога

Налоговую декларацию должны представлять физические лица, получившие доходы от других организаций и индивидуальных предпринимателей, кроме дохода по основному месту работы (службы, учебы), если совокупный доход в истекшем году превышает размер дохода, облагаемого налогом по минимальной ставке Декларация представляется в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Физические лица вправе в течение месяца после ее подачи уточнить данные, заявленные ими в декларации. В декларации указывается каждый источник выплаты дохода и суммы начисленного и уплаченного налога (раздельно по доходам на основной работе и от других источников).

Исчисление и уплата налога

Земельный налог начисляется исходя из площади участка и утвержденных ставок земельного налога. Земельный налог за участки в пределах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, садоводства взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного значения административного района. Налоговая ставка принимается местным органом власти в размере от 0,1 до 2 процентов от стоимости. За землю, которая занята жильем, плата исчисляется в размере 3 процентов от ставки земельного налога, но не менее 60 рублей за квадратный метр. Налог уплачивается два раза в год равными долями — до 15 сентября и до 15 ноября.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Водный налог — федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за специальное (с применением сооружений, технических средств и устройств) и/или особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.

Налогоплательщики: юридические и физические лица (в т. ч. индивидуальные предприниматели), осуществляющие подлежащее лицензированию пользование водными объектами.

Объектами налогообложения считаются следующие виды пользования водными объектами (реками, морями, озерами, прудами, родниками, подземными водами, ледниками):

  • забор воды;
  • выработка энергии (например, работа ГЭС);
  • сплав древесины;
  • иное использование акватории (поверхности) водного объекта.

При этом не подлежит налогообложению использование акватории для рыбалки или хождения судов, забор воды для орошения с/х земель, полива садоводческих участков или тушения пожаров, и т. п.

Ставка водного налога зависит от экономического района, месторасположения водного объекта, его типа, наименования, объема забранной жидкости, площади используемой водной поверхности или иных параметров. Льготы не предусмотрены.

Налоги на товары и услуги и налог на добавленную стоимость

Действуют налоги на товары и услуги (прежде всего таможенные пошлины, акцизы) и налог на добавленную стоимость (НДС).

Переход к рыночным отношениям обусловил необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемый на всех стадиях производства, определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Читайте также:  Расторжение договора оказания услуг: способы, основания и пошаговая инструкция

Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.

Стоимость, добавленная в процессе работы над имеющимися предметами труда, облагается налогом с добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который приобретает потребитель. Таким образом, всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель.

Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость: услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от уплаты НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в процентах (от 5 до 8% стоимости их товара) и распространяется на наиболее ходовые товары и услуги.

Налоги, уплачиваемые организациями

Группа налогов, уплачиваемых организациями, многочисленна. Между тем не все входящие в нее налоги имеют одинаковое значение как для самих налогоплательщиков, так и для бюджета. Наиболее важны налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество. Для предприятий, производящих и продающих алкогольную продукцию, велико значение сборов за выдачу лицензий и за право производства и оборота такой продукции; для добывающих отраслей важен налог на добычу полезных ископаемых.

Налог на прибыль организаций. В настоящее время правовой основой взимания налога на прибыль является гл. 25 НК РФ. Как и налог на доходы физических лиц, налог на прибыль является прямым, личным налогом, основанным на принципе резидентства. Резидентами, уплачивающими налог с прибыли, полученной как в России, так и за рубежом, являются юридические лица, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Иностранные юридические лица уплачивают в России налог на прибыль, полученную от деятельности через постоянное представительство, а также налог на доходы, полученные из источников на территории Российской Федерации.

Филиалы или иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налога на прибыль по месту своего нахождения.

Не являются плательщиками налога на прибыль малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также организации, ведущие предпринимательскую деятельность в сферах, для которых предусмотрена уплата единого налога на вмененный доход.

Прибыль предприятия, выступающая объектом налогообложения, представляет собой доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Доход организации является результатом сложения дохода от реализации продукции (работ, услуг) и имущественных прав, и дохода от внереализационных операций, т. е. непроизводственной (неосновной) деятельности.

Доход от реализации определяется как выручка от реализации товаров (работ, услуг), выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав за минусом затрат.

Законодательство о налоге на прибыль предусматривает два способа определения выручки. Основной состоит в том, что выручка равна сумме средств, полученной от реализации продукции (работ, услуг), уменьшенной на величину косвенных налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных пошлин). Дополнительный способ может применяться в нескольких случаях: когда сделка заключена между взаимозависимыми лицами; если имели место бартерные операции; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении цены сделки более чем на 20% от обычного уровня цен. В этих случаях налоговый орган вправе определить сумму выручки на основе рыночных цен на реализованную продукцию (работу, услугу) с соблюдением ряда правил, установленных в ст. 40 ч. I НК РФ.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Под последними понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), включаются в расходы налогоплательщика вне зависимости от того, упомянуты они прямо в соответствующем перечне, установленном в гл. 25 НК РФ, или нет. Иными словами, действует принцип: «Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), относятся к расходам налогоплательщика, если иное не установлено Налоговым кодексом». Помимо связи с производством продукции (работ, услуг) налогоплательщику приходится доказывать обоснованность затрат, т. е. подтверждать, что понесенные расходы были экономически оправданны.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг), включают в себя материальные затраты, затраты на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие затраты, связанные с производством и реализацией. К последним, в частности, относятся расходы налогоплательщика на командировки, на сертификацию продукции и услуг и др.

Доход от внереализационных операций определяется как разница между доходами от таких операций и понесенными в связи с ними расходами. К внереализационным доходам относятся доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от долевого участия в других предприятиях; доходы от операций купли-продажи иностранной валюты, доход в виде процентов, полученных по договору займа и кредита; доход от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности, другие подобные доходы. Внереализационные расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

Налоговым кодексом РФ право определять доходы от реализации кассовым методом предоставлено только организациям с небольшим объемом выручки (в среднем по году до 1 млн. руб. в квартал).

Экономическая, социальная и политическая жизнь на определенном участке территории, называемом страной, регулируется государством. Выполнение функций государства в указанных рамках нуждается в финансовом обеспечении.

Оно осуществляется из казны государства, которая состоит из бюджета (финансовой составляющей) и государственной собственности. Наполнение бюджета в основном проводится посредством взимания с юридических и физических лиц специальной платы за все полученные ими доходы. Эти сборы называются налогами.

Вывод: налоги – это принудительно взимаемая с юридических и физических лиц плата, являющаяся финансовым обеспечением функционирования государства.

Взимание налогов – насущная необходимость, выполнение которой поручено налоговым органам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *