Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обучение на водительские права в 2023 году: сроки и стоимость». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России с 1 апреля 2021 года в ГИБДД начали по-новому принимать практические экзамены на получение водительских прав. Площадки как отдельной части больше нет: все задания кандидаты теперь выполняют непосредственно в городе среди других участников движения. В ГИБДД говорят, что такой подход нужен для того, чтобы избежать механического заучивания упражнений. Будущим водителям нужно доказать, что они могут уверенно ориентироваться на дорогах общего пользования, хорошо считывать знаки и ситуацию вокруг, а также показывать свое владение навыками управления.
Новый порядок прохождения медкомиссии для получения прав
Порядок получения медсправок для водителей изменился с 1 марта 2022 года. Например, для получения этого документа водителям, которые были лишены прав за управление в нетрезвом виде или отказ от медосвидетельствования, приходится сдавать на анализ кровь и мочу. Кроме этого, водителей, у которых обнаружат следы уколов, будут направлять на полноценный дорогостоящий лабораторный анализ.
Также на эту процедуру могут отправить, если у автомобилиста заметили повышенную потливость, чрезмерно низкий пульс, сонливость или возбуждение, тремор рук, эмоциональную неустойчивость и другие клинические признаки наркомании или алкоголизма. После того, как автомобилист сдаст все необходимые анализы, его судьбу будет решать специальная комиссия.
При этом автомобилистам, которые просто меняют права из-за истечения срока их действия, а также кандидатам в водители без явных признаков алкоголизма и наркомании, сдавать дополнительные лабораторные анализы не требуется.
Категории водительского удостоверения
Одним из самых важных моментов, с которыми должны ознакомиться лица, оформляющие водительское удостоверение – категории водительских прав. В России их целых десять. Причем есть не только полноценные категории, но и подкатегории, которых на данный момент насчитывается около шести. Подробнее с действующими категориями и подкатегориями можно ознакомиться в таблице.
A | мотоциклы |
A1 | мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт |
B | автомобили (за исключением ТС категории «A»), РМС (разрешенная максимальная масса) которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, РМС которого не превышает 750 кг; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, РМС которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая РМС такого состава ТС не превышает 3500 кг |
B1 | трициклы и квадрициклы |
C | автомобили, за исключением автомобилей категории «D», РМС которых превышает 3500 кг; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, РМС которого не превышает 750 кг |
C1 | автомобили, за исключением автомобилей категории «D», РМС которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, РМС которого не превышает 750 кг |
C1E | автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, РМС которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая РМС такого состава ТС не превышает 12 000 кг |
D | автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, РМС которого не превышает 750 кг |
D1 | автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, РМС которого не превышает 750 кг |
D1E | автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, РМС которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая РМС такого состава ТС не превышает 12 000 кг. |
BE | автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, РМС которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, РМС которого превышает 750 кг, при условии, что общая РМС такого состава ТС превышает 3500 кг |
CE | категория «C», сцепленные с прицепом, РМС которого превышает 750 кг |
DE | категория «D», сцепленные с прицепом, РМС которого превышает 750 кг; сочлененные автобусы |
Tm | трамваи |
Tb | троллейбусы |
M | мопеды и легкие квадрициклы |
Документы для экзамена в ГИБДД
ГИБДД водительское удостоверение выдает только после того, как потенциальный водитель успешно сдаст экзамен, а сдача экзамена невозможна без соответствующего набора документов. Когда человек прошел обучение и получил медицинскую справку, он может пойти в любое отделение ГИБДД. Но если оно находится не по месту регистрации, придется подождать, пока будут собраны сведения о том, не лишен ли человек водительских прав, не выдавался ли водительский документ ранее и т.п. Причем иногда человека могут попросить самому принести такую справку. Именно потому удобнее всего проходить экзамен по месту регистрации.
Удостоверения водителя со сроком прекращения действия в 2022 и 2023 годах продлены на 3 года
Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.
Инициатором этого сдвига в сроках стало Министерство внутренних дел РФ. Этот проект был разработан ими совместно с Министерством экономики и развития. Данная инициатива проведена на основании полномочий Правительства РФ и имеет цель в уменьшении нагрузки в административной сфере не только для граждан, но и бизнеса.
Это новое постановление касается автомобилистов, которые реализуют управление транспортным средством для личных нужд, реализации трудовой или предпринимательской деятельности. Эта группа граждан в течение трех следующих лет может не проводить замену прав, так как их активность продлевается автоматически. Теперь документ не будет считаться просроченным.
В самом Министерстве внутренних дел Российской Федерации обращает внимание, что процент выдачи и получения удостоверения водителя на основании истечения периода действия, имеет самый большой процент. Ситуация с продлением позволит снизить ажиотаж и дать автомобилистам возможность управления машиной на официальном уровне. В среднем количество таких счастливчиков насчитывает более пяти миллионов.
Дополнительно к этом Министерство внутренних дел РФ официально информирует на своем портале о других продлениях. Ранее на основании постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года, с присвоенным номером №353 «Об особенностях разрешающих действий на территории Российской Федерации на 2022 год», на один год были увеличены сроки заключения Госавтоинспекции о действии информационной базы для обучения в автошколах. Другими словами теоретический материал останется идентичным прошлому году. Этот вариант уступки не только упрости процедуру повторной сдачи экзаменов, но по аналогичной схеме снизит административную нагрузку с физических и юридических лиц.
Пересдача начинается с заваленного этапа. То есть, если учащийся сдал теорию, но провалил автодром, его следующий экзамен начнется на площадке. Завалившие только город, не сдают теорию и автодром. За каждую попытку пересдать придется платить.
Важно! Через полгода результаты теоретического экзамена и автодрома становятся недействительны. Если ученик неоднократно заваливал, к примеру, площадку, так и не «доехав» до города, ему придется сдать теорию вторично через шесть месяцев после первой попытки в ГАИ.
Пересдачи назначаются по согласованию ГИБДД и автошколы в порядке очереди. Обычно срок ожидания составляет 1-2 недели, но может растягиваться и на 1-2 месяца.
Сколько нужно часов вождения в автошколе
По новым правилам на вождение отводится не менее 50 часов. Кому-то этого достаточно, а кому-то нет. Научить-то научат, а вот как? Многое зависит от инструктора, да и от обучаемого тоже. Мне занятий не хватило, брала дополнительные уроки с другими инструкторами. Один только и ворчал, чтобы я ямки объезжала, после его занятий я не сдала. А другой инструктор всегда меня хвалил, даже когда я косячила. Говорил: «Не знаю, что ты не сдаешь, нормально ездишь». Внушил мне уверенность, вот и сдала после его занятий.
В 2022 году, Министерством образования и науки Российской Федерации, было дано рекомендованное указание, согласно которого, обучающийся вождению ученик той или иной автошколы, должен провести за рулем автомашины, то есть практическое вождение, от тридцати до пятидесяти часов, но не менее. Данное количество часов может варьироваться в зависимости от автошколы, а так же навыков обучаемого.
Практический экзамен по вождению: Как с первого раза сдать город
Главное здесь быть реально подготовленным для самостоятельных безопасных поездок на автомобиле. Переплатив за лишние часы вождения вы не только сэкономите свое время и нервы во время сдачи экзамена вождения в городе, но и получите более хорошую и улучшенную подготовку вождения, которая обеспечит вам безопасную эксплуатацию вашего автомобиля.
Для успешной подготовки в водители вам нужна постоянная движущая вас мотивировка, для того чтобы не опускались руки в случае полученных в вождении неудач на уроках с инструктором. Помните пожалуйста, что даже теже мастера автоспорта прошли через огромную череду неудач еще в самом начале своего обучения вождению. Советуем вам, для вашей собственной мотивировки завести конкретный журнал личного успеха в обучение вождения. Туда вы должны будете записывать все те моменты вождения, а именно то, чему вы научились за последнее время.
Получение прав на управление транспортом не представляет больших сложностей при соблюдении конкретных условий. Особенности процедуры следующие:
- Главные требования к выдаче удостоверения: прохождение обучение в аккредитованной автошколе, получение медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к вождению и успешная сдача экзаменов.
- Скорость получения прав зависит от категории транспорта (срок обучения разный) и количества попыток сдачи экзаменов. Ускорить процесс можно только правильно выбрав автошколу (из списка аккредитованных на сайте Госавтоинспекции) и пройдя испытания с первой попытки.
- Получить права можно бесплатно по направлению из военкомата или Центра занятости, а также поступив в училище или университет по автомеханике.
- Чтобы получить удостоверение после экзаменов нужно иметь паспорт, чек об оплате госпошлины, свидетельство об окончании автошколы и медицинскую справку.
- Заказать права можно через портал Госуслуг и при личном посещении Госавтоинспекции. В первом случае предоставляется скидка 30% и пошлина будет составлять 1400 рублей.
- Срок выдачи прав после подачи заявления составляет от 5 до 30 дней, в зависимости от категории транспорта.
- Проверить, готов ли документ, можно, позвонив в отделение ГИБДД, куда было направлено заявление, или отследив статус предоставления услуги на Портале.
- Алгоритм получения прав состоит из следующих шагов: обучение в автошколе, прохождение медицинской комиссии, сдача экзаменов, оплата госпошлины, подача заявления на выдачу прав, получение готового документа.
Предпосылки для реформы образования водителей
По данным МВД России, только за январь 2022 зарегистрировано 489 ДТП с участием водителей-новичков со стажем до двух лет. В 2021 году произошло 8217 аварий по той же причине. Неудивительно, что подобная статистика сподвигла на совершенствование учебного процесса будущих водителей. Создаются опасные ситуации на дороге из-за отсутствия опыта и пробелов в теории.
Подобная статистика и несовершенство программы обучения в автошколах стали причиной внесения некоторых поправок в подготовку. Изменения вступят в силу с 1 сентября 2022 года. Если до этого момента программу не разработают или не одобрят, срок может растянуться до ноября.
Грядущие изменения не единственные, с апреля 2021 уже действуют новые правила сдачи экзаменов. Теперь площадка не входит в практические испытания, также изменилась система оценки. Прошлогодние нововведения могли положительно повлиять на количество дорожных происшествий — ДТП с участием водителей со стажем до двух лет стало на 7% меньше.
Что нужно знать о договоре с автошколой
Один из самых важных пунктов, конечно, говорит о стоимости обучения в автошколе. Здесь нужно понимать, что в документе может быть указана как полная, так и неполная стоимость: во втором случае не указывается сумма, которая тратится на бензин при обучении практике вождения (а также сумма, заложенная на техобслуживание, ФОТ сотрудникам и т.д.). Соответственно, за каждое занятие придется доплачивать. Если автошкола сдает свое авто для сдачи экзамена в ГАИ (а мы понимаем, что неплохо бы проходить аттестацию на машине, которая стала уже практически родной и очень знакомой, чем в день экзамена сесть за руль другой модели), за это взимается дополнительная плата.
Еще немного о деньгах. Стоимость не может быть слишком низкой: нормальному заведению нужно содержать автопарк, выплачивать заработные платы сотрудникам, проходить проверки и программы повышения квалификаций и т.д. Цена кратно ниже средней говорит о том, что перед вами автошкола без лицензии или другие мошенники, не собирающиеся оказывать вам услугу. Кстати, никаких астрономических скидок вроде 98 % не бывает: обучение в автошколе – это одноразовая услуга, и делать такие заманчивые предложения добросовестным школам невыгодно.
Не менее важно в договоре с автошколой уточнить количество часов обучения вождению. Лучше всего взять максимальный пакет обучения, который предлагает автошкола – сейчас в ГАИ ужесточились требования к условиям приема экзамена, вплоть до записи его на камеру, поэтому важно «откатать» как можно больше часов. Больше того: иногда даже при прохождении полного курса обучающемуся приходится докупать дополнительные часы перед самым экзаменом. Еще одно важное замечание о сроках и ценах обучения в автошколе: скорее всего, в договоре указаны академические часы для практики (45 минут), а не астрономические (60 минут), так как автошкола является таким же учебным заведением, как и другие, и имеет такие же регламенты. Например, у «Реала» занятия проходят именно так: по полтора часа, то есть по два академических часа.
В договоре должны быть перечислены документы, которые вы получите после прохождения обучения, прежде всего – свидетельство об окончании курсов вождения авто. Это основной документ, с которым вы придете для сдачи экзамена в ГАИ. У всех школ этот документ бессрочный: то есть для повторного получения прав нужно будет аттестоваться только в ГАИ.
Также в договоре прописывается порядок сдачи экзаменов в ГАИ: конечно, вы можете пройти его отдельно от группы (правда, забрать права можно будет не раньше, чем экзаменовались остальные), однако организованную сдачу школа обеспечивать обязана. Хорошо, если в договоре сразу указано, сколько раз и на каких условиях школа сопровождает вас при сдаче теории и практики.
Если в договоре нет ничего о том, кто оплачивает покупку и замену сломанных деталей, об этом можно поинтересоваться устно.
До заключения договора вы имеете право задавать абсолютно любые вопросы сотрудникам автошколы: вы платите немалые деньги и должны знать, что получаете взамен.
Можно ли заморозить обучение в автошколе и/или вернуть деньги за обучение?
Да, такая возможность у школ есть почти всегда – правда, условия разнятся от школы к школе. Такая необходимость может возникнуть при отъезде в командировку, длительной недееспособности (в т.ч. по беременности и уходу за грудным ребенком) и т.д.
Возможность заморозки может быть жестко прописана в договоре, либо ее могут создавать по договоренности, как в автошколе «Реал»: например, мы просто идем навстречу и замораживаем обучение до тех пор, пока вы не сможете его продолжать, при этом без финансовых потерь – если вы возобновили учебу в течение 1 года. Если по каким-то причинам человек решил окончить обучение, автошколой делается возврат – перерасчет по факту, и возвращаются все деньги за неоказанные услуги. При этом, конечно, курс остается неоконченным и не дает права получить выходные документы.
Когда начинают обучение в автошколе
Ходить в автошколу можно с 16 лет. Подростков обучают управлению мопедами или скутерами – двухколесным мототранспортом с объемом двигателя до 50 куб. см. Семнадцатилетние могут учиться управлять легковым авто или грузовиком массой до 3,5 тонн (категории В и С). С 17 лет, согласно Постановлению Правительства № 1090 от 23.10.93, разрешена учебная езда на автодроме, закрытых площадках и на дорогах в учебном автомобиле в сопровождении инструктора. А вот обучаться вождению мотоцикла можно только с 18 лет.
Если с детства влечет мир моторов – можно до шестнадцатилетия штудировать правила и разбирать ситуационные задачи на автосайтах. Хотя ПДД постоянно меняются, основные их постулаты сохраняются десятилетиями. Уверенное знание теории поможет в будущем успешно проэкзаменоваться.
Положения законодательства создают оптимальные условия для потенциального водителя, решившего сесть за руль сразу после совершеннолетия:
- В 16 лет подросток может записаться в автошколу, пройти курс теории и получить ВУ категорий «М» и «А1», чтобы самостоятельно управлять легким двухколесным транспортом.
- В 17 лет, согласно п.3 ст. 26 ФЗ № 196 от 10.12.95, молодые люди допускаются в сдаче экзаменов на категории B и C, и, при удачной экзаменовке им вручают свидетельство об окончании автошколы. Права пока выдавать нельзя.
- 18 лет можно получить ВУ категорий «B» и «C», а при желании еще и обучиться вождению тяжелого мотоцикла.
Учиться водить пассажирский автотранспорт, согласно п. 12.4 Постановления №1090 от 23.10.93, разрешается с 20 лет. Исключение – будущие военные водители, направленные в автошколу от военкомата. Для них законодательно разрешено обучение на категории D и D1 с 18 лет.
До какого возраста можно учиться вождению
В российском законодательстве отсутствуют возрастные ограничения для водителей – идти учиться, получать ВУ, управлять автомобилем или мотоциклом можно даже в преклонные годы. Основное условие – отсутствие медицинских противопоказаний, перечисленных в последней редакции Постановления Правительства № 1604 от 29.12.14г. Права не выдадут при наличии психических нарушений, заболеваний нервной системы, тяжелых патологий внутренних органов, после перенесенного инсульта. Не получится сесть за руль с очень слабым зрением или дальтонизмом – нарушением, при котором больной не различает цвета.
Интервал прохождения медкомиссии у возрастных и молодых водителей одинаков. Врачей обходят при получении, замене водительского удостоверения, лишении прав за алкогольные и наркотические статьи.
Категории прав в Казахстане
Категория или подкатегория | Тип транспортного средства |
Категория A | |
A1 | Лёгкие мотоциклы с объёмом двигателя не более 125 куб. см, максимальной мощностью не более 11 кВт. Лица достигшие 16-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе. |
A | Мотоциклы, мотороллеры и другой мощный тяжёлый двухколёсный мототранспорт. Лица достигшие 18-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе. |
Категория B | |
B1 | Трициклы (трёхколёсный мототранспорт), квадрициклы (четырёхколёсный мототранспорт – квадроциклы и мотоколяски), мотоциклы категории «A» с боковым прицепом (коляской). Лица достигшие 18-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе. |
B | Легковые автомобили и небольшие грузовики, РММ которых не более 3.5 тонн, число сидячих мест не более 8, помимо сиденья водителя; транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг; транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 3.5 тонн. Лица достигшие 18-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе. |
BE | Транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг и превышает чистую массу тягача (без нагрузки); транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, общей РММ автопоезда более 3.5 тонн. Лица имеющие стаж вождения по категории «В» не менее 1-го года. |
Категория C | |
C1 | Средние грузовики, РММ которых более 3.5 и не более 7.5 тонн; транспорт категории «C1» c прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 18-ти лет. |
C1E | Транспорт категории «C1» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 12 тонн. Лица имеющие право управления транспортом по категории «C1» или «C» не менее 1-го года. |
C | Грузовые автомобили, РММ которых более 3.5 тонн; транспорт категории «C» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 21-го года, имеющие общий стаж работы водителем не менее 3-х лет, в том числе не менее 1-го года по категории C1. |
CE | Транспорт категории «C» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг. Лица имеющие право управления транспортом по категории «C» не менее 1-го года. |
Категория D | |
D1 | Небольшие автобусы, вместимость которых более 8 и не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; транспорт категории «D1» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 21-го года, имеющие общий стаж работы водителем не менее 3-х лет, в том числе не менее 1-го года по категории «C1». |
D1E | Транспорт категории «D1» с прицепом (грузовым), РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 12 тонн. Лица имеющие право управления транспортом по категории «D1» или «D» не менее 1-го года. |
D | Автобусы, вместимость которых более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; транспорт категории «D» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 25-ти лет, имеющие общий стаж работы водителем не менее 5-ти лет, в том числе не менее 3-х лет по категории «D1». |
DE | Транспорт категории «D» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг; сочлененные автобусы, дуобусы. Лица имеющие право управления транспортом по категории «D» не менее 1-го года. |
Категория T | |
Tm | Трамваи. Лица достигшие 25-ти лет, имеющие общий стаж работы водителем не менее 5-ти лет, в том числе не менее 3-х лет по категории «D1». |
Tb | Троллейбусы; дуобусы – при наличии открытой категории «DE». Лица достигшие 25-ти лет, имеющие общий стаж работы водителем не менее 5-ти лет, в том числе не менее 3-х лет по категории «D1». |