Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8 Естественное и искусственное освещение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Институт здоровья и эпидемиологии постоянно работает над улучшением функционирования детских дошкольных учреждений. И эта деятельность направлена на повышение безопасности детей, обучение и развитие молодежи. В текущую версию СанПина могут постоянно вноситься изменения.
Последние нововведения в СанПиН для детских садов
Таблица № 1 «Основные изменения СанПин для детских садов в 2023 году».
До | После |
---|---|
Запрет на нахождение детей в вентилируемых внутренних вставках | При нахождении воспитанников в группах разрешается открывать окна, но только в теплую и безветренную погоду. |
Отсутствие адекватного годового рациона питания у детей | Увеличение количества потребляемых блюд и установление режимов питания для каждой возрастной группы |
Строгое соблюдение температурных ограничений: 19 в спальнях и 22 в детских комнатах | Пределы будут повышены |
Важно.
Кроме того, к 2023 году сампин модифицирует используемую мебель детских садов. У каждого ребенка должен быть личный набор базовой мебели. А использование спального стола нежелательно.
Сколько детей по СанПиН может быть в группе?
Большинство принятых критериев основано на возрасте ребенка, и принято различать две категории детей дошкольного возраста.
- до 3 лет и
- после 3 лет.
Кроме того, в 2023 году будут учитываться индивидуальные физические и умственные способности детей младшего возраста. От этих характеристик зависит максимальное количество детей дошкольного возраста, разрешенное для одного класса детского сада.
Таблица № 3, Максимальное количество воспитанников по категориям и группам детей.
Категория | Максимальное количество воспитанников в группе | |
---|---|---|
До 3 лет | После 3 лет | |
С тяжелыми нарушениями речи | 6 | 10 |
С тяжелыми нарушениями слуха | 6 | 6 |
С нарушением слуха | 6 | 8 |
Слепые люди | 6 | 6 |
Тяжелое нарушение зрения | 6 | 8 |
Умеренное нарушение зрения | 6 | 10 |
Тяжелая умственная отсталость | — | 8 |
Аутизм | — | 5 |
Нарушения опорно-двигательного аппарата | 6 | 8 |
Другие инвалидности | 10 | 15 |
Здоровые дети | 10 (из них не более 3 имеют проблемы со здоровьем) | 10, 15 или 17, в зависимости от заболевания и степени тяжести |
В таблице представлена информация только о группах комбинированной и компенсирующей направленности (деятельность которых связана с обучением детей раннего возраста с умственными или физическими недостатками). Количество групп, в которых занимаются только здоровые дети, зависит от размера помещения и возможности организации эффективного учебного процесса.
Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.
По СанПиН проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:
- минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
- заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПиН в 2023 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:
- игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
- спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.
Список моющих и дезинфицирующих средств
Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2023 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.
Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:
- для мытья полов;
- при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
- во время мытья окон;
- в случаях стирки белья и игрушек.
Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.
Требования к оборудованию и инвентарю
Вся мебель, игрушки, развивающие элементы должны быть изготовлены из материалов, неспособных нанести вред здоровью детей и сотрудников. Все поверхности оборудования, установок, аппаратов должны быть гладкими, легко обрабатываться и мыться. Доступ к оборудованию не должен быть затруднен.
Мебель, начиная со шкафов, заканчивая стульями должна приобретаться с учетом роста и физиологических особенностей детей. Каждый ребенок должен быть обеспечен:
- кроватью и постельными принадлежностями (минимум 2 комплекта);
- шкафчиком для хранения одежды и личных вещей;
- гигиеническими принадлежностями;
- обучающими играми/игрушками сообразно возрасту.
Ошибки при проектировании и строительстве детского сада
Не все проекты проходят экспертизу с первого раза, так как проектировщики не соблюдают определенные нормы и совершают одни и те же ошибки.
Часто встречаемые ошибки – это несоблюдение правил по зонированию: на территории нет четкого функционального зонирования, групповые ячейки между собой не разделены, не отводятся отдельные входные двери для детей младших групп, невсерьез относятся к озеленению участка, хозяйственную зону не ограждают от других.
Также не учитывают уровень шума в отдельных зонах, располагают объекты образовательных учреждений рядом с магистралью, не предусматривается основной принцип, при котором люди из разных активных зон не должны пересекаться. Бывает такое, что проектировщики в групповые ячейки не вписывают помещения, необходимые для полноценной работы с детьми, снижают нормы площади, необходимые на одного ребенка, тем самым создают нехватку мест.
Данный свод нормативов представляет собой список основных требований, которые распространяются на все частные и государственные учреждения, принимающие участие в воспитании и образовании детей. То есть в данную группу организаций относятся не только детские садики, но и дошкольные развивающие центры, художественные кружки и другие.
Кроме того, в тексте документа содержатся рекомендации, которые помогают улучшить микроклимат в группах, а также повысить эффективность обучающего процесса в детских садах.
Ошибки при проектировании и строительстве детского сада
Не все проекты проходят экспертизу с первого раза, так как проектировщики не соблюдают определенные нормы и совершают одни и те же ошибки.
Часто встречаемые ошибки – это несоблюдение правил по зонированию: на территории нет четкого функционального зонирования, групповые ячейки между собой не разделены, не отводятся отдельные входные двери для детей младших групп, невсерьез относятся к озеленению участка, хозяйственную зону не ограждают от других.
Также не учитывают уровень шума в отдельных зонах, располагают объекты образовательных учреждений рядом с магистралью, не предусматривается основной принцип, при котором люди из разных активных зон не должны пересекаться. Бывает такое, что проектировщики в групповые ячейки не вписывают помещения, необходимые для полноценной работы с детьми, снижают нормы площади, необходимые на одного ребенка, тем самым создают нехватку мест.
Перед приемом несовершеннолетнего в детский сад необходимо получить медицинское заключение, которое станет основанием для определения ребенка в группу. Отсутствие документа дает право руководителю организации отказать в зачислении малолетнего в список воспитанников.
Сотрудники организации (воспитатели) отвечают за ежедневный прием детей в группу. Они осуществляют осмотр несовершеннолетних самостоятельно или с участием медицинского работника.
Прием в группу детей с подозрением на заболевание не допускается. При выявлении проблем со здоровьем после приема, несовершеннолетний подлежит изоляции в кабинете медработника до прихода родителей.
В случае подозрения на заболевания несовершеннолетнему измеряется температура. После каждого использования необходимо обрабатывать термометры. Обработанные градусники хранятся отдельно от использованных. Обрабатываемое оборудование должно быть недоступно для детей.
Если ребенок отсутствовал в группе более 5 дней, его прием возможен только при наличии справки от педиатра с печатью об отсутствии инфекционных контактов. В количество дней не включаются праздники и выходные.
Режим сна определяется в соответствии с возрастом. Для несовершеннолетних от 0 до 3 лет этот вопрос устанавливает врач, от 3 до 7 лет – дневной сон должен быть 2 – 2,5 часа, через 5,5 – 6 часов после прихода в дошкольное учреждение.
2.1. Здания детских яслей-садов следует размещать, как правило, в группах жилых домов на обособленных земельных участках.
Площади земельных участков следует принимать из расчета на одно место:
в детских яслях-садах с увеличением количества мест на летний период с 25 до 50; с 50 до 95 и с 90 до 180 мест — 45* м;
* Принимается по увеличенному количеству мест.
в детских яслях-садах на 90 мест — 40 м;
то же, на 140-320 мест — 35 м,
в комплексах детских яслей-садов на 560 и 640 мест — 30 м.
Примечания: 1. При проектировании детских яслей-садов для районов со сложным рельефом земельного участка допускается уменьшение площади участка не более чем на 10%
2. При проектировании детских яслей-садов для строительства в IA, IБ, IГ, IIА климатических подрайонах площадь земельного участка допускается уменьшать до 25 м на одно место.
2.2. На земельном участке следует предусматривать общие и групповые детские и хозяйственные площадки, а также зеленые насаждения согласно приложению 1.
2.3. Здания детских яслей-садов следует размещать на земельном участке в зависимости от ориентации окон помещений по сторонам горизонта согласно требованиям, изложенным в п.3.8 настоящей главы.
Корпуса комплексов детских яслей-садов на 560 и 640 мест следует размещать на земельном участке рассредоточенными группами корпусов при количестве мест в каждой группе корпусов не более 320.
2.4. Теневые навесы следует предусматривать для каждой группы детей в детских яслях-садах, проектируемых для всех климатических районов. В детских яслях-садах, проектируемых для строительства в IA, IБ, IГ климатических подрайонах, следует предусматривать вместо теневых навесов прогулочные веранды.
Для IIIБ климатического подрайона и IV климатического района теневые навесы должны быть ограждены с двух сторон, а для II климатического района, IB, IД и IIIA климатических подрайонов — с трех сторон. При теневых навесах, как правило, следует проектировать кладовые для хранения игрушек и инвентаря.
Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещений групповых и игральных-столовых.
2.5. Земельный участок детских яслей-садов, объединенных в одном здании с начальной школой, должен быть изолированным от школьного земельного участка.
2.6. Детские площадки следует предусматривать для каждой группы, ограждая их кустарником, изолируя как друг от друга, так и от общих площадок.
Групповые площадки для детей ясельного возраста следует размещать вблизи выходов из помещений этих групп.
Групповые площадки для детей дошкольного возраста должны быть соединены кольцевой дорожкой шириной 1-1,5 м для езды на велосипедах, педальных автомашинах и т.п. Кольцевая дорожка не должна пересекать групповых площадок.
Для детей дошкольного возраста следует предусматривать разделение групповых площадок по видам игрового и физкультурного оборудования:
площадка для игр с песком, со «строительным материалом» и для тихих игр;
площадка для подвижных игр с оборудованием для лазания, пролезания, скатывания, качания на качелях;
площадка с оборудованием для изучения правил уличного движения.
Во II, III и IV климатических районах на групповых площадках детских яслей-садов допускается предусматривать чаши с фонтанчиками для игры с водой.
Как запросить строительство и ремонт?
В первую очередь необходимо определить, к чьему ведомству относится детская площадка на придомовой территории: управляющей компании дома или к городу.
Для того чтобы запросить установку новой детской площадки во дворе, необходимо написать заявление в управляющую компанию или администрацию муниципального образования, причем оно должно быть подписано всеми собственниками.
Сегодня заявку можно подать и в интернете, для этого нужно оставить обращение в «Личном кабинете».
Чтобы отремонтировать площадку, нужно также писать заявление в УК или муниципалитет. Проверкой нарушений правил безопасности занимаются администрация района и ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций). А при необходимости, например, если ребенок уже травмировался, заявление можно подавать в прокуратуру.
Заявления с просьбой установки и ремонта детской площадки пишутся в свободной форме.
В правом углу пишется полное наименование управляющего органа и ФИО его главы.
Далее следует указать, жители какого дома подают заявление.
В самом заявлении следует максимально подробно описать проблему: старые сломанные лесенки и горки, небезопасные качели, отсутствует песок в песочнице и прочие. Полезно будет перечислить и те объекты, которые родители хотели бы увидеть на детской территории, а также указать любые другие пожелания и предложения.
К заявлению полезно будет приложить уведомление о том, что было проведено собрание собственников, на котором обсуждался вопрос детского уголка во дворе. Здесь же все согласные должны будут поставить свои подписи.
О том, что включает в себя ремонт придомовой территории многоквартирного дома и как его запросить, читайте здесь.
О придомовой территории на нашем сайте есть много полезных материалов. Вы можете прочитать о выгуле собак на этой территории, об асфальтировании, уборке, о парковке, межевании, освещении, о нормативах.
