Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность. Понятие, признаки, обстоятельства наступления.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Они внесли в Госдуму РФ законопроект, изменяющий порядок возбуждения административных дел в отношении депутатов регионального уровня. Ими предлагается, чтобы дело об административном правонарушении в отношении парламента мог возбуждать исключительно прокурор субъекта. В том числе за нарушение правил дорожного движения, местными депутатами. В настоящий момент депутатская неприкосновенность в плане привлечения именно к административной ответственности в системе местного самоуправления на уровне представительных органов муниципальных образований отсутствует.
В соответствии с действующим законодательством, не допускается привлечение депутата к уголовной ответственности без согласия высшего представительного органа. Исключение составляют случаи, когда он задержан на месте преступления. Без согласия высшего представительного органа не допускается и административная ответственность депутатов. По общим правилам, эти лица не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты обыску, личному досмотру. Исключение составляют случаи, когда указанные действия необходимы для обеспечения общественного порядка и безопасности. Неприкосновенность парламентария распространяется на служебное, жилое помещение, личный и служебный транспорт, багаж, переписку, средства связи, которые он использует, а также на документацию, которая ему принадлежит.
Привлечение к административной ответственности депутата, совершившего проступок не при исполнении им своих обязанностей, а также вменение ему наказания за преступление, предусмотренное УК, допускается только по особым правилам. Парламентарии должны соблюдать положения, содержащиеся в законодательстве. Конституционная ответственность депутата РФ, как правило, имеет нравственный и политический характер. Парламентарии обязаны соблюдать нормы этики. Ответственность депутата за их нарушение предусматривается в Регламенте представительного органа. Парламентарии обязаны предъявлять декларации о доходе и сведения об имуществе, находящемся у них в собственности. Данные о нарушениях, обнаруженных при проверке документов ФНС, публикуются в «Ведомостях ФС».
Административная ответственность депутатов местного самоуправления
Они внесли в Госдуму РФ законопроект, изменяющий порядок возбуждения административных дел в отношении депутатов регионального уровня. Ими предлагается, чтобы дело об административном правонарушении в отношении парламента мог возбуждать исключительно прокурор субъекта. В том числе за нарушение правил дорожного движения, местными депутатами. В настоящий момент депутатская неприкосновенность в плане привлечения именно к административной ответственности в системе местного самоуправления на уровне представительных органов муниципальных образований отсутствует.
На основании ч. 8 ст. 40 Федерального закона Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. Следовательно, в вопросе реализации привлечения к административной ответственности депутатов на уровне местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ отсылает к нормам иных федеральных законов.
Применение Мер Обеспечения Производства По Делу Об Админ Правонар В Отношении Депутата Законодательного Органа Субъекта Российской Федерации И Привлечение Его К Административной Ответственности Осуществляется
Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).
Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Санкции за публичные высказывания
За позицию, мнение, выраженные при голосовании, прочие действия, умаляющие честь и достоинство граждан и юрлиц, законодательством предусмотрена административная ответственность. Депутатов это правило не касается до тех пор, пока они не будут лишены неприкосновенности. Аналогичное предписание действует и в случае, когда парламентарии допустили клевету в публичном выступлении либо другие нарушения, санкции за которые устанавливает УК. Только после лишения должностного лица неприкосновенности может наступить уголовная ответственность. Депутата нельзя допрашивать до того момента, как не будет получено согласие высшего представительного органа. При этом парламентарий вправе выразить отказ от дачи показаний по делу о фактах, которые ему стали известны в связи с исполнением своих полномочий. Следует особо подчеркнуть, что указанные правила действуют только при наличии неприкосновенности.
Можно Ли Привлечь Депутата Субъекта К Административной Ответственности
Постановляя решение, суд первой инстанции исходил из того, что по данному делу подлежат применению положения статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которыми установлена неприкосновенность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и определен порядок получения согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на лишение депутата неприкосновенности.
К организационным гарантиям относится право безотлагательного приема депутатов руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории муниципального образования органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы.
Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Если уполномоченные органы имеют достаточные основания, чтобы привлечь депутата к ответственности за нарушения, допущенные им при реализации полномочий, Генпрокурор обязан уведомить нижнюю палату ФС о данном факте, направив представление о лишении его неприкосновенности.
Порядок привлечения к разным видам ответственности Депутата Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Депутат и административная ответственность
Из-за неприкосновенности, административная ответственность депутатов не наступает на протяжении всего срока занимаемой должности. Государственный служащий не может подлежать аресту, обыску и досмотру личных предметов. Посетители юридической консультации задали 4135 вопросов по теме «Административная ответственность». В среднем ответ на вопрос появляется через 15 минут, а на -вопрос мы даём гарантию минимум двух ответов, которые начнут поступать уже в течение 5 минут!
Поэтому привлечение депутата к дисциплинарной ответственности если и возможно, то исключительно в соответствии с регламентом представительного органа. Разумеется, в данном случае привлечение к ответственности депутата производится представительным органом.
Реклама Расширенные льготы появились в тексте президентского законопроекта ко второму чтению по инициативе руководства СК РФ. В частности, сотрудников комитета предлагалось полностью освободить от ответственности за любые нарушения ПДД, кроме езды в нетрезвом состоянии, а также зафиксированных на фото- и видеокамеры.
Недопустимо привлечение депутата к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при. Однако ответственность депутата перед населением не является. или административной ответственности за высказанное мнение, позицию.
Привожу выдержку из Определения Верховного Суда РФ от 17.08.01 N 53-Г01-9. Параллель здесь в том, что суд первой инстанции отказал в привлечении депутата ОМС к уголовной ответственности, однако ВС РФ отменил это решение и указал о том, что депутат ОМС не может обладать неприкосновенностью, следовательно может быть привлечен к ответственности: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Субъекты административной ответственности
Общий субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста (или юридическое лицо), совершившее административное правонарушение, за которое оно несет административную ответственность.
Специальный субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за со-вершение данного правонарушения административную ответственность). Это может быть также и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица как в ст. 6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах – столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).
Особый субъект административной ответственности – только физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, но в силу особенностей своего специального административно-правового статуса подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об административных правонарушениях.
С. В. Матвеев определил понятие особого субъекта как «субъекта административной ответственности, который обладает признаками, закрепленными общими нормами об ответственности, не включенными в состав проступка, но влияющими на размер и вид взыскания, порядок его применения» .
Ответственность особых субъектов
Статья 2.5 Кодекса устанавливает ответственность за административные правонарушения, совершенные военнослужащими и иными лицами, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
За совершение административных правонарушений названные особые субъекты несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. Однако к указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву – также в виде административного штрафа.
Такая особенность административной ответственности указанных особых субъектов была закреплена еще в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. Общее правило, согласно которому отдельные категории государственных служащих за совершение административных правонарушений несут не административную, а дисциплинарную ответственность, обусловливалось наличием широкого круга дисциплинарных взысканий (в том числе материального характера), которые могли налагаться на указанную категорию лиц.
Необходимость привлечения этих лиц к административной ответственности за ряд правонарушений на общих основаниях в ранее действовавшем Кодексе обусловливалась специфичностью данных правонарушений и предусмотренными специфичными мерами государственного принуждения за их совершение: лишение специального права (управления транспортным средством, охоты), возмездное изъятие и конфискация предметов, явившихся орудиями со-вершения правонарушений (ружей, других орудий охоты или добывания животных, предметов контрабанды) и т. д. Наложение данных административных взысканий по смыслу совершенных правонарушений было необходимо, а дисциплинарная ответственность таких специальных мер не предусматривала. В настоящее время на указанные категории государственных служащих возможно наложить любое административное наказание (кроме административного ареста). Этим нарушается логика права, определяющая принцип административной ответственности данной категории лиц. Невозможность наложения административного штрафа на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, объясняется лишь отсутствием у последних самостоятельных источников доходов, с которых его можно было бы удержать.
Законодательство РФ предусматривает еще ряд случаев особенностей административной ответственности отдельных категорий лиц (депутатов, судей, работников прокуратуры и т. д.). Эти особенности закрепляются в различных законах РФ и не содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Указанное обстоятельство создает определенные трудности для правоприменителя.
Ответственность несовершеннолетних
Статья 2.3 КоАП РФ устанавливает общее правило, согласно которому административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Субъекты административной ответственности
Третьим видом субъекта административной ответственности называется особый субъект административной ответственности и характеризуется следующим образом, это физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, но в силу особенностей своего специального административно-правового статуса подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об административных правонарушениях.
Специальный субъект административной ответственности, юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица как в ст. 6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах — столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).
Права и обязанности депутата Госдумы
Ссылаясь на правовые позиции Конституционного суда России, авторы поясняют, что дополнительные процессуальные гарантии необходимы для защиты парламентской неприкосновенности, при этом они не исключают привлечения депутата к ответственности в случае нарушений.
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л.
Установлено, что Паньков О.Г. лично в Комсомольске-на-Амуре распространял агитационные печатные материалы, которые не отвечали установленным законом требованиям. Так, в данных материалах отсутствовала информация об имени и отчестве лица их заказавшего и дате выпуска агитационного материала.
Принять меры к организации своевременного и квалифицированного решения вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом.
К направляемым в суд материалам дела приобщать свое согласие на назначение административного наказания в виде отдельного документа.
В ч. 2 ст. 6 Конституции РФ подчеркивается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Ст. 19 Конституции РФ гласит: все равны перед законом и судом. Этот основополагающий конституционный принцип полностью закреплен и в российском законодательстве об административной ответственности.
Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов РФ Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами также не установлены.
Подскажите наличие того подложного возможно документа о кандидате в депутаты (копию которую он применил в ОБЛИЗБИРКОМ) будет проверять полиция и могут ли снять из-за этого в предвыборной гонке.
Депутат и административная ответственность
Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Не подлежит привлечению к административной ответственности невменяемое физическое лицо, а также лицо, действующее в ситуации крайней необходимости, когда предотвращенный вред меньше, чем совершенный. Например, водитель может покинуть место ДТП с целью спасения жизни потерпевшего.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностные лица – это лица, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях.
В компаниях ответственность за все правонарушения несут руководители. Но они могут своим приказом (в должностной инструкции) назначить ответственным за те или иные сферы деятельности иных лиц).
Привлечение к ответственности юридического лица не исключает одновременное привлечение и его должностного лица.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Написать комментарий
Результаты анализа состояния прокурорского надзора в республиках, краях, областях, автономных образованиях Российской Федерации за соблюдением законов и законностью правовых актов, регламентирующих статус депутатов и кандидатов в депутаты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также следственной практики по делам о преступлениях, совершенных в 1998 г.
Административная ответственность. Понятие, признаки, обстоятельства наступления.
За позицию, мнение, выраженные при ании, прочие действия, умаляющие честь и достоинство граждан и юрлиц, законодательством предусмотрена административная ответственность.
Депутатов это правило не касается до тех пор, пока они не будут лишены неприкосновенности.
Аналогичное предписание действует и в случае, когда парламентарии допустили клевету в публичном выступлении либо другие нарушения, санкции за которые устанавливает УК.
Только после лишения должностного лица неприкосновенности может наступить уголовная ответственность. Депутата нельзя допрашивать до того момента, как не будет получено согласие высшего представительного органа.
При этом парламентарий вправе выразить отказ от дачи показаний по делу о фактах, которые ему стали известны в связи с исполнением своих полномочий. Следует особо подчеркнуть, что указанные правила действуют только при наличии неприкосновенности.
Как выше говорилось, уголовная ответственность депутата наступает после лишения его мандата. Соответственно, если в отношении парламентария возбуждено производство, орган дознания/следователь обязан сообщить об этом Генпрокурору. Для уведомления отводится 3 дня.
Если уполномоченные органы имеют достаточные основания, чтобы привлечь депутата к ответственности за нарушения, допущенные им при реализации полномочий, Генпрокурор обязан уведомить нижнюю палату ФС о данном факте, направив представление о лишении его неприкосновенности.
Для совершения этого действия ему отводится не более недели.
После завершения предварительного следствия, дознания, производства по административному делу, предусматривающему ответственность, вменяемую в судебном порядке, материалы не могут передаваться в суд без согласия Госдумы.
Ответственность депутата Государственной думы наступает в особом порядке. Наличие специальных правил для парламентариев связано с достаточно высоким статусом этих лиц.
По своей сути, иммунитет предусматривает максимальную защиту служащих при осуществлении ими своей деятельности.
Между тем, по смыслу конституционных положений, неприкосновенность парламентария не означает, что привлечь депутата к административной ответственности или вменить ему наказание по УК нельзя совсем.
Для наложения соответствующих санкций должен быть доказан факт совершения нарушения не при исполнении своих обязанностей.
Расширительное толкование неприкосновенности привело бы к искажению публично-правовой природы иммунитета и трансформацию его в индивидуальную привилегию.
Соответственно, это означало бы, с одной стороны, исключение из Конституции принципа равенства всех субъектов перед законом, а с другой – ущемление прав потерпевших вследствие злоупотребления властными полномочиями. В этой связи, хотя и с оговорками, допускается проведение судопроизводства на этапе предварительного следствия или дознания либо производства по административному нарушению до вынесения решения о передаче собранных по делу материалов в суд на основании положений УК, УПК, КоАП без получения согласия нижней палаты.
Следственные мероприятия в отношении парламентариев должны выполняться под непосредственным контролем Генпрокурора.
Именно это должностное лицо вносит в высший законодательный орган представление о лишении члена нижней палаты неприкосновенности.
Если Госдума, рассмотрев ходатайство, не примет соответствующее решение большинством, то вопрос о предании его суду будет снят. Для начала разбирательства необходимо согласие законодательного органа.
Привлечение к административной ответственности депутата, совершившего проступок не при исполнении им своих обязанностей, а также вменение ему наказания за преступление, предусмотренное УК, допускается только по особым правилам.
Парламентарии должны соблюдать положения, содержащиеся в законодательстве. Конституционная ответственность депутата РФ, как правило, имеет нравственный и политический характер. Парламентарии обязаны соблюдать нормы этики.
Ответственность депутата за их нарушение предусматривается в Регламенте представительного органа. Парламентарии обязаны предъявлять декларации о доходе и сведения об имуществе, находящемся у них в собственности.
Данные о нарушениях, обнаруженных при проверке документов ФНС, публикуются в «Ведомостях ФС».