Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация — узаконенное мошенничество». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чубайс обещал по две «Волги» за каждый ваучер. И некоторые россияне действительно получили примерно такую сумму – если грамотно вложили свои чеки. Грамотно – в предприятия, которые не разорились в сложные 90-е и существуют до сих пор. Акции «Роснефти», которые можно было купить на ваучер, сейчас стоят примерно 700 тысяч рублей, акции «Газпрома» – примерно миллион рублей. Но стоит понимать, что многие владельцы уже продали эти бумаги раньше (что в случае с «Роснефтью» – не так уж и плохо).
Чего стоит ваучер сейчас?
С тех пор выжили и некоторые другие предприятия, но за купленные в 90-е годы акции сейчас можно выручить совсем небольшую сумму денег. Многие предприятия успели разориться – а акционеры получают выплаты самыми последними в очереди (и очередь до них попросту не доходит – имущество предприятия заканчивается).
А может выгоднее было не использовать ваучер тогда, чтобы продать его сейчас? Обменять приватизационный чек на акции можно было до 30 июня 1994 года, то есть, в 2021-м поучаствовать в приватизации уже никак не получится. Но его можно продать.
Цена самой бумаги зависит от того, успели «погасить» чек тогда или нет. «Негашеные» ваучеры стоят чуть дороже, а на гашеных пробиты отверстия, стоят какие-то отметки, или отрезана часть.
Что такое приватизация и для чего она нужна
Приватизация — это передача государственного имущества в личную собственность. Имущество может быть любое — не только квартира или комната, но также земля и нежилые помещения. Благодаря приватизации появляется право собственности на жилье, а значит, такое имущество можно продать, подарить, обменять на другое имущество, оставить в наследство или передать в залог для получения кредита. С неприватизированным имуществом таких действий совершать нельзя — им можно только пользоваться.
Например, если жить по договору социального найма в государственной или муниципальной квартире, распоряжаться ею по собственному усмотрению нельзя. Если приватизировать — квартира станет личной собственностью, и ее можно будет не только продать или завещать, но и использовать в качестве вклада, например, при заключении договора о переселении в социальный приют для пожилых людей или оформлении ренты.
Документы для приватизации можно подать лично или через госуслуги. Расскажу, как устроены эти способы.
Приватизация лично через МФЦ. Нужно прийти в один из территориальных центров. В какой именно — не важно, можно выбрать тот, который удобнее расположен. На месте заполнить заявление по образцу или подписать заполненное приемщиком документов, приложить к заявлению пакет документов. Заявление должны подписать все участвующие в приватизации лица.
Сотрудник МФЦ примет документы и выдаст документ-опись с ориентировочной датой, когда можно прийти за результатом. Если заявление удовлетворят, в следующий визит можно подписать договоры о передаче квартиры в собственность. На получение должны прийти все участники приватизации с паспортами и подписать договор в присутствии работника МФЦ.
Подписанный договор следует подать также в МФЦ или в отделение Росреестра, чтобы зарегистрировать право собственности. Сроки регистрации такие:
Приватизация через госуслуги. Подать напрямую заявление через госуслуги можно не во всех регионах. Для подачи заявления следует найти услугу приватизации через поиск, заполнить заявление и приложить документы. Если понадобится, орган власти, который рассматривает документы, пришлет уведомление на электронную почту и попросит лично явиться с документами.
Необходимость приватизации.
После событий 1991 года, которые некоторые историки истолковывают в качестве государственного переворота, совершенного либерал-демократами во главе с Б. Ельциным,
привлекательная, но не очень понятная для простых людей идея реформаторов «народной приватизации» уже не вызывала большого энтузиазма в обществе.
Все были свидетелями первых акций реформаторов 1992 года — либерализации цен и обесценения вкладов граждан в Сбербанке, а поэтому правительство реформаторов Е. Гайдара не пользовалось особым доверием у народа.
Необходимость приватизации предприятий на территории созданной Российской Федерации власть объясняла необходимостью преодоления застоя в промышленности и в сельском хозяйстве.
Мнением народа по этому поводу, то есть нашим с вами мнением, не интересовались, но, начиная приватизацию, россиянам объяснили, что приватизированные предприятия будут работать гораздо лучше, ведь на них должны прийти настоящие хозяева, которые все увеличат, поднимут, усовершенствуют, достигнут.
Следовательно, реформы должны были неминуемо привести к серьезному росту во всех отраслях народного хозяйства, и это произойдет именно после приватизации предприятий и перехода их в частную собственность.
Кроме того, будет создан класс «хозяев» — опора власти.
Продекларированные «равные возможности» оказались у некоторых чиновников верхних эшелонов власти и приближенных к «борцу с привилегиями» первому президенту РФ наиболее равными.
В порядке ст.4 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»
То есть руководило приватизацией Госкомимущество РФ., которое возглавил не к ночи будет упомянутый А.Б.Чубайс,
но свое деятельное руководство он осуществлял при помощи и с непосредственным участием группы иностранных специалистов, консультантов и советников, которые совершенно не знали специфики России, и судьба ее была им безразлична.
Как указывает Л.Н.Шереметьева, канд. Филос. Наук в статье «Народная приватизация по-российски: оценки и выводы.»
Данная экспертная комиссия состояла из 11 человек, большая часть членов которой оказались иностранцами.
Заместителем председателя был назначен Д.Хэй. И как это часто бывало в истории нашей страны, иностранные специалисты оказались нечисты на руки, так как консультируя младореформаторов, они параллельно торговали ценными бумагами российских предприятий. И в отношении некоторых этих персонажей в США в дальнейшем возбудили уголовные дела.
Одной из основных дилемм концепции приватизации является выбор между централизованным подходом (приватизация «сверху») и децентрализованным подходом (приватизация «снизу»).
Первый подход означает, что государство приватизирует компании без их согласия.
Второй подход заключается в том, что правительство только устанавливает необходимые правила, а приватизацию проводят сами компании. Большинство правительств выступают за приватизацию «сверху», потому что считают, что именно так можно обеспечить быструю и эффективную приватизацию. Идея приватизации «снизу» поддерживается в основном трудовыми коллективами компаний.
Во многих странах процесс приватизации не распространяется на отрасли, характеризующиеся естественной монополией (железная дорога, коммунальное хозяйство и т.д.). В этих отраслях, даже если они приватизированы, невозможно создать конкретную среду и тем самым повысить эффективность.
Приватизация 90-х. Катастрофа национального масштаба.
Замечание 2
Этап форсированной приватизации начался с ноября 1991 г.
Государственная программа приватизации на 1992 год была утверждена Верховным Советом РФ в июне 1992 года. В соответствии с ней были определены возможные способы приватизации в зависимости от размера предприятий.
«Малая» приватизация предполагала продажу малых предприятий на торгах или напрямую работающим на этих предприятиях частным лицам.
«Чековая» или «ваучерная» приватизация предполагала преобразование крупных и части средних предприятий в акционерные общества открытого типа, с последующей продажей акций. Однако не менее 29% уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки.
Замечание 3
Особо значимые отрасли, такие как недра, лесфонд, шельф и т.д. не подлежали приватизации.
В то же время, обязательно должны были быть приватизированы предприятия оптовой и розничной торговли, легкой и пищевой промышленности, общественного питания, строительства, производства и т.д.
Предпринятые в 1995 году залоговые аукционы имели целью пополнение государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).
Замечание 4
Государство в лице Правительства не возвращало кредиты, вследствие чего пакеты акций, ранее принадлежавшие государству, переходили в собственность кредиторов. В итоге Правительство получало необходимые средства, а владельцы компаний – дополнительные акции и контроль над предприятием.
Критика залоговых аукционов заключалась в отчуждении таким путем федеральной собственности по значительно заниженным ценам, а также недоверие населения к приватизации в целом из-за проведения залоговых аукционов.
Таким образом, в результате приватизации в нашей стране произошел переход от социализма к капитализму.
Замечание 5
В тот период в Российской Федерации появился класс «олигархов», владеющих собственностью, приобретенной за несоизмеримо малые деньги.
Также приватизация привела к значительному сокращению объемов производства в легкой и обрабатывающей промышленностях и в целом к деиндустриализации страны.
Анализируя события 90-х годов, эксперты и политики призывают осторожно подходить к реализации текущих планов правительства по продаже госактивов, чтобы избежать ошибок, допущенных в ходе первой приватизационной кампании.
Две «Волги» за ваучер
Первый этап приватизации, получивший название ваучерного, или чекового, начался в июне 1992 года.
Каждый гражданин России получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, которым он мог распорядиться по своему выбору: обменять на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов) или просто продать ваучер.
Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, и многие стали продавать их скупщикам, цена ваучеров стала стремительно падать. Обещания Анатолия Чубайса, что за ваучер в итоге каждый сможет получить по две «Волги», так и не сбылись.
Приватизация: 30 лет спустя
Неоднозначный процесс, стартовавший в 90-х, до сих пор вызывает отторжение у большинства граждан страны, а у экспертов — желание разобраться в причинах его малой эффективности. Пожалуй, ни один элемент гайдаровских реформ не обеспечил такую массу противоречивых оценок в обществе как приватизация госсобственности. Либералы считали и считают, что именно она позволила зародиться в стране классу собственников. Противники указывают на ряд фатальных ошибок, допущенных в ходе раздела национального достояния, из-за которых так и не удалось достичь желаемого результата — бурного экономического роста за счет поступивших в казну средств. Порты и корабли уходили по стоимости иномарки, госпредприятия, попавшие в частные руки, становились неэффективными…
Спустя 30 лет наше издание попросило парламентариев и экспертов оценить последствия чувствительного для страны процесса, толчок которому дал президент СССР Михаил Горбачев, подписавший 1 июля 1991 года закон «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».
Все этапы приватизации на крупных и средних предприятиях умещались в два шага. Первым проводилось акционирование завода или фабрики и преобразование в новые открытые акционерные общества. В корне менялась организационная и правовая форма предприятия. После этого происходил выпуск акций, распределявшихся между его сотрудниками согласно их ваучерам. Это были члены трудового коллектива и руководство. Также часть акций могла попасть в руки внешних юридических и физических лиц. Пропорции этого распределения определялись самим коллективом трудящихся. В некоторых случаях определенный пакет акций оставался в муниципальной или государственной собственности. Если это происходило, то в такие общества назначались представители Российской Федерации или ее субъектов.
Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.
Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.
При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.
Законодательством Российской Федерации установлены чёткие требования к гражданам, которым предоставлено право получить муниципальную жилплощадь. Поэтому положительное решение принимается только при условии, что заявитель относится к группе льготников. Каждая поданная заявка тщательно проверяется на соответствие всем критериям, таким как:
- есть ли у гражданина какая-либо недвижимая собственность для проживания – преимущество для тех, у кого нет никакого жилья;
- в каких условиях проживает заявитель на момент обращения – преимущества тем, кто живёт в аварийном помещении;
- проживает ли с заявителем кто-либо, имеющий опасное хроническое заболевание – если да, полагается отселение;
- сколько жилой площади приходится на одного проживающего человека в квартире или доме заявителя – если менее десяти метров квадратных, это также повлияет на положительное решение.
Другими словами, органы социальной защиты и государство при рассмотрении отдаёт предпочтение именно малообеспеченным гражданам. Получение статуса малообеспеченного в каждом регионе России происходит по разным требованиям и зависит от среднего уровня дохода в регионе. При расчёте ежемесячного дохода семьи будут учитываться доходы каждого её члена, независимо от того, проживают ли все они в одной квартире или частном доме.
Для военнослужащих, например, существует правило о том, что претендовать на муниципальное жилье они могут лишь после двадцати лет службы или по истечению десяти лет для льготников.
Каким образом проводилась приватизация в России?
Программу приватизации на 1992 год утвердили в июне этого же года. В программе были прописаны этапы и возможные способы приватизации. Возможные способы полностью зависели от размера компаний. Исходя из этого принципа, приватизация классифицировалась на малую и большую. «Малая» приватизация подразумевала продажу небольших компаний на торгах. Также малые компании часто продавались лицам, которые на них работали. Крупная приватизация предполагала продажу крупных предприятий в акционерные общества. Можно было продать не компанию целиком, а только ее часть. Далее акции компании продавались. Правда, существовали некоторые нюансы приватизации крупных компаний. Не менее 29 процентов уставного капитала нужно было продать через публичные аукционы. В то время было приватизировано огромное количество оптовых и розничных предприятий, строительных компаний, производств пищевой и легкой промышленности.
Этапы экономического развития мирового сообщества во многом определяют действующие хозяйствующие модели на национальном уровне. Командно – административная форма экономики существовала в той или иной степени в различных странах мира. Она предполагала государственную монополию практически на все сферы хозяйственной жизни, либо высокую долю государственного сектора в экономике. Политические, экономические, социальные изменения в обществе привели к устареванию данной модели хозяйственных отношений. Многие страны произвели переход от государственных форм собственности к частной. Такой шаг повышал уровень конкуренции среди различных сфер народного хозяйства, что в конечном итоге способствовало экономическому росту всей национальной хозяйственной системы в целом.
Приватизация представляет собой процесс передачи или продажи государственной собственности в частные руки. То есть, часть государственного имущества различного уровня собственности передается негосударственным организациям или частным лицам.
Стоит отметить, что понятие разгосударствления несколько отличается от приватизации. Разгосударствление является более глобальным процессом, включающим в себя:
- ликвидацию государственной монополии;
- переход к смешанной модели экономических отношений;
- децентрализацию национального хозяйства;
- минимизация роли государства в управлении экономикой.
Получается, что приватизация представляет собой лишь элемент явления разгосударствления. При этом последнее может иметь различные формы, методы и меры реализации основной цели. Существует реприватизация, которая ведет к возвращению собственности частным владельцам. Ранее эта собственность была национализирована.
Бурный этап приватизации начался после распада социалистического лагеря. Здесь практически сто процентов экономики страны находилось в руках государства. Новые требования мирового хозяйства требовали мер по адаптации национальных экономик. В странах, где существовал капитализм, так же наблюдались процессы по передаче государственной собственности или ее части в частные руки.
Легальная приватизация в государственных масштабах началась с 1992 года. К этому моменту в стране уже были приняты законы и постановления, определяющие порядок и алгоритм приватизации хозяйственных субъектов для населения (Закон РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», Закон «О собственности в РСФСР», Указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год» и т.д.). И в целом программа приватизации была разделена на три стадии:
- «малая» приватизация.
- ваучерная приватизация,
- денежная приватизация.
Приватизация в Москве
Приватизация в Москве началась в 1992 году по указу Президента РФ, которым столице представлялось право проводить ускоренную приватизацию муниципальной собственности по самостоятельно разработанному плану и графику. Как результат, значительная часть небольших предприятий в Москве была продана еще до начала активной фазы ваучерной приватизации (1993 год). К середине 1994 года не более 20 % всех предприятий и организаций города находились в государственном секторе. Доля приватизированных торговых предприятий значительно превышала среднюю долю по России в целом. Количество акционированных предприятий в строительстве была втрое больше аналогичного показателя по стране. На начало 1996 года приватизация в Москве принесла более четверти всех доходов, полученных от нее в России. [См.: А.Канина. Москва — единственная свободная экономическая зона в стране. «Независимая газета» 19/03/1996.]
Положение в столице может дать очень сильный аргумент сторонникам приватизации, особенно если вспомнить ожесточенные дискуссии по методам приватизации между руководством Москвы и ГКИ. Город, переживающий состояние «бума со всеми его чертами, характерными для западных экономик, стал против всех ожиданий абсолютным финансовым центром страны. По некоторым оценкам на нее приходилось до 70 % всего банковского оборота страны. Для Москвы в отличие от России в целом характерен был инвестиционный подъем — в первые полгода 1995 года темп роста капитальных вложений в городе составлял 111,21 % при общем падении его по стране на 22 %. [См.: там же.] Одна из важнейших причин этого — обслуживание бурно развивающейся экономики города. Имущественное расслоение между жителями Москвы и остальной России интенсивно нарастало.
В московской модели приватизации с самого начала на чековые аукционы выставлялись не 29 % акций, а 12-15 %%. За городом сохранялись крупные пакеты акций, которые позднее стали реализовываться на специализированных аукционах и инвестиционных конкурсах. По мнению Фонда имущества Москвы, это позволило не только получить дополнительные финансовые средства, но и удалось привлечь инвестиции в модернизацию и реконструкцию производства. [См.: М. Портягин. Инвесторы любят московскую недвижимость. «Независимая газета». 30/5/1996.]
Примером несоответствия московской приватизации требованиям ГКИ стал завод «Калибр». Пакет в 49 % в ценах 1992 года составлял 35 млн руб., по методикам ГКИ его нужно было выставлять на продажу не дороже, чем за 700 млн руб., но по итогам проведенного инвестиционного конкурса завод был куплен за 11 млрд руб., причем в условия победителя конкурса были включены обязательства инвестиций на 7 млрд руб. и погашения долгов предприятия на сумму в 9 млрд руб. То есть общая цена сделки превысила 27 млрд руб., что в 40 раз выше рассчитанной по методике ГКИ. [См.: «Московское имущество: обретение хозяина и города. М. 1996. С. 11-24.]
Вместе с тем следует отметить, что завод «Калибр» носил уникальный характер: во — первых, он располагается в центре города в очень дорогом и престижном районе, а во-вторых, он рассчитывал на получение крупного государственного оборонного заказа. Модель инвестиционных конкурсов, применяемая в Москве, дала гораздо больший эффект, чем в целом по стране. Реализация пакетов акций стоимостью в 7,6 млрд руб., например, позволила привлечь инвестиций более чем на 2,4 трлн руб. Одновременно развивалась и «малая» приватизация. За 1995 год было продано государственного и муниципального имущества на 1,368 трлн руб. [См.: М. Портягин Инвесторы любят…]
Тем не менее попытки серьезного анализа ставят под сомнение вывод о радикальном преимуществе московской методики приватизации над методиками ГКИ. Прежде всего уникальный характер носит географический характер города. Москва стала плацдармом для Запада в освоении России. Концентрация в столице лиц, принимающих государственные, инвестиционные, торговые и другие экономические решения, а также относительно развитая инфраструктура вынуждала многие западные компании осесть в столице, а неразвитость ее в стране часто вынуждала и ограничиваться в своей деятельности Москвой. Уже один факт наличия в ней огромного спроса со стороны иностранцев и новых российских деловых людей на недвижимость был трудно переоценимым фактором развития экономики города.
Система управления экономикой Москвы носила уникальный характер. Ей было свойственно удивительное взаимопереплетение функций государственных и частных организаций. При том, что практически не было отраслей экономики, в которых прямо или косвенно не участвовала бы мэрия города, частный сектор иногда даже выполнял функции муниципальных и государственных органов. Например, акционерное общество «Мосприватизация» официально регистрировало все жилищные сделки в столице. Естественно, такая запредельная экономическая либерализация создавала возможности неслыханно быстрого обогащения. Особую остроту приобретала не только проблема имущественного расслоения между Москвой и другими регионами, но и внутри самого города. По России доля доходов 20 % самой богатой части населения в 1994 г, составляла 46,3 % в 1994 году и 47,1 % в I полугодии 1995 г, а по Москве — 62,3 % и 72,5 % соответственно. [См.: А.Канина. Москва…]
Однако наиболее значимым негативным показателем были структурные изменения в московской деловой активности. Увеличивалась доля промышленности, обеспечивающей, прежде всего, потребности внутреннего рынка (пищевая, стройматериалы и др.), и сокращалась доля отраслей, работающих на страну в целом (машиностроение, автомобильная, металлообработка, ВПК). Москва, таким образом, потеряла статус одного из крупнейших промышленных городов и превратилась в торговый и финансовый центр. Очевидно, крупная индустрия столицы не выдержала конкуренции с быстрорастущим торговым и финансовым капиталом, в том числе и компрадорского характера, который и перераспределил в свою пользу финансовые и прочие активы промышленных предприятий. Итак, можно предположить, что корреляция между относительным успехом экономического развития Москвы и высокой скоростью приватизации носит во многом случайный характер, связанный со статусом столицы и ее географическим положением.
Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».
Приватизация в Европе
Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).
Приватизация в США
В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.
Приватизация в Японии
В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.
Приватизация в Китае
Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.
Приватизация в 20 веке
В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.
Приватизация в мире
В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.
Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.
В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.
Приватизация как явление 1990-х
Замечание 1
С одной стороны, активная критика приватизации связана с широко распространенным мнением о недостойности новых обладателей государственной собственности и ее получении исключительно за счет личных и семейных связей с управляющей верхушкой.
Однако с другой стороны, период проведения приватизации был весьма сложен с экономической, финансовой и политической точки зрения, ведь:
- противостояние Президента и Верховного совета РФ значительно затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ;
- на Правительство оказывалось сильное давление со стороны Верховного совета;
- на момент начала приватизации у государства отсутствовала способность эффективно контролировать свою собственность, из-за чего нередки были случаи спонтанной приватизации (то есть захвата контроля над предприятиями их директорами с целью быстрого получения прибылей).
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Замечание 2
Этап форсированной приватизации начался с ноября 1991 г.
Государственная программа приватизации на 1992 год была утверждена Верховным Советом РФ в июне 1992 года. В соответствии с ней были определены возможные способы приватизации в зависимости от размера предприятий.
«Малая» приватизация предполагала продажу малых предприятий на торгах или напрямую работающим на этих предприятиях частным лицам.
«Чековая» или «ваучерная» приватизация предполагала преобразование крупных и части средних предприятий в акционерные общества открытого типа, с последующей продажей акций. Однако не менее 29% уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки.
Замечание 3
Особо значимые отрасли, такие как недра, лесфонд, шельф и т.д. не подлежали приватизации.
В то же время, обязательно должны были быть приватизированы предприятия оптовой и розничной торговли, легкой и пищевой промышленности, общественного питания, строительства, производства и т.д.
Предпринятые в 1995 году залоговые аукционы имели целью пополнение государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).
Замечание 4
Государство в лице Правительства не возвращало кредиты, вследствие чего пакеты акций, ранее принадлежавшие государству, переходили в собственность кредиторов. В итоге Правительство получало необходимые средства, а владельцы компаний – дополнительные акции и контроль над предприятием.
Критика залоговых аукционов заключалась в отчуждении таким путем федеральной собственности по значительно заниженным ценам, а также недоверие населения к приватизации в целом из-за проведения залоговых аукционов.
Таким образом, в результате приватизации в нашей стране произошел переход от социализма к капитализму.
Замечание 5
В тот период в Российской Федерации появился класс «олигархов», владеющих собственностью, приобретенной за несоизмеримо малые деньги.
Также приватизация привела к значительному сокращению объемов производства в легкой и обрабатывающей промышленностях и в целом к деиндустриализации страны.
Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику. Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы, земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант — коллективов).
Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.
В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение. Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство. Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.
Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы. Второй — заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.
По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.
Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.
Ход приватизации теоретически регулировался двумя главными правовыми актами. Один из них был издан по инициативе лично президента Ельцина. Но на деле эти законы не действовали. Приватизация производилась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия силой захватывались их директорами. В других — в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов.
Ваучеры, которые были розданы населению, фактически мало что стоили. 2 ваучера в 90-ые годы меняли на одну бутылку водки или пару килограмм гречки. Простые россияне не знали, как поступать с этими документами, поэтому нередко просто выменивали их на еду. Ваучеры пачками скупались спекулянтами всех мастей, и в результате основная часть населения страны в приватизации вообще никак не участвовала.
Ценнейшая госсобственность почти «раздаривалась» тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях. В ходу была такая схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу. Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр.
Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.
Благодаря варварской приватизации более 70% государственной собственности было продано за бесценок и переделено между «приближенными». Сейчас она приносит новым владельцам огромные доходы. На этой основе и сформировался процветающий тогда и сейчас класс олигархов. Другим негативным последствием безграмотной приватизации стал резкий спад производства и новый кризис в экономике.
В 90-ые годы много потеряло не только государство в общем, но и каждый россиянин в частности. Почти 80% населения не получило ни копейки за свою часть бывшей государственной собственности. Многие российские граждане считают приватизацию нечестной и готовы к пересмотру ее результатов.
С точки зрения законодательного определения, под приватизацией принято понимать бесплатную передачу муниципального или государственного жилого помещения в собственность гражданам, которые получили его в бессрочное пользование. Такой процесс перевода собственности регулируется законом «о приватизации жилого фонда в Российской Федерации».
После проведения приватизации объект недвижимости, ранее принадлежавший муниципалитету, переходит в полную собственность ответственного квартиросъемщика и всех прописанных в нем лиц, которые подавали заявление.
Для того чтобы начать процедуру, ответственный квартиросъемщик должен подать следующий комплект документов:
[3]
- Договор соцнайма или ордер.
- Полученные через БТИ техпаспорт на объект недвижимости и выписки.
- Кадастровый паспорт.
- Оформленные у нотариуса отказы от участия в приватизации прописанных лиц.
- Справка о том, что для заявителя это первое участие в приватизации.
- Копии паспорта участников.
- Справка об отсутствии долга по коммунальным услугам.
После получения договора о приватизации, заявитель должен обратиться в Росреестр для того, чтобы зарегистрировать переход, получив об этом подтверждающий документ. С того дня все участники приватизации становятся полноправными собственниками жилого помещения без каких-либо ограничений.
Приватизация подразумевает под собой переход не только прав, но и обязанностей, среди которых и ответственность за ущерб, причиненный соседям, и уплата налогов. В связи с этим рекомендуется изучить все плюсы и минусы приватизации еще на стадии принятия решения, во избежание неприятных сюрпризов.
Для начала определим преимущества данной процедуры:
- Квартира или комната переходит в полную собственность проживающих граждан, ее можно продать, сдать, подарить, заложить или передать по наследству;
- Полученная по приватизации недвижимость не делится между супругами при разводе, если в ней участвовал только один из них;
- Если в муниципальной квартире был прописан не только ответственный квартиросъемщик, другие лица также имеют право на получение долевой собственности;
- В случае, когда кто-то отказывается от участия в приватизации, за ним остается право пожизненного проживания;
- После появления задолженности по коммунальным услугам собственников не смогут выселить, как было бы с муниципальной квартирой;
- Невозможность лишить с регистрационного учета собственника. Выписать его не получится ни при каких обстоятельствах.
Очевидно, что положительных сторон в приватизации очень много, самое главное, что человек может абсолютно бесплатно получить в собственность недвижимость, рыночная стоимость которой может быть и 10 и 20 миллионов рублей. Если собственнику такой квартиры потребуется оформить кредит в банке, можно не сомневаться в том, что при наличии недвижимости, его выдадут в разы быстрее и под меньший процент.
Несмотря на то, что плюсы и минусы приватизации пребывают в неравном соотношении, и преимущество процедуры неоспоримо, необходимо быть готовым к не всегда приятным последствиям. В первую очередь речь идет о том, что получение в собственность дорогостоящего жилья приводит к появлению у новоиспеченного владельца налоговых обязательств. В соответствии с налоговой политикой в России, чем выше рыночная стоимость жилья, тем больше придет налог на него.
Некоторые кандидаты на приватизацию беспокоятся о том, что в случае затопления или пожара в их квартире, все затраты на ремонт и пострадавшую мебель у соседей лягут на плечи собственника. В случае с муниципальным жильем за все бы заплатило государство – собственник, поэтому, если коммуникации дома в плохом состоянии, многие могут опасаться таких последствий.
Преимущества и недостатки приватизации
В квитанции по квартплате исчезнет плата за найм квартиры, но появится за кап.ремонт — пп. 2 п. 2 ст. 154 ЖК. На моей практике квартплата увеличивалась от 10 до 30 %. В каждой ситуации по-разному. Льготы по ЖКХ после приватизации сохраняются.
Квартиру при приватизации граждане не выкупают, ее отдают им в собственность бесплатно — ст. 1 Закона о приватизации. Но сначала придется собрать много документов с разных организаций. Некоторые из них платные, например, технический паспорт или нотариальный отказ от участия в приватизации. Эти документы нужно подать в отдел приватизации и ждать ответа.
Можно нанять юриста или риэлтора, чтобы он занялся приватизацией квартиры. Услуга стоит от 15 тысяч рублей.
Если приватизированная квартира сильно пострадает от пожара, взрыва газа или наводнения, то собственникам государство новую квартиру в собственность не даст. Весь риск собственники берут на себя — ст. 211 ГК РФ. При пожаре или взрыве собственники могут требовать компенсации от виновника проишествия — ст. 1064 ГК РФ. Очень редко муниципалитет может дать собственникам жилье для проживания из маневрированного фонда. Обычно это комната в общежитии. Она дается временно и только когда собственники докажут, что им больше негде жить — ст. 95 и 106 ЖК.
Приватизированную квартиру можно застраховать от таких чрезвычайных ситуаций. За страховку нужно платить фиксированную сумму каждый год. Часто страховые компании неохотно отдают положенные деньги при страховом случае. Поэтому приходится с ними судиться.
Если пострадает муниципальная квартира так, что в ней невозможно будет жить, то муниципалитет должен предоставить аналогичное жилье в социальный найм вне очереди — пп. 1 п. 2 ст. 57 ЖК. Например, сгорела однокомнатная, то должны дать однокомнатную такой же площади. Все это делается через районную администрацию, для этого создается комиссия.
На деле все гораздо хуже. Муниципалитет очень неохотно предоставляет взамен жилье. У внеочередников тоже есть своя очередь. Мои знакомые погорельцы получили жилье только через 9 лет. И то когда подали на муниципалитет в суд.
Если приватизируют квартиру несколько человек, то каждому будет дана равная доля в собственность. Собственники квартиры могут ее продать, подарить, сдать в аренду и проводить другие сделки — п. 2 ст. 209 ГК РФ. От продажи можно купить себе новое жилье. Например, более просторную квартиру с помощью ипотеки. Тоже самое может сделать собственник своей доли отдельно от других.
Собственник квартиры или доли может при жизни завещать ее кому захочет — Глава 62 ГК РФ. Если завещания нет, то после смерти собственника его имущество делится между наследниками по закону в порядке очереди — Глава 63 ГК РФ . Совершеннолетним наследникам придется заплатить нотариусу 0,3% от стоимости принятого наследства — пп. 22 п. 1 ст. 333.24 НК РФ.
Муниципальную квартиру нельзя оставить в наследство, ведь она принадлежит государству. Если умрет наниматель/главные квартиросъемщики, то его члены семьи не теряют право проживать в муниципальной квартире. Но только когда они вписаны в договоре соц.найма/ордере или прописаны в квартире. В этом случае один из членов семьи может переоформить на себя договор соц.найма — п. 2 ст. 672 ГК РФ.
Проблемы проведения приватизации.
При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.
Первая проблема: кому передавать государственную собственность?
Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.
Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?
Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.
Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?
Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.