Новые правила проведения медосмотров с 2022-2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила проведения медосмотров с 2022-2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В конце I или в начале II квартала 2023 года ожидается свежий Пр-аз, регламентирующий Порядок проведения пред-; послерейсового мед. осмотра. Возможно в нем будут приведены обязательные реквизиты Журналов медицинского контроля водителей, но не обязательно. Значительных изменений не будет. Основные рекомендации останутся прежними.

Новые сведения в путевом листе

Сведения о собственнике (владельце)-юрлице должны содержать полное наименование, адрес в пределах местонахождения, номер телефона, ОГРН. Прежний Приказ не оговаривал, что наименование должно быть полным, зато требовал указывать организационно-правовую форму. От ИП требуется указать свои ФИО, адрес регистрации по месту жительства, номер телефона, ОГРН. Обратите внимание: раньше ИП просили привести почтовый адрес, а теперь — адрес по прописке.

Одним из обязательных реквизитов остаются показания одометра (полные километры пробега). Их раньше следовало указывать на момент выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании рабочего дня (смены) водителя транспортного средства и при заезде транспортного средства на парковку по окончании рабочего дня (смены) водителя. Теперь дополнительно приводятся показания одометра на момент приёма-сдачи транспортного средства последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя (в случае оформления или формирования нескольких путевых листов на одно транспортное средство).

Данные о проведении предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров водителя дополнены наименованием медицинской организации (если медицинский работник состоит в штате медицинской организации), а также обязательным указанием серии, номера, даты выдачи и срока окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

Определено, что информация о видах перевозки должна содержать следующие варианты формулировок:

  1. коммерческие перевозки:

    • регулярная перевозка пассажиров и багажа;
    • перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования (в том числе, по договору аренды транспортного средства с экипажем);
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу;
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
    • организованная перевозка групп детей автобусами по договору фрахтования;
  2. перевозки для собственных нужд;

  3. передвижение и работа специальных транспортных средств.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
Читайте также:  Взыскание долгов с пенсионеров

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Ответственность работодателя

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Особенности ведения журнала

Журнал можно вести не только в бумажной, но и в электронной форме. Но для этого работодателю придется позаботиться о получении электронной цифровой подписи для защиты сведений, хранящихся в электронном виде.

Если документ ведется в бумажном варианте – он должен быть прошнурован и заверен печатью. Каждую страницу необходимо пронумеровать.

Результаты осмотра, прописанные в журнале, должны четко определять, имеются ли у водителя симптомы, не позволяющие ему отправиться в рейс, или он абсолютно здоров.

Отметка в журнале о том, допущен ли шофер к рейсу или нет, не должна являться главной целью проведения медосмотра. Обычная формальность здесь не допустима. Опасность на дороге может возникнуть в любой момент, особенно если дело касается пассажирских перевозок. Регулярные медосмотры позволят выявить первые признаки развития опасных заболеваний, которые могут стать причиной возникновения аварий во время поездки.

Медосмотр для водителей в 2020 году – какой положен

Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.

Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:

  • Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
  • Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
  • Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
  • Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
  • Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.
Читайте также:  Инструкция: составляем и подаем исковое заявление о лишении родительских прав

Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.

Единого подхода к структуре журнала не имеется, но существует рекомендательная форма. Каждая организация может самостоятельно составлять документ и утверждать нормативным актом по предприятию. Существует методика по структуре:

  • В первой графе указывается порядковый номер. Исчисление начинается с того момента, когда начинаются записи.
  • Дата проведения медицинского освидетельствования — это вторая графа.
  • В третьей указывается фамилия и инициалы водителя полностью.
  • Возраст водителя прописывается в четвертой графе.
  • В пятом разделе указывается описание жалоб.
  • Показатель замеров температуры тела.
  • Уровень артериального давления.
  • Проба на наличие алкоголя.
  • Пульс у водителя.
  • Заключение специалиста.
  • Подпись сотрудника МЧС.
  • На лицевой странице отводится строка об организации, в которой предполагается проведение МО.
  • Посередине листа указывается наименование документа: «Журнал предрейсового медицинского осмотра«
  • В правом нижнем углу: дата, когда начат журнал и закончен.

При наличии дополнительных нюансов при заполнении документа сведения отражаются в нормативном акте организации.

О пользе дистанционных медицинских осмотров

1. Они снижают вероятность мошенничества. Видеофиксация позволяет подтвердить факт прохождения процедуры каждым водителем.

2. Отсутствует возможность подкупа медика и возможность фальсификации результатов осмотра — система не позволяет вносить изменения.

3. Значительно снижается стоимость осмотров.

4. Отпадает необходимость лицензировать и оборудовать медицинский кабинет, нанимать медработников в штат предприятия.

5. Сервис экстерриториален. Для проведения осмотров нужен только интернет.

6. Отсутствует бумажная волокита (журналы и протоколы осмотров, путевые листы): вся документация генерируется автоматически и хранится не менее пяти лет.

Как организовать предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры

Необходимость проведения медосвидетельствований регламентирована законодательством, помимо всего прочего в нормативные акты регулярно вносятся изменения и дополнения.

Рекомендовано не допускать работников садиться за управление авто, если они не могут безопасно выполнять работу. Это необходимо выполнить для:

  1. Безопасности нахождения на дорогах.
  2. Сохранения жизни и здоровья всех участников движения.
  3. Обеспечения сохранности авто и груза.
  4. Чтобы защитить окружающую среду от внешних негативных воздействий.

Для послерейсовых МО:

  • Определить случаи возникновения природных опасных факторов и в результате производственной деятельности.
  • Поведение водителей авто должно быть проконтролировано.

После прохождения медосвидетельствования проходить эти виды осмотров обязательно.

Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей — образец оформления

Какой-либо обязательной для применения формы журнала актуальным законодательством не утверждено. Вместе с тем имеется ряд указаний о том, какие сведения должны быть зафиксированы в нем (см. выше). С учетом этих указаний организация может самостоятельно разработать названный документ.

Чаще всего на практике используется форма журнала, предложенная в п. 5 приложения 9 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 (далее — приказ № 555), в которой предусмотрено место для большинства необходимых сведений. Добавив к указанному шаблону ряд требуемых современным законодательством данных, его можно использовать.

Образец заполнения названного документа можно скачать по представленной ниже ссылке:

Журнал предрейсового осмотра — пример заполнения.

Все результаты осмотра ответственное за проведение предрейсовых осмотров лицо должно заносить в специальный журнал:

  1. Этот учетный регистр представляет собой книгу, страницы которой пронумерованы и прошиты.
  2. На последнем листе должно отмечаться количество пронумерованных листов, указывается дата, ставится подпись руководителя и печать организации. Прописывается ФИО ответственного за заполнение журнала лица.
  3. На первом листе следует указать полное название субъекта предпринимательской деятельности, пишется дата начала ведения учетного регистра.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Образец журнала предрейсового медосмотра водителей

Особенности ведения журнала

Журнал можно вести не только в бумажной, но и в электронной форме. Но для этого работодателю придется позаботиться о получении электронной цифровой подписи для защиты сведений, хранящихся в электронном виде.

Если документ ведется в бумажном варианте – он должен быть прошнурован и заверен печатью. Каждую страницу необходимо пронумеровать.

Результаты осмотра, прописанные в журнале, должны четко определять, имеются ли у водителя симптомы, не позволяющие ему отправиться в рейс, или он абсолютно здоров.

Читайте также:  Будет ли проиндексирована пенсия работающим пенсионерам в 2023 году?

Отметка в журнале о том, допущен ли шофер к рейсу или нет, не должна являться главной целью проведения медосмотра. Обычная формальность здесь не допустима. Опасность на дороге может возникнуть в любой момент, особенно если дело касается пассажирских перевозок. Регулярные медосмотры позволят выявить первые признаки развития опасных заболеваний, которые могут стать причиной возникновения аварий во время поездки.

Основные сведения о журнале

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г.

, регистрационный N 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра

Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ . Размер штрафа составляет:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.

Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ . Размер штрафов составляет:

  • на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ . Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.

Как проводится контроль трезвости

Одной из самых важных процедур является проведение теста на алкоголь, который также задействует перед началом смены или рейса.

Для начала сам осмотр предполагает визуальную оценку состояния человека, проведение опроса о здоровье и осмотр кожи и слизистых оболочек.

Но опьянение, которое проверяется в конце, может стать причиной снятия с работы, даже если внешне признаков алкоголя нет.

Обычно для целей произведения алкоконтроля используют лабораторные мероприятия, или же исследования инструментального характера.

Помочь это сделать могут специальные тестеры, анализирующие воздух, или более точные, но дорогие лабораторные исследования крови или мочи.

По итогам процедур врач ставит свою резолюцию, при благоприятном результате это штамп о прохождении осмотра, либо запись вручную.

Когда же были обнаружены следы алкогольного или наркотического опьянения, то составляется специальный протокол контроля трезвости.

В нем отмечаются жалобы, состояние покрова, зрачков и походки, а также наличие тремора, запаха алкоголя и конечно, результаты проведенных исследований. В случае с опьянением ставит конкретная степень и водитель отправляется домой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *