Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст в Республике Беларусь в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.
В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:
- дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
- инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
- детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
- мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Кто не имеет права на трудовую пенсию?
Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.
Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.
Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.
Как будет повышаться пенсионный возраст?
Итак, как мы уже кратко рассказали в предыдущем разделе, окончательная редакция принятого ФЗ № 350 предусматривает его поэтапное вступление в силу. Это сделано для уменьшения социального напряжения.
Потому что, представьте себе состояние человека, который собирался на пенсию через несколько месяцев, и вдруг узнал, что его право на «заслуженный отдых» в одночасье отодвинулось на целых пять лет. Как минимум, это бесчеловечно, как максимум – чревато массовыми беспорядками, ведь ежегодно в Росси достигают пенсионного возраста полтора миллиона человек.
В наших условиях этого не произойдет. Самая уязвимая возрастная группа – те, кто, согласно прежнему законодательству, должны были пойти на пенсию в 2022 -2020 годах, выйдут на нее всего на год-полтора позже запланированного срока, поскольку для них предусмотрены льготные условия.
Для большей наглядности предлагаем вашему вниманию сводную таблицу-график. Она демонстрирует корректировку пенсионного возраста в последующие 5 лет.
Время выхода на пенсию по прежнему законодательству |
Увеличение пенсионного возраста (годы) |
Новый пенсионный возраст (женщины/ мужчины) |
Время выхода на пенсию, согласно новому закону |
2019 (январь-июнь) |
0,5 |
55,5/60,5 |
2019 (июль-декабрь) |
2019 (июль-декабрь) |
0,5 |
55,5/60,5 |
2020(январь-июнь) |
2020(январь-июнь) |
1,5 |
56,5/61,5 |
2021(июль-декабрь) |
2020(июль-декабрь) |
1,5 |
56,5/61,5 |
2022(январь-июнь) |
2021 |
3 |
58/63 |
2024 |
2022 |
4 |
59/64 |
2026 |
2023 |
5 |
60/65 |
2028 |
Зарплатная арифметика
С 1 января изменен порядок исчисления среднего заработка. Во-первых, для исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику за время трудового и социального (в связи с получением образования) отпусков, для выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск изменено среднемесячное количество календарных дней с 29,7 на 29,6. Во-вторых, обобщены наименования структурных элементов заработной платы без изменения порядка исчисления среднего заработка. Определение структуры зарплаты, условий и порядка ее выплаты, в том числе стимулирующих выплат, относится к компетенции нанимателя. Выплаты, производимые за текущий месяц, как и прежде, включаются в расчет среднего заработка в том месяце, за который они начислены (например, ежемесячная премия за октябрь — в расчет среднего заработка в октябре). В-третьих, конкретизируется, что при установленной сумме ущерба для определения порядка его возмещения (судебном либо нанимателем) применяется поправочный коэффициент.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
С 1 января 2023 года выросли пенсии и страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту. Установлен новый размер семейного капитала. Продлевается право пожилых и инвалидов на внеочередное лечение после COVID-19 в санаториях Минтруда и соцзащиты, совершенствуются механизмы обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации.
Новации для автовладельцев
Тарифы на некоторые услуги ГАИ выросли с 1 января. Так, в частности, курсантам при повторной сдаче практического экзамена в ГАИ учебное транспортное средство (легковое авто, грузовик или автобус) будет предоставляться уже не за 30 рублей, как раньше, а за 40. Аренда мотоцикла для повторной сдачи экзамена будет стоить 20 рублей. Предоставление автодрома для обучения вождению — 7 рублей.
Изменены правила оплаты проезда по платным дорогам. Для автомобилей массой не более 3,5 тонны электронная виньетка становится единственным способом оплаты проезда по платным дорогам Беларуси. Владельцы транспортных средств с максимально допустимой общей массой не более 3,5 тонны, которые в настоящее время пользуются для оплаты проезда по платным дорогам в системе BelToll бортовым устройством, могут сдать оборудование в любом пункте обслуживания клиентов и получить обратно внесенный при его получении депозит и сумму неизрасходованной предоплаты в течение трех лет с момента совершения ими последней транзакции в системе. Для транспортных средств с максимально допустимой общей массой более 3,5 тонны в качестве способа оплаты за проезд по-прежнему будет использоваться исключительно бортовое устройство.
Размер пенсии в 2023 году и даты индексирования выплат
В прошлом году трудовые пенсии пересматривались каждый квартал: в марте на 7%, в августе на 10%, в декабре на 5%. В итоге средняя пенсия составляла 670 рублей. Изменения затронули все виды выплат: по возрасту, за выслугу лет, по потере кормильца и инвалидности.
Средний показатель пенсии в 2023 году составить 693 рубля. Белорусские власти еще до конца не определились, когда будет следующая индексация выплат. Но при этом заверили, что повышения будут. Если говорить об абсолютных цифрах — это 1,6 млрд белорусских рублей, они уже заложены в бюджет страны для выплаты пенсий. По плану 1,4 млрд приходятся на повышение пенсий в марте и августе.
Если выплаты будут увеличиваться равномерно в течение всего года примерно на 46 рублей, то рост составит 6,9%. Это существенно меньше, чем в предыдущем году. Но расчетное увеличение пенсий в 2023 году соответствует уровню инфляции. Именно обесцениванием денег и объясняется сокращение темпов роста пенсий.
Единый налог с повышенной налоговой ставкой
Министерство налогов и сборов напомнило, что новые плоские налоги будут применяться с февраля 2023 года. Они увеличились в 1,5-3 раза, в зависимости от вида предпринимательской деятельности.
Например, самозанятые торговцы, продающие овощи в Минске, должны будут платить 708 рублей, а в областных центрах — 532 рублей. Единый налог для физических лиц, реализующих плодоовощную продукцию, семена и саженцы, составит 155 рублей в столице и 143 рубля в региональных центрах. Инструкторам в Минске за легальную работу придется платить 164 рублей, а в вобластных центрах — 152 рублей.
Фактически, единый налог для самозанятых и самозанятых работников был увеличен с января 2023 года, когда было объявлено о внесении изменений в Налоговый кодекс, но новые налоговые ставки вступят в силу только с 1 февраля.
Условия выхода на пенсию для мужчин и женщин в России в 2023 году: последние новости на 16 февраля 2023
С учетом последних изменений, женщины имеют право начать получать страховую пенсию по старости с 60 лет, а мужчины — с 65 лет. Для того чтобы иметь право на пенсию в общем или льготном порядке, гражданин должен соответствовать некоторым критериям:
- по количеству накопленных коэффициентов (ИПК);
- по продолжительности страхового стажа.
Важно помнить, что в страховой стаж включают не только продолжительность работы, но и:
- оплачиваемые больничные;
- срочную службу в армии;
- уход за инвалидами, пожилыми гражданами или другими лицами;
- уход за детьми в возрасте до 1 г. 6 мес.;
- период учета в службе занятости как безработного.
Индивидуальный пенсионный коэффициент также формируется за счет вышеперечисленных периодов. Так, например, за полный год военной службы начисляется 1,8 балла (а за два года — 3,6 балла).
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
Стаж по Списку 1 для мужчин и женщин
При наличии такого стажа на пенсию можно выйти досрочно, согласно таблице ниже.
Стаж | Количество лет на вычет | |
---|---|---|
Мужчины | Женщины | |
От 3 лет 9 месяцев | -3 года | |
От 4 лет | -4 года | |
От 5 лет | -5 лет | -5 лет |
От 6 лет | -6 лет | -6 лет |
От 7 лет | -7 лет | -7 лет |
От 7 лет 6 месяцев | -10 лет | |
От 8 лет | -8 лет | |
От 9 лет | -9 лет | |
От 10 лет | -10 лет |
Какие реформы предлагает бизнес-союз?
По мнению Жанны Тарасевич, солидарную систему необходимо сохранять, но есть смысл разделить ее на три уровня.
1. Солидарно-распределительный уровень. Каждый работник вне зависимости от его статуса (самозанятый, индивидуальный предприниматель, наемный работник) должен участвовать в пенсионной системе. Также он должен отчислять минимальный взнос в зависимости от минимальной заработной платы (МЗП). Если такие отчисления делаются в течение определенного периода, тогда человек может претендовать на получение минимальной пенсии.
2. Условно-накопительный уровень. Если человек получает больше МЗП, он обязательно будет отчислять в пенсионную систему, но от его размера зарплаты будет зависеть размер будущей пенсии. Таким образом, люди получат мотивацию участвовать в пенсионной системе, понимать, что уровень оплаты труда прямо пропорционально влияет на размер пенсии.
3. Накопительный уровень. Предлагаем заинтересовать молодое поколение в обеспеченном будущем. Чтобы работник отчислял деньги в пенсионный фонд из дополнительных доходов. А также (и это внедрено уже) чтобы белорусы были заинтересованы не получать пенсию по достижении определенного возраста, а продолжать работать, чтобы в итоге получать более высокий размер пенсии.
БСПН также считает, что стоит выравнивать долю отчислений от работников и работодателей. Сейчас это 1% и 34%.
– Потихоньку мы должны прийти к соотношению 50/50. Это не значит, что уже завтра нужно забирать с зарплаты работников 14%, можно добавлять по 0,5-1% в год. Тогда у нанимателя будет заинтересованность выплачивать более высокую заработную плату, а у работников – получить в будущем более высокую пенсию.
Союз также выступает за увеличение пенсионного возраста до 63 лет не только для мужчин, но и для женщин. Но постепенно, в течение 10-15 лет.
– С момента разработки нашей концепции пенсионной системы прошло почти 10 лет. Конечно, нужно проводить дополнительные исследования, от чего-то отказываться либо какие-то пункты прописывать более четко. Но мы считаем предложения вполне жизнеспособными и хотим обсудить их с населением и услышать их мнение, – резюмировала директор союза.
Новый график выхода на пенсию в 2023 году: кто сможет стать пенсионером.
Расскажем, какие группы граждан и на каких основаниях смогут оформить страховую пенсию в 2023 году.
Пенсия по старости на общих основаниях в 2023 году ни для одной из групп не доступна. Мужчины 1961 года рождения и женщины 1966 года рождения, выходят на пенсию только в 2024 году, когда достигнут возраста 63 лет и 58 лет соответственно.
Страховые пенсии по старости пи наличии льготных оснований в 2023 год будут доступны для следующих групп граждан:
- Предпенсионеры, которым до выхода на пенсию осталось не более 2х лет при условии, что они были уволены на основании сокращения штатов или ликвидации предприятия. Имеют трудовой стаж не меньше 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. И дали собственное согласие на досрочную пенсию, предварительно зарегистрировавшись в Центре занятости.
- Лица, имеющие длительный трудовой стаж (у мужчин не менее 42х лет, у женщин – минимум 37 лет).
- Многодетные матери. Во-первых, женщины 1966 года рожд., имеющие не меньше 3х детей и наработавшие страховой стаж минимум 15 лет. Во-вторых, женщины 1967 года рожд., воспитавшие минимум 4х детей. В-третьих, женщины 1973 года рожд., имеющие не менее 5ти детей, наработавшие не меньше 15 лет страхового стажа.
- Граждане, наработавшие достаточно льготного стажа. К ним относятся женщины 1973 года рожд., имеющие двоих детей и отработавшие на Крайнем севере не менее 12 лет или в приравненных регионах – не менее 17 лет.
Если гражданин относится к категориям, для которых льготный стаж не изменился, ему достаточно к 2023 год его наработать и выйти на пенсию.
Если же для льготников возраст повысили, то в 2023 году досрочная пенсия им не полагается. Те из них, кто выработал льготный стаж в 2021 году, сможет выйти на пенсию только в 2024 году.
Пенсии по потере кормильца в 2023 год смогут оформить лица пережившие супругов: мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения. Пережившие супруги военнослужащих продолжат выходить на пенсию по случаю потери кормильца в 55 и 60 лет. Соответственно, в 2023 году из этой категории пенсию оформляют мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения.