Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление справки номер 154 о дорожно-транспортном происшествии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.
Почему отменили справку и что вместо нее?
С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.
При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.
Что такое справка о ДТП для страховой?
Справка о ДТП – обязательный (ранее) документ, который должен быть предоставлен в страховую компанию вместе с остальными документами для получения суммы страхового возмещения. Ранее такая справка была необходима в случае любого ДТП, в том числе и при судебном разбирательстве. Исключением были лишь те случаи, когда при аварии использовался Европротокол – тут обязательный документ Извещение о ДТП (составленное и подписанное совместно участниками аварии).
Если происшествие оформлялось без участия сотрудников Госавтоинспекции получить справку о ДТП не представлялось возможным.
В 2017 году были внесены изменения, согласно которым было принято решение об отмене выдачи справок о ДТП. Вместо этого теперь необходимо сдавать страховой компании приложение к протоколу с места происшествия.
В справке обаятельно должно содержаться:
- точные координаты места аварии (широта и долгота может быть определена с помощью системы ГЛОНАСС);
- дата и время дорожно-транспортного происшествия;
- подробное описание обстоятельств происшествия;
- данные о водителях, участвующих в столкновении;
- данные об ТС, участвующих в столкновении;
- указание совершенных административных правонарушений, информация о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении;
- описание повреждений транспортного средства и его деталей;
- информация о пострадавших лицах, состоянии их здоровья;
- подписи сторон и информация о сотруднике Госавтоинспекции (его имя, должность и звание).
Что делать при утрате?
В случае потери или порчи документа, не возникало никаких трудностей, поскольку в любой момент можно беспрепятственно получить копию справки в Госавтоинспекции, которая ее выдавала. Обратиться моно было письменно, либо лично. Единственное ограничение – срок для получения (не позднее трех лет с момента аварии), поскольку все документы в ГИБДД хранятся не более установленного срока.
Хотим отметить, насколько важен был данный документ, поскольку зачастую от него также зависело решение страховой компании об отказе или удовлетворении заявления о выплате суммы страхового возмещения. Поэтому очень важно относиться к документам с особым вниманием и контролировать процесс их оформления и подписания всеми участниками дорожно-транспортного происшествия.
Напоминаем, что на данный момент эта справка более не является обязательной.
Какие документы нужно получить от инспектора ГИБДД
Согласно новым правилам вместо утратившей силу справки о дорожно-транспортном происшествии теперь от инспектора ГИБДД нужно получить процессуальные документы – копии протокола и постановления об административном правонарушении или отказе в возбуждении административного производства. Именно в них должны быть сведения, которая ранее указывалась в справке о ДТП. В протоколе и постановлении, кроме фактов нарушения ПДД участниками происшествия и мерах административного взыскания, должна быть отражена следующая информация:
- Ф.И.О., дата рождения и адрес по месту проживания всех участников происшествия.
- Дата и время ДТП.
- Сведения о транспортных средствах, совершивших столкновение, – марки, модели, регистрационные знаки и VIN-коды.
- Данные действующих полисов ОСАГО всех участников – серия и номер документа, наименование страховой организации.
- Направление водителей на медицинское освидетельствование на определение состояния алкогольного или наркотического опьянения.
- Описание видимых повреждений, полученных автомобилями участников аварии в результате столкновения.
Для чего нужна справка о ДТП?
Справка ГАИ о ДТП (справка номер 154) является одной из обязательных документов, которые подаются в страховую компанию при необходимости получения выплат в случае дорожно-транспортного происшествия. Правильное оформление формы — обязательное условие при обращении за компенсационными выплатами. Страховая компания может отказать в выплате возмещения ущерба, если, например, будут неправильно указаны некоторые данные.
Справка о дорожно-транспортном происшествии с места аварии может быть применена в качестве доказательства в суде. Например, если начато судебное дело, где второй стороной выступают представители страховой компании (когда не была выплачена страховка). Или в случае судебного дела против представителей городских властей и коммунальных служб, если они являются виновниками случившегося происшествия.
В случае, если транспорт, пострадавший при ДТП, — служебный, подобную справку необходимо будет предъявить в отделе кадров, чтобы деньги на ремонт транспорта не были вычтены из вашей зарплаты.
В каких случаях можно использовать европротокол, а в каких нужно вызывать сотрудников полиции?
В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.
- Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
- В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
- Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
- Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.
Как выглядит бланк европротокола?
Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист). На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного — каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому — копия.
Как заполнить форму европротокола?
Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:
- при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку — надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
- заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
- старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений — впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
- заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.
Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.
- Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
- указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
- зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
- вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
- указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
- внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
- описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
- составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
- на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
- на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара — символом Х;
- под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
- в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.
Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.
- Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
- Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.
Если справка о ДТП отменена, то как страховая узнает о повреждениях?
Но не нужно думать, что вместе с отменой документа упразднилась и возможность страховой компании узнать о повреждениях и других обстоятельствах ДТП. Да, среди обязательных бумаг остаются постановление или определение, данные полиса ОСАГО потерпевшего и виновника, а также извещение об аварии. Как раз в последнем указываются все основные данные о произошедшем ДТП. Однако, минус для страховщика в том, что заполняется извещение самими участниками, и корректность никто не проверяет.
Тем не менее, ГИБДД сейчас пишут все сведения о ДТП, просто делают это не в справке, а в любых других необходимых в перечне закона Об ОСАГО бумагах. Чаще всего такие сведения указываются в копии постановления на виновника (в том числе на распечатанном в терминале либо на обратной стороне рукописного образца постановления).
В частности, описанный выше порядок замены справки иными документами разъяснён и полицией тоже:
В первичном процессуальном документе будут кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, участниках происшествия).
Таким образом, если формально всё поменялось – вы можете обратиться в страховую после ДТП без справки ГИБДД, то сама суть осталась та же: подробная информация и обстоятельства происшествия поступают в страховую от ГИБДД. Кроме того, никто не отменял возможность запрашивать страховщиками информацию из ГАИ и обязанность предоставлять её по такому запросу от сотрудников Госавтоинспекции. А ещё многое можно понять из схемы ДТП.
Сроки выдачи справки об аварии
Как правило, оформленную справку, подтверждающую факт ДТП можно получить сразу же, после его заполнения на месте происшествия. Однако бывают ситуации, когда автоинспектору нужно срочно уехать на место другой аварии, оказать помощь потерпевшим и т.д. В этих случаях действуют сроки выдачи документа — 24 часа со времени аварии.
Бывают ситуации, когда сотрудники ГИБДД без видимых на то причин отказываются от составления справки на месте. Например, объясняя это тем, что у них отсутствуют бланки для заполнения. Поскольку отказ по таким причинам является незаконным, вы в праве обжаловать его.
Если по каким-либо причинам некоторые участники происшествия не имеют возможности оформить свой экземпляр справки о ДТП, они в праве получить его после, по заявлению, без временных ограничений.
Если не установлено, кто виноват в ДТП
В российском законодательстве предусмотрено, что в аварийном происшествии может и не быть виновной стороны. На самом деле любое ДТП — это последствие того, что кто-то из автовладельцев пренебрег правилами ПДД. Однако не во всех случаях за такое предусмотрено административное наказание. Например, работник ГАИ ГИБДД не может оштрафовать водителя, не справившегося с управлением, но при этом не превысившего скорость движения, из-за чего машины и столкнулись.
Если нет законной причины для применения административного правонарушения, значит и не наступит гражданская ответственность одного из участников. Но чтобы страховое учреждение выплатило деньги на ремонт автомобилей, должен быть найден виновник ДТП. Если его нет, то формально у страховой есть основание отказать в страховом платеже на ремонт транспорта. В подобной ситуации разрешить спор может только судебный орган.
Если по полученной от страхователей документации страховое учреждение не может определить уровень ответственности, то он произведет выплату не полной суммы компенсации, а только ее часть, равную отношению величины материального ущерба к цифре участников ДТП.
Для начала нужно разобраться с понятиями. ОСАГО — это страхование, за которым обязан обращаться в страховую компанию каждый водитель. При этом страхуют не автомобиль, а гражданскую ответственность того лица, которое сидит за рулем ТС (транспортного средства). Если у вас есть полис, и случилось ДТП, то компания, в которой была приобретена страховка, выплатит за вас деньги пострадавшему.
Если у виновного не оформлено страхование, то страховая компания ущерб не возместит. Даже если у пострадавшего будет полис ОСАГО, ему это не поможет. После ДТП придется собирать документы, проводить экспертизу и обращаться в суд.
По ОСАГО страховая возмещает ущерб только при ДТП. Если на машину кто-то скинет цветочный горшок с балкона или же намеренно разобьет кирпичом стекло, страховая не поможет.
Несколько иная ситуация с КАСКО, которое не относится к обязательным видам страхования. Обычно за приобретением данного полиса водитель обращается в страховую по своей инициативе. Данный вид страховки защищает именно машину. А вот список рисков и их страховое покрытие зависит от выбранной программы. В расширенном КАСКО страховая возмещает ущерб, даже если водитель повредил машину при ДТП по своей вине или по иным обстоятельствам.
В каких случаях для страховой понадобится европротокол?
Только если происшествие оформлено без сотрудников полиции.
Европротокол – это разговорный термин, означающий, что участники ДТП оформили аварию по упрощённой схеме, без вызова ГИБДД – путём составления извещений о дорожно-транспортном происшествии. Но европротокол подойдёт не во всех случаях. Одним из важных условий его составления является отсутствие разногласий по поводу происшествия, а также виновности водителей. Если кто-то из участников ДТП имеет возражения, то извещение составлять нельзя – вместо этого нужно звонить в ГИБДД.
Иногда на место ДТП могут приехать аварийные комиссары (аваркомы). Многие принимают их за сотрудников полиции, хотя по факту это не так. Аваркомы часто действуют в интересах страховых компаний и просто помогают водителям с оформлением документов на месте ДТП (часто за дополнительную плату). Поэтому, если вы оформляете происшествие с таким комиссаром, а сотрудники ГИБДД на место аварии не приезжали, то обязательно составляется извещение о ДТП. Иначе о страховом возмещении можно забыть!
Когда происшествие оформлено по европротоколу, участники аварии обращаются в свою страховую с копией извещения. Но, как мы указали выше, для причинителя вреда нет санкций за неподачу европротокола. А потерпевший в ДТП может вообще не обращаться в СК за возмещением.
Данная справка всегда составлялась на месте произошедшей аварии и выдавалась участникам ДТП незамедлительно. Необходимость ехать на пост ГИБДД и долго ждать отсутствовала. Перед выдачей справка проверялась, чтобы избежать ошибок из-за которых получить выплату в дальнейшем может быть затруднительно.
Несмотря на простоту получения, отложить время оформления документа было нельзя, поэтому в любом случае участники ДТП должны были дожидаться момента итогового оформления. Перенос времени выдачи допускался только при наличии уважительных причин. Например, когда в результате аварии пострадали или погибли люди.
ВНИМАНИЕ !!! После выдачи справки она действовала в течение 3 лет и в любое время можно было получить страховую выплату.
Крайне важно было проверять справку перед ее получением. Наличие неточностей не допускалось, поэтому уполномоченное лицо было обязано их исправлять по первому требованию водителя. На практике часто происходили ситуации, когда инспекторы предлагали не обращать внимания на незначительные ошибки. Такие действия в дальнейшем создавали существенные неприятности в первую очередь для водителей.
Когда справка не нужна
Оформление документа не было обязательным во всех случаях. Уже в то время существовали способы упрощенного оформления, произошедшего ДТП. Главный из них –евпропротокол, который действует и сегодня, однако становится все более распространенным. Его ключевая особенность заключается в отсутствии необходимости вызывать сотрудников ГИБДД и ждать оформления.
Водители могут самостоятельно договориться и зафиксировать факт произошедшей аварии на специальном бланке. Несмотря на упрощенный порядок, прибегнуть к такому способу можно не во всех случаях. Например, в аварии не должно быть пострадавших людей, в результате столкновения вред был причинен исключительно имуществу, а размер ущерба не превышает установленную максимальную сумму. На протяжении всего времени размер этой суммы несколько раз менялся и увеличивался, с целью сделать процедуру доступной для большого количества водителей.