Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 26 НК РФ. Налог на добычу полезных ископаемых (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.
Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?
Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:
-
1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:
-
2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:
-
3. Выручка рассчитывается следующим образом:
Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество х Стоимость единицы
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного
Или
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого
Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке
Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.
Прямые расходы:
-
материальные расходы;
-
расходы на оплату труда;
-
расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;
-
суммы страховых взносов.
Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.
Косвенные расходы:
-
прочие материальные расходы;
-
расходы на ремонт основных средств;
-
расходы на освоение природных ресурсов;
-
расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
-
расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.
НДПИ в налогом законодательстве
Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.
Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.
Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:
- добытые на территории России;
- извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
- добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
Не облагаются:
- распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
- подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
- минералы в коллекции;
- добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
- ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.
Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:
- в процентах (адвалорная);
- в рублях за тонну (специфическая, твердая).
Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.
Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:
- нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
- попутному газу;
- разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
- водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
- минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
- подземным водам для полива сельхозкультур;
- вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
- нормативным отходам горнодобычи и переработки.
Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.
По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.
С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.
Когда ставка НДПИ зависит от коэффициентов?
Коэффициент территории добычи должен применяться:
Фирма, которая приобрела 1-й или 2-й из указанных статусов, применяет рассматриваемый коэффициент начиная с того же месяца, в котором один из соответствующих статусов был приобретен.
Рассматриваемый коэффициент равен 0 до тех пор, пока хозяйствующий субъект, имеющий 1-й или 2-й из указанных статусов, не начал уплачивать налог на прибыль по ставкам, зафиксированным в ст. 284 и 284.3 НК РФ (в части норм, которые регулируют правоотношения с участием подобных хозяйствующих субъектов).
Кроме того, если плательщик НДПИ, имеющий 1-й или 2-й из отмеченных статусов, начинает платить налог на прибыль, то коэффициент территории применяется в полном размере не сразу, а только начиная с 121-го налогового периода с начала уплаты этого налога по установленной законом ставке. При этом начиная с момента применения данной ставки коэффициент принимается равным:
Плательщик НДПИ, имеющий 3-й из указанных статусов, применяет коэффициент территории при исчислении НДПИ в том случае, если будут одновременно соблюдены 4 следующих условия:
Начиная с того момента, когда все 4 вышеперечисленных условия выполнены, коэффициент принимается равным тем же значениям, что определены для плательщиков НДПИ, имеющих 1-й или 2-й статус. Если данные условия выполняются после 01.01.2031, то коэффициент территории сразу принимается равным 1.
При исчислении НДПИ для различных видов ископаемых могут применяться и иные коэффициенты. Например, коэффициент-дефлятор для угля, на который умножаются ставки, определенные в подп. 12–15 п. 2 ст. 342 НК РФ.
Получите бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс и смотрите примеры расчета НДПИ:
— по ископаемым, добытым для продажи;
— по ископаемым, добытым для собственных нужд.
Существует ряд особых коэффициентов, используемых при исчислении НДПИ для одного из самых капиталоемких в мире полезных ископаемых — нефти. Изучим их особенности.
Главой 26 Налогового кодекса установлены следующие виды налоговых ставок:
Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей)
Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:
Порядок утверждения и применения нормативов указанных потерь установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Роснедрами, нормативы потерь по углеводородному сырью утверждаются Минэнерго России по согласованию с Роснедрами по каждому конкретному месту образования потерь.
Фактические потери сверх утвержденного норматива облагаются по общеустановленной ставке.
Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:
Порядок утверждения и применения нормативов указанных потерь установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Роснедрами, нормативы потерь по углеводородному сырью утверждаются Минэнерго России по согласованию с Роснедрами по каждому конкретному месту образования потерь.
Фактические потери сверх утвержденного норматива облагаются по общеустановленной ставке.
Льготы по НДПИ: когда можно не платить налог
НДПИ может не уплачиваться в установленных законом случаях:
1. Если добываемое сырье или минерал не могут быть отнесены к объектам налогообложения (перечень ископаемых, которые не считаются объектами налогообложения по НДПИ, зафиксирован в п. 2 ст. 336 НК РФ).
2. Индивидуальными предпринимателями. Это возможно в случае, если одновременно соблюдаются следующие 2 критерия:
Перечень общераспространенных ископаемых зафиксирован в рекомендациях, которые утверждены распоряжением МПР России от 07.02.2003 № 47-р. К таким ископаемым относятся, в частности, обычный песок, ПГС (п. 2.2 рекомендаций).
3. Любыми хозяйствующими субъектами, если осуществляется извлечение полезных ископаемых, которые залегают над недрами — то есть в почвенном слое (преамбула к Закону «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Это возможно, например, если хозяйствующий субъект — строительная фирма и в ходе работ она извлекает песок из почвы в котловане.
Критерии определения глубины почвенного слоя не зафиксированы в федеральном законодательстве РФ. Но во многих региональных правовых актах есть норма, по которой хозяйствующий субъект, извлекающий полезные ископаемые из земли в пределах глубины 5 метров, не должен оформлять лицензию на их добычу и становиться, таким образом, субъектом уплаты НДПИ. В свою очередь, если ископаемые извлекаются с большей глубины — лицензия нужна (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-3).
Собственно, факт наличия лицензии у ИП или юрлица на добычу полезных ископаемых — единственный критерий установления у того или иного лица статуса плательщика НДПИ (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).
В свою очередь, добыча ископаемых без лицензии штрафуется на основании положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Кроме того, вред, нанесенный природе, должен быть компенсирован (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I).
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) регулируется гл. 25.4 НК РФ. Начало действия НДД — 01.01.2019.
НДД можно назвать «пилотным» проектом перспективного перехода от уплаты НДПИ к новой системе налогообложения для нефтяной отрасли в случае ее успешной реализации, пока ограниченной определенным перечнем месторождений и рядом условий.
Идея изменения существующей системы налогообложения углеводородных ресурсов появилась и стала обсуждаться еще в 2015 г., когда Минэнерго РФ и
Минфин РФ предложили два альтернативных законопроекта по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на «добавленный» доход (НДД), направленные на решение помимо фискальной задачи государства по обеспечению доходов бюджета, регулирующей задачи по стимулированию увеличения добычи нефти за счет повышения ее эффективности.
На окончательное решение властей повлияли условия наблюдающегося внешнего падения мировых цен на нефть вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры мировой экономики в целом и нефтяного рынка в частности, применения к России экономических санкций, а также внутренних тенденций по снижению качества запасов российской нефти, падения добычи действующих месторождений и недостаточности инвестиций в новые технологии, которые бы повышали нефтяную отдачу.
Предложенный подход включил замену налогообложения в отношении выработанных, а также новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами или неразвитой инфраструктурой с количества добытого на финансовый результат от реализации, что в наибольшей степени могло бы способствовать возможности экономического стимулирования добычи нефти на низкодоходных выработанных и новых месторождениях.
Оба новых налога были направлены на обложение финансового результата и учет расходов на добычу нефти и ее транспортировку в отношении низкодоходных месторождений: НДД — для новых, НФР — для действующих.
Предпочтение было отдано доработанному НДД как стимулирующему механизму, способному учесть реальную себестоимость разработки месторождения, повысить рентабельность проектов по добыче углеводородного сырья и стимулировать разработку зрелых месторождений.
Государственная пошлина
Государственная пошлина занимает особое место в налоговой системе России.
Взимание в государственную казну пошлин имело место еще в период становления Киевской Руси как раннефеодальной монархии, наряду с данью, штрафами и повинностями.
Первоначально пошлины устанавливались в целях благоустройства: в интересах торговли при взвешивании и измерении товаров (вес и мера), за предоставление средств или помощи со стороны государства при перевозке товаров через реку или волоки (мыт и перевоз). Также взимались кормчита (пошлина с содержателей корчем), гостиная дань и торговое (пошлина за предоставление купцам мест для склада товаров и за устройство рынка).
В Х в. с развитием княжеских хозяйств появились пошлины с внешней торговли (торговые пошлины).
Поскольку налоговая система конца XIX-XX в. характеризовалась превалированием роли косвенного обложения в формировании доходной части бюджета, пошлинам (в первую очередь таможенным) и сборам уделялось повышенное внимание. Однако легальной дефиниции термина «пошлина» не было. Под общим названием «пошлина» объединялись платежи различного наименования: собственно пошлины, сборы, платежи и платы.
Ученые того времени, как правило, не придавали пошлинам самостоятельного значения. И.И. Янжул считал пошлины сборами, занимающими переходное положение от регалий к налогам. Э.Н. Берендтс также называл пошлины сборами, а сборы приравнивал к слову «взимание».
Государственная пошлина была введена в России в 1930 г. в ходе проведения налоговой реформы с целью упрощения системы налоговых и неналоговых изъятий средств в бюджет. Она заменила собой ряд пошлин, взимавшихся ранее, в том числе гербовый сбор. Однако понятие и место государственной пошлины в налоговой системе определены не были.
С середины 80-х гг. XX в. в рамках постепенной либерализации экономики и перехода к рыночным отношениям начался процесс расширения перечня юридически значимых действий, за которые взималась государственная пошлина.
С принятием гл. 25.3 НК РФ (вступила в силу с 01.012005), регулирующей взимание государственной пошлины, сфера действия государственной пошлины была расширена за счет включения действий, за которые ранее взимались сборы или иные платежи.
В соответствии со ст. 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с российскими законодательными актами, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, включая выдачу документов (их дубликатов).
Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.
В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (см. статью 335 НК РФ).
Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учёт по месту нахождения организации или по месту жительства физ. лица.
Что значит налог НДПИ
Этот налог вступил в силу с начала 2002 года. До этого времени было несколько различных обязательных платежей, которые были отменены. Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации, которые добывают ископаемые из недр. Хотя не все знают, как правильно его считать, он важен для бюджета. Он занимает второе место после НДС по сумме поступлений.
Он играет не только фискальную роль, но и помогает регулировать использование недр. Например, для недавно созданных предприятий предоставляется нулевая ставка налога. Этот налог учитывает сложную организации процесса добычи природных ископаемых. Ведь существование этой отрасли основано не только на извлечении природных богатств, но и на организации процесса их воспроизводства.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче полезных ископаемых из недр. В соответствии с НК РФ «налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации»[4].
Налог на добычу полезных ископаемых на сегодняшний день является одним из самых новых платежей. Он был введен, с принятием 26 главы налогового кодекса. До введения главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» система платежей при пользовании недрами была установлена Законом РФ «О недрах». Существовало 4 вида платежей:
– сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
– платежи за пользование недрами;
– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
– акцизы.
Из указанных платежей налоговыми платежами являлись все, кроме сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий.
Документом, регулирующим вопросы исчисления и уплаты платежей, являлась инструкция «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами», которая издавалась тремя ведомствами и министерствами. Платежи за недра при добыче исчислялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы.
Если при добыче полезных ископаемых были сверхнормативные потери, то платежи взимались в
двойном размере. Существовал понижающий коэффициент, если было реализовано не полезное ископаемое, а продукты его передела. Порядок распределения между уровнями бюджетной системы зависел от вида полезного ископаемого.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы имели целевой характер. Они отчислялись в федеральные и региональные бюджетные фонды для финансирования мероприятий по геологическому изучению недр. Налог взимался с первого товарного продукта, а не добытого полезного ископаемого.
Налоговая декларация, налоговый период и сроки уплаты налога
Согласно ст.341 Налогового кодекса налоговый период по НДПИ — один календарный месяц. Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.344 НК РФ). Как уже упоминалось, уплата налога осуществляется на территории того субъекта (субъектов) РФ, в котором налогоплательщик зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ (п.2 ст.343 НК РФ).
Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Она заполняется в единственном экземпляре в целом по всей добыче, произведенной налогоплательщиком, и подается в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик зарегистрирован по месту своего нахождения (жительства), а не в тот, где он зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ. Обязанность по представлению декларации возникает у налогоплательщика с того налогового периода, в котором фактически началась добыча полезных ископаемых. Так сказано в ст.345 НК РФ. В случае приостановления добычи обязанность по представлению декларации сохраняется.
НДПИ в налогом законодательстве
Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.
Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.
Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:
- добытые на территории России;
- извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
- добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
- распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
- подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
- минералы в коллекции;
- добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
- ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.
Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:
- в процентах (адвалорная);
- в рублях за тонну (специфическая, твердая).
Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.
Ставки налога на добычу полезных ископаемых НК РФ: как их определить
Все ставки, что нужны для исчисления НДПИ, определены в положениях ст. 342 НК РФ — отдельно для самых распространенных видов полезных ископаемых, добываемых российскими пользователями недр. В частности:
Ставки по НДПИ могут дополняться различными коэффициентами. Например, установленными для исчисления налога, уплачиваемого за добытую нефть.
В общем случае налогоплательщик рассчитывает такие коэффициенты самостоятельно. Но иногда они указываются в ведомственных актах, дополняющих положения НК РФ.
Полный перечень природных ресурсов и продукции, идентифицируемых как ископаемые в целях налогообложения в рамках НДПИ, указан в подп. 1–17 п. 2 и п. 3 ст. 337 НК РФ. Извлеченные ископаемые составляют основной объект налогообложения в рамках НДПИ.
Нормативно-правовая база НДПИ
Основным регулирующим нормативным актом является глава 26 Налогового кодекса РФ, которая получила юридическую силу 24 июля 2002 года в соответствии с положениями ФЗ №104.
Процесс взимания и исчисления НДПИ также регулируется:
- Ст. 336 НК РФ, в которой перечислены категории добываемых полезных ископаемых.
- Ст. 334 НК РФ, в которой перечислены те граждане и организации, обязанные уплачивать указанный налог.
- В ст. 335 НК РФ даны указания относительно постановки недропользователей на учет в зависимости от местоположения участка недр, предоставленных им в пользование.
- В ст. 337 НК РФ дано определение добытых полезных ископаемых.
В нормативно-правовую базу также включены:
- Письмо Минфина от 31 мая 2012 года № 03-06-05-01/66.
- ФЗ №204 от 29 ноября 2012.