Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «У кого теперь приоритет при въезде на круг? Юрист все объяснил». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Раньше круговое движение было сформировано иначе, чем сейчас. Приоритет отдавался транспорту, который въезжал на круг, из-за чего на наиболее оживленных направлениях могли возникать заторы и круговое движение теряло свою эффективность. Приоритетный транспорт мог идти сплошным потоком, в то время как прилегающие улицы оказывались в вынужденном простое.
Новое определение «Обочина»
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
А вот в определении «обочина» изменения куда более серьезные, т.к. начиная с 1 марта 2023 года обочинами будут считаться в том числе участки дороги, которые примыкают к проезжей части на другом уровне. И это может привести к тому, что будет гораздо сложнее понять, что именно примыкает к проезжей части (газон или обочина) и можно ли там остановиться.
Возник юридический казус. Как быть, если главная дорога упиралась в такой круговой перекресток? ПДД требовали пропускать транспорт на круге, а знак 2.1 «Главная дорога» требовал беспрепятственного въезда на круг. Водители на развязке имели приоритет, как и водители на главной дороге, что могло спровоцировать ДТП. Тем более что в ПДД нет термина «круговой перекресток», и круговое движение, обозначенное знаком 4.3, является фактически обыкновенной дорогой, а не перекрестком. Обнаружилось противоречие, которое потребовало новых исправлений ПДД.
Изменять статус кругового движения с приданием ему статуса перекрестка не стали. Круг остался обыкновенной дорогой, а вот в пункт 13.11.1. ПДД вновь были внесены изменения, исключившие юридические противоречия.
Теперь правило проезда кругового движения звучит следующим образом: «При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».
Другими словами, если примыкающая дорога не является главной, то транспорт на ней должен тормозить перед кругом и пропускать автомобили на перекрестке.
Если же въездная дорога обозначена знаком 2.1 «Главная дорога», то транспорт может смело въезжать на круг, потому как с 1 марта 2023 года получит приоритет.
Сравниваем новую и старую редакцию ПДД
Давайте для удобства в табличном виде сравним устаревающую и новую редакцию Правил.
Было | Стало |
---|---|
13.11.1. При въезде на перекрёсток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку. | 13.11.1. При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекрёсток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку. |
Как видим, в неукоснительную обязанность пропустить все другие автомобили на круге, которая существовала ранее, внесли условие – только если ваша дорога не является главной.
Как вы успели заметить, такой манёвр, как обгон на перекрёстке сопряжён с огромным риском нарваться на наказание. При этом, Административный кодекс не содержит наказания за запрещённый обгон конкретно на перекрёстке. Более того, непосредственно за манёвр обгона нет наказания – есть за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.
Действующая редакция КоАП предусматривает 2 меры ответственности за такое нарушение в зависимости от того:
- совершено ли правонарушение впервые,
- совершено ли повторное нарушение в течение года после полного погашения (окончания срока лишения или полной оплаты штрафа) после первого.
Итак, если вы впервые попались инспектору или на камеру автофиксации, то вас ждёт либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев – в зависимости от того, что назначит суд. Это предусматривает часть 4 статьи 12.15 КоАП.
Обратите внимание, если нарушение зафиксировано на камеру автофиксации, то будет назначен только штраф.
Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог
На равнозначном перекрестке все дороги, примыкающие к нему, равны по значению. Однако это еще не означает, что все участники движения находятся в равных условиях.
На таком перекрестке существуют две очереди: первая — для трамваев, а вторая — для безрельсовых ТС.
Когда на равнозначном перекрестке находится несколько трамваев и безрельсовых транспортных средств, пути которых пересекаются, внутри каждой из этих двух очередей водители руководствуются при въезде на перекресток уж известным нам правилом помехи справа, согласно которому такой помехе нужно уступить дорогу.
По этому правилу трамваи разъезжаются друг с другом, а безрельсовые ТС — друг с другом, после того как проедут трамваи.
Уступив дорогу трамваям и находящимся справа от вас безрельсовым транспортным средствам, вы получаете право въехать на равнозначный перекресток.
Однако в некоторых случаях выехать с него удаётся не сразу.
Прежде чем выехать в нужном направлении, необходимо:
- при повороте направо — уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, которые пересекают дорогу справа от вас;
- при повороте налево — уступить дорогу встречным ТС, движущимся прямо и направо (то есть туда же, куда хотите повернуть и вы), а также пешеходам, переходящим дорогу слева от вас;
- при развороте — встречным транспортным средствам и тем, кто приближается к перекрестку с левой стороны (в процессе разворота такие ТС также станут для вас встречными);
- при движении прямо выехать с перекрестка можно беспрепятственно, если вы правильно въехали на него ранее;
- поворот налево двух ТС, движущихся со встречных направлений, может выполняться одновременно при условии, что оба водителя выбирают не пересекающиеся траектории и поддерживают безопасный боковой интервал. При этом разъезд на перекрестке осуществляется правыми бортами. Выполняя такой разъезд, нужно соблюдать осторожность, поскольку встречное транспортное средство, поворачивающее налево, может загораживать собой автомобиль или мотоцикл, едущий в прямом направлении.
Равнозначные перекрестки отличаются низкой интенсивностью движения, поэтому ситуация, когда безрельсовые ТС подъехали одновременно с четырех сторон и создали друг другу помеху справа, возникает очень редко.
Проезд регулируемых перекрестков
На регулируемых перекрестках очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика. Если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора и указаниям дорожных знаков, то нужно руководствоваться требованиями регулировщика.
Если сигналы светофора противоречат требованиям дорожных знаков 2.1, 2.4 или 2.5, то нужно руководствоваться светофором.
Въехать на регулируемый перекресток позволяет разрешающий сигнал светофора или регулировщика. Разрешающими сигналами светофора являются:
Зеленый свет | Зеленый свет с зеленой дополнительной стрелкой | Красный или желтый свет с зеленой дополнительной стрелкой |
Разрешает въезд на перекресток. | Разрешает въезд на перекресток и движение во всех направлениях. | Разрешает въезд на перекресток только для движения в направлении, указанном стрелкой. |
Важно знать! При движении на запрещающий (крансый или желтый) сигнал с зеленой дополнительной стрелкой водитель должен уступить дорогу любым транспортным средствам, движущимся с других направлений.
Новые дорожные знаки и разметка
Появятся и два дорожных знака — первый (белый прямоугольник с изображенной вилкой электроприбора) обозначит зарядку для электромобилей, а второй — красный круг с нарисованным внутри автобусом — проинформирует о запрете движения автобусов (кроме маршрутных и школьных). На дорогах, где запрещено движение электросамокатов, установят еще один знак: белый прямоугольник с изображенным человеком на таком транспортном средстве.
Кроме того, вводится дополнительная табличка «Вид транспортного средства», которая уточняет действие других дорожных знаков. Это прямоугольник с изображенным внутри человечком на самокате. Если он размещен под каким-либо знаком, это означает, что действие знака распространяется на лиц, использующих данный вид транспорта.
Наконец, с 1 марта вводится знак зоны с ограничением экологического класса автомобилей по видам транспортных средств. Раньше это касалось только грузовиков. Вместе с тем будет расширен и список автомобилей-исключений. Помимо этого, новая редакция ПДД устанавливает знаки, указывающие на туристические объекты. Отдельные знаки или указания на общих знаках оформляются на коричневом фоне.
Изменения коснулись и знаков, разрешающих парковку только по четным или нечетным дням. Теперь допускается размещение машин с двух сторон с 21 до 24 часов для перестановки транспорта с одной стороны на другую.
Что такое перекресток
Простыми словами, перекресток — место, где пересекается две и более дорог. Термин произошел от слова «пересечение», подразумевающее перемещение транспорта, движущегося с разных направлений и через одну точку. При проезде таких участков водители следуют правилам ПДД, пропускают другу друга и дальше двигаются в интересующем направлении.
Важно
Для определения области перекрестка достаточно провести условные линии между участками, находящимися напротив друг друга и наиболее удаленными от центральной части закруглений.
Объяснение выглядит непонятно, но на практике достаточно единожды разобраться с сущностью дорожного участка, чтобы в дальнейшем не переживать по этому поводу.
В зависимости от планов строительства и ситуации перекресток дорог может отличаться по конструкции и способу регулирования. Рассмотрим классификацию перекрестков, выделим особенности и характеристики каждого из вариантов.
Проезда регулируемых перекрестков: основные правила
Двигаясь по регулируемому перекрестку, автолюбитель обязан соблюдать ряд правил ПДД:
- пересекая трамвайные пути, пропустить трамвай, который едет в любом направлении на разрешающий сигнал;
- поворачивая налево или направо по зеленой стрелке, уступить дорогу автомобилям, движущимся ему наперерез с других направлений. Это касается и трамвая;
- осуществляя движение, ориентироваться как на разрешающий сигнал светофора, так зеленую стрелку в боковой секции (при наличии), а также жест регулировщика «Путь свободен»;
- сворачивая налево или направо на разрешающий сигнал светофора, горящий вместе с зеленой стрелкой, он получает приоритет – пропускать другие машины ему не нужно.
Общие правила проезда
Проезд перекрестков требует не только знания правил дорожного движения, но также внимательности и осторожности. Прежде всего, приближаясь к ним, необходимо определить, какая дорога является главной, а какая второстепенной, как регулируется перемещение по ним. Далее необходимо предоставить проезд тем, кто имеет преимущество. Не стоит также забывать про пешеходные переходы. Внимательно проезжайте эти участки дороги. Не рекомендуется торопиться или ускоряться, чтобы не совершить ошибку.
Нельзя выезжать вперед на середину перекрестка если возник затор, даже в тех ситуациях, когда горит зеленый свет. Это может затруднить перемещение и помешать в дальнейшем тем участникам, которые будут ехать перпендикулярно. На некоторых пересечениях имеется специальное обозначение — разметка «вафельница». Она представляет собой пересекающиеся диагональные линии и призвана еще раз напомнить о запрете на выезд при возникновении затора.
Общие правила таковы:
- Двигаясь направо, дайте дорогу пешеходам;
- Двигаясь налево, пропустите встречный поток машин и людей;
- Если разрешен поворот налево, можете смело разворачиваться в этом месте;
- Если «стрелка» горит одновременно с основным запрещающим сигналом, сначала пропустите тех, кому движение разрешено основной секцией светофора (зеленый свет), и только потом начинайте двигаться сами;
- Даже если загорелся зеленый, выезжайте только в тех ситуациях, если транспорт и пешеходы завершили свои маневры;
- Трамваи – главные на проезжей части. Пропускайте их во всех случаях, когда ваши траектории движения пересекаются и вы с ним находитесь на равных (общие знаки приоритета, одинаковые сигналы светофора и регулировщика). Неважно, едете ли вы прямо, направо, налево или совершаете разворот;
- Главная дорога меняет направление? Автомобилям стоит разъезжаться также, как и на нерегулируемых перекрестках. Преимущество имеют те, кто двигается по главной дороге.
Также важно помнить: если вы уже выехали вперед, завершите маневр, несмотря на загоревшийся красный свет. Остальные участники дорожного движения обязаны позволить вам это сделать. Также в ПДД есть отдельный пункт, касающийся экстренного торможения. Так, если водитель при включении желтого сигнала (или при соответствующем жесте инспектора ДПС) не успевает остановиться, не прибегнув к экстренному торможению, ему разрешается проехать (пункт 6.14). Однако, чтобы не доходило до подобного, важно соблюдать скоростной режим и быть внимательным на дороге.
Разворот на Т-образном перекрестке
Выполнять разворот на т-образномперекрестке разрешается не всегда. Но когда рассматриваемое действие т-образныйперекресток запрещает, об этом сигнализируют специальные знаки. Если т-образный перекресток не обозначен знаком, можно не волноваться и действовать.
Делать разворот разрешается в любом из направлений, что предлагает ваш т-образный перекресток. Но выполнить действие бывает проблематично из-за того, что обычно т-образныеперекрестки довольно узкие, а это усложняет выполнение маневра. Если делаете разворот, обратите внимание на встречку. Не заезжайте на неё. Сдавать назад, чтобы попробовать повторно совершить не получившийся маневр, не лучшее решение на т-образном перекрестке, поскольку такое действие запрещено правилами. Придется поискать более габаритный тип перекрестка.
По Правилам пересечения дорог делятся на перекрёстки, регулируемые специальными средствами управления, и перекрёстки нерегулируемые ничем. Регулируемыми называются перекрёстки, оборудованные специальной разметкой, дорожными знаками, техническими средствами (светофорами) или постовыми регулировщиками, обеспечивающими управление дорожным движением. При этом указанные средства регулировки присутствуют отдельно или вместе.
Дорожные службы проводят разметку, установку знаков и светофоров на перекрёстках так, чтобы они не противоречили взаимным требованиям, однако нередко встречаются места, где требования средств регулирования движения не совпадают. Для таких случаев Правилами предусмотрена следующая приоритетность в отношении исполнения регулирующих движение предписаний:
- наивысшим приоритетом обладают указания регулировщика;
- второй по действенности приоритет установлен за светофором;
- следующим приоритетом обладают предписания дорожных знаков;
- последнее место в ранге приоритетов отведено предписаниям дорожной разметки, которые подлежат обязательному исполнению при отсутствии противоречащих им указаний дорожных знаков, светофора или регулировщика.
Нерегулируемыми перекрёстками называются пересечения дорог, где движение транспортных средств не регулируется ни одним из выше приведённых средств. Они условно делятся на пересечения равнозначных и неравнозначных дорог.
К категории нерегулируемых перекрёстков относятся и такие перекрёстки, где:
- не работает установленный светофор;
- светофор переведён в режим работы мигающего жёлтого фонаря, предупреждающего о наличии перекрёстка;
- регулировщик не осуществляет свои функции, не подаёт регулирующих сигналов.
Кроме обычных перекрёстков существуют ещё пересечения дорог с организованным круговым движением транспорта. Несмотря на многообразие видов перекрёстков, правила их проезда основаны на трёх принципах организации движения.
Пешеходный переход – водительская проблема?
Каждый опытный водитель знает, что движение по пешеходному переходу является весьма опасным мероприятием. Причины опасности заключаются в том, что пешеходы a priori плохо разбираются в Правилах дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).
Их действиями руководит ошибочное мнение, сформированное недобросовестными СМИ: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция.
Согласно разделу 4 ПДД РФ, пешеход имеет ряд принципиальных обязанностей в деле обеспечения безопасности движения. И часто случается, что именно пешеходы не выполняют элементарных требований, которые выдвигают:
- соответствующие разделы и статьи ПДД;
- дорожные знаки;
- дорожная разметка.
За нарушения ПДД, которые связаны с пешеходным переходом, водитель понесёт наказание в виде штрафа:
- Парковка или наезд на пешеходный переход – 1000 рублей + задержание автомобиля и отправка его на штрафстоянку.
- Невыполнение правил уступить дорогу пешеходу — 1500 рублей.
Помимо ответственности водителя машины, пешеходы тоже могут понести наказание за несоблюдение ПДД и создание помех при движении автомашин:
- Нарушение правил движения пешеходом – 500 рублей или предупреждение.
- Нарушение правил движения, что повлекло помехи движения машин – 1000 рублей.
- Нарушение правил движения пешеходом, что повлекло помехи движения машин или причинение лёгкого или среднего вреда здоровью физическому лицу – от 1000 до 1500 рублей.