Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности исчисления транспортного налога организациями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).
То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.
Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).
Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»).
Инструкция, как рассчитать транспортный налог
Транспортный налог рассчитывается по формуле:
ТН = НБ х НС, где:
- НБ – налоговая база
- НС – налоговая ставка, актуальная на момент уплаты
Формула усложняется, если компания:
- вносит авансовые платежи
- хочет воспользоваться налоговыми льготами
- применяет разные коэффициенты
Если совпадают все три условия, указанные выше, расчёт выглядит так:
ТН = НБ х НС х Кв х Кп — НЛ — АП, где:
- Кв – коэффициент владения ТС
- Кп – повышающий коэффициент
- АП – авансовые платежи
- НЛ – льготы, на которые имеет право плательщик
Это полная формула, но она может меняться в зависимости от ситуации.
Главные значения формулы
Основные параметры расчёта налога – это налоговая база и налоговая ставка. Они не исключаются из формулы в любом случае. Остальные показатели дополняют её, если это нужно в конкретной ситуации.
Значение НБ можно узнать в техпаспорте или других документах на транспортное средство. Базой становится мощность двигателя, валовая вместимость или единица машины.
Обратите внимание, что мощность двигателя, указываемая в кВт, подлежит перерасчёту в лошадиных силах: количество кВт нужно умножить на 1,35962 (это неизменная величина). Получившийся результат требуется округлить до 2-х цифр после запятой.
Что касается налоговой ставки, то она устанавливается региональными властями и зависит от:
- базы налогообложения
- возраста техники
- категории ТС
- экологического класса
Если орган МСУ не определил ставки, компании вправе использовать базовые показатели, прописанные в ст.361 НК РФ.
Чтобы узнать НС в конкретном регионе, можно воспользоваться справочным сервисом ФНС:
- Указать регион.
- В поиск ввести «О транспортном налоге». Система автоматически выдаст закон, который действует в нужном субъекте РФ.
- Нажать «Подробнее».
- Перейти во вкладку «Ставки».
- Поставить галочку рядом с надписью «Юридическое лицо».
- Кликнуть кнопку «Показать».
Сервис отобразит ставки по ТН в выбранном регионе.
Прекращение уплаты транспортного налога
Одновременно с 1 января 2022 года для организаций вводится новый порядок освобождения от уплаты налога в отношении принудительно изъятых транспортных средств. Речь идет о транспортных средствах, право собственности организации на которые было прекращено в связи с их принудительным изъятием по основаниям, предусмотренным законодательством (к примеру, по решению суда или судебного пристава).
Напомним, сейчас порядок прекращения налогообложения данных транспортных средств не установлен, и момент такого прекращения определяется датой их снятия с регистрационного учета. С начала 2022 года момент прекращения исчисления налога на изъятый транспорт станет определяться моментом самого изъятия независимо от даты снятия транспортного средства с регистрационного учета.
Для прекращения уплаты налога в указанном порядке организации необходимо будет подать в ИФНС заявление, форму и формат которого позже утвердит ФНС России. С таким заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства. Однако если организация не представит подтверждающие документы, это не лишит ее права на прекращение уплаты налога с момента изъятия транспорта.
В таких ситуациях ИФНС самостоятельно запросит сведения, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства, у органов и должностных лиц, у которых имеются эти сведения. Орган/должностное лицо, получившие запрос налогового органа, исполняют его в течение 7 дней со дня получения.
Заявление организации рассматривается ИФНС в течение 30 дней со дня получения, но, если к заявлению не приложены подтверждающие документы, срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней.
По итогам рассмотрения заявления плательщику направляется уведомление о прекращении исчисления налога. В уведомлении должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого прекращается исчисление налога.
В любом случае исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было принудительно изъято у его собственника (п. 3.4 ст. 362 НК РФ).
Порядок исчисления налога
Годовая сумма транспортного налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 307-7 НК).
При возникновении (наличии) в течение налогового периода объекта налогообложения транспортный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:
-
произведена государственная регистрация транспортного средства;
-
истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.
Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.
Плательщики-организации за I–III кварталы текущего налогового периода исчисляют и уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:
- на 1 января текущего года – за I квартал;
- на 1 апреля текущего года – за II квартал;
- на 1 июля текущего года – за III квартал.
Пониженные ставки транспортного налога
1. В размере 50% от установленной ставки: в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
2. В размере 75% от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога либо ставка транспортного налога применяется в размере 50% от установленной ставки).
Льгота по транспортному налогу предоставляется налоговым органом на основании представленных плательщиком документов, подтверждающих право на такую льготу, а также на основании имеющихся в налоговом органе сведений, представленных государственными органами и иными организациями в порядке, установленном законодательством.
На кого может быть зарегистрировано ТС
Ответ на вопрос, на кого может быть оформлен автомобиль, определен в п. 20 Приказа МВД РФ № 1001 от 24 ноября 2008 г., согласно которому ТС может быть зарегистрировано только на собственника автомобиля.
Под собственником понимается лицо, указанное в качестве собственника в ПТС, в договорах, заключенных в установленном порядке и в иных документах, служащих удостоверением права собственности на транспортное средство (в редакции, определенной Приказом МВД РФ № 139 от 20 марта 2017 г.
, кроме физических и юридических лиц, в число возможных собственников также включены индивидуальные предприниматели).
Ранее, согласно действующему до 23 июня 2005 г. Положению, утвержденному Приказом МВД РФ № 399 от 30 июня 1997 г., Паспорт технического средства выдавался, кроме собственника, также и лицам, которые на основании доверенности пользовались ТС и распоряжались им.
Повышенный коэффициент для транспортного налогообложения
Для хозяев некоторых видов ТС уплататранспортного налога способна стать более дорогим удовольствием. В особенности это касается дорогих автомобилей, на которые более высокие налоги. Повышенный коэффициент калькуляторрассчитывает по следующей формуле:
Окончательный размер налогообложения =» Сумма налога, согласно стандарту правил × коэффициент для повышения ставки
Он работает только для легковых авто, стоимостью 3 млн. руб. В данном случае налог по повышенному коэффициенту физ.лицу подсчитывать не нужно. Это за него сделают в налоговой. Человеку просто придет уведомление с суммой, которую нужно заплатить.
А вот организации вынуждены самостоятельно высчитывать налог. Кроме того, они обязаны рассчитать авансовый платеж. А поскольку к разным транспортным средствам устанавливается свой налог, его нужно рассчитывать с учетом оригинальной ставки.
Повышенный коэффициент могут убрать, даже если автомобиль стоит дороже трех миллионов. Для этого он должен быть достаточно старым – через три года уплата повышенного коэффициента уже не требуется. Отсчет начнут после выпуска авто. Заканчивается – когда внесли последний платеж.
Для примера рассмотрим таблицу использования высоких ставок на транспортный налог:
Среднестатистическая цена | Сколько лет после выпуска | Используемые коэффициенты |
3—5 млн рублей | До трех лет | 1,1 |
5—10 млн рублей | До пяти лет | 2 |
10—15 млн рублей | До десяти лет | 3 |
15 млн рублей и больше | До двадцати лет | 3 |
Главные факты о транспортном налоге
Транспортный налог в 2022 году должен платить владелец автомобиля, а не тот, кто им пользуется. Ничего рассчитывать не стоит – это сделает налоговая инспекция. О том, что налог посчитан, уведомят за месяц до его внесения. Уведомление может прийти в персональный кабинет (если он есть, на почту документ не отправят). Налоговая ставка зависима от региона, льготные преимущества также прикреплены к областям. Но чтобы получить льготы, нужно заявление. Платите не только за себя, но и родню. А если этого не сделать, начислят пеню. 3 декабря стоит проверить, не образовалась ли задолженность.
Получить юридическую помощь по вопросам нормы алкоголя за рулем можно на нашем сайте.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Кто платит транспортный налог
Платить транспортный налог должны организации и физлица (в том числе ИП), если на них в ГИБДД или в других госорганах зарегистрирован транспорт, который считается объектом обложения (ст. 357, п. 1 ст. 358 НК РФ, ст. 33 Воздушного кодекса РФ, ст. ст. 16, 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ст. ст. 33, 35 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 6 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 28 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ).
При этом неважно, пользуетесь вы ТС сами или сдали его в аренду, работает оно или на ремонте. Главное, что оно зарегистрировано на ваше имя (Письма Минфина России от 28.12.2018 N 03-05-05-04/95689, от 18.02.2016 N 03-05-06-04/9050, ФНС России от 22.02.2017 N БС-4-21/3371@, от 01.02.2017 N БС-4-21/1735).
Если ТС на вас не зарегистрировано, то платить налог не надо (Письма ФНС России от 29.10.2020 N БС-4-21/17770@, от 28.09.2020 N БС-4-21/15757@). Например, не нужно платить налог в отношении транспортных средств, которые не подлежат регистрации.
По арендованному автомобилю налог должен платить тот, на кого этот автомобиль зарегистрирован в ГИБДД. Чаще всего это собственник машины (ст. 357 НК РФ, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764).
Поэтому если на вас зарегистрирована машина, но вы сдали ее в аренду, не забудьте заплатить транспортный налог. То, что машиной пользуется арендатор, а не вы, неважно.
И наоборот, если арендуете автомобиль, платить налог вам не надо, это будет делать собственник.
Если транспорт в лизинге, налог платит тот, на кого зарегистрирован транспорт. А зарегистрирован он может быть как на лизингодателя, так и на лизингополучателя (ст. 357 НК РФ, п. 2 ст. 20 Закона о лизинге, п. п. 2, 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764, п. п. 3, 28 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507, Письмо ФНС России от 25.02.2020 N БС-4-21/3129@).
На кого именно регистрировать ТС, стороны решают сами и прописывают это в договоре лизинга или соглашении к нему (п. 2 ст. 20 Закона о лизинге).
У кого транспорт будет числиться на балансе — неважно.
Если транспорт одновременно зарегистрирован на лизингодателя (постоянная регистрация) и на лизингополучателя (временная регистрация на срок договора лизинга), то платить налог надо лизингодателю. Такие разъяснения дают ФНС и Минфин России (Письма Минфина России от 17.08.2015 N 03-05-06-04/47422, ФНС России от 11.12.2013 N БС-4-11/22368).
Если вам как лизингополучателю из налоговой инспекции придет письмо с требованием пояснить, почему вы не платите транспортный налог, то направьте в ответ копию договора лизинга и документов, которые подтверждают, что ТС постоянно зарегистрировано на лизингодателя. Дополнительно можете привести ссылки на указанные Письма Минфина и ФНС России.
Если транспорт зарегистрирован только на лизингополучателя (без регистрации на лизингодателя), платить налог будет лизингополучатель (Письмо Минфина России от 03.07.2019 N 03-05-05-04/48956).
Проблема налогообложения транспортных средств выносится профессиональным сообществом на обсуждение практически каждый год[18]. Возникает вопрос: «Нужен ли транспортный налог государству и налогоплательщикам?» Действительно, если брать во внимание опыт прошедших лет, то целесообразно полагать, что отмена транспортного налога освободит налогоплательщиков от излишних затрат. Другой вопрос заключается в альтернативе, например, взамен транспортного налога повысить акцизы на автомобильное топливо[19].
Однако, необходимо отметить, что с 1 января 2016 года ставки по акцизам на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, увеличились с 7530 рублей за тонну до 10500 рублей за тонну, а затем 1 апреля также повысились – до 13 100 рублей за тонну. Несмотря на то, что ставки акциза на сегодняшний день увеличились на 79,5% по сравнению с 2015 годом, транспортный налог все также функционирует. Очевидно, что на сегодняшний день, данный налог является ярким инструментом фискальной политики государства[20].
Как известно, транспортный налог относится к категории региональных налогов и поступает в региональный бюджет по нормативу 100%. Отмена транспортного налога приведет к сокращению доходной части региональных бюджетов приблизительно на 146 млрд. рублей, что является, по сути, невыгодным и нецелесообразным решением. Однако эксперты считают, что замена транспортного налога повышением ставок акцизов позволит привнести в бюджет на 8 млрд. рублей больше[21].
Нельзя забывать также тот факт, что такое сильное перераспределение доходов между уровнями бюджетов может сделать бюджетную систему менее эффективной. Кроме того, повышение ставок акциза приведет к увеличению цены на автомобильное топливо[22]. Тогда возникает вопрос: «Выгодна ли будет налогоплательщикам отмена транспортного налога и будет ли это действие соответствовать принципу социальной справедливости?» Можно предположить, что это далеко не выгодно са мим владельцам автомобилей, т.к. за топливо нужно будет платить ежедневно на 2-3 рубля больше, нежели они будут раз в год уплачивать сумму транспортного налога. Следует отметить и другие моменты: в Государственной думе рассматривалось предложение об отмене транспортного налога для автомобилей с газовым двигателем. Однако пришли к выводу, что любое сокращение доходной части бюджетов является недопустимым. Однако в регионах остается право применять различные льготы для отдельных категорий граждан и в отношении отдельных видов транспортных средств[23].
Существуют и другие альтернативы трансформации транспортного налога. Например, на заседаниях Правительства было выдвинуто предложение изменения налоговой базы – перехода от показателей мощности двигателя к его экологическим характеристикам, поскольку у автовладельцев появится стимул переходить на более совершенные двигатели, которые значительно меньше загрязняют окружающую среду. Например, выиграют владельцы автомобилей с двигателем «ЕВРО-6», так как он является наиболее совершенным и менее загрязняющим атмосферу. Но, в отличие от них, на налогоплательщиков со старыми двигателями налоговая нагрузка в разы увеличится, т.к. данная категория налогоплательщиков имеет более низкие доходы, что противоречит принципу социальной справедливости[24].
Кроме того, можно определять налоговую базу как количество выхлопных газов с каждого автомобиля. В Германии, например, владельцы автомобиля уплачивают налог как за объем двигателя, так и за объем выбросов углекислого газа. Похожую систему взимания транспортного налога также применяют в Америке, Франции, Дании и во многих других западных странах. Но соответствует ли это принципу социальной справедливости? Правительства вышеперечисленных стран усердно борются за состояние окружающей среды и пытаются всеми способами минимизировать тот вред, причиненный человеком. Однако с социальной стороны возникает вопрос: «Справедливо ли это, учитывая особенности как страны в целом, так и его народа»[25].
Отдельным вопросом остается налогообложение владельцев грузовых автомобилей, масса которых более 12 тонн. Как известно, 15 ноября 2015 года была запущена в эксплуатацию система «Платон», согласно которой с владельцев грузовых транспортов будет взиматься оплата проезда по трассам общего пользования федерального значения, расчет которой будет производиться от фактического пробега транспортного средства по ставке 3,73 рубля за километр.
Однако, согласно статье 361.1 НК РФ[26], транспортное средство, имеющее максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн, зарегистрированное в системе «Платон», освобождается от уплаты транспортного налога, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, уплаченного в налоговом периоде по транспортному налогу в отношении данного транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за один налоговый период. Таким образом, владельцы данных грузовых транспортных средств освобождаются от двойного налогообложения, и применяется принцип социальной справедливости – «больше ездишь – больше платишь».
Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что отмена транспортного налога является не совсем целесообразным решением, т.к. это абсолютно не выгодно ни государству, ни налогоплательщикам. Можно искать, предлагать и выносить на обсуждение все новые альтернативы, можно поменять механизм исчисления транспортного налога, но проблема справедливости налогообложения всегда будет актуальной. Для того чтобы найти компромиссное решение проблемы необходимо не столько совершенствовать налоговую систему, сколько развивать налоговую культуру.