Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 4.5 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обжаловала конституционность нормы КоАП жительница Москвы Ольга Мельникова. 22 декабря 2020 года женщина, управляя автомобилем, совершила резкий маневр и создала помеху движению городского автобуса. Водитель последнего успел затормозить и избежал столкновения, но люди в салоне потеряли равновесие, некоторые упали, а один пассажир сломал руку. Инцидент был квалифицирован как ДТП. Мельникова же покинула место происшествия, поэтому была лишена прав на один год. Решение суда она оспорила, указав среди прочего, что оно было вынесено по истечении трехмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП (к ответственности Мельникову привлекли 22 марта 2021 года, по прошествии трех месяцев и одного дня). Однако все вышестоящие суды, вплоть до Верховного, оставили постановление в силе.
Срок давности длящегося правонарушения
Из общего правила о начале срока давности с момента совершения правонарушения есть одно исключение – если нарушение имеет длящийся характер, то срок начинает исчисляться со дня его обнаружения проверяющими органами. В КоАП РФ нет четкого определения длящегося правонарушения, поэтому суды каждый раз сами оценивают, является ли нарушение таковым. И надо сказать, рядовые суды часто квалифицируют нарушение трудовых прав как длящееся. Но практика Верховного Суда РФ показывает, что большинство нарушений в сфере трудового права на самом деле длящимися не являются.
Наиболее острые споры о характере нарушения были по поводу несвоевременной выплаты заработной платы. В 2004 г. Верховный Суд РФ обратил внимание, что при рассмотрении иска работника о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что срок на обращение в суд не может быть пропущен, т.к. нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику зарплаты,…
Дело в том, что, согласно другой статье КоАП – 4.8 (“Исчисление сроков”) – течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, если другими статьями кодекса не установлен иной порядок исчисления сроков. Принципиально это не вступает в противоречие с положением ст. 4.5 (поскольку “иной порядок” ей и установлен), однако пленум Верховного суда в 2005 году установил, что срок давности должен исчисляться по общим правилам со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При этом, в зависимости от категории правонарушения (оконченное или длящееся) или его объективной стороны (действия или бездействие), допускалась возможность исчисления срока давности и со дня совершения административного правонарушения. В сам же КоАП нормативных оснований для такой дифференциации внесено не было. Это, по мнению КС, привело к тому, что судебная практика в данном вопросе не отличается единообразием, несмотря на “генеральную линию” пленума ВС.
Исходя из этого Конституционный суд обязал законодателя незамедлительно принять меры по устранению указанной неопределенности.
Впредь до этого КС постановил исчислять срок давности начиная со дня совершения административного правонарушения, то есть согласно ст. 4.5 КоАП РФ.
Дело заявительницы подлежит, таким образом, пересмотру.
Комментарий к Статье 31.9 КоАП РФ
1. На стадии исполнения постановления применяется положение о прекращении производства по делу, если истек срок давности исполнения постановлений.
С целью обеспечения оперативного принудительного воздействия на лицо, привлеченное к ответственности, установлен годичный срок давности приведения в исполнение постановления о наложении административного наказания.
Кроме того, важно правильно исчислять срок давности, который начинает течь со дня вступления постановления в силу, а не со дня вынесения постановления.
Течение этого срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом составляется акт об уклонении, в связи с чем срок давности исполнения постановления перестает течь.
При уклонении лица от добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа указанное постановление подлежит принудительному исполнению в соответствии с ч. 5 ст. 32.2, ч. 3 ст. 32.3 КоАП (см. комментарии). Уклонение лица от исполнения постановления (решения) о назначении административного наказания подразумевает неисполнение лицом обязанностей, предписанных вынесенным постановлением, либо их ненадлежащее исполнение, в том числе просрочка предусмотренных сроков добровольного исполнения постановления (решения) лицом, привлеченным к административной ответственности.
Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его имущества, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное наказание, т.е. со дня, когда появляется реальная возможность исполнить назначенное лицу наказание. Непосредственно факт обнаружения виновного, его имущества, доходов необходимо оформлять документально.
В срок давности исполнения взыскания не включается время, на которое была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, а также время, на которое исполнение было приостановлено в связи с принесением протеста прокурором (см. комментарий к статье 31.5 КоАП).
Приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания в случае принесения протеста на указанное постановление предусмотрено ст. 31.6 КоАП (см. комментарий). Срок давности исполнения постановления, на которое был принесен протест, приостанавливается до рассмотрения протеста.
Правовые последствия при уклонении лица, лишенного специального права, от исполнения постановления (решения) о назначении указанного административного наказания наступают на основании ч. 2 ст. 32.7 КоАП (см. комментарий).
2. Сроки предъявления исполнительного листа к исполнению, установленные в статье 321 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отличаются от соответствующих положений КоАП:
— в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;
— в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ, то есть при восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
В случае если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.
Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.
В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 при определении в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению судам необходимо учитывать положения части 1 статьи 31.9 КоАП, согласно которым постановление о назначении административного наказания (в данном случае таковым является судебный акт арбитражного суда о привлечении к административной ответственности) может быть приведено в исполнение лишь в течение года со дня его вступления в законную силу.
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (Вестник ВАС РФ. 2006. N 9 (сентябрь)) в частности регулирует, что заявление уполномоченного органа о включении в реестр сумм штрафов, назначенных за административные правонарушения, должно быть подано в арбитражный суд в течение срока давности исполнения решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания), определенного частью 1 комментируемой статьи. Подача указанного заявления приостанавливает течение срока давности исполнения, поскольку после введения процедуры наблюдения существует юридическая невозможность принудительного исполнения соответствующего решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания).
Как подать заявление на применение срока?
Законом не предусмотрен подобный образец прошения. Предполагается, что его можно составить в произвольной форме, указав в шапке документа реквизиты суда, в который он будет подан, личные данные заявителя и номер дела.
Основной текст должен содержать разъяснение по каким причинам заявитель просит применение давностных сроков. Обоснование обязательно, со ссылкой на нормы закона. Данное требование носит название ходатайство и может быть подано как до судебного разбирательства, так и непосредственно во время него.
Ответ на прошение истца рассматривается сразу же и судья выносит мотивированное решение о применении сроков исковой защиты либо отказывает в этом. В последнем случае повторная подача ходатайства исключается.
Если требование было выдвинуто истцом до начала судебных разбирательств, то ответчик получает копию прошения и одновременно исковое заявление. Поэтому при подаче иска и ходатайства одновременно следует составить 3 копии (в суд, ответчику и одну для истца).
Заявление о применении давности можно подать как лично (в судебную канцелярию), так и через представителя (по доверенности) или по почте (заказным письмом с уведомлением о получении и описью прилагаемых документов).
Основных процессуальных сроков производства по делам об административных правонарушениях
№ п\п |
Наименование процессуальных действий |
Сроки совершения процессуальных действий |
Условия при которых действуют сроки совершения процессуальных действий |
Статья, часть, пункт КоАП РФ |
1. |
Административное задержание |
1) не более 3 часов с момента доставления 2) не более 3 часов с момента вытрезвления доставленного 3) не более 48 часов |
1) по общему правилу 2) если доставленное лицо находится в состоянии опьянения 3) *если в качестве наказания в санкции предусмотрен административный арест; * если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении: 1. посягающем на установленный режим Государственной границы РФ; 2. посягающем на порядок пребывания на территории Российской Федерации; 3. совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, континентальном шельфе, в исключительной морской зоне Российской Федерации; 4. связанном с нарушением таможенных правил — если необходимо установить личность правонарушителя или выяснить обстоятельства дела. |
1) ч. 1 ст. 27.5 2) ч. 4 ст. 27.5 3) ч.2 ст.27.5 |
2. |
Составление протокола об административном правонарушении |
1) немедленно после выявления 2) в течение 2-х суток с момента выявления правонарушения 3) по окончанию административного расследования: не более 1 месяца (общее правило) |
1) по общему правилу 2) если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о правонарушителе 3) если необходимо осуществить экспертизу или иные действия требующие значительных временных затрат после выявления административных правонарушений: *таможенного, * патентного, *антимонопольного, *валютного, *об охране окружающей среды, *дорожного движения, *об авторском праве и смежных правах, *о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, *в области налогов и сборов, *о защите прав потребителей, *в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), *о рекламе, *о выборах и референдумах, *о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, *о несостоятельности (банкротстве), *о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, *в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, *пожарной безопасности, *транспорте, *о естественных монополиях |
1) ч. 1 ст. 28.5 2) ч. 2 ст. 28.5 3)ст.28.7 |
3. |
Направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение |
В течение 3 суток после составления |
ч.1 ст. 28.5 |
|
4. |
Доработка возвращенных административных протоколов |
В течение трех суток со дня их поступления от органа рассматривающего дело |
ч. 3. ст.28.8 |
|
5. |
Повторное направление протокола об административных правонарушениях и иных материалов дела после доработки органу (должностному лицу) уполномоченному их рассматривать |
В течение суток со дня устранения соответствующих недостатков |
ч. 3 ст. 28.8 |
|
6. |
Рассмотрение дела об административном правонарушении |
В течение 15 дней со дня получения протокола и материалов дела |
ч.1 ст. 29.6 |
|
7. |
Продление срока рассмотрения дела об административном правонарушении |
Не более чем на 1 месяц |
В случае: *поступления ходатайств от участников производства по делу; * необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела |
ч.2 ст. 29.6 |
8. |
Отложение рассмотрения дела |
До окончания срока давности привлечения к административной ответственности |
В случаях: *поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, должностного лица, члена коллегиального органа рассматривающих дело; * отвода специалиста, эксперта или переводчика, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; * необходимости явки лица участвующего в рассмотрении дела; * истребование дополнительных материалов по делу; * назначение экспертизы. |
п.7 ч. 1 ст. 29.7 |
9. |
Определение органа должностного лица ведущих производство по деду об административном правонарушении об истребовании дополнительных сведений, доказательств |
В 3-х дневный срок со дня получения определения |
Исполняется органом государственной власти, местного самоуправления иной организацией в адрес которой направлено |
ст. 26.10 |
10. |
Поручение или запрос судьи, органа, должностного лица ведущего производство по делу |
В 5-и дневный срок со дня получения поручения |
Исполняется органом государственной власти, местного самоуправления иной организацией в адрес которой направлено |
ч.2 ст. 26.9 |
11. |
Оглашение постановления по делу об административном правонарушении |
Немедленно после рассмотрения дела по существу |
ч.1 ст.29.11 |
|
12. |
Вручение копии постановления по делу об административном правонарушении под расписку |
1) немедленно 2) направляется заказным письмом в течение трех суток |
1) если дело рассматривалось в присутствии правонарушителя 2) если дело рассматривалось в отсутствии правонарушителя, но при его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела (под роспись) |
ч.2 ст. 29.11 ч.2 ст. 29.11 |
13. |
Вступление постановления в законную силу |
10 дней |
Если постановление не обжаловано и не опротестовано |
ч. 1 ст. 31.1 |
14. |
Решение вопросов о: * рассрочке, *отсрочке, *приостановлении, *прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, *взыскании штрафа наложенного на несовершеннолетнего с его родителей |
В 3-х дневный срок со дня возникновения основания для разрешения данного вопроса (например, со дня подачи ходатайства об отсрочке исполнения штрафа) |
ч.1 ст. 31.8 |
|
15. |
Отсрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде штрафа |
До 1 месяца |
Если имеются обстоятельства, вследствие которых исполнение наказания в виде штрафа невозможно в установленные сроки |
ч.1 ст.31.5 |
16. |
Рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде штрафа |
До 3 месяцев |
С учетом материального положения лица |
ч.2 ст. 31.5 |
17. |
Постановление о наложении административного штрафа подлежит исполнению в добровольном порядке |
Не позднее 30 дней со дня: * вступления постановления в законную силу; * истечения срока отсрочки; *истечения срока рассрочки. |
ч. 1 ст. 32.2 |
|
18. |
Начало процесса принудительного исполнения штрафа |
По истечении 30 дней со срока предусмотренного для добровольной уплаты штрафа |
ч. 4 ст.32.2 |
|
19. |
Подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении |
В течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. |
За исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 КоАП РФ, жалобы по которым могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений. |
ч. 1 ст. 30.3 ч. 3 ст. 30.3 |
20. |
Срок в течение, которого лицо считается подвергнутым административному наказанию |
1 год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания |
ст. 4.6 |
|
21. |
Представление судьи, органа, должностного лица рассматривающих дело административном правонарушении об устранении причин и условий способствовавших его совершению |
Исполняется в течение 1 месяца с момента получения |
Представление должно быть внесено в соответствующие организации |
ч. 2 ст. 29.13 |
22. |
Срок предъявления постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа судебным приставам-исполнителям |
Не позднее 3 месяцев с момента вынесения постановления |
Пропущенный срок предъявления к исполнению восстановлению не подлежит |
ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве». |
Основные нюансы протокола и постановления
Основные нюансы протокола и постановления нужно узнать, так как это два разных документа. Протокол – это бумага, в которой фиксируется совершенное нарушение правопорядка, носящее административный характер. По сути, такой документ просто подтверждает факт, что нарушение порядка (по нормам КоАП РФ) было. Мера наказания (ответственности) в этой бумаге не прописывается, но указываются законодательные нормы, по которым может быть назначена ответственность, и детально фиксируется допущенное нарушение.
В отдельных случаях оформление протокола не выполняется. Вместо него сразу же составляется постановление. Это документ, в котором сразу указывается наказание для административного правонарушителя. Под такими ситуациями понимаются следующие:
- открытие сотрудниками прокуратуры административного дела;
- нарушения ПДД, которые были зафиксированы с помощью специальной техники стационарного типа;
- вынесение штрафов непосредственно на месте, где был совершен ненадлежащий поступок, или же получение предупреждения;
- наложение санкций (по нормам исполнительного производства) за то, что требования приставов были проигнорированы.
Оспаривание протокола
Необходимо внимательно следить за тем, как составляется документ, и какие сведения в него вносятся сотрудником. Любые, даже мелкие, на первый взгляд, нарушения могут помочь в признании протокола недействительным.
Если инспектор не объяснил права гражданину, то в соответствующей графе нужно поставить о. В судебной практике немало примеров, когда этого хватает для оспаривания протокола.
Совет: все действия сотрудника лучше снимать на видеокамеру или телефон со звуком, а также фотографировать все происходящее, это поможет зафиксировать то, что может ускользнуть от внимания.
В поле для объяснения водителя, необходимо поставить о и максимально полно и подробно изложить свою точку зрения и отметить, что в наличии имеются видео, фото и аудиозаписи с места происшествия.
Грубым нарушением являются случаи, когда сотрудник не записывает показания понятых или свидетелей. А также недопустимо привлечение посторонних лиц, которых не было на месте в момент совершения правонарушения в качестве свидетелей.
Все исправления и дополнительные записи должны быть заверены дополнительными подписями сторон, особенно важна подпись задержанного. Таким образом, подтверждается законность внесенных исправлений.
Совет: для доказательства своей невиновности в суде стоит обратиться к грамотному юристу, который лучше обычного обывателя знает законы РФ.
Правила составления постановления
Постановление о привлечении лица к административной ответственности, является распорядительным актом должностного лица ГИБДД или судьи, на основании, которого физическое лицо получает административное наказание.
В связи с тем, что данный акт имеет обязательную распорядительную функцию, и накладывает на лицо ответственность, Кодексом об административных нарушениях (КОАП) предусмотрены четкие правила оформления и составления постановления, нарушение которых влечет за собой его отмену, и признание лица не виновным в совершении правонарушения.
Согласно нормам КОАП выносить такие распорядительные акты (постановления) имеют следующие должностные лица:
- сотрудники ГИБДД, если за нарушение предусмотрены штрафы и предупреждения;
- судьи, если за нарушение предусмотрены такие санкции как штрафы, лишение прав, ограничение свободы в виде административного ареста или исправительных работ.
Важно четко понимать в чем разница между протоколом и постановлением.
Правила определения сроков давности
Существует специальный порядок определения сроков давности по административному правонарушению. Таким образом,
- течение срока установленного периода начинается на следующий календарный день со дня наступления события;
- сроки, которые исчисляются сутками, заканчиваются в 24 часа;
- сроки, которые исчисляются месяцами, заканчиваются в последние календарные сутки месяца;
- если конец срока попадает на нерабочий день, то он переноситься на первый ближайший рабочий день;
- срок не считается пропущенным, если документы поданы в органы или переданы уполномоченным лицам до 24 часов последнего установленного дня.
Нюансы составления при наличии штрафа
При условии, что нарушителю в качестве меры ответственности назначили штраф, помимо описанных выше пунктов, обязательно указывающихся в тексте постановления согласно утвержденным правилам, то нужно вписать в бумагу также:
- сведения о получателе данной денежной санкции;
- сумме выплаты, подлежащей к перечислению жертве преступления или в государственную казну.
В ситуации, когда порядок вручения финансовой компенсации потерпевшему определяет судебная инстанция, и судья выносит, соответственно, интересующее нас постановление, то в тексте этой документации также прописываются:
- величина нанесенного пострадавшему гражданину ущерба;
- сроки, когда искомый урон должен быть компенсирован;
- порядок уплаты денежных средств.
Понятие и виды сроков в производстве по делам об административных правонарушениях
Одним из признаков производства по делам об административных правонарушениях является оперативность рассмотрения дела, которая должна обеспечиваться процессуальной формой, в том числе одним из ее элементов — сроками, законодательно закрепленными.
Юридический срок — законодательно определенный промежуток времени, исчисляемый согласно установленной процедуре. Сроки присущи любой процессуальной форме (уголовной, гражданской и административной). В настоящее время сроки в производстве по делам об административных правонарушениях регламентируют три крупных нормативных акта — КоАП РФ, ТК РФ, НК РФ, а также ряд федеральных законов.
Среди большого разнообразия имеющихся юридических сроков можно говорить о сроках в производстве по делам об административных правонарушениях и рассматривать их как определенные промежутки времени, установленные административным законодательством и исчисляемые в соответствии с принятыми правилами в целях обеспечения оперативности и эффективности производства.
Статья 31.9 КоАП РФ. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания
- Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
- Течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
- В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 настоящего Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.
- В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Снятие ответственности
Истечение срока давности административного правонарушения означает, что производство по совершенному проступку не может быть начато. В этом случае субъекта нельзя привлечь к ответственности. При этом закон предусматривает прекращение уже начатого производства. Этот случай весьма распространен в практике. Если разбирательство по проступку затягивается, уполномоченный орган может вынести соответствующее постановление. Истечение срока давности административного правонарушения в таких случаях означает снятие с лица ответственности. Если соответствующего постановления вынесено не было, а субъекту все-таки назначено наказание, то это выступает в качестве основания для отмены решения. Привлечение к ответственности после окончания срока давности является нарушением законодательства.