Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный единый налоговый платеж с 2023 года: как изменится уплата налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Виды и примеры налогов и сборов
- Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
региональные – налог на имущество фирм и т.д.; - местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
- Беря во внимание способ взимания, разделяют:
- прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
- косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
- По принципу пополнения того или иного бюджета:
- закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
- регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
-
По субъекту платы:
- запланирован для оплаты только физическими лицами;
- платят исключительно организации (юридические лица);
- предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
Идея написать статью для тех, кто никогда вообще не открывал Налоговый Кодекс и впервые слышит словосочетание ЕНВД, пришла как-то ночью. Отвечая на вопросы в скайпе, вдруг отчетливо стало понятно, сколько же существует людей, являющихся специалистами и профи в своей области или только начинающих свой путь в бизнесе, но совершенно далеких от законов, налогов и финансов. Которые хотели бы открыть новую страничку в жизни — собственное дело и которые готовы учиться – учиться по-новому работать, думать, считать. Поэтому мы решили написать эту небольшую статью, основываясь на тех вопросах, которые задаются с завидным постоянством нашими клиентами, знакомыми и друзьями. Мы постараемся изложить все человеческим языком, по минимуму используя язык нормативный, и все же ссылки на законодательство будут приведены, куда же без них. И вполне естественно, что мы рассмотрим здесь самые простые и примитивные ситуации, азы и базу, ведь наша цель дать общее описание, что представляет собой тот или иной налог и как он считается, а не пересказывать НК или разбирать судебную практику. Их мы оставим специалистам.
Федеральные налоги и сборы
— налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся и уплачиваются в федеральный бюджет:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- плата в систему «Платон»;
- государственная пошлина.
Платежи в бюджет и внебюджетные фонды: какими бывают, кто платит, зачем нужны
Давайте сначала разберемся с тем, кто, что и куда платит. Речь пойдет про платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Если совсем кратко, то получится так.
Таблица 1. Главное про обязательные платежи
Кто платит |
|
Что платит |
|
Куда платит |
|
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
- федеральный налог или сбор;
- региональный;
- местный.
Транспортный налог в региональный бюджет
К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.
Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.
Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ. Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.
Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.
Налогообложение имущества организаций
Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).
Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.
Периодичность предоставления отчетности, как и сроки уплаты авансовых платежей и окончательного расчета, каждый регион устанавливает самостоятельно. То есть для имущественного сбора в одном регионе могут быть предусмотрены ежеквартальные перечисления в казну и сдача расчетов в ФНС. А в другом субъекте организации рассчитываются с бюджетом один раз в год, и декларацию сдают в ФНС ежегодно.
Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ. О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.
Baжныe ocoбeннocти дoбaвoчныx cбopoв
Итaк, мы oпpeдeлили, чтo знaчит кocвeнный нaлoг. Нo ecть ли y нeгo cвoи ocoбeннocти, oтличaющиe eгo oт пpямыx финaнcoвыx oбязaтeльcтв пepeд гocyдapcтвoм? К чиcлy тaкиx xapaктepиcтик мoжнo oтнecти:
- oпepaтивнocть пepeчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт (cyммa нaлoгa oкaзывaeтcя нa cчeтe ФНC в мaкcимaльнo кopoткиe cpoки пocлe peaлизaции тoвapa или ycлyги);
- выcoкaя дoxoднocть для бюджeтa, тaк кaк кocвeнными нaлoгaми oблaгaeтcя бoльшинcтвo тoвapoв и ycлyг в Poccийcкoй Фeдepaции;
- пpocтoй pacчeт, бaзиpyющийcя нa нecкoлькиx ocнoвныx фopмyлax;
- зaкpытыe выплaты (бoльшинcтвo пoтpeбитeлeй дaжe нe зaдyмывaютcя o тoм, чтo пpи пoкyпкe тoвapoв oни внocят oпpeдeлeнный дoxoд в гocyдapcтвeннyю кaзнy);
- yчacтиe пocpeдникa пpи пepeдaчe нaлoгa (тaким cвязyющим звeнoм мeждy пoкyпaтeлeм и гocyдapcтвoм являeтcя пpoдaвeц тoвapa).
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.
- Прямые – налоги на доходы от факторов производства (налоги на доходы, налоги на прибыль).
- Косвенные – налоги, скрытые в цене товара (НДС, акцизы).
- Аккордные – независящие от уровня доходов.
- Подоходные – представляющие из себя какой-то процент от дохода:
- прогрессивные (налоговая ставка повышается с повышением дохода);
- регрессивные (при увеличении доходов ставка падает – типа скидка за опт);
- пропорциональные (ставка не зависит от величины дохода).
Доктринальные определения налога
Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог — цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан».
Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определенных общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».
Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».
Николай Тургенев, русский экономист (1818) : «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».
А. А. Исаев (1887) : «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».
А. А. Соколов (1928) : «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».