Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ошибка в налоговой платежке: что делать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того, чтобы уточнить налоговый платеж, воспользоваться нужно правилами статьи 45 НК РФ. Правила указанной статьи устанавливают порядок уточнения, если организация или ИП обнаружили ошибку в платежке по перечислению налога, которая не привела к неперечислению налога в бюджет. В этом случае налогоплательщик может написать в налоговую заявление, указав свою ошибку и приложить к нему документы, которые подтверждают уплату налога. Кроме того, в заявлении налогоплательщик просит уточнить перечисленный платеж, а именно, его основание, принадлежность, налоговый период, либо статус плательщика.
Единый налоговый счет
Единый налоговый счет (ЕНС) — счет, на котором учитываются, с одной стороны, все обязательства компании или ИП перед бюджетом: налоги взносы, пени, штраф и проценты. С другой стороны, учитываются все перечисленные денежные средства для оплаты обязательств в качестве ЕНП.
Пополнить ЕНС организация может банковским переводом денежных средств или в личном кабинете налогоплательщика. ИП дополнительно могут пополнить наличными в банке, МФЦ или почтовом отделении. При переводе денежных средств для пополнения счета указываем ИНН и сумму платежа. Реквизиты получателя для всех компаний и ИП одинаковые. Суммы обязательств организаций и ИП будут погашены исходя из того, что налогоплательщик указал в декларации или уведомлении.
Порядок списания обязательств с единого счета:
- Налоговая задолженность — начиная с наиболее ранней
- Текущие налоги, авансовые платежи, страховые взносы, сборы — по мере возникновения обязанности по их уплате
- Пени
- Проценты
- Штрафы.
Уведомление о суммах налогах и взносов: для чего и в какие сроки
Для распределения ЕНП по платежам с авансовой системой расчетов, по которым декларация приходит позже, чем срок уплаты налога, вводится новая форма документа Уведомление об исчисленных суммах налогов.
В уведомлении указываем, какую сумму налога или взноса мы должны бюджету за соответствующий месяц, квартал или год. Таким образом инспекция понимает, как разнести суммы с ЕНС по видам платежей.
Без уведомления поступившие на ЕНС деньги невозможно распределить по бюджетам, что может привести к начислению пеней.
Срок подачи уведомления — не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога или взноса. Например, по НДС и налогу на прибыль уведомление подавать не нужно, ведь декларации по ним надо сдать раньше, чем наступит срок их уплаты.
В частности, организации должны подавать уведомления:
• ежемесячно, кроме третьего месяца квартала, — перед уплатой НДФЛ и взносов;
• ежеквартально — перед уплатой авансов по УСН, по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам.
Уведомление содержит всего пять реквизитов: КПП, КБК, ОКТМО, отчетный период и сумма.
Достаточно одного уведомления по всем авансам вместо заполнения множества платежек с 15 реквизитами в каждой.
Можно оформить одно уведомление на несколько периодов. Например, если вы знаете, что у вас налог по имуществу не изменится в течение года, то можно подать уведомление один раз сразу за год по всем срокам уплаты.
С 2023 года устанавливается единый срок представления налоговых деклараций — не позднее 25 числа. При этом периодичность сдачи отчетов осталась прежней. То есть декларации по НДС, налогу на прибыль, РСВ надо будет по-прежнему сдавать раз в квартал. Декларацию по УСН и декларацию по налогу на имущество — раз в год.
ЕНП — это единый налоговый платеж. Это не новый режим, а новый порядок уплаты налогов с 2023 года для ИП и компаний, кроме самозанятых.
Как было. Раньше вы платили каждый налог отдельно. Например, взносы по УСН, страховые в пенсионный фонд и торговый сбор. Для этого заполняли несколько платежек со своими реквизитами и КБК.
Как стало. Теперь вы делаете это одним платежом, для чего перечисляете деньги на Единый налоговый счет (ЕНС), а оттуда налоговая списывает их на все необходимые взносы в бюджет.
Предприниматели направляют в ФНС уведомление, сколько денег списать со счета на те или иные цели, заполняют одну платежку с одинаковыми реквизитами.
Единый налоговый счет устроен как кошелек или вклад-копилка — у каждого он свой, только для обязательных платежей в бюджет. Деньги с ЕНС можно вернуть, если они числятся как переплата.
Переход на новую систему — автоматический, в обязательном порядке. Никаких заявлений писать не нужно.
Цель изменений: упрощение уплаты налогов юрлиц и ИП. В настоящее время ошибок в платежных документах много и платежи не засчитываются, возникает техническая задолженность.
Преимущества нововведения:
- Одна дата в месяц для уплаты налогов — каждый месяц, 28 число.
- Одна дата в месяц для представления деклараций либо уведомлений исчисленной суммы — 25 число.
- Проще платить:
- один платеж в месяц: каждый месяц, 28 число.
- в платежном поручении только два изменяемых реквизита: ИНН и сумма.
Возможность изменения ИНН предусмотрена для уплаты за третье лицо. Остальные реквизиты платежа будут на сайте.
- Одна сумма расчетов с бюджетом — одна карточка расчета с бюджетом для всех налогов:
- нет ошибочных платежей;
- при наличии переплаты и недоимки нет излишних пеней;
- нет зачетов;
- один день для поручения на возврат;
- положительное сальдо на ЕНС можно использовать на перечисление за третье лицо;
- нет трехлетнего срока давности, поэтому переплату всегда можно использовать, даже через 4, 5 и более лет. Деньги возможно вернуть или произвести перечисление на ЕНС третьего лица.
- Будет проще разобраться с долгом:
- один день на снятие приостановления/ареста со счета;
- единый документ на взыскание долга с динамично изменяемой суммой — вместо новых документов на каждый новый долг.
- Онлайн-доступ к детализации начислений и уплат в Личном кабинете юрлица и ИП.
Будет видно и поступление денег на ЕНС, и как они распределены.
Единый налоговый платеж распространяется на все платежи за исключением:
- НДФЛ, патентов,
- сборов за пользование объектами животного мира,
- сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов,
- НПД,
- госпошлины, по которой суд не выдал исполнительный документ,
- страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.
Особенности переходного периода. Суммы авансов, уплаченных в 2022 году, будут переведены на ЕНС и распределены после того, как будет сдана годовая отчетность. Подавать уведомление на эти суммы не надо.
На авансовые платежи по налогу на прибыль, отраженные в декларации за 3 квартал 2022 года, уведомления подавать не надо.
Переплата по налогу на прибыль в региональный бюджет сейчас зарезервирована под годовую декларацию и в данный момент, в переходный период, ее учет ведется отдельно. Впоследствии она будет учитываться в составе ЕНП.
Если после сдачи декларации по налогу на прибыль останется переплата в региональный бюджет, эта сумма будет учтена на ЕНС и увеличит его положительное сальдо.
Если по налогам платили авансовые платежи в 2022 г., продолжаете их платить в 2023 г. и параллельно сдавать уведомление ежеквартально о сумме, которая подлежит уплате по результатам истекшего квартала.
Переплата по налогам и сборам, имеющаяся на 31.12.2022, будет распределена по правилам для ЕНС, исходя из сроков уплаты налогов. Если сроки одинаковые, то будет распределяться пропорционально исчисленной обязанности.
Если на конец декабря по одному из налогов есть переплата, а по другому — долг, заявление на зачет можно не подавать, так как переплата будет переведена на ЕНС и за счет нее будет погашен долг.
Отложенные налоговые обязательства 2022 г. для некоторых организаций на УСН в 2023 году платятся на ЕНС, в том числе и годовой расчет по УСН.
Если организация имела право на перенос срока уплаты страховых взносов за 2 и 3 квартал 2022 года, но продолжала их уплачивать, то подавать уведомление не надо. На ЕНП буду лежать уплаченные суммы страховых взносов, ими налогоплательщик может распоряжаться по своему усмотрению.
На ЕНС можно положить авансом денежные средства. Они будут там храниться, их можно будет вернуть по заявлению. Решение о возврате будет принято в течение одного рабочего дня.
Денежные средства с ЕНП будут автоматически списываться в обязательства налогоплательщика при предоставлении уведомления или итогового расчета.
Если в текущем месяце налоги не исчислены, уведомление подавать не надо.
За 3 квартал 2022 г. НДС к возмещению, срок принятия решения — январь 2023 г. Заявление к возврату передано с декларацией.
Исходя из статьи 4 263-ФЗ надо будет писать заявление, так как заявления на возврат /зачет, поданные до 01.01.2023, не рассмотренные на эту дату, рассмотрению налоговым органом не подлежат.
Относительно возврата НДС к возмещению. После того, как сумма НДС будет подтверждена, она будет отправлена в ЕНП. Заявление на возврат надо будет писать с положительного сальдо ЕНС, не с НДС.
Страховые взносы за декабрь 2022г., уплаченные в январе 2023 г., будут начислены 2023 годом.
Правила блокировки. Правила блокировки счетов в 2023 году в целом не меняются. Изменение в том, что счет будет блокироваться только на сумму отрицательного сальдо ЕНС.
Что такое ЕНП и как он отразится на бизнесе?
Хотим сразу успокоить тех, кто отвечает за начисление и уплату налогов в своей организации: ни состав, ни сроки уплаты, ни используемая система налогообложения не поменяются. Какой же сферы коснутся эти изменения? Они будут связаны со схемой, по которой происходят перечисления денежных средств в бюджет.
Схема проста: для каждого бизнеса будет открыт единый лицевой счет. Именно туда будут перечисляться все без исключения налоги, взносы, сборы. Федеральное казначейство укажет каждому плательщику его реквизиты. Для пополнения счета нужно будет указать лишь ИНН, сумму, которую следует перечислить, и код бюджетной классификации (сокращенно — КБК).
Эта ситуация в корне отличается от той, которая действовала раньше, когда для каждого вида налога существовал свой отдельный счет. Теперь же никакого разделения не будет. Этими вопросами впредь будет заниматься налоговая инспекция, задача бизнеса — лишь перечислить эти деньги.
Как распределяются деньги с Единого налогового платежа
– В организациях говорят, что прежняя система давала возможность быть более гибкими в сроках и суммах платежей. Бухгалтеры рассказывают: раньше можно было по одному налогу чуть больше зачислить, а по другому придержать платеж. Сейчас это невозможно. Действительно ли система стала менее гибкой?
– Я так понимаю, об этом говорят плательщики, у которых возникают кассовые разрывы и им хотелось бы в приоритетном порядке закрыть, например, НДФЛ. Сегодня это действительно невозможно. Алгоритм распределяет денежные средства с ЕНС пропорционально между налогами и бюджетами. Конечно, тем плательщикам, которые образуют недоимку, это не совсем удобно. Новый закон более жёсток по отношению к неплательщикам.
В чем тут логика? Если плательщик перечисляет средства только на НДФЛ или только на НДС, то в приоритете оказывается какой-то один бюджет. Введением ЕНП законодатель решил проблему приоритезации поступлений в тот или иной бюджет. Средства между уровнями бюджетов делятся пропорционально – если у плательщика их не хватает, то недополучит в равной степени каждый из них.
Учет невыясненных платежей
Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:
- ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
- ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
- ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
- ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).
Эти проводки актуальны при уточнении платежей. Если же деньги возвращаются налогоплательщику, используется эти бухгалтерские проводки:
- ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие к учету невыясненного платежа. Первичная бумага, на основании которой создается проводка – выписка со счета.
- ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Перечисление невыясненного платежа налогоплательщику. Первичный документ – заявление налогоплательщика.
Бухгалтерские проводки могут создаваться только на основании информации из первичных документов.
Что собой представляет невыясненный платеж
Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:
- В поручении содержатся неверные ИНН/БИК плательщика налогов.
- Неправильно зафиксирован идентификационный номер налоговой структуры.
- Назначение направленных средств, указанное в письменной форме, не соответствует коду назначения средств.
- Выплата направлена в налоговую структуру, в которой налогоплательщик не зарегистрирован.
- Налогоплательщику не нужно платить тот вид налога, который он уплатил.
- Не прописан номер лицевого счета (или он прописан неверно).
Как уточнить налоговый платеж при ошибке в платежном поручении?
Код в платежном поручении: ключевые моменты
Сегодня получить интересующую информацию не составляет труда. Варианта получения кода два:
- Сделать запрос в контролирующие органы.
- Найти и переписать (скачать) интересующую информацию в сети.
Стоит учесть, что каждый год законодательство меняется, поэтому коды налогов в платежном поручении и прочие обозначения могут подвергаться корректировке. В ситуации, когда УИП неизвестен, рекомендуется вовсе ничего не указывать. Если же указать данные неправильно, адресат может не получить предназначаемый для него платеж.
При обнаружении ошибки требуется оформить заявление и направить его в ФНС (для возврата платежа). После этого стоит еще раз произвести транзакцию, но уже с указанием правильного кода в платежном поручении.
Приказ клиента оформляется в 4-х экземплярах — для держателя р/с и банков (отправителя и получателя). Последнему передается два документа. Если указание оформлено с нарушением требований законодательства, оно отклоняется. При этом каждой ошибке присваивается индивидуальный код:
- «11» — имеют место недопустимые символы.
- «49» — указанного расчетного счета нет и так далее.
В процессе возврата платежки в ней прописывается код, по которому определяется сделанная ошибка с последующим устранением оплошности. Такой параметр указывается с учетом анализа ряда критериев:
- Статусов сторон операции (получающей и отправляющей).
- Правильности указания параметров транзакции.
- Факта присутствия у получающей стороны лицензии.
Ответы на бухгалтерские вопросы
Ольга Вячеславовна. Сегодня была в ИФНС №10, уточняла задолженность перед бюджетом по своим платежам и платежам своих детей. Попросила копии извещений для оплаты, так как на домашний адрес ничего не пришло, и выяснила следующую картину: в октябре 2017 года зашла в личный кабинет налогоплательщика, распечатала платежные документы, оплатила, а сегодня выясняется, что оплата не разнесена, висит задолженность по имущественным налогам. Пжл, объясните мне как это может быть, почему до сего дня не разнесены платежи, кому это выгодно и куда писать, где искать правду и есть ли она вообще в нашем государстве. После 1 декабря нас налогоплательщиков пугают штрафами, пеней, а чем и как я смогу испугать государственных служащий за нерадивое отношение к своей работе. Посоветуйте, пжл, или » игра идет в одни ворота». С уважением, Гниденко ЛВ
Отвечает Ваш персональный эксперт
Если Вы оплачивали налоги через банк, то денежные средства, уплаченные Вами, в бюджет поступили. Данные платежи разносятся в карточки расчетов с бюджетом автоматически. В данном случае, возможно, просто при обработке контейнера с платежами, полученного от органов Федерального казначейства, автоматически не «сели» в карточку расчетов с бюджетом по техническим причинам.
Невыясненные платежи в налоговой как вернуть
1 января 2014 года вступил в силу «Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ» (далее – Порядок), утвержденный Приказом Минфина РФ от 18 декабря 2013 г. № 125н.
Согласно п. 17 данного Порядка поступления, учтенные органом Федерального казначейства как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства на основании оформленной им Заявки на возврат в следующих случаях:
а. невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» и (или) текстовом поле «Назначение платежа» не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления. (образец Заявления для юридических лиц и образец Заявления для физических лиц);
б. невыясненные поступления, принадлежность которых к доходам не установлена, ошибочно зачисленные на счет органа Федерального казначейства по вине банка или организации федеральной почтовой связи, возвращаются на счет данного банка или организации федеральной почтовой связи на основании письменного обращения (Уведомления) банка или организации федеральной почтовой связи;
в. невыясненные поступления возвращаются плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы поступлений в бюджет, которым в соответствии с пунктом 54 настоящего Порядка ранее направлялся Запрос на выяснение принадлежности платежа, и (или) администратор поступлений в бюджет, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, которому предназначался платеж, предоставили Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от принятия на учет данного поступления.
Если в заявлении плательщика в качестве получателя платежа, которому предназначался платеж, указан администратор поступлений в бюджет, которому Запрос на выяснение принадлежности платежа ранее не направлялся, орган Федерального казначейства направляет данному администратору поступлений в бюджет Запрос на выяснение принадлежности платежа и осуществляет возврат денежных средств только при получении от него Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от указанных в Запросе на выяснение принадлежности платежа поступлений.
Возврат невыясненных поступлений, предусмотренных подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, осуществляется в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня, следующего за днем представления заявления плательщика, письменного обращения (уведомления) банка или организации федеральной почтовой связи, на основании оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства Заявки на возврат.
Согласно п. 18 поступления, ошибочно зачисленные на счет органа Федерального казначейства и учтенные им как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, получателем которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является государственное или муниципальное учреждение (далее — учреждение), которому открыт лицевой счет в органе Федерального казначейства, подлежащие зачислению на другой счет органа Федерального казначейства, перечисляются учреждению на основании полученного от данного учреждения письменного обращения с приложением копии заявления плательщика.
Перечисление невыясненных поступлений осуществляется в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня, следующего за днем представления обращения учреждения, на основании оформленной в соответствии с ним органом Федерального казначейства Заявки на возврат, оформленной в установленном порядке.
Согласно п. 19 Порядка при зачислении на счет органа Федерального казначейства платежей, предназначенных для уплаты на счет другого органа Федерального казначейства, учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, орган Федерального казначейства, на счете которого учтены невыясненные поступления, формирует Запрос на выяснение принадлежности ошибочно зачисленного платежа и направляет его в соответствующий орган Федерального казначейства. При получении Запроса на выяснение принадлежности ошибочно зачисленного платежа орган Федерального казначейства формирует соответствующий запрос предполагаемому администратору доходов бюджета.
Как перейти на единый налоговый платеж
С 2023 года все юридические лица и ИП перейдут на режим уплаты налогов через ЕНП. Пока действует экспериментальный режим, бизнесменам, которые решили принять в нем участие, нужно было отправить в ФНС заявление в срок с 1 апреля по 4 мая 2022 года. То есть, сейчас перейти на ЕНП пока нельзя – нужно ждать начала 2023 года.
Что касается нового порядка, то возникает вопрос – какую сумму перечислять и как налоговики узнают, что платеж охватывает все налоги, ведь у них на руках не будет деклараций, при помощи которых можно сверить уплаченную сумму с фактически начисленной. Для этого предусмотрено уведомление по специальной форме, которое и покажет ФНС, куда распределять налоги.
Соответственно, с 1 января 2023 года отдельно переходить на единый налоговый платеж для юридических лиц и ИП не придется – как только плательщик подаст первое уведомление по новой форме, он автоматически переходит на новый способ уплаты налогов.
Уведомление как новый вид отчетности
С 2023 года изменился механизм взаимодействия с бюджетом при расчетах. Недоимка и переплата теперь определяются не по каждому бюджетному платежу (отдельному налогу, сбору или страхвзносу), а по их совокупности. Налогоплательщики перечисляют единый налоговый платеж (ЕНП), а ИФНС самостоятельно распределяет его по видам налогов и иных платежей.
Соответственно, у компаний и ИП появилась новая обязанность — подавать уведомления о рассчитанных суммах налогов и страхвзносов. Это делается в таких ситуациях (новая ред. п. 9 ст. 58 НК):
- когда отчетность по бюджетному платежу не предусмотрена вообще;
- когда отчетность предусмотрена, однако срок уплаты налога, аванса по нему, сбора, страхвзносов наступит раньше, чем срок сдачи декларации или расчета.
Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.
Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:
– номера счета Федерального казначейства;
– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.
При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).
Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.