Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О порядке получения статуса безработного гражданина и его правовых гарантиях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Величина выплат определяется в индивидуальном порядке и зависит от трудового стажа, оклада, причины отсутствия трудовой деятельности и региональных надбавок. Минимальный размер дотации составляет 1 500 ₱, максимальный – 12 130 ₱. Это базовая величина пособия без региональных доплат. Такие размеры установлены постановлением правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года №239.
Размер пособия по безработице
Согласно новым правилам пособие по безработице гражданам, которые потеряли работу из-за сокращения или ликвидации предприятия, будет максимальным с 4 по 6 месяц после увольнения, а затем – 60% заработка, но не более 5 000 рублей.
Размер пособия определяется исходя из среднего заработка, учтенного за 3 месяца до увольнения с прежнего места работы.
Данное пособие выплачивается гражданам, признанным безработными с первого дня установления указанного юридического факта.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным
Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренным законодательством.
Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией либо сокращением численности или штата работников и признанным безработными, но не трудоустроенными в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляются с первого дня указанного периода;
Для гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных из организаций по собственному желанию (за исключением лиц, уволенных по собственному желанию по уважительным причинам); уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие противоправные действия, предусмотренным законодательством РФ; уволенным из организаций по любым основанием в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также для граждан, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Пособия по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождении безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Гражданам, не достигшим возраста, необходимого для назначения пенсии по старости на общих основаниях (М.60 лет/ Ж.55 лет) и имеющий страховой стаж не менее продолжительностью не менее 25 (для мужчины) и 20 лет (для женщины), а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 и 28 Федерального закона «трудовых пенсиях в Российской Федерации», продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.
Не ранее чем за два года до наступления возраста, дающее право на трудовую пенсию по старости, гражданам, уволенным связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, с их согласия может начаться пенсия на данный период по предложению органов занятости при невозможности трудоустройства.
Содержащиеся в любой отрасли права правовые нормы сами по себе не порождают, не изменяют и не прекращают правоотношений. Для этого необходимо наступление предусмотренных правовыми нормами обстоятельств, которые называются юридическими фактами. Поэтому юридические факты выступают в качестве связующего звена между правовой нормой и социальным правоотношением. Без юридических фактов не устанавливается, не изменяется и не прекращается ни одно правоотношение.
Статьей 35 Закона РФ «О занятости населения в РФ» определено, что по решению органов занятости выплата пособия по безработице может быть прекращена в следующих случаях:
Признания гражданина занятым:
-
-
- прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации или переподготовки
- по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
- длительной (более одного месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
- переезда безработного в другую местность;
- получения пособия по безработице обманным путем либо попытки таковой;
- осуждения лица, получающего пособия по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
- назначения трудовой пенсии по старости, назначение досрочной пенсии для безработных,
- назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказа от посредничества органов занятости в трудоустройстве (по личному письменному заявлению гражданина);
- Основанием для прекращения социальных правоотношений является – смерть. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в порядке наследования в соответствии с гражданским законодательством.
-
Во всех вышеперечисленных случаях выплаты рассматриваемого пособия прекращаются с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного.
Факторы, влияющие на размер пособия по безработице
В первые 3 месяца в первом 12-месячном периоде человек получает 75% от среднемесячного заработка. В следующие 4 месяца – 60%, далее 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Во втором периоде, который длится также 12 месяцев, пособие выплачивается в размере минимальной величины пособия , увеличенной на размер районного коэффициента.
Размеры пособия корректируются ежегодно Правительством РФ. Например, в 2013 году минимальная величина пособия составляла 850 руб, а максимальная – 4900 руб.
Для отдельных категорий граждан размер пособий определяется в следующем порядке. В первом периоде, который длится 6 месяцев, пособие составляет минимальную сумму, увеличенную на размер районного коэффициента. Во втором периоде, который также длится 6 месяцев, производятся те же выплаты, что и в первом периоде.
Пособие по безработице не выплачивается на постоянной основе, выплаты могут быть прекращены, приостановлены или сокращены.
Выплаты прекращаются и одновременно с этим происходит снятие безработного с учета, если:
- человек признается трудоустроенным;
- проходит профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку через органы службы занятости, и на этот период предусмотрена стипендия;
- человек многократно не является в органы службы занятости без оправдательного документа;
- меняет место жительства, выбрав другую местность, регион и пр.
Выплаты приостанавливаются на срок до 3-х месяцев, если:
- человек отказался от двух вариантов предложенной работы;
- следует отказ от оплачиваемых общественных работ или от направления на обучение;
- человек явился на перерегистрацию в состоянии алкогольного или другого опьянения;
- гражданин отчислен с места обучения по направлению органов СЗ за нарушения;
- гражданин нарушил условия и сроки перерегистрации в СЗ;
- гражданин самовольно прекратил обучение.
Тот период, когда выплаты считаются приостановленными, входит в общий период выплаты пособия по безработице.
Пособие не выплачивается, если:
- женщина находится в отпуске по беременности и родам;
- человек уехал в связи с обучением вечерней и заочной формы для получения профессионального образования;
- гражданин призван на военные сборы или привлечен к государственным обязанностям.
Пособие выплачивается в сокращенном виде, если:
- гражданин не явился на переговоры о трудоустройстве в течение 3 дней со дня направления;
- при отказе от направления на работу.
Решение об изменениях в выплате пособий принимают органы СЗ и обязательно уведомляют о своем решении безработного.
Органы СЗ могут оказывать материальную помощь гражданам, чей правовой статус безработного прекращен по причине истечения положенного срока, а также гражданам, которые находятся на обучении или профподготовке.
Гарантиями государства является организация общественных работ, которая обеспечивает временную занятость безработного, а также наличие возможности повысить квалификацию, пройти профессиональную подготовку или переподготовку.
Понятие и оформление статуса безработного
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах занятости в поисках подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из данного определения, безработный гражданин обладает всеми этими признаками в своей совокупности.
Выделим эти признаки:
- трудоспособный гражданин;
- не имеет работы;
- не имеет заработка;
- зарегистрирован в органах занятости населения;
- ищет работу;
- готов приступить к работе.
При отсутствии одного из подобных признаков гражданин не может являться безработным. Таким образом, можно установить, что если трудоспособный гражданин имеет работу, но не имеет заработка (например, стажировка, практика), то такой гражданин уже не может признаваться безработным.
Для признания гражданина безработным соблюдается следующий порядок действий:
- Обращение по месту постоянной регистрации (регистрации по месту жительства) в орган занятости населения. При себе иметь в наличии документы: паспорт, документы об образовании, квалификации, обучении, ученых степенях, ученых званиях, трудовая книжка (если таковая имеется), справка о среднем заработке, для инвалидов (естественно, рабочей группы) – ИПР.
- Центр занятости направляет трудоспособного гражданина с соответствующим бланком в поисках подходящей работы.
- Далее центры занятости направляют (в случае необходимости) запросы для подтверждения представленных сведений.
- В случае признания трудоспособного гражданина безработным сведения о нём вносятся в специальный регистр.
- В случае неудачного поиска работы со специальным пустым бланком трудоспособный гражданин признаётся безработным и ему устанавливается пособие по безработице.
Не признаётся безработным гражданин, который:
- отказался от двух вариантов предложенной работы (в том числе при направлении его центром занятости в целях самостоятельного поиска работы с пустым бланком);
- при двух отказах гражданина, впервые ищущего работу или ранее не работавшего от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы;
- неявка в течение 10 дней без уважительной причины для постановки на регистрационный учет в качестве безработного;
- неявка в установленный срок для принятия решения о признании безработным;
- представление гражданином заведомо ложных сведений об отсутствии работы и заработка, а также иных недостоверных данных для признания безработным.
Возврат пособия по безработице. В каких случаях производится
Возврат пособия по безработице предусмотрен в случае его незаконного получения (обманным путем), а именно:
- предоставление заведомо ложных или недостоверных сведений, что порождает для центров занятости населения тотально проверять каждого претендующего на статус безработного и получение пособия по безработице относительно достоверности представленных им сведений об отсутствии работы, стажа в трудовой книжке, заработной платы по последнему месту работы и т.д.;
- наличие оплачиваемого места работы в период получения пособия по безработице, что порождает для центров занятости населения обязанность тотально проверять каждого безработного на появление у него оплачиваемого места работы в период получения пособия по безработице и наличии статуса безработного;
- случаи получения пособия по безработице в результате технической или арифметической ошибки.
Как стать официальным безработным
Для того чтобы человека, не имеющего работы, признали безработным, необходимо выполнить некоторые формальности
:
- зарегистрироваться для поиска работы;
- зарегистрироваться в качестве безработного;
- в оговариваемые сроки посещать службу занятости для получения информации о подходящей работе.
Первое, что заявитель должен сделать, это обратиться в службу занятости с заявлением о поиске работы.
Вместе с заявлением в службу занятости надо предоставить:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- индивидуальную программу реабилитацию инвалида (при наличии);
- трудовую книжку, другие договоры или контракты;
- документ об образовании и специализации;
- справку о среднем заработке за последние 3 месяца;
- документ о снятии с учета в качестве ИП или другие, подтверждающие прекращение деятельности (расторжение авторского договора, прекращение военного контракта);
- иные документы, подтверждающие трудности в поиске работы при наличии (справка по инвалидности, предпенсионный возраст, одинокий и многодетный родитель).
Неработающих граждан разделят на категории и внесут в реестр
В каждом субъекте может появиться реестр неработающих граждан. Такой законопроект находится сейчас на рассмотрении Госдумы, сообщила «Парламентская газета».
В 2020 году ряд губернаторов обратились в Совет Федерации с просьбой разобраться с ситуацией — по их мнению, львиную долю отчислений в ФОМС регион вносит за тех, кто на самом деле имеет возможность платить налоги. Речь идёт, прежде всего, о лицах, предлагающих услуги по ведению домашнего и фермерского хозяйства, ремонту квартир, обучению и уходу за детьми. Главы субъектов Федерации уверены, что явно переплачивают в ФОМС. Например только одна Ростