Что такое федеральная собственность?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое федеральная собственность?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с законодательством РФ для подтверждения прав владения у гражданина должно быть специальное свидетельство о регистрации недвижимости. При этом способ получения жилья не важен — справка будет актуальна в любых условиях.

Влияние санкций на ведение предпринимательской деятельности в новых экономических реалиях

Санкции являются чистейшим правовым документом. На данный момент территория Российской Федерации обладает двумя пакетами санкций. В сложившейся ситуации ни одна сфера деятельности не может считать себя в безопасности. Безусловно, существуют виды деятельности, на которые санкции оказали меньшее влияние, но тот удар, который мы имеем с 24 февраля, особенно сильно отразился на финансовом рынке, крупнейших банках и государственном долге.

Помимо финансового сектора Российской Федерации, значительный ущерб был нанесен и по российским бизнесменам. Были изменены нормативно-правовые акты, которые являются первичными основаниями введения санкций.

Ситуация по введению санкций коснулась не просто владельцев компаний, а топ-менеджеров. Сравнительно недавно под санкционные действия попали 10 топ-менеджеров правления банков ВТБ. Это говорит о том, что все больше и больше директоров подсанкционных компаний попадают в санкционный список.

Новые годовые формы с отчета за 2022 год.

Так, приказ вводит новые годовые формы:

  • № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»;
  • № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда»;
  • № 1-Т(ГС) «Сведения о численности и фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании, кадровом составе государственных гражданских служащих»;
  • № 1-Т(МС) «Сведения о численности и фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании, кадровом составе муниципальных служащих».

Перечень позиций классификатора по возрастанию кодов

Код Наименование
10 Российская собственность
11 Государственная собственность
12 Федеральная собственность
13 Собственность субъектов Российской Федерации
14 Муниципальная собственность
15 Собственность общественных и религиозных организаций (объединений)
16 Частная собственность
17 Смешанная российская собственность
18 Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей
19 Собственность потребительской кооперации
20 Иностранная собственность
21 Собственность международных организации
22 Собственность иностранных государств
23 Собственность иностранных юридических лиц
24 Собственность иностранных граждан и лиц без гражданства
27 Смешанная иностранная собственность
30 Совместная российская и иностранная собственность
31 Совместная федеральная и иностранная собственность
32 Совместная собственность субъектов Российской Федерации и иностранная собственность
33 Совместная муниципальная и иностранная собственность
34 Совместная частная и иностранная собственность
35 Совместная собственность общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранная собственность
40 Смешанная российская собственность с долей государственной собственности
41 Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности
42 Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации
43 Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации
49 Иная смешанная российская собственность
50 Собственность благотворительных организаций
51 Собственность политических общественных объединений
52 Собственность профессиональных союзов
53 Собственность общественных объединений
54 Собственность религиозных объединений
61 Собственность государственных корпораций

Публичная кадастровая карта (ПКК) Росреестра 2023 года: для чего предназначен онлайн-ресурс

Выписка из ЕГРН Росреестра

Граждане и организации, которые планируют совершить сделки купли-продажи земельных участков или иных объектов недвижимости, сдать их в аренду, подарить, пожертвовать или передать по наследству (по завещанию) – обязательно для подтверждения права собственности используют данные из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) Росреестра, который объединил в себе данные из двух существовавших ранее реестров – ЕГРП (Единого государственного реестра прав) и Земельного кадастра.

С помощью публичной кадастровой карты Росреестра можно не только получить данные по объектам недвижимости из ЕГРН, но и визуализировать границы земельных участков и капитальных сооружений на местности, получить справочную информацию Росреестра по любому объекту недвижимости на территории России.

Особенности оформления бесплатной территории

Земельные участки не раздают просто так для всех желающих. Как правило, это достаточно сложная процедура, требующая выполнения нескольких дополнительных услуг. В частности, сначала потребуется заказать изготовление межевого плана, используя услугами кадастрового инженера. Также обязательно понадобиться технический план, если на территории находится недвижимость. Но только при условии, что рассматриваемая недвижимость ранее не числилась на кадастровом учете.

Читайте также:  Транспортный налог в Краснодарском крае

Претенденты на получение земли должны собрать документы, подтверждающие их право на рассматриваемую сделку. Документы на бесплатную землю нужно принести в местный фонд, к которому относятся участки. Местные органы власти рассмотрят заявление на получение земли. Через некоторое время заявителю будет предоставлен ответ – либо договор, либо постановление о том, что землю передали в собственность (или отказали в этой процедуре).

Имея на руках постановление, можно обратиться в Росреестр, чтобы поставить участок на учет и зарегистрировать право на собственность. Когда постановка на учет выполнена, требуется взять выписку ЕГРН. Именно она подтверждает право на бесплатно переданный участок.

Смешанной или, иначе говоря, совместной форме собственности соответствуют комбинированные права, это во многом определяет её формы владения.

Чтобы поддержать определенную деятельность предприятия разного характера, государство выделяет им ресурсы. В таких условиях сотрудничества государство и предприятие получают свою долю прибыли.

Можно вспомнить и о жилищном вопросе. Формы собственности жилищного фонда обозначает гражданское право и если ориентироваться по данному праву, законодательством РФ признаются следующие разновидности фондов: частный, государственный, муниципальный.

В Российской Федерации проводится реализация следующих видов правовладения землей: государственного федерального, государственного регионального, муниципального, частного.

У кого может быть право общей совместной собственности

Право общей совместной собственности на имущество можно получить, когда образование такой собственности предусмотрено законом.

По умолчанию общая собственность — долевая (п. 3 ст. 244 ГК РФ). Например, имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (п. 3 ст. 6 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).

Но самый распространенный пример участников совместной собственности — супруги.

Такой собственностью, за некоторыми исключениями, является имущество, нажитое ими во время брака, если только они брачным договором не изменили этот режим.

Например, к совместно нажитому имуществу относятся доходы супругов от трудовой и предпринимательской деятельности, пенсии, пособия супругов, приобретенная за счет общих доходов недвижимость (п. п. 1, 2 ст. 34, п. 1 ст. 42 СК РФ).

Различные Формы Собственности России 2021

Положения гражданского законодательства подразумевают существование еще одного вида общей собственности – совместной.

Право общей совместной собственности граждан предполагает владение одним и тем же объектом одновременно несколькими сособственниками без выделения доли каждого из них.

Если иное не установлено договором или законом, предполагается, что все участники обладают равными долями, но не запрещено определение другого соотношения.

Исходя из норм законодательства, а также учитывая сложившуюся практику, субъектами права общей совместной собственности являются супруги и участники крестьянско-фермерского хозяйства, которые зачастую принадлежат к одной семье и ведут хозяйственную деятельность на общем земельном участке.

Иметь совместное имущество могут также граждане, связанные семейными, хотя и не брачными узами. Однако, как отмечалось ранее, в силу естественных причин наиболее распространенным считается право собственности супругов на общее имущество.

Вся приобретенная недвижимость подлежит государственной регистрации. Это касается как жилых, так и нежилых помещений.

Особенности регистрации зависят от вида владения общим имуществом. Например, регистрация доли в праве общей долевой собственности осуществляется по заявлению всех участников. Исключением является лишь случаи, когда размер доли определяется на основании судебного акта.

Если с заявлением обращается только одно лицо, следует предоставить письменное согласие остальных участников, если иное не предусмотрено договором или законом.

Регистрация квартиры в общую совместную собственность супругов проходит на основании заявления одного из них. Это объясняется тем, что априори муж и жена действуют сообща (презумпция согласия второго супруга на такие действия).

Законом или соглашением можно предусмотреть и иной порядок. В регистрирующем органе нужно предъявить нотариально заверенное согласие мужа или жены вместе с остальными документами на недвижимость.

Существуют государственные программы, предполагающие наличие различных льгот и преференций для многодетных семей, например:

  • бесплатное выделение земли для строительства жилого дома, ведения подсобного хозяйства;
  • программа материнского капитала, которая позволяет получить средства на улучшение жилищных условий.

Регистрация права собственности на дом многодетной семьей в последнем случае происходит с выделением доли каждого члена семьи, в том числе несовершеннолетних детей.

В гражданском праве выделяются следующие варианты защиты права собственности и прочих вещных прав:

  • вещно-правовые;
  • обязательственно-правовые;
  • вытекающие изположений гражданского права.

К первой группе относятся такие виды судебных требований:

  • виндикационный иск об истребовании объекта из незаконного владения;
  • негаторный иск о ликвидации обстоятельств, препятствующих осуществлению права собственности.

Предметом первого типа иска должен быть индивидуально определенный предмет, который находится во владении другого лица.

Законное владение правом собственности восстанавливается путем выдвижения требований незаконному владельцу, у которого находится предмет.

Незаконное владение бывает двух видов:

  • добросовестное. Теперешний хозяин не знает / не может знать о факте незаконного владения;
  • недобросовестное. Незаконный владелец осведомлен / должен быть осведомлен о том, что у него нет законных прав на вещь.
Читайте также:  Поступление в вуз МЧС после 11-го класса: особенности и условия

Общие положения о праве собственности и иных вещных правах определяют, что в негаторном иске устанавливаются требования прекратить нарушение, существующее на момент обращения в суд.

Подать такое заявление может как собственник имущества, так и его титульный владелец.

Обязательственно-правовые способы защиты основываются на договорах, а порой вытекают из внедоговорных обязательств. Такие способы осуществления защиты прав могут реализовываться путем подачи разного рода исков о:

  • возмещении ущерба, нанесенного неисполнением / ненадлежащим исполнением соглашений;
  • возврате предметов, предоставленных в пользование по договору;
  • возмещении имущественного вреда.

К последнему виду защиты относят иски о признании права собственности. Истцом выступает тот, кому вещь принадлежит на любом законном основании.

Согласно нормам законодательства, право собственности прекращается в результате:

  • отчуждения владельцем имущества;
  • отказа от такого права;
  • уничтожения имущества;
  • утраты соответствующего права.

Право общей собственности на жилое помещение может быть принудительно прекращено по следующим основаниям:

  • обращение взыскания на имущество;
  • отчуждение имущества, которым данный гражданин по закону не может владеть;
  • отчуждение недвижимого объекта из-за изъятия земельного участка;
  • реквизиция;
  • конфискация;
  • иные основания, предусмотренные законодательством.
  • Новости Эльбы 197
  • Законы и правила 348
  • Конкурсы, акции, движухи 59

Государственная собственность

Государственная собственность отличается от предыдущих тем, что имеет абсолютные права собственности, которые сосредоточены не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственного института политической и экономической власти. Государство представляет собой верховного распорядителя имущества. Государство назначает менеджеров, которые в свою очередь управляют производством. Специфическая особенность собственности государственных предприятий заключается в том, что их имущество не может быть поделено на доли и не может быть персонифицировано у отдельных участников экономического процесса. Именно по этой причине государственная собственность считается унитарной.

У государственной собственности выделяют различные формы, которые она может принимать, к примеру, унитарное предприятие или акционерное общество. В любом случае исключительно государство может принимать решения относительно судьбы объекта своей собственности.

Расширение состава сведений ЕГРН

С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.

Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.

Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».

Объекты для функционирования госструктур и управления государственными задачами

К объектам, которые нужны для работы госорганов и управления общегосударственными задачами, относятся следующие:

  • Государственная казна страны.
  • Имущество, принадлежащее вооруженным силам, ОВД и иным учреждениям, финансирование которых осуществляется из федеральной казны.
  • Вузы, НИИ, предприятия и иные объекты РАН, министерств, государственных научных центров.
  • Предприятия и другие геологические, геодезические, гидрометеорологические и иные службы.
  • Предприятия и учреждения санэпид- и ветеринарной службы.
  • Предприятия патентной службы, метрологические и машиноиспытательные станции.
  • Госзапасы и резервы, предприятия, которые их сохраняют.
  • Исправительные учреждения, лечебно-профилактические предприятия.

Порядок и процедура изъятия, а также передача в федеральную собственность устанавливается земельным законодательством. Согласно статьям 279-281 ГК РФ, данный процесс представляет собой соблюдение следующих этапов:

  1. После принятия решения об изъятии земель для муниципальных или государственных нужд государственные структуры отправляют письменное уведомление владельцу в период не позже одного года до осуществления выкупа.
  2. При этом обеспечиваются определенные гарантии гражданам, согласно которым участок не может изыматься без соответствующей воли субъекта по любым причинам в установленный период.
  3. Затем выполняется процедура торгов, при которых государственные органы и собственник надела земли выкупают интересующую территорию.

Если, по мнению владельца, подобное изъятие носит незаконный характер, он вправе обратиться в суд для защиты своих интересов.

Виды частной собственности

Частная собственность — это форма отношений, где имуществом владеет и распоряжается один или несколько субъектов. Под таковыми понимаются и физические, и юридические лица вне зависимости от их количества.

Форма частного владения имеет следующие виды:

  • индивидуальное имущество — объект принадлежит одному физическому или юридическому лицу, которое получает право распоряжаться им по своему усмотрению;
  • партнерская собственность — объединение капитала нескольких физических или юридических лиц с целью ведения общей предпринимательской деятельности, к примеру ООО или ОДО;
  • корпоративное владение возникает на основе продажи соответствующих прав в виде акций, ценных бумагах и иных титулов, пример — ОАО.
Читайте также:  Установление отцовства и подача на алименты

Частным имуществом может выступать любой тип объектов, не изъятых из государственного оборота. Исторические и культурные памятники, ядерное оружие и иное имущество не может принадлежать физическим или юридическим лицам.

Публичная форма собственности: что означает

Действующее законодательство относит государство, согласно сложившимся правовым традициям, к особенным, полностью обособленным субъектам вместе с юридическими и физическими лицами. В подобном правовом статусе, оно может являться самостоятельным субъектом права собственности (выступать собственником).

Одной из важных особенностей правового статуса любого из субъектов, отнесенных к публичной собственности, является наличие у них особенных властных функций, которые позволяют им утверждать нормативные акты, регламентирующие порядок, согласно которому они могут реализовать свои права на собственность, а также в интересах общественности.

Согласно российскому законодательству, у публичной собственности имеется две разновидности: муниципальная и государственная.

Собственность государства можно охарактеризовать множеством различных субъектов, среди которых, в общем, вся Российская Федерация (если говорить об имуществе, представляющем федеральную собственность) и отдельные ее субъекты: республика, область и т. д. (по отношению к имуществу, являющемуся их собственностью).

Из этого следует, что в качестве субъектов права госсобственности могут выступать определенные образования государственного значения: в общем – РФ и территориальные единицы, входящие в ее состав (это может быть республика, край и т. д., однако, речь не идет о властных органах либо органах управления).

Субъекты публичной собственности

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

— во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

— во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *