Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новая методика выплат по ОСАГО: что изменилось». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Методика расчета выплат по ОСАГО появилась в 2014 году. До этого выплаты по страховке рассчитывались хаотично: страховщики пытались максимально снизить размер выплаты и сэкономить, автовладельцы, напротив, — получить больше средств, чем было положено.
Что говорят эксперты про новую методику
Как обычно, мнения разнятся. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что внедрение новой методики поможет существенно снизить количество судебных заседаний по страховым выплатам, поскольку схема расчета будет прозрачной и понятной как для страховой компании, так и для владельца пострадавшего автомобиля.
Однако глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян высказал опасение, что средняя цена в справочнике все равно будет некорректной, поскольку на одном и том же сайте есть дорогие оригинальные запчасти и совсем дешевые реплики из Китая. Также существенно отличается стоимость запчастей в наличии и под заказ.
Пока ЦБ не дал полноценного разъяснения, как именно будет высчитываться средняя стоимость запчастей, но самым логичным было бы брать за основу цену, установленную официальным производителем.
Что должен знать страхователь о выплатах по ОСАГО
После завершения оформления страховая компания обязана предоставить клиенту такие документы:
- полис страхования
- памятка на случай дорожно-транспортного происшествия
- правила страхования
- подтверждение оплаты
При возникновении страхового случая страховая компания виновника обязана компенсировать причинённый пострадавшему ущерб. Это может быть прямое либо денежное возмещение. Выплаты производятся только в пределах тех сумм, которые установлены действующим законодательством либо страховым договором.
В отношении выплаты по ОСАГО при ДТП страхователь должен знать следующее:
- Если водитель виноват в аварии, он не получает компенсации по автогражданке.
- Компенсация выплачивается только пострадавшему при аварии. Её определяет сотрудник дорожной полиции.
Методика расчёта ущерба
Определение суммы, которая подлежит выплате потерпевшему, является достаточно непростой, и, можно даже сказать, неоднозначной задачей для страховщика, который, с одной стороны, должен выполнить свои обязательств по договору, а с другой стороны, заинтересован в том, чтобы максимально сэкономить на выплате.
Чтобы упорядочить эту процедуру, в 2023 году Ценробанком была разработана единая методика по страховым выплатам, целью которой является определение страховщиком фактической суммы ущерба для конкретного автомобиля.
В соответствии с данной методикой расчет суммы ущерба по страховому полису ОСАГО осуществляется страховщиком в несколько этапов:
N этапа | Описание действий |
1 | Определение порядка работ по определению характера и степени повреждения ТС. |
2 | Установление виновника аварии на основании имеющихся различных материалов (фото- и видеосъемки, документов по ДТП), а также, имеющие место случаи регрессного возмещения по полису ОСАГО. |
3 | Выявление повреждений ТС, возникших вследствие аварии. |
4 | Расчет стоимости необходимых комплектующих, включая расходы на их замену (монтаж, демонтаж и т.д.), а также, степень износа этих деталей. В случае полной гибели ТС в результате ДТП осуществляется учет годных остатков, а также, определяется первоначальная стоимость авто (с учетом года выпуска, пробега и т.д.). |
5 | Определение стоимости комплектующих частей (для этого используется классификатор справочной системы), а также, сумму расходов на ремонт (здесь учитываются текущие цены на такие работы в конкретном регионе). |
Порядок определения выплат
Все расчеты, которые проводятся страховщиком для определения выплат по полису ОСАГО осуществляются на основании предоставленных заявителем данных о ДТП.
Выплата компенсации по данному виду страхования могут быть направлены на возмещение вреда, который был причинен объектам, находящимся под охраной законом:
В случае нанесения вреда имуществу – транспортному средству | Основанием для таких выплат является осмотр полученных повреждений в результате ДТП. |
В случае нанесения вреда жизни | В случае смерти потерпевшего выплата компенсации осуществляется двумя частями – на погребение и выплата фиксированной суммы компенсации ближайшим родственникам погибшего. |
В случае нанесения вреда здоровью | Основанием является наличие соответствующего медицинского заключения с формулировкой, определяющей степень тяжести такого вреда. |
В случае нанесения вреда другому имуществу | Здесь все расчеты производятся на основании его рыночной стоимости. |
Как определяется размер выплаты
Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.
Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.
Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.
Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:
ОСрр = ССрр + ДП + НЗ
Перечень страховых случаев
Конечно, компании не спешат расставаться с деньгами, поэтому в договоре есть список ситуаций, за которые положены выплаты. Обязательное условие – определить виновника аварии. Перечислим страховые случаи:
- Виновник покинул место происшествия.
- Виновник сидел за рулем транспортного средства в наркотическом или алкогольном состоянии.
- У виновника нет водительских прав или он не вписан в страховку.
- У виновника оформлено «сезонное страхование», которое не действовало в период аварии.
Крайне важно выбрать компанию с хорошими опытами и богатой историей. Например, КАСКО может возместить ущерб даже виновнику ДТП, а вот ОСАГО только пострадавшему.
Отметим некоторые случаи, когда в денежной выплате будет справедливо отказано:
- Водитель обратился за компенсацией морального ущерба.
- Водитель в момент ДТП обучал кого-либо езде на автомобиле.
- Причина аварии – перевозка потенциально опасного груза.
- Водитель намеренно причинил вред автомобилю (уличные гонки).
- Автомобиль поврежден в результате действия стихии (град, ураган и т.д.).
Выплата утраченного заработка при вреде здоровья
Производится ли выплата утраченного заработка при ущербе здоровью по ОСАГО в 2023 году?
Утраченный заработок возмещается в таком же порядке, как и дополнительные расходы, а именно: если превысит сумму выплаты по нормативу, то выплачивается разница.
Например, по нормативу потерпевший получил 15000 руб. При этом утраченный заработок за 10 дней больничного составил 12000 руб. В этом случае страховщик ОСАГО ничего не должен. Если же утраченный заработок составит 20000 руб., то потерпевший получит доплату в 5000 руб.
Когда есть и дополнительные расходы на лечение, и утраченный заработок, то это суммируется, и по ОСАГО выплачивается разница между выплатой по нормативу и суммой расходов вместе с заработком.
Размер заработка потерпевшему нужно подтвердить документально.
Список документов, которые нужно предоставить в страховую компанию, есть в правилах ОСАГО (глава 4)
Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2022 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
Увеличение стоимости ОСАГО для нарушителей ПДД
В первую очередь рассмотрим новый пункт 2 статьи 9 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:
2. В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, в качестве которых могут применяться:
а) назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц, либо назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (в случае заключения договора обязательного страхования в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами в полном объеме или со дня окончания срока уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), следующим лицам:
- водителям, указываемым в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, – в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями;
- страхователю по заключаемому договору обязательного страхования – в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями;
Когда и зачем было введено ОСАГО
Обязательное страхование автогражданской ответственности было введено в России в 2003 году, с целью обеспечения защиты прав потерпевших в автомобильных авариях. Начиная с 1 июля 2003 года все россияне обязаны были приобрести соответствующий полис, чтобы иметь возможность передвигаться по дорогам страны. Сфера обязательной “автогражданки” регулируется Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.
Полис гарантирует возмещение ущерба, полученного в ДТП. Страховая компания компенсирует вред имуществу, жизни и здоровью в пределах, установленных законом. При этом ущерб виновнику аварии не возмещается. Изначально лимиты были установлены в размере 140 тыс. рублей, при нанесении ущерба имуществу, и 160 тыс. рублей, при нанесении ущерба жизни и здоровью людей. Лимиты расширили лишь в 2014 году: до 400 тыс. и 500 тыс. рублей соответственно. Эти лимиты действуют до сих пор, хотя сейчас ведется активное обсуждение вопроса об их повторном увеличении.
Введение европротокола
В 2009 году в России появилась возможность самостоятельно оформить ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД с помощью европротокола. Европротокол в ОСАГО представляет собой упрощенный способ урегулирования ДТП, в котором участвуют лишь два водителя, а также не пострадали третьи лица и их имущество. При оформлении европротокола можно не вызывать ГИБДД для составления акта ДТП, а оформить все самостоятельно с помощью специального бланка. Обе стороны заполняют бланк в присутствии друг друга, указывая все необходимые данные, после чего подписывают его. Позже бланк направляется в страховую компанию, которая, в свою очередь, производит выплату пострадавшей стороне. Важным условием для оформления европротокола является отсутствие у участников аварии споров касаемо случившегося ДТП.
Изначально лимит ущерба по европротоколу составлял 25 тыс. рублей, но в 2014 году его увеличили до 50 тыс. рублей, а в 2018 году – до 100 тыс. рублей. С 1 октября 2014 года лимит расширили для некоторых регионов до 400 тыс. рублей. К ним относились Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область. Сейчас лимит в 400 тыс. рублей распространяется на все регионы, но лишь при соблюдении всех условий. Получить такое возмещение возможно в том случае, если обстоятельства ДТП были зафиксированы с помощью технических средств, разногласий у участников аварии нет и они оформили извещение о ДТП.
Особенности ремонта по ОСАГО в 2023 году
По новым правилам, в 2023 году компенсация ущерба по ОСАГО будет производиться в натуральном выражении. Прежде чем выбрать страховую компанию и оформить полис, нужно внимательно ознакомиться со списком сотрудничающих с ней СТО. В случае аварии эти компании будут производить ремонт машины. Если автовладелец постоянно обращается в один и тот же сервис и доволен качеством обслуживания, лучше узнать, с какой страховой компанией он сотрудничает.
При текущем ремонте транспортного средства необходимо сохранять все чеки, подтверждающие стоимость запчастей. Они будут являться доказательством при возникновении спорных моментов со страховщиком.
Закон запрещает использовать запчасти, бывшие в употреблении, при восстановлении машины после аварии. Стоимость ремонта будет рассчитываться исходя из цены новых деталей. За восстановление запчастей, не входящих в штатную комплектацию, доплату прозводит пострадавший.
Страховщик должен соблюдать сроки ремонта и качество оказываемых услуг. При возникновении нарушений ответственность будет нести не автосервис, а страховая компания ОСАГО.
Нововведения 2023 года в закон об обязательном страховании в части компенсации ущерба пострадавшему в ДТП владельцу автотранспортного средства имеет своей целью избавить водителей от дополнительных затрат на ремонт, так как теперь сервис устанавливает новые детали, без учета амортизации. Кроме этого, страховые компании надеются сэкономить на недобросовестных водителях, получающих выгоду от денежных выплат по ОСАГО.
Рост средней выплаты по ОСАГО
Зачем нужен Страховой пул по ОСАГО
На цену полиса ОСАГО влияет восемь основных коэффициентов, установленных законом. Для ведения всех страховых дел, связывающих цены страховых услуг, понимание условий страхования и взаимосвязь с действующим законодательством на протяжении всего периода сотрудничества потребителя со страхованием. Законопослушных, аккуратных водителей в наименьшей степени коснется повышение стоимости ОСАГО. Но из-за планомерного повышения базового тарифа многими страховщиками на фоне роста убыточности (как фактической, так и прогнозной в 2023 году), вероятнее всего, цена по полису даже с учетом более низкого КБМ для такого автолюбителя будет выше, чем годом ранее.
Объясняем, как рассчитать стоимость по новым тарифам.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.