Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кассационная жалоба. Как выиграть суд?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Верховным судом регламентирован список того, что нужно подготовить для подачи кассации. Для начала вы должны написать правильную кассационную жалобу, отвечающую требованиям кодексов ГПК и АПК и нормам судопроизводства. Далее определиться с вариантов обращения в судебную коллегию ВС РФ: лично, почтой, сайт ВС, портал Госуслуги или система Мой Арбитр.
Комментарий к ст. 30.3 КоАП
1. Установлен единый срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении — 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Данный срок начинает исчисляться со следующего дня за днем вручения или получения копии постановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа (см. комментарий к статье 30.1 КоАП РФ).
Несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6).
В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств.
При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.
В случае пропуска при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление срока прокурором должно быть подано заявление о восстановлении этого срока, которое рассматривается соответствующими районными судами.
2. По общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК). В изъятие из этого правила решения по делам об административных правонарушениях (в том числе по делам о привлечении к ответственности) вступают в силу в течение 10 дней со дня их принятия. Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме (ч. 2 ст. 176 АПК).
Соответственно начало течения этого срока АПК устанавливает иначе, чем комментируемая статья.
3. Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений, посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6) содержит разъяснение по вопросу вынесения определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. В данной ситуации, несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования указанного определения, оно, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку это определение исключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.
Кассация как способ проверки судебных актов по административным делам. Право кассационного обжалования в административном судопроизводстве
1. Сущность и значение кассации, ее отличия от других способов проверки и пересмотра судебных актов. Кассация — это способ проверки судебных актов, вступивших в законную силу, на предмет устранения ошибок, связанных с неправильным применением норм материального или процессуального права.
Кассация носит контрольный характер. В процессуальной теории принято различать проверочные и контрольные способы устранения судебной ошибки. Отличительной чертой проверочных способов является то, что проверка правильности акта правосудия осуществляется посредством вторичного рассмотрения дела (перерешения). Для контрольных способов характерно осуществление контроля вышестоящего суда за деятельностью нижестоящих судов, при котором наличие или отсутствие судебной ошибки устанавливается посредством проверки решения на соответствие его определенным критериям правильности без перерешения. Таким образом, в отличие от апелляционного суда, который заново рассматривает дело с целью исправления судебной ошибки, суд кассационной инстанции проверяет решение на предмет соответствия его действующему законодательству.
Кассационная жалоба представляет собой заявление, составленное по определенным правилам в письменной форме.
Его может подать либо участник судебного разбирательства, либо любое лицо, чьи интересы были ущемлены или задеты вынесенным судебным постановлением.
Целью составления и подачи документа является изменение или отмена решения судебной или апелляционной инстанции.
Заявителю следует знать, что кассационная инстанция не проверяет доказательства по делу об административном правонарушении.
Ее задачей является выяснение, насколько обжалуемое судебное решение соответствует требованиям закона.
Причиной изменения решения нижестоящей судебной инстанции могут следующие выявленные в результате проверки обстоятельства:
Применение судьей норм закона | Не подходящего к условиям конкретной ситуации |
Принятие решения | Идущего вразрез с опубликованными судебными прецедентами или рекомендациями Верховного Суда РФ |
Игнорирование закона | Применение которого требовала рассматриваемая ситуация |
Неполный состав суда | Отсутствие протокола, нарушение правил о языке, допущение грубых процессуальных ошибок |
Людям, не погруженным в тонкости юриспруденции, может показаться, что кассационная и апелляционная жалобы ничем не отличаются друг от друга. Однако это не так.
Апелляция подается до вступления решения суда в силу, а кассационная жалоба оспаривает уже вступивший в законную силу документ.
Правила подачи кассационной жалобы
После составления иска у граждан возникают вопросы: куда подавать кассацию по административному процессу? Каковы правила обжалования? Первичная подача осуществляется в городской, районный или областной суд. В случае отказа необходимо подать иск в Верховный суд РФ.
Помимо заявления предоставляются документы:
- Если в процессе принимает участие адвокат, он предъявляет ордер, подтверждающий его квалификацию и компетентность в данном вопросе.
- Материалы административного дела и судебное решение (копии).
- Если срок подачи жалобы истек — ходатайство о продлении и документ и обоснованная причина просрочки (документальное подтверждение).
- Доверенность (когда подачей жалобы занимается представитель заинтересованного лица).
Важно! Копии прилагаемых документов должны быть заверены в суде, а не в нотариальной конторе.
К заявлению прилагается квитанция об уплате государственной пошлины. Это обязательный момент, иначе документы рассматриваться не будут.
Физические лица обязаны уплатить* 150 рублей, юридическим лицам госпошлина обойдется в 3000 рублей. Произвести оплату можно в отделении банка, в терминалах самообслуживания или на портале государственных услуг.
Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде
Как выглядит на практике презумпция невиновности, сформулированная в ст. 1.5 КоАП РФ при рассмотрении дел о правонарушениях в области дорожного движения? Если посмотреть на доказательства, которые «подтверждают виновность» лица, то ответ будет как минимум неоднозначным.
Доказательная база может строиться на противоречивых документах, а устные пояснения представителей государственной службы редко ставятся под сомнения и принимаются за достоверные.
При этом в Российском законодательстве последней инстанцией для защиты прав лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, должно являться обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде.
Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде
Верховный Суд Российской Федерации согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 05.02.
2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты.
Верховный Суд рассматривает жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих судов субъектов Российской Федерации или их заместителями.
Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде РФ осуществляется путем подачи непосредственно в Верховный Суд РФ мотивированной жалобы (с копиями для других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 КоАП РФ) и копиями постановления и решений по делу об административном правонарушении
Постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу. Однако установлено правило, что судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Регламентировано, что решение по жалобе выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы в Верховный Суд России, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.
Частью 4 ст. 30 .16 КоАП РФ установлено, что повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются.
В п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.
2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сформулировано, что рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ. Если у председателя или заместителя председателя соответствующего суда возникнут сомнения в законности обжалованного, опротестованного постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, он вправе истребовать дело для проверки. При этом в соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ указанные лица в интересах законности могут проверить дело в полном объеме.
То есть лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, при обжаловании постановления по КоАП РФ в Верховном Суде может получить в надзорной инстанции де-факто судебный акт, построенный исключительно на информации из постановления и решений, которые жалобщиком ставятся под сомнение.
Например, обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде происходит по следующим основаниям:
- ненадлежащее оформление письменных доказательств по делу при составлении протокола об административном правонарушении должностными лицами (нарушен порядок заполнения, оспариваются подписи, место составления);
- противоречия в пояснениях лица, составившего протокол об административном правонарушении, отражённые в протоколе судебного заседания в мировом суде;
- ненадлежащая трактовка пояснений свидетеля, отраженная в протоколе судебного заседания;
- наличие письменных ходатайств в деле об административном правонарушении, которые направлены на истребование доказательств по делу (видеозаписи), которые суд первой инстанции не рассмотрел по существу;
- противоречия свидетельских показаний от тех, сведений которые он подтвердил как понятой в Акте (разница во времени фиксации);
- факт отсутствия в материалах дела об административном правонарушении исследованной в открытом судебном заседании видеозаписи обстоятельств, которые подлежат доказыванию.
Кто может подать кассацию по административному делу?
Разрешение дел об административных правонарушениях по существу осуществляется путем полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств по делу. Правом на подачу кассации наделены участники административного разбирательства, а именно:
- лицо, привлеченное к ответственности и его защитник. В качестве защитника может быть допущен Уполномоченный при Президенте РФ в случае, если совершено правонарушение в области предпринимательской деятельности
- потерпевший и его представитель
- законные представители физических и юридических лиц
- прокурор
- должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление или направившим дело в суд (в случае вынесения решения судьей)
Рассмотрение кассационной жалобы по административному делу
Процедура рассмотрения жалобы начинается со дня ее принятия к производству и вынесении соответствующего определения суда. После этого, судом извещаются участники дела о поступлении данной жалобы, тем самым предоставляя им возможность ознакомиться с материалами дела и подать возражения.
Производство должно быть окончено в течение двух месяцев со дня поступления документов в суд. В случае, если кассация истребует дело для изучения, то данный срок составит месяц со дня принятия документов судом.
Результатом рассмотрения дела будет являться вынесение постановления:
- об оставлении жалобы без удовлетворения
- об изменении или отмене обжалуемого акта с возвращением его на новое рассмотрение
- прекращением производства по делу
Как и куда направлять кассацию?
Для того чтобы кассационное обращение было рассмотрено, его следует правильно подать. В первую очередь составляется само обращение, а также формируется пакет документов. Если срок обращения вышел, то дополнительно должно быть включено ходатайство о продлении срока и рассмотрении обращения.
Собранный пакет документов подается в кассационный суд, при арбитражном процессе в инстанцию, которая и вынесла спорное решение:
- в Президиум суда, куда направляются получившие юридическую силу мировые и районные акты;
- в арбитражный суд федерального округа;
- в судебную коллегию Верхового суда РФ.
Перед тем, как отправить документацию, следует проверить:
- правильно ли составлена жалоба (в данном вопросе лучше обращаться к юристу);
- все ли документы есть в пакете, а также достаточное количество копий;
- квитанция об уплате госпошлины.
Составлять заявление, как и пакет документов, нужно очень внимательно, поскольку при наличии даже малейших ошибок она не будет рассматриваться судебной коллегией – ее туда просто не допустят.
После того, как пакет документов будет направлен по назначению, он рассматривается судьей соответствующей инстанции. Если ошибок нет, то в течение последующих трех дней жалоба рассматривается коллегией на заседании, куда приглашаются и заинтересованные в процессе лица. При наличии ошибок дело возвращается обратно или же его рассмотрение приостанавливается, а заявитель получает время на устранение ошибок.
Как рассчитать крайний срок подачи кассационной жалобы по КАС РФ?
28 ноября 2017 года городской суд отказал мне в удовлетворении моего административного искового заявления ( КАС РФ — оспаривание постановления администрации нашего города).
По данному делу Я подал апелляционную жалобу в Московский областной суд.
25 июня 2018 года судебная коллегия по административным делам Московского областного суда оставила мою апелляционную жалобу без удоволетворения.
Собираюсь подавать кассационную жалобу на решение судебной коллегии Мособлсуда.
Уважаемые юристы, вопрос по срокам:
Какой крайний срок (день и месяц) на подачу кассационной жалобы, если 25 июня 2018 года Мособлсуд оставил мою апелляционную жалобу без удоволетворения? То есть 25 июня 2018 года решение городского суда вступило в законную силу?
Порядок подачи кассации в арбитражный суд
Кассационную жалобу необходимо подать в арбитраж, принявший соответствующее решение. Тот обязан перенаправить ее в суд 3-ей кассационной инстанции. На это у суда есть три дня после получения документа в секретариате.
Если кассация составлена с соблюдением всех процессуальных требований, она принимается к рассмотрению. Иначе она или оставляется «без движения» (не подлежит рассмотрению), или же просто возвращается назад.
Вопрос о принятии кассации решается в течение 5-ти дней после ее поступления. Об этом судья выносит соответствующее определение, одновременно назначая в нем место, дату и конкретное время заседания по делу.
Копия определения о принятии жалобы к производству кассации направляется всем участникам дела не позднее следующего дня.
Также судьей выносится определение о приостановке или отказе в приостановлении исполнительного производства до момента принятия нового решения.
Как исчисляется срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении?
Момент начала и окончания срока обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях определяется в соответствии со ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой порядок исчисления процессуальных сроков в производстве по данным делам аналогичен порядку исчисления процессуальных сроков в гражданском судопроизводстве (ч. 3 ст. 107, ст. 108 ГПК РФ).
В соответствии с указанной статьей Кодекса началом отсчета срока обжалования необходимо считать день, следующий за датой вручения или получения копии постановления, а моментом его окончания — 24 ч. последнего 10-го дня срока. Если окончание срока приходится на нерабочий или праздничный день, то последним днем срока будет являться первый следующий за ним рабочий день. Все иные нерабочие дни из срока обжалования не исключаются.
Как определяется начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении? Какие особенности, связанные с исчислением данного срока, предусмотрены в отношении протестов прокурора?
Как следует из системного толкования норм ч. 1 ст. 30.3 и ч. 2 ст. 29.11 КоАП, начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его защитником, законным представителем, а также потерпевшим и его представителем не зависит от того, кто именно обращается в суд с жалобой, и определяется днем получения копии такого постановления лицом, в отношении которого оно вынесено.
Если копия постановления по делу об административном правонарушении не вручена лицу, привлекаемому к административной ответственности, непосредственно в день рассмотрения дела в виду неявки указанного лица в судебное заседание или отсутствия его в зале суда на момент оглашения постановления, то копия постановления должна быть направлена вышеупомянутому лицу по почте заказным почтовым отправлением. В этом случае срок обжалования постановления по делу будет исчисляться не со дня его вынесения, а со дня получения его копии лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Гораздо сложнее определить начало течения срока опротестования постановления по делу об административном правонарушении прокурором. Основные трудности, которые здесь возникают, связаны с отсутствием единообразного понимания того, с какого момента необходимо исчислять данный срок — с момента получения копии постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, либо прокурором. Так, некоторые судьи считают, что по смыслу ч. 1 ст. 30.10 КоАП во взаимосвязи с ч. 1 ст. 30.3 КоАП отсчет срока на обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении должен дифференцироваться в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права. На этом основании делается вывод о том, что срок опротестования необходимо исчислять с момента получения копии постановления прокурором.
Определенная логика в этом имеется, если учесть, что согласно ст. 29.10 КоАП судья, орган или должностное лицо, рассмотревшие дело по существу, даже не обязаны направлять прокурору копию постановления. Однако при всей привлекательности данной точки зрения ее нельзя признать правомерной, поскольку дифференциация срока обжалования и опротестования в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права, может привести к тому, что в порядке главы 30 КоАП прокурор принесет протест на постановление по делу об административном правонарушении, которое в действительности уже вступило в законную силу, так как уже давно получено лицом, в отношении которого оно вынесено, и исполнено им.
С учетом сказанного не представляется возможным признать право прокурора на принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении с момента получения им копии соответствующего постановления и тем самым расширительно истолковать положение части 1 ст. 30.3 КоАП. В этом смысле формулировка анализируемой статьи не совсем удачна. В ней явно не хватает прямого указания на то, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Вместе с тем такое положение закона не совсем оправданно, так как возникновение права на опротестование постановления по делу оказывается никак не связано с тем, когда прокурор узнал о наличии постановления, лежащего в основе данного права. Кроме того, совершенно очевидно, что предоставление прокурору полномочия приносить протест на постановления по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, независимо от его участия в деле, становится абсолютно неэффективным и нерациональным, поскольку уложиться в 10-дневный срок подачи протеста со дня получения копии постановления лицом, правомочным обратиться с жалобой, можно только в том случае, если дело было возбуждено постановлением прокурора и гражданин присутствовал при рассмотрении дела.
Право кассационного обжалования
Предметом судебного контроля по КАС РФ является осуществление властных полномочий. Категория дел об административных правонарушениях относится к сфере регулирования КоАП РФ и рассматривается в предусмотренном им порядке.
Судебные акты могут быть пересмотрены в кассационном порядке только в случаях, предусмотренных кодексом (ст. 318 КАС РФ). Эта формулировка отличается от соответствующих статей ГПК, АПК. Например, определения суда 1-й инстанции обжалуются следующими способами:
- в апелляционном порядке — в случае, если они исключают возможность движения дела (ст. 261, 313);
- путем подачи частной жалобы (ст. 90).
Объектами кассационного обжалования могут являться решения судов первой инстанции и апелляционные определения региональных судов.
Субъекты обжалования перечислены в ст. 318 КАС:
- административный истец, административный ответчик;
- прокурор;
- заинтересованные лица.
Важно! Кассатором может быть лицо, не участвовавшее в деле, интересы которого затрагиваются судебным актом (ч. 1 ст. 318).
Кассационная жалоба на судебный акт может быть подана в течение 6 месяцев с момента вступления его в силу (ч. 2 ст. 318 КАС РФ).
Пропущенный срок может быть восстановлен при следующих условиях:
- причины пропуска являются уважительными, в т. ч. если лицо не было осведомлено о принятом акте;
- причины пропуска имели место в течение 12 месяцев со дня вступления судебного акта в силу, а для лиц, не принимавших участия в деле, — со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении принятым судебным актом их прав.
Срок может быть восстановлен только по заявлению заинтересованного лица. При этом заявление о восстановлении срока подается одновременно с кассационной жалобой.
Ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы рассматривается судьей единолично и только при исключительных обстоятельствах. С учетом характера дела может быть проведено судебное заседание.
Обратите внимание! Председатель ВС РФ, заместитель председателя ВС РФ могут отменить определение судьи ВС РФ, касающееся восстановления пропущенного срока, и принять иное решение.
Порядок подачи жалобы
Кассационная жалоба по административному делу может быть подана только при условии, что лицо уже использовало иные способы обжалования (апелляцию).
В зависимости от категории дел кассационная жалоба подается:
- Через суд, принявший решение, — в кассационный суд общей юрисдикции, в судебную коллегию ВС РФ на судебные акты по делам, указанным в пп. 7–11 ч. 1 ст. 20 КАС РФ. При этом суд, принявший обжалуемый судебный акт, обязан незамедлительно направить материалы дела в суд кассационной инстанции.
- Непосредственно в судебную коллегию ВС РФ — по делам, указанным в пп. 1–6, 12–15 чч. 1, 2 ст. 20 КАС РФ, а также по делам, подсудным районным и гарнизонным военным судам.
Жалоба может быть подана посредством почтового отправления, через официальный сайт суда или лично через канцелярию суда.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.