Как пройти студенческую практику, чтобы в итоге получить оффер от компании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как пройти студенческую практику, чтобы в итоге получить оффер от компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Не стоит, приходя на стажировку, ждать, что для вас уже готов план обучения и развития, а наставник четко знает, какие задачи и в какой последовательности вы будете выполнять. Даже если в компании есть разработанная программа стажировки, от вас потребуется большая проактивность.

Стажировка для студентов

Во многих образовательных учреждениях на последних курсах (в частности, перед защитой дипломов) студенты должны проходить так называемую преддипломную (производственную) практику, которую также можно отнести к стажировке.

Под производственной практикой понимается практическая часть образовательного процесса в высшем или среднем специальном учебном заведении, происходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности. Практика призвана закрепить полученные теоретические знания и навыки, необходимые для присвоения квалификации и проведения итоговой аттестации учащегося как специалиста.

Прохождение студентами практики закреплено на законодательном уровне. Так, согласно ст. 13 Закона № 273-ФЗ основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся. Организация проведения данной практики осуществляется образовательными учреждениями на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля.

К сведению: практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организации, которые взаимодействуют с профильными образовательными учреждениями, в связи с этим получают возможность присмотреть молодые перспективные кадры заранее и обучить молодых специалистов в соответствии с необходимыми именно для своих организаций требованиями и спецификой.

Что касается порядка организации проведения практики образовательными учреждениями, он устанавливается нормативными правовыми документами. Так, Приказом Минобрнауки РФ от 27.11.2015 № 1383 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее – Положение), которое определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов (курсантов), аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажеров), осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся.

Приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 № 291 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, которым установлен порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Плюсы и минусы трудоустройства практиканта для работодателя

Принятие на работу студента-практиканта имеет некоторые преимущества для нанимателя, но и чревато некоторыми возможными рисками.

Плюсы трудоустройства студентов:

  • законная возможность платить меньшую заработную плату, по сравнению со штатными сотрудниками;
  • воспитание будущих кадров, если практикант в перспективе войдет в штат;
  • обеспечение лояльности работника;
  • возможность отточить навыки опытных сотрудников с помощью наставничества.

Минусы для работодателя:

  • неполный рабочий день для студента;
  • дополнительный отпуск для продолжения учебы (на это время его обязанности должен кто-то выполнять);
  • невозможность привлечения к сверхурочным и ночным работам;
  • отсутствие у практиканта необходимого опыта, отсюда дополнительные траты времени, более низкая результативность, риск ошибок, брака и т.п.

Зачем идти на практику

Производственная практика — часть образовательного процесса в вузе. Благодаря ей вы закрепляете полученные на парах знания и навыки, учитесь использовать их в работе. Формальная задача процесса — проверить, чему вы научились за несколько лет и можно ли рассматривать вас как специалиста. Но в действительности практика может дать куда больше. Там вы приобретете опыт, который невозможно получить за партой, а если повезет, и старт в карьере.

Попав в компанию или организацию, вы сможете оценить профессию изнутри. Преподаватели склонны либо приукрашивать действительность, либо, наоборот, запугивать студентов. На практике вы поймете, как обстоят дела на самом деле. Погрузившись в рабочий процесс, вы испытаете на себе плюсы и минусы специальности, определите, насколько они важны лично для вас. Возможно, вас совершенно не испугает то, что многим кажется ужасным. А если что-то окажется неприемлемым, лучше узнать об этом как можно раньше.

Реальная работа дает возможность испытать себя. Отличные оценки за предметы еще не гарантируют, что вы так же отлично справитесь с настоящими заданиями. Практика выявит сильные стороны и покажет области, в которых не хватает знаний или навыков. При этом вы не останетесь один на один с проблемами. Как правило, компании предоставляют практикантам человека, который поддержит, подскажет, как лучше справиться с тем или иным вопросом. И это еще один плюс.

Читайте также:  Мне досталась доля в недвижимости: что я могу с ней сделать

В начале карьеры очень важна обратная связь, оценка: что получилось хорошо, а над чем еще стоит поработать. К сожалению, В России пока не слишком развита система менторства в вузах. Но при прохождении производственной практики вы в любом случае получите оценку своего труда — если не во время работы, то по итогам.

При этом вы будете находиться в постоянном контакте с профессионалами, «обрастете» полезными связями, начнете разбираться, кто есть кто в индустрии. Идеальный итог практики — остаться работать в компании и дальше, уже как наемный сотрудник. Но даже если вас не возьмут, вы уже будете не человеком с улицы, а окажетесь «внутри» сферы. И при приеме на работу сможете ссылаться на приобретенный опыт и оценку наставника.

Сколько проходит практика в университете

Обычно практика в университете может длиться от 2 недель до месяца. Производственная и преддипломная практика точно длятся один месяц.

Однако количество рабочих дней и часов устанавливает руководитель организации, где проводится практика. Он может написать формально, что студент порядком 40 часов в неделю проводил на рабочем месте. А на самом деле студент появлялся на рабочем месте только 1 день и то на 5 минут.

Практика в официально назначенном месте, конечно, будет проходить почти каждый будний день. К тому же студенту будут назначаться специальные работы и проверка руководителей. Поэтому многие целый месяц работают, как на настоящей работе.

Те практиканты, которые вместе с практикой, работают на этом предприятии, конечно, должны будут работать 40 часов в день. При этом у них не будет никаких послаблений, потому что руководитель платит деньги за работу, а не за практику.

Поэтому если вы хотите выбрать место для практики самостоятельно, то заранее узнайте, сколько часов в неделю и в день вам придется работать.

Как убедить взять вас на практику?

Нормально, если вы переживаете, что вам будут отказывать при самостоятельном поиске места практики. Чтобы увереннее себя чувствовать, заранее продумайте направление диалога.

Убедите потенциального руководителя, что практикант — это не обуза, а дополнительные руки и «свежая» голова.

  • Объясните, что на ваше обучение не нужно тратить время работников.
  • Расскажите, чем вы можете быть полезны:
    • В детском саду или школе — вы помощник и источник новых методик для работающих воспитателей и учителей;
    • На предприятии вы можете взять на себя часть профессиональных обязанностей своего руководителя практики.
  • В разговоре чётко опишите, какие задачи вы можете на себя взять.

Как отбирали студентов

Никаких вступительных испытаний мы не проводили. В прошлом году практикантов порекомендовала замдиректора института кибернетики ИРНИТУ, мы с ними поговорили и пригласили в офис. В этом году было примерно так же.

Троих ребят со второго курса («малявки, но хорошие») предложила преподаватель из госуниверситета, — это была первая партия. Во второй заход, снова по рекомендации вуза, взяли двух проходивших практику в прошлом году. Ещё двое попросились сами и, когда мы уже закрыли набор, преподаватель из другого вуза слёзно попросила принять одного «очень хорошего мальчика». Забегая вперёд, об этом решении никто не пожалел — в конце практики мы взяли его на работу.

Все практиканты проходили собеседование, отвечали на вопросы эйчара и ведущего разработчика.

На собеседовании я мечтал увидеть огонь в глазах. Почувствовать, что человеку интересно то, чем он будет заниматься — с такими людьми приятно работать. Этот огонь был не у всех, но мы никому не отказывали.

Александр Брюханов, руководитель разработки

Для себя мы тоже сделали несколько выводов. Возможно, они будут полезны и другим компаниям, которые только планируют работать со студентами.

  1. Выбирать заинтересованных студентов. Если человек заинтересован, он наверняка уже что-то читал по теме и даже пробовал делать. Ему проще впитывать новые знания и решать задачи. Да и разработчикам с таким общаться приятнее. «Интересно объяснять и учить, когда человек хоть немного понимает, о чём речь, когда задаёт уточняющие вопросы и сам ищет ответы. Если он пришёл как на публичную лекцию и слушает с квадратными глазами — это скучно», — говорит Александр Брюханов. Поэтому в следующем году мы либо введём тестирование, либо будем устраивать предварительные встречи со студентами и на них отбирать ребят с «горящими глазами».
  2. Уделять больше времени. Менторы тратили на ребят примерно по часу в день. За ментором могло быть закреплено два–три студента, поэтому одному практиканту доставалось совсем немного его внимания. Надо помогать больше, объяснять больше. Возможно, в будущем будем закреплять за каждым студентом отдельного Middle-разработчика. Это неплохая практика и для самих мидлов. Способность передавать знания другим — одно из наших требований для карьерного роста внутри компании.
  3. Ставить задачи, учитывая знания. Порой при постановке задач мы просто забывали рассказать некоторые вещи, потому что «ну все же про это знают». Только глядя на потуги ребят понимали, что им можно сильно облегчить жизнь, если показать программу, которая умеет половину из того, что они пытаются сделать. В следующем году постараемся это учесть.
  4. Жёстче контролировать. Ребята делают работу по студенческой привычке: «поисследуем-поисследуем, а в последний день как возьмём, да как сделаем» — как в ночь перед экзаменом. Менторы разбивали проект на маленькие задачи, но постепенно выполнять их у практикантов тоже не очень получалось. Решили, что нужно жёстче контролировать достижение промежуточных целей.
  5. И последний вывод: нам это интересно. Многое из сделанного ребятами мы будем использовать. Один практикант у нас уже работает, ещё один придёт через полгода, несколько на примете. Все ребята вернутся в университет и расскажут о «самой лучшей атмосфере», «шаманстве Шурика» и о том, что хочется «добавки». Возможно, благодаря этому в будущем кто-то из их друзей придёт к нам на собеседование, а потом и пополнит команду.
Читайте также:  Налоги с заработной платы 2023

В чем отличие стажировки от практики?

Главное отличие стажировки от практики в том, что стажер — это работник, состоящий в трудовых отношениях или с организацией, где он проходит стажировку, или с организацией, направившей его на стажировку. К сожалению, последний вариант никак не описан законодательно, хотя и прямо не запрещен, и применяющим его компаниям часто приходится оформлять его как командировку, что резко сужает возможности такой внешней стажировки, называемой также «секондменд».

Если же рассматривать первый вариант, то стажер оформляется на работу как рядовой сотрудник с некоторыми исключениями:

  • со стажером может быть заключен срочный трудовой договор на весь срок стажировки;

  • режим рабочего времени стажера может отличаться от установленного в организации, может быть как гибким, так и неполным рабочим днем;

  • стажер непосредственно подчиняется своему куратору, а в его отсутствие — начальнику подразделения или отдела, где проходит стажировку.

В остальном стажер, так же как и рядовой сотрудник, должен:

  • быть ознакомлен с локальными актами и должностной инструкцией до подписания трудового договора;

  • получить на руки свой экземпляр трудового договора;

  • быть оформлен на работу приказом с внесением записей в трудовую книжку;

  • отчислять с заработной платы взносы в фонды и платить НДФЛ;

  • подчиняться трудовой дисциплине, пройти вводный и первичный инструктажи по технике безопасности, пожарной безопасности, получить спецодежду и СИЗ.

Типы производственной практики

При оформлении студента-практиканта на предприятии важно различвать понятие учебной и производственной практики:

Учебная практика Производственная практика
Называется также ознакомительной практикой. Называется также трудовой практикой.
Не предполагает выполнения трудовых функций. В ходе прохождения учебной практики учащийся только знакомится с производственным процессом, выполняет несложные действия, получает общие профессиональные умения. Подразумевается, что студент будет принимать участие в производственном процессе, выполнять установленные функции в качестве работника фирмы.
Заключение трудового договора не требуется. Обязательное заключение трудового договора.

Договор подряда (как принять студента на производственную практику)

Вместо трудового договора с практикантом можно заключить договор гражданско-правового характера – договор подряда, выполнения работ или оказания услуг. Оформление такого соглашения сопряжено с некоторыми сложностями:

  1. Нужно четко определить предмет договора, какие именно работы будет выполнять практикант. Поскольку договор ГПХ подразумевает выполнение определенного поручения, трудно связать это с понятием практики. Выходом из ситуации станет указание перечня работ, прописанного в программе практики, и срока выполнения заданий (период практики).
  2. Договор ГПХ предусматривает приемку результатов работы по окончании срока действия соглашения, оформление акта приемки, выплату вознаграждения по итогам работы. Работодатель может зафиксировать итоги в отчете о результатах практики – подпись нанимателя на данном документе означает отсутствие претензий к выполненной работе. Работодателю следует сохранить 1 экземпляр отчета.

Но имеются и положительные стороны заключения договора ГПХ для работодателя, ведь в этом случае студент не признается штатным работником фирмы, поэтому:

  • работодателю не придется оформлять кадровые документы при зачислении сотрудника и его увольнении, не нужно будет оформлять СНИЛС и трудовую книжку;
  • если сотрудник заболеет, наниматель не обязан выплачивать пособие по временной нетрудоспособности;
  • при увольнении будет выплачено только вознаграждение за труд, но не компенсация неиспользованного отпуска.

Учебный отпуск: порядок и нюансы предоставления

В этом случае удержать отпускные также нельзя, поскольку неудовлетворительный результат обучения не относится к основаниям удержаний, перечисленным в ст. 137 ТК РФ. По этой же причине работнику не придется возвращать полученные на учебный отпуск суммы и если он не вернет отрывную часть справки-вызова. Сложнее, когда сотрудник, отучившись за счет работодателя, увольняется до окончания срока, предусмотренного ученическим договором. Некоторым работникам не удается оспорить удержание отпускных, и суды занимают сторону работодателей. Но не все придерживаются подобной точки зрения. Есть мнение, что к работнику нельзя предъявлять требование о возмещении среднего заработка, выплаченного за время учебного отпуска. Работодатель вправе рассчитывать на возмещение затрат, связанных с обучением работника, если он уволился до оговоренного срока (ст. 249 ТК РФ).

Что такое учебная практика?

Что такое учебная практика, студенты узнают на 1-2 курсе. Чаще всего на 1 курсе студентов понемногу знакомят с системой высшего образования и не всегда нагружают одновременно курсовой работой и учебной практикой.

Читайте также:  Льготная ипотека с господдержкой в 2023 году: самое главное

Поэтому многие учащиеся начинают практиковаться только на втором курсе.

Учебной ее называют по тому, что студенты еще не выходят на производство, а оттачивают свои знания и навыки в университете. Вместе с руководителем практики, т.е. со своим преподавателем студенты начинают изучать свою специальность и узнавать о ней больше. Например, может начаться полевая практика, т.е. сбор информации для научной работы, сбор информации для курсовой работы, выборка материала и примеров для исследования и т.д.

Проще говоря, студенты приходят в университет, получают задание и занимаются им группой или самостоятельно.

Продолжаться учебная практика может от 2 недель до месяца. В некоторых случаях студентам отдают работу на дом, а они должны принести готовый результат для выставления оценки.

В принципе учебная практика напоминает по себе практическое задание, которое проводится по каждому предмету.

Таким образом, что такое учебная практика в двух словах? Это выполнение практического задания от преподавателя для понимания специальности и закрепления полученных за год знаний.

«Штампованная» практика

Декан одного из вузов Самарской области на условиях анонимности рассказал «Октагону», что проблема прохождения практики – серьёзная головная боль.

– Чаще всего бизнесу это (Брать студентов на практику. – τ.) не надо. Они прямо говорят: нам от этого лишь проблемы. Боятся, что студенты могут что-то украсть или руку в станок засунуть. Плюс для предприятий это затраты: необходимо отвлекать людей от работы, – пояснил собеседник издания. Он добавил, что предприятия отказываются принимать студентов без доплаты со стороны вузов.

Преподаватель столичного вуза подтвердил, что чаще всего студенты проходят практику в фирмах родственников или знакомых:

– Ну как проходят… Фактически им надо проставить печати, что прибыл на практику, убыл, и получить отзыв руководителя. Если говорить прямо, практику просто штампуют.

По оценкам собеседника «Октагона», в таком режиме практику проходят 80–90 процентов студентов. Но встречаются и исключения, указывает в беседе с «Октагоном» профессор Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов.

– Многое зависит от отношений вузов с партнёрами. Например, у нас такой проблемы нет, – пояснил Сафонов.

«Если у университета налажены длительные контакты с предприятиями или госорганами, то всё нормально. Более того, некоторые компании, напротив, охотно принимают на практику студентов: на них можно переложить часть рутинной работы».

Трудовой договор (как принять студента на производственную практику)

Поскольку предполагается, что студенческая практика ограничена конкретными временными рамками, с работодателем заключается срочный трудовой договор. Можно, конечно, заключить бессрочный трудовой договор, предоставить студенту дополнительный оплачиваемый отпуск для сдачи дипломной работы, после чего принять его на работу на постоянной основе, но поступать так нецелесообразно. Срочный договор и без того будет автоматически признан бессрочным, если по истечении указанного в нем срока человек продолжает трудиться

(ст. 58 ТК РФ).

В тексте соглашения следует прописать цель трудоустройства (прохождение практики), количество месяцев работы. В остальном, трудоустройство студента ничем не отличается от приема на работу любого соискателя:

  • стороны подписывают трудовой договор;
  • руководитель компании издает приказ о приеме на работу по форме № Т-1 (Т-1а) с указанием о трудоустройстве практиканта или без такового;
  • в трудовую книжку студента вносится запись о приеме на работу (если практика у сотрудника первая, и он ранее нигде не работал, наниматель обязан оформить ему трудовую книжку);
  • работодатель занимается оформлением для студента СНИЛС (если у него его нет);
  • студент знакомится с внутренними документами компании (новый сотрудник должен знать о зарплате, нормах премирования, доплатах, надбавках, материальных поощрениях, отпусках и т.д.);
  • по окончании практики договор расторгается, соответствующая запись вносится в трудовую книжку.

Как принять студента на производственную практику – условия прохождения практики

В зависимости от возраста практиканта, работодателю следует обратить внимание на ограничения по продолжительности рабочего дня:

Возраст практиканта Длительность рабочего времени Обоснование
15-16 лет до 24 ч в неделю ст. 91 ТК РФ
16-18 лет до 36 ч в неделю ст. 92 ТК РФ
от 18 лет до 40 ч в неделю ст. 91 ТК РФ

Типы производственной практики

При оформлении студента-практиканта на предприятии важно различвать понятие учебной и производственной практики:

Учебная практика Производственная практика
Называется также ознакомительной практикой. Называется также трудовой практикой.
Не предполагает выполнения трудовых функций. В ходе прохождения учебной практики учащийся только знакомится с производственным процессом, выполняет несложные действия, получает общие профессиональные умения. Подразумевается, что студент будет принимать участие в производственном процессе, выполнять установленные функции в качестве работника фирмы.
Заключение трудового договора не требуется. Обязательное заключение трудового договора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *