Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и правила квалификации административных правонарушений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подача разнообразных ходатайств в процессе слушаний является неотъемлемой частью судопроизводств нашего государства. Существует очень много прошений. Одним из таких является ходатайство о переквалификации преступлений.
Действующим законодательством не предусмотрена какая-либо унифицированная форма для составления данного документа. Достаточно придерживаться общепринятых правил ведения деловой переписки. Прошение составляется на обычном листе формата А4.
Прошение о переквалификации преступления может быть заявлено на любом этапе судебного разбирательства до стадии, когда выносится окончательный вердикт.
Классификация совершенного правонарушения определяется вынесенным постановлением суда. Следовательно, до его составления она может быть изменена.
Последовательность квалификации
На первом месте в последовательности квалификации административных правонарушений стоят признаки объективной стороны. Первоочередной оценке и дальнейшему сопоставлению с признаками состава административных правонарушений необходимо подвергнуть признаки, которыми характеризуется деяние. Без этого почти невозможно проведение оценки и сопоставления признаков объекта посягательства. Любое отношение в обществе может стать объектом посягательства лишь при совершении противоправного деяния, не выяснив признаков которого, невозможно квалифицировать его по объекту. Чаще всего правоприменитель не может воспринимать объект непосредственно. Вывод, касающийся его характера, чаще происходит с оглядкой на иные признаки состава. В первую очередь, это признаки объективной стороны, которые включают характер действия, место, где оно было совершено, последствия, которые наступили после него. Именно в данных признаках, полностью отраженных в административно-правовых нормах, происходит объективирование общественной опасности деяния. Последующий процесс квалификации состоит в сопоставлении объектов, субъектов и субъективной стороны деяния и элементами состава, которые содержатся в определенной норме.
Квалификация в зависимости от объективной стороны предусматривает проведение сопоставления признаков совершенного действия и его характеристики, которая содержится в соответствующей статье КоАП РФ. Оно не должно представлять трудность, если положение КоАП РФ содержит подробную характеристику противоправного действия. Тем не менее, формулировка некоторых положений статей КоАП РФ не включает точное описание всех действий, которые формируют объективный аспект административного правонарушения. Иногда они указывают на весьма общие признаки вероятных противоправных действий. Некоторые статьи только содержат перечень действий, но не раскрывают их характеристику. Иногда в них содержится указание на последствия того или иного противоправного действия.
Примером может быть нарушение организатором публичного мероприятия требуемого порядка организации и проведения собраний, демонстраций, шествия или митинга, пикетирования, которые повлекли причинение вреда здоровью человека или его имуществу. Это предусмотрено для случаев, когда действия (бездействие) не включают уголовно наказуемого деяния и рассматриваются в статье 20.2 КоАП РФ.
В этих случаях, решая проблему признания (непризнания) совершенных конкретных действий признаками объективной стороны состава, правоприменитель производит семантическое, логическое толкование термина, который указан в законе. Это необходимо для понимания того, какие действия включены в состав термина. Если же в составе диспозиции статьи включены только противоправные последствия, то необходимо выяснить, какими действиями они могут вызываться.
В качестве соответствующих признаков объективной стороны могут быть признаны только общественно опасные деяния.
В предыдущем примере нарушенная организация порядка проведения публичного мероприятия может состоять в том, что в качестве организатора выступает лицо, которое имеет неснятую или непогашенную судимость. Она предусмотрена за совершение умышленных преступлений против основы конституционного строя и государственной безопасности, преступлений против безопасности и порядка в обществе. Также человек мог два и более раз привлекаться к административной ответственности за соответствующие правонарушения КоАП РФ.
Диспозиция большей части законодательных норм, касающихся административных правонарушений и предусматривающих ответственность в области охраны порядка в обществе, могут считаться бланкетными или ссылочными. Они формируют ответственность за нарушение правил, которые включены в нормы административного права или нормы других правовых отраслей. В этих ситуациях вывод о соответствии оцениваемых деяний признакам объективной стороны состава можно получать только при исследовании нормативных актов права, которые содержат указанные правила.
Квалификация по объективной стороне чаще всего предусматривает установку соответствия между реальными последствиями совершенного деяния и его признаками, которые содержатся в составе. Подобная потребность проявляется при квалификации в соответствии с признаками материальных составов, когда последствия действий включены в состав конструктивных признаков, которые необходимо оценивать и сопоставлять.
Необходимо отметить, что характер наступивших последствий способен оказать влияние на оценку меры общественной опасности административных правонарушений. Иногда это единственный критерий, используемый для разграничения преступления и административного правонарушения.
Установление соответствий между реально наступившими последствиями и теми, которые указаны в правовых нормах, предполагает дальнейшее нахождение причинной связи, наблюдаемой между противоправным действием и его последствиями. Вывод о ее существовании можно получить в процессе разносторонней оценки характера действия и обстановки их совершения, сопоставления ситуации для оценки с аналогичной ситуацией, которая подвергалась исследованию до этого. Для того чтобы установить причинную связь иногда достаточным является профессиональный, жизненный опыт правоприменителя. В некоторых случаях такая связь определяется на основе наличия у специалиста специальных познаний, исследований, проведенных экспертами.
В ходе квалификации деяний по признаку административных правонарушений, в составах которых есть указание на такой признак объективной стороны, как место, время, способ, важно проводить их исследование и сопоставление с признаками соответствующего состава.
Существует трудность в квалификации по факультативным признакам. Она состоит в отсутствии законодательных характеристик некоторых из них. После того, как установлено соответствие признаков объективной стороны, специалист начинает сопоставлять признаки объекта совершенного действия и одноименные признаки состава административного нарушения.
Квалификация в соответствии с объектом является сложной. Как было отмечено до этого, большинство законодательных норм, касающихся административных правонарушений, не содержат прямого указания на непосредственный объект. В ходе исследования фактических обстоятельств совершенных деяний, правоприменитель часто не имеет возможности непосредственно воспринимать его объект. Трудность установки непосредственного объекта для квалификации иногда основана на отсутствии точной юридической характеристики родовых и непосредственного объекта нарушения. В некоторых случаях определяющую роль в квалификации административного правонарушения играет сам предмет посягательств. Так, указание в административной норме права на предмет или его характеристики нередко может являться показателем для разграничения административного правонарушения, преступления и действия, которое не представляет собой правонарушение.
Квалификация в соответствии с субъектом направлена на установку соответствия между признаками, которые характеризуют лицо, совершившее деяние, и признаками субъекта, которые содержатся в составе административного нарушения права. Такое установление может происходить по общим признакам субъекта (например, по возрасту, вменяемости), поэтому оно не представляет трудности. Тем не менее, в процессе квалификации деяния в зависимости от признаков административного правонарушения со специальными субъектами может возникнуть задача установки у лица, совершившего это деяние, признаков, которые включены в соответствующую норму законодательства.
Более часто в состав специальных субъектов законом включаются должностные лица. Для установления подобных признаков необходимо уяснить понятие «должностное лицо». Его рассматривает 2.4 статья КоАП РФ. Если у лица отсутствуют признаки специального субъекта, то это говорит об отсутствии состава административного правонарушения.
Реально переквалифицировать статью на суде
3. Изменение квалификации ввиду допущенной ошибки. При этом исходные данные (фактические обстоятельства содеянного и нормы уголовного закона) остаются без изменений. Как правило, ошибка в квалификации возникает из-за неправильного толкования признаков состава преступления, из-за логической ошибки в процессе разграничения преступлений, из-за квалификации «с запасом» (как более тяжкого преступления) и т.д.
Прокурор и суд ограничены законом в изменении квалификации. Так, прокурор при утверждении обвинительного заключения вправе применить закон о менее тяжком преступлении. Для изменения квалификации на более тяжкое преступление или на преступление, существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального, прокурор обязан возвратить дело следователю для предъявления нового обвинения.
Тема 3: стадии совершения административного правонарушения
3.1. Понятие и виды стадий административного правонарушения.
3.2. Оконченное административное правонарушение.
3.3. Покушение на административное правонарушение.
3.1. Понятие и виды стадий административного правонарушения
В науке административно-деликтного права вопрос о стадиях правонарушения не рассматривался, в отличие от уголовного права, где он получил достаточное освещение. Отсутствие в административно-деликтном праве научных работ по данной проблеме объясняется в первую очередь тем, что административно-деликтным законодательством вопрос о стадиях правонарушения вообще не регламентировался. В КоАП 2003 г. он получил частичную регламентацию, хотя термин «стадия правонарушения» не употребляется.
Умышленное правонарушение проходит ряд стадий (этапов). Сначала у правонарушителя появляется замысел, намерение совершить деяние, им осуществляется обдумывание различных вариантов совершения правонарушения: способов, места, времени и т.п. Потом принимается решение о совершении правонарушения. Если такое решение принято, то могут осуществляться подготовительные действия (подготовка к совершению), а затем выполняется само деяние. Оно бывает завершенным и незавершенным. При завершенном деянии правонарушение считается оконченным, при незавершенном — неоконченным.
Правонарушение, которое не было доведено до конца, рассматривается как прерванное. Обстоятельствами, не позволившими довести до конца задуманное правонарушение, могут быть собственная воля правонарушителя или не зависящие от него причины.
Правонарушение, прерванное по собственной воле правонарушителя,— это добровольный отказ от доведения правонарушения до конца. Например, гражданин, переходя дорогу на красный сигнал светофора, преодолевает незначительную часть пути, возвращается по собственной воле. Начатое правонарушение было прервано, и этим самым восстановлена правомерность в поведении гражданина. В подобных действиях отсутствуют признаки состава правонарушения. Если бы подобное правонарушение было прервано по требованию работника милиции, т.е. по обстоятельствам, не зависящим от этого гражданина, то оно могло бы рассматриваться как покушение на правонарушение при условии, что гражданин выполнил требование работника милиции и не продолжал переходить дорогу.
К одному из видов не доведенных до конца правонарушений относится приготовление к совершению правонарушения. В приведенном выше примере приготовлением к совершению правонарушения будет нахождение гражданина на обочине дороги (на краю проезжей части) вне пешеходного перехода с явной целью перейти дорогу.
Таким образом, реальная действительность свидетельствует о наличии и стадии приготовления административного правонарушения.
Следует обратить внимание на такой немаловажный момент, что не все перечисленные стадии совершения правонарушения имеют юридическое значение, т.е. не все они получили закрепление в КоАП. Не имеет правового значения стадия обдумывания и приготовления. В УК Республики Беларусь стадия приготовления получила правовую регламентацию в статье 13, но лишь по отношению к преступлениям, представляющим большую общественную опасность.
В КоАП Республики Беларусь регламентируется оконченное административное правонарушение (ст. 2.2 КоАП) и покушение на административное правонарушение (ст. 2.3 КоАП), т.е. определяются лишь две стадии совершения правонарушения. Подобной регламентации не существовало в КоАП Республики Беларусь 1984 г. и не существует ее в КоАП Российской Федерации. Полагаем, что определение оконченного административного правонарушения в КоАП 2003 г. является правомерным лишь по той причине, что введено понятие покушения на административное правонарушение.
В преобладающем количестве статей Особенной части КоАП описываются признаки правонарушения как оконченного деяния.
Покушение обозначено лишь в семи статьях: 10.5, 14.4, 23.14, 23.29-23.32 КоАП. В иных случаях покушение на правонарушение может быть, но оно не является правовым, а, следовательно, не может рассматриваться в качестве наказуемого деяния. Например, в названном выше примере покушение на нарушение правил дорожного движения не является правовым, так как не предусмотрено в статье 18.23 КоАП.
Квалификация административных правонарушений
Первое место в последовательности квалификации административных правонарушений принадлежит признакам объективной стороны. Первоочередной оценке и последующему сопоставлению с признаками состава административного правонарушения подлежат признаки, характеризующие деяние. Без их выяснения практически невозможно провести оценку и сопоставление признаков объекта посягательства. Ведь то или иное общественное отношение становится объектом посягательства только в результате противоправного деяния. Не выяснив признаков самого деяния, вряд ли можно приступить к его квалификации по объекту. Объект в большинстве случаев не может восприниматься правоприменителем непосредственно. Вывод о его характере чаще всего можно сделать, основываясь на иных признаках состава, прежде всего на признаках объективной стороны: характере деяния, месте его совершения, наступивших последствиях. Именно в этих признаках административного правонарушения, которые с наибольшей полнотой отражены в административно-правовых нормах, объективируется общественная опасность деяния. Дальнейший процесс квалификации заключается в сопоставлении объекта, субъекта и субъективной стороны деяния с соответствующими элементами состава, указанными в той или иной норме.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано. При рассмотрении полномочным должностным лицом (органом) жалобы или протеста проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, что предполагает и проверку точности ранее данной квалификации деяния. При обнаружении ошибки в квалификации совершенного деяния должностное лицо, рассматривающее жалобу или протест, отменяет постановление, изменяет квалификацию либо направляет дело на новое рассмотрение (ст. 30.7 КоАП РФ).
16 Мар 2021 uristlaw 438
Поделитесь записью
- Похожие записи
- Земельный Участок И Коммуникации Многодетным Семьям
- Для Получения Пособия По Уходу За Двойней Нужно Два Заявления Подавать В Соцзащиту
- Дополнительные Льготы Ветеранам Боевых В Приморском Крае
- Задержка Выплаты Пособия Ветеранам Труда Почему
Переквалифицировать Статью В Административном Процессе
Из вышеизложенного следует, что суд не вправе переквалифицировать действия виновного лица с части 4 статьи 12.15 КоАП РФ на часть 3 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку, хотя составы правонарушений имеют единый родовой объект посягательства и переквалификация не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело, однако изменяется подведомственность рассмотрения дела.
Переквалификация административного правонарушения производится судом в случаях, когда при рассмотрении дела установлено соответствие совершенного административного правонарушения признакам иного состава административного правонарушения, чем указано в протоколе об административном правонарушении. В связи с этим усматривается необходимость дать этому правонарушению иную правовую оценку.
Верховный Суд РФ указал, как квалифицировать действия водителя в случае, когда государственные регистрационные знаки перевернуты лицевой стороной к транспортному средству.
Подобный способ установки знаков не соответствует требованиям ГОСТ. Следовательно, такое нарушение подпадает под ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ. Эта норма предусматривает ответственность за управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований госстандарта знаками. Наказание — предупреждение или штраф 500 руб.
Причем данный способ установки знаков не препятствует их идентификации и не означает, что они видоизменены. Поэтому нет оснований для применения ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание — штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Эта норма охватывает случаи, когда знаки отсутствуют, установлены не на тех местах либо видоизменены или оборудованы с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации госномеров либо позволяющих их видоизменить или скрыть.
Субъект и субъективная сторона административного правонарушения
Субъектом административного правонарушения признается тот, кто его совершил, т.е. выполнил описанный в законе состав административного правонарушения. Субъект административного правонарушения имеет особое значение как для теории, так и для правоприменительной практики (например, по субъектному составу осуществляется разграничение административной и налоговой ответственности).
Субъектами административного правонарушения являются физические лица и юридические лица.
1. Физические лица — субъекты административного правонарушения подразделяются на три группы: общие, специальные и особенные.
Общими субъектами административного правонарушения рассматриваются вменяемые, дееспособные физические лица, достигшие возраста административной ответственности.
Вменяемость выражается в способности лица осознавать фактический и вредный характер своих действий (бездействия) и руководить ими. Отсутствие такого состояния может служить основанием для освобождения лица от ответственности в соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ. Невменяемость как правовая категория включает в себя два момента: интеллектуальный (психологический) и медицинский (биологический). Если интеллектуальный момент характеризуется расстройством сознания: лицо не осознает фактического характера и вредности совершаемых действий (бездействия) и не может ими руководить, то биологический критерий указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности — хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие или иное болезненное состояние психики.
К административной ответственности привлекаются только те лица, которые достигли на момент совершения административного правонарушения возраста 16 лет, т.е. деликтоспособные лица. Установление такого возрастного ценза не случайно, поскольку законодатель исходит из того, что к 16 годам индивид достигает такого уровня своего психического развития, когда он уже отчетливо и в полной мере осознает фактический характер и вредность деяний, которые отнесены к категории противоправных, и может нести за них ответственность.
понятие как экономическая целесообразность а в данном случае она утрачивается
(то бишь пыжылись пыжались составляли все документы и на тебе на последнем этапе обнаруживается, что надо переквалифицировать = прекращать и опять по новой писаниной заниматься шож это за такэ )
Сегодня утром объезжал пробку. 10 метров по тротуару. Гайцы с улыбкой объявили, что остановили для проверки документов. в салоне их автомобиля видеокамера, зафиксировавшая правонарушение. начали сразу писать постановление-квитанцию, объясняя, что хорошим водителям, которые не спорят штраф выписывают не 2000, а 500. Ибо идпсу не нужна плохая статистика.
Я не спорил до поры до времени, получил для подписи постановление (без разъяснения прав) и везде вписал «не разъяснены».
Ах, вы так?! решили утрировать (я посмеялся про себя этому слову) — тогда я переквалифицирую правонарушение на 12.15.2 и выпишу штраф на 2000
был выписан протокол, в него вписаны двое «свидетелей» — один мой пассажир, а второй — проезжавший мимо водитель, которому показали видеозапись.
разъяснили права, объяснили как могу обжаловать, но в протоколе написали завтрашнее утро. я, не заметив, подписал.
Естественно, не согласен и требую защитника. Думаю, шанс оправдаться есть, т.к. нарушены процессуальные нормы, но, с другой стороны, есть видеозапись((
Квалификация административных правонарушений в области дорожного движения
Кроме того, указания места административного правонарушения имеет значение при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях. По общему правилу ст.29.5 КоАП РФ дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, может предоставить номера телефонов, адреса электронной почты. Указанные сведения необходимы для быстрого извещения о рассмотрении административного дела, позволяющего контролировать получение информации лицом, которому оно направлено. Риск не предоставления подобных сведений, несет лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, поскольку гражданин считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.
Среди оснований изменения квалификации преступления обычно выделяют следующие:
- изменение фактических данных дела. В ходе расследования дела может быть выяснено, что разбойное нападение совершил не один человек, а двое, что будет являться изменением квалификации преступления на совершенное группой лиц;
- изменение уголовного закона. В процессе расследования возможно изменение законодательства. Так, например, при введении в действие уголовного кодекса РФ в 1997 г. некоторые уголовные преступления были отнесены к неприступным деяниям;
- ошибка следователя. Некоторые совершаемые преступления могут быть достаточно сложны для квалификации. Например, как квалифицировать кражу выигрышного лотерейного билета? Как кражу билета, определенной стоимости, или кражу в размере суммы выигрыша?
В практике, по вышеуказанным основаниям, совершенное преступление может быть переквалифицировано неоднократно.
Первое место в последовательности квалификации административных правонарушений принадлежит признакам объективной стороны. Первоочередной оценке и последующему сопоставлению с признаками состава административного правонарушения подлежат признаки, характеризующие деяние. Без их выяснения практически невозможно провести оценку и сопоставление признаков объекта посягательства. Ведь то или иное общественное отношение становится объектом посягательства только в результате противоправного деяния. Не выяснив признаков самого деяния, вряд ли можно приступить к его квалификации по объекту. Объект в большинстве случаев не может восприниматься правоприменителем непосредственно. Вывод о его характере чаще всего можно сделать, основываясь на иных признаках состава, прежде всего на признаках объективной стороны: характере деяния, месте его совершения, наступивших последствиях. Именно в этих признаках административного правонарушения, которые с наибольшей полнотой отражены в административно-правовых нормах, объективируется общественная опасность деяния. Дальнейший процесс квалификации заключается в сопоставлении объекта, субъекта и субъективной стороны деяния с соответствующими элементами состава, указанными в той или иной норме.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано. При рассмотрении полномочным должностным лицом (органом) жалобы или протеста проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, что предполагает и проверку точности ранее данной квалификации деяния. При обнаружении ошибки в квалификации совершенного деяния должностное лицо, рассматривающее жалобу или протест, отменяет постановление, изменяет квалификацию либо направляет дело на новое рассмотрение (ст. 30.7 КоАП РФ).
16 Мар 2021 uristlaw 438
Поделитесь записью
- Похожие записи
- Земельный Участок И Коммуникации Многодетным Семьям
- Для Получения Пособия По Уходу За Двойней Нужно Два Заявления Подавать В Соцзащиту
- Дополнительные Льготы Ветеранам Боевых В Приморском Крае
- Задержка Выплаты Пособия Ветеранам Труда Почему
Законодатель установил порядок переквалификации состава преступления в зависимости от стадии уголовного дела.
- Стадия возбуждения уголовного дела. На данной стадии выносится постановление о возбуждении уголовного дела и дается предварительная квалификация виновного деяния. В дальнейшем, в ходе расследования, при открытии новых обстоятельств совершения преступления возможно и изменение квалификации его состава. Окончательный вариант квалификации, как и все материалы дела, передается прокурору. Прокурор либо соглашается с выбранной статьей для квалификации состава, либо возвращает дело следователю, который при проведении проверки меняет квалификацию. Сам прокурор в делах по обвинению потерпевшего вправе убрать из дела некоторые материалы, смягчить обвинительное заключение.
- Стадия судебного разбирательства. В соответствии со ст. 252 Уголовного процессуального кодекса РФ судебное разбирательство возможно лишь по обвинению, которое было предъявлено на стадии расследования. В случае нарушения указанной статьи, ухудшения ситуации для подсудимого, он вправе лично или через адвоката обжаловать нарушение своих прав.
До удаления суда в совещательную комнату, сторона гособвинения вправе:
- убрать признаки в действиях подсудимого более тяжкого преступления;
- переквалифицировать деяние на более мягкое;
- исключить ссылки на нормы, содержащие иные составы преступлений.
В результате судебного разбирательства допустима переквалификация состава преступления на иную статью, которая охватит лишь часть вменяемого ранее преступления.
Переквалифицировать Статью В Административном Процессе
Административное правонарушение обладает всеми указанными непосредственно в самой административно-правовой норме пятью обязательными признаками:
- деянием (действием или бездействием);
- противоправностью;
- виновностью;
- деянием физического или юридического лица;
- наказуемостью.
Итак, под правонарушением понимается деяние (действие или бездействие), то есть поведение субъекта. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем в определенной объективной форме.
Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение «за мысли, намерения или цели не судят». Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей человека, его чувства.
Мыслительные процессы не регулируются правом.
Одним из главенствующих обязательных признаков правонарушения, вытекающим из самого термина, является противоправность, т. е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты.
Противоправность или административная противозаконность означает, что административным правонарушением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой раздела II (Особенной частью) КоАП РФ (ст.ст. 5.1 – 21.7) или нормами законов субъектов федерации об административных правонарушениях.
Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.
Виновность – важнейший признак административного правонарушения. Признать лицо виновным означает установить, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины.
Наказуемость – признак правонарушения, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие – назначение административного наказания.
Следовательно, наказуемость – это предусмотренная КоАП РФ или соответствующим законом субъекта Российской Федерации возможность привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Кодексом предусмотрены также обстоятельства, исключающие деликтность деяния.
Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.
Всего в структуру состава административного правонарушения входят следующие четыре элемента:
- Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
- Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
- Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста, или юридическое лицо.
- Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.
В административном праве под квалификацией правонарушений понимается установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим квалификация административных правонарушений – это прежде всего деятельность правоприменительных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния Данная оценка определяется в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной нормой законодательства об административной ответственности. Квалификация административных проступков осуществляется практически на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях:
а) возбуждения дела и административного расследования;
б) рассмотрения дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении;
в) обжалования и опротестования постановления по делу.
- Общественная опасность (общественная вредность) – результате административного правонарушения причиняется ущерб правам и законным интересам граждан, организаций и государства.
Данный признак не вытекает из определения административного правонарушения, но ряд деятелей выделяют его в качестве обязательного.
- Противоправность – означает, что в результате совершения правонарушения нарушаются правовые запреты, которые установлены нормами административного законодательства.
- Виновность – деяние признается административным правонарушением только в том случае, если оно совершено виновно. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности за невиновное причинение вреда.
- Наказуемость – означает, что за совершение административного правонарушения законодательством установлены меры административной ответственности.
Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта.
Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е.
лишение прав управления транспортным средством).
Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра — М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.).
Административная ответственность — вид ответственности, заключающийся в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с национальным законодательством… (извлечение из Постановления N 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «О Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами — участниками СНГ в пограничной сфере» (Принято в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018)).
Административная ответственность (в юридической литературе) — комплекс неблагоприятных для лица правовых последствий в виде предусмотренных административно-правовой нормой мер административного наказания, применяемых уполномоченным органом, должностным лицом или судьей в связи с совершением этим лицом административного правонарушения.
Вправе Ли Должностное Лицо Переквалифицировать На Другую Статью Коап
Однако вышеуказанные разъяснения не всегда учитываются правоприменителями. Подтверждением сказанному может служить тот факт, что в деятельности мировых судей вопрос о переквалификации действий лица с ч. 4 на ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ зачастую решается положительно. При этом не принимается во внимание, что согласно ст. 23.1 КоАП РФ новая норма, подлежащая применению, не относится к компетенции органов судебной власти.
Соглашаясь с позицией Верховного Суда РФ по данному вопросу, необходимо подчеркнуть, что она относится только к стадии обжалования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Между тем правила определения судебной подведомственности дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в суде первой инстанции и в вышестоящих судах, различаются. В первом случае применяются нормы ст. 23.1 КоАП РФ, устанавливающей исчерпывающий перечень статей Кодекса , дела по которым относятся к компетенции судей судов общей юрисдикции, а во втором — правила ст. 30.1 КоАП РФ, в соответствии с которой рассмотрение жалоб на постановления несудебных органов и их должностных лиц относится к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в зависимости от подсудности дел.
Право юридической квалификации и переквалификации действий Обжалование постановления по делу об административном правонарушении, право на обжалование
20. Несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи .
Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения .
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.