Новый штраф за отсутствие страховки ОСАГО с 1 января 2023 года – правда или нет?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый штраф за отсутствие страховки ОСАГО с 1 января 2023 года – правда или нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начнём с главного, а именно – ответим на вопрос, разрешает ли закон ездить на авто сразу после его покупки, или вначале нужно приобрести страховку. Данный вопрос вызывает много вопросов среди водителей. Но на самом деле всё просто!

Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?

Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.

Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!

Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.

Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!

Разъяснение Верховного Суда РФ

Еще одним «пруфом» в пользу езды на машине без ОСАГО в 10-дневный срок с момента заключения ДКП является мнение Верховного Суда. Речь идёт о решении ВС РФ № АКПИ12-205, от 17.04.2012 года, в котором рассматривался вопрос о признании части пунктов ПДД недействующими.

Вот выдержка из данного решения:

Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.

Как видно, Высшая инстанция подтверждает законную возможность ездить на автомобиле без полиса ОСАГО, если с момента заключения ДКП еще не прошло десяти дней. Следовательно, в этот период к новому владельцу машины не могут применяться меры наказания за отсутствие страховки.

А есть ли новый закон?

Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.

Что же это за новый закон? Действительно, это самый настоящий Федеральный закон – если быть точнее, его проект, который приобретёт статус ФЗ, когда его примут, чего пока не случилось. Но давайте обо всём по порядку!

19 июня 2019 года законодатели внесли на обсуждение в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 12.37 КоАП, которая как раз и отвечает за наказания в сфере ОСАГО. В 1 её части ответственность за невписанных водителей, во второй – за отсутствие страховки.

«Закон строг, но он не работает»

Не все считают увеличение штрафа правильным. Зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин убежден, что в первую очередь нужно нормализовать тарифы и привести цену полиса ОСАГО в соответствие с финансовыми возможностями водителей. В последние годы Банк России пытался решить проблему декларируемой убыточности ОСАГО за счет «либерализации системы»: считалось, что многократное расширение тарифных коридоров позволяет аккуратным водителям платить столько же, наказывая только проблемных (например, с высокими КБМ).

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию права собственности: как и сколько платить

Этот подход сработал лишь отчасти: на увеличение стоимости ОСАГО жалуются и безаварийные водители, а расценки для проблемных категорий привели к тому, что именно самые рискованные сегменты отказывают от полисов — таксисты, молодые водители, владельцы коммерческого транспорта, мотоциклов и так далее. Кроме того, наблюдались проблемы с оформлением полисов ОСАГО: страховые неявно отказывают «невыгодным» клиентам.

Автоюрист Дмитрий Ларионов уверен, что увеличение штрафов само по себе не решит проблемы:

— многие чиновники считают, что если нарушение является массовым, то проблему может решить ужесточение наказания, — говорит он. — Это представление ошибочно: большие штрафы и даже возможное лишение прав уже давно никого не останавливают, потому что всё упирается в низкую вероятность привлечения к ответственности. «Закон строг, но он не работает».

Чтобы бороться действительно продуктивно, нужно работать не над строгостью, а над неотвратимостью наказания.

Близкого мнения придерживается вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр:

— Инициатива неправильная: понятно, что РСА один из мощнейших лоббистов в стране и у него порядка 20–25% автомобилистов не покупают полисы, а на Северном Кавказе или Дальнем Востоке эта цифра доходит до 50%, — говорит он. — И РСА хочет не мытьем, так катаньем заставить людей покупать полисы. Но сделать это можно, если бы страховка повернулась лицом к людям, был бы вменяемый штраф, а не так, как сейчас: стоит дорого, выплаты усеченные, оценка запчастей ниже нижнего.

Он отмечает, что само по себе ОСАГО нужно и подобные механизмы существуют во всём мире.