Переуплотнение опасно повышенной вероятностью распространения контагиозных заболеваний (как инфекционных, так и паразитарных). Поэтому существуют санитарные требования к наполняемости групп:
- согласно п. 1.9 для воспитанников до 3хлетнего возраста нужно не менее 2,5 кв.м./чел., а после 3х лет – не менее 2х кв.м. (до 2014 года это правило распространялось на фактический состав, а после 2014 расчёт следует производить по списочному составу);
- для групп коррекционной направленности нормируется наполняемость по количеству в зависимости от сложности дефекта и особенностей развития детей (она варьирует от 5 до 15 человек – п. 1.11);
- для комбинированных групп (где присутствуют воспитанники с особенностями развития вместе с детьми без особенных потребностей) – 10 – 17 человек.
В случае наличия детей с особенными потребностями требования к наполняемости предусмотрены, в том числе с целью снижения нагрузки на воспитателей и дефектологов с тем, чтобы они могли больше уделить внимания каждому воспитаннику.
Оформление физкультурного зала
Спортивный зал есть в каждом детском саду. Ребятам необходимы занятия по физкультуре, гимнастике, танцам. Спортивный зал должен быть просторным, безопасным и привлекательным. Оборудование должно быть подобрано по всем нормам и требованиям для детского сада. Обязательным элементов является гимнастическая лестница. Также неотъемлемой частью оформления спортивного зала в ДОУ выступают обручи — их можно подвесить рядом с лестницей. Батуты и маты — важные детали оформления зала. Должен быть отдельный уголок с раздаточным материалом: флажками, палочками, мячиками.
Можно расставить мягкие модули, которые будут полезны как для занятий, так и для игр. Детям понравится бассейн, наполненный шариками.
Для самых маленьких воспитанников желательно включить в оформление маски с героями любых сказок и мультфильмов, так детям будет заниматься легче и приятнее. Можно поставить стеллаж с мягкими игрушками, фигурками или же на стенах развесить картинки с этими персонажами. Обустроить зал можно мягкими кубиками, мячами, султанчиками.
Для средней группы полезно будет добавить различные информационные альбомы, описывающие разные виды спорта. В свободном доступе могут находиться некоторые игры: кегли, дартс, городки.
Для старшей группы можно добавить больше информационных материалов, касающихся видов спорта, включить правила игр, разместить на стенах схемы. Пространство расширяется за счёт ковриков для фитнеса.
Во всех группах ДОУ необходимо присутствие специальных дорожек для тренировок стопы.
По типу собственности:
- на государственные (контролируются, финансируются государством);
- ведомственные (для детей сотрудников определенной организации, предприятия);
- частные детсады (принадлежат частному лицу);
По виду деятельности:
- общеразвивающие сады (предназначены для всестороннего развития ребенка);
- специализированные (с изучением профильных предметов: иностранных языков, спортивных дисциплин, танцы);
- оздоровительные (программы включают частые оздоровительные процедуры);
- компенсирующего типа (учреждения для детей с ограниченными возможностями, отклонениями в развитии);
- комбинированные (сочетают разные виды групп).
Пластик или металл: что лучше выбрать для системы отопления детского сада
Доводы в пользу применения пластиковых труб для устройства системы отопления детсада:
- Пластик намного легче стали. Это дает преимущество при транспортировке, монтаже, а также снижает нагрузку на конструктивные элементы здания.
- Срок эксплуатации пластика составляет около 50 лет без коррозии. Металлические трубы даже с нанесенным лакокрасочным слоем подвержены коррозии.
- Пластик, в отличие от стали, не проводит электричество, что влияет на долговечность и безопасность трубопроводов.
- Пропускная способность трубы PPR в одинаковом сечении выше, чем стальной, за счет более гладких стенок. За счет этого на них откладывается меньше осадка.
- За счет низкой теплопроводности пластиковая труба позволяет улучшить энергоэффективность и уменьшить потери тепла. Металлический трубопровод имеет значительно большую теплопроводность и потерю температуры теплоносителя при транспортировке к отопительным приборам.
- Относительно низкая стоимость пластикового трубопровода по сравнению со стальным.
- Пластиковый трубопровод значительно быстрее и легче монтировать. При этом обеспечивается большая надежность стыков, чем при традиционной сварке металлических труб.