— Но у нас ОСАГО превратилось в оброк, а не рабочий инструмент, — продолжает Ян Хайцеэр. — ОСАГО — это некая социальная история, которую государство делегирует компаниям, они продают полисы, постоянно подвывая и постанывая, как им плохо. Но когда в публичном поле мы им предлагаем отказаться от ОСАГО, в ответ получаем молчание.

Потому что это дает неплохой достаток, и сегодня доходность других форм страхования снижается, значит им нужно отжимать по максимуму ОСАГО. За 2021 год страховщики 59% сборов потратили на выплаты, а должны были 80%! Но нам они отвечают, что это расходы на судебные издержки. А мы считаем, что таковые должны идти за счет прибыли страховых, а 80% (как по закону) — на компенсации автомобилистам.

Что делать, если страховка оформлена, но полиса при себе нет

По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.

Штраф ГИБДД за отсутствие ОСАГО при себе в 2023 году составляет 500 рублей.

Обратите внимание, что можно избежать штрафа, если водитель предоставит сотруднику ДПС серию и номер страхового полиса для проверки наличия страховки в базе.

Те, кто оформил электронный полис ОСАГО, также должны иметь подтверждающий документ при себе. Например, его можно распечатать или же скачать на смартфон e-ОСАГО. В противном случае за отсутствие ОСАГО на легковой автомобиль можно получить штраф.

Водитель предоставляет полис вне периода его действия

Некоторые собственники транспортных средств используют автомобиль только в определенные времена года. Примером таких автомобилистов служат дачники солидного возраста, у которых нет необходимости добираться до работы в течение года. Единственная цель приобретения автомобиля в подобных случаях заключается в том, чтобы с комфортом доезжать до загородного участка.

Так как эксплуатация авто запрещена без ОСАГО, не имеющие необходимости постоянной эксплуатации авто водители приобретают полис с определенным периодом использования. Это означает, что страховка приобретается на год, но использовать ТС можно только несколько месяцев (например, с мая по сентябрь). Выгода сделки для страхователей заключается в сниженной стоимости договора страхования.

Если водитель со страховкой, предусматривающей только летний период использования, будет остановлен сотрудниками ГИБДД в декабре, он будет привлечен к административной ответственности. Согласно части первой статьи 12.37 наказание за такое нарушение предусматривает штраф в размере 500 рублей.

Штрафное взыскание за использование ОСАГО в непредусмотренный временной период

Страхователь может купить полис с условием о сезонном использовании ТС в течение 3 или более месяцев. Например, если планируется ездить только летом – с июня по август. Тогда эти месяцы нужно указать в блоке 4 заявления, которое подается в целях заключения договора ОСАГО, по форме, представленной в Приложении 2 к Положению ЦБ № 431-П от 19-го сентября 2014-го года.

При этом страховщик рассчитает премию в представленном случае с учетом коэффициента КС (например, если пользоваться машиной только 3 месяца в году, КС будет равен 0,5 – см. Указание Центробанка № 5000-У от 4-го декабря 2018-го года).

Соответственно, езда на машине не в те месяцы, которые были указаны страхователем в заявлении, повлечет за собой наложение взыскания за езду без ОСАГО размеров в 500 рублей по все той же ч. 1 ст. 12.37. КоАП.

Читайте также:  Регистрация ИП через многофункциональный центр

Снова-таки, за данный проступок привлечь собственника машины нельзя – ответственность несет исключительно водитель (или водитель и собственник в одном лице).

В каких случаях автомобиль могут поместить на штрафстоянку?

Все возможные ситуации в области дорожного движения, за которые автомобиль может быть задержан и эвакуирован на спецстоянку, прописаны в статье 27.13 КоАП РФ. Это весьма широкий спектр нарушений, среди которых можно назвать управление автомобилем в состоянии опьянения (статья 12.8), управление автомобилем без прав (ст. 12.7), управление ТС с неисправными тормозами (ч. 2 ст. 12.5) и многие другие.

Применительно к теме нашего сегодняшнего разговора, следует отметить, что в перечне нарушений, указанных в статье 27.13 КоАП РФ в качестве оснований для задержания ТС, езда без страховки отсутствует, то есть штрафстоянка за отсутствие полиса ОСАГО водителю не грозит. Но более подробно об этом читайте в следующей главе.

В 2023 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.

Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.

Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.

Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:

  • неоформление документа;
  • езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
  • отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
  • фальшивый бланк;
  • вождение вне срока действия ОСАГО;
  • непредъявление действующей страховки;
  • просроченный страховой полис.

Штраф за отсутствие ОСАГО

Чем грозит просроченный полис и какие штрафы предусмотрены за его отсутствие? Что может повлиять на размер штрафа за езду без ОСАГО?

Согласно текущему законодательству, езда без полиса обязательного страхования в 2022 году запрещена и, при обнаружении его отсутствия во время остановки инспектором, водителю придется платить штраф.

Любая авария при этом обернется полной выплатой всего нанесенного ущерба пострадавшей стороне. В результате поездки без страховки чаще всего заканчиваются серьезными проблемами.

Мнимая экономия, даже за 9 лет, не покроет всего ущерба, нанесенного любому дорогому автомобилю.

Сейчас в законе прописаны следующие нарушения, за которые полагаются штрафы:

  • просроченный полис;
  • езда без полиса обязательного страхования;
  • водитель не вписан в действующий полис.

Оштрафовать за эти нарушения могут при любой остановке, когда инспектор будет проверять наличие страховки.

Дополнительные особенности и нюансы

Управлять автомобилем допустимо в течение 10 дней с момента его приобретения. В то же время при возникновении ДТП ответственность за ущерб – целиком на владельце авто. Воспользоваться страховыми выплатами он уже не сможет.

Есть и другие основания для быстрого оформления полиса. Так, современные дорожные камеры могут выявлять водителей без страховки в автоматическом режиме. В итоге владельцу авто придет штраф по почте, и ему придется или долго оспаривать его, составляя заявление и отправляя документы в уполномоченные органы, или заплатить – при нежелании тратить время на сбор и отправку документации. К тому же при каждой остановке сотрудником ГИБДД водителю придется объяснять, почему у него нет при себе полиса.

Без ОСАГО нельзя быстро и самостоятельно оформить ДТП по европротоколу – придется вызывать сотрудников инспекции безопасности.

Закончилась страховка на машину. Сколько можно ездить без страховки

Если страховка заканчивается или срок действия ОСАГО уже истек, то Вы можете поинтересоваться, можно ли ездить, если закончилась страховка на машину, сколько можно ездить без страховки, сколько времени дается на продление страховки. В статье расскажем о сроке действия ОСАГО после окончания срока.

Для ответа на вопрос «сколько можно ездить без страховки после ее окончания» следует отличать понятия «срок страхования» и «период использования транспортного средства». Период использования автомобиля может быть короче срока страхования (при заключении договора страхования с учетом ограниченного использования транспортных средств). К ограниченному использованию относится также управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями. Последствия истечения периода использования отличаются от того, что будет, если ездить с просроченной страховкой (при окончании всего срока страхования). Далее в статье мы будем рассматривать случай, когда закончилась страховка — срок страхования автомобиля.

Читайте также:  Отчетность ИП в 2023 году: что сдавать, когда и куда

Как узнать, когда заканчивается страховка на автомобиль

О том, сколько можно ездить по Вашему полису, когда заканчивается срок действия страховки, Вы можете узнать, заглянув в Ваш полис ОСАГО:

Заканчивается страховка на автомобиль: что делать

Если срок действия Вашего полиса заканчивается, Вам необходимо обратиться в страховую компанию для заключения (продления) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

За какой срок до окончания можно продлить ОСАГО

Законом не оговаривается срок, за сколько дней можно продлить полис ОСАГО. Поэтому, если заканчивается срок страховки автомобиля, то Вы можете заранее заключить новый договор страхования или продлить его на новый срок.

Но, если заранее приобрести новый полис ОСАГО у Вас не получается, Вы хотите попытаться сэкономить или просто забыли о том, что закончилась страховка на машину, сколько можно ездить без страховки?

Если закончилась страховка, можно ли ездить без нее

В настоящий момент по окончании срока действия договора обязательного страхования полис ОСАГО прекращает свое действие, и ответственность водителя на дороге считается не застрахованной. Езда с просроченной страховкой приравнивается к вождению без страховки.

ДТП и просроченный полис страхования

Очень опасно выезжать на городские дороги без страхового полиса. Вероятность ДТП в городе очень высока. А водитель без ОСАГО подвергает опасности других участников движения.

Если водитель без страхового полиса стал участником аварии, то он должен морально приготовиться к большому количеству незапланированных трат и судебных разбирательств. Так как страховки нет, то виновник будет полностью оплачивать стоимость восстановления разбитого автомобиля, да ещё и возмещать причинённый моральный ущерб, если этого потребует пострадавший. Кроме того, инспектор ГИБДД, скорее всего, выпишет административный штраф за вождение без полиса ОСАГО.

Что делать в таком случае пострадавшему? Действия должны быть следующими:

  • пригласить независимого эксперта для оценки полученного вреда;
  • получить заключение;
  • через суд востребовать сумму за ущерб и работу независимой экспертизы, если не получится договориться без возбуждения иска.

Для забывчивых граждан в 2023 году предусмотрен штраф за езду на автомобиле без страховки ОСАГО, но иногда сотрудники ГИБДД ограничиваются только предупреждением. Если инспектор не может проверить наличие полиса у остановленного шофера по базе РСА, он имеет право назначить штраф 500 рублей.

Важно! Сегодня денежное взыскание – единственная мера воздействия на автомобилистов, которые забывают полис дома или не оформляют его совсем. Проще говоря, стражи дорожного порядка теперь не имеют права снимать с транспортных средств номерные знаки или отправлять авто на штрафную стоянку.

Тем, кто периодически забывает бланк «автогражданки» дома, рекомендуется оформить электронный полис и сделать несколько распечаток. Одну из них следует хранить в машине, чтобы избежать штрафов и неприятных бесед с работниками ДПС.

Временный транзитный полис

Несмотря на отсутствие административных санкций, собственник нового автомобиля должен учитывать, весь нанесённый в ДТП ущерб ему придётся компенсировать самому. Поскольку договор страхования у него отсутствует, то и обратиться за выплатой к какому-либо страховщику он не сможет. Исходя из этого, водителям рекомендуется оформлять транзитный полис до постановки машины на регистрационный учёт.

Подобная услуга часто предоставляется прямо в автосалоне. При покупке авто на вторичном рынке, оформить транзитное ОСАГО можно у любого автостраховщика. Временный договор имеет строго ограниченное время действия – не больше 20 суток, после чего придётся оформлять постоянный страховой договор.

Почему в течение года?

Выше мы указали, что лишение водительских прав возможно только в том случае, если лицо повторно арестовано в течение года после полной уплаты штрафа. Откуда вы взяли этот срок?

Дело в том, что в самой новой юридической статье говорится о повторных нарушениях. Это означает, что для применения части 3 вы должны быть арестованы, чтобы понести наказание в соответствии с § 12.37 (2) об административном правонарушении. Они также считаются наказанными в течение одного года со дня уплаты штрафа в соответствии с частью 2, согласно статье 4.6.

Например, инспектор ГАИ поймал вас 1 января 2023 года за недостаток в полисе ОСАГО; вы оплатили штраф 1 февраля; штраф был оплачен 1 февраля 2023 года. Поэтому, если вы будете арестованы во второй раз до 1 февраля (но не января) следующего года, вы можете быть лишены своих прав в соответствии с новым законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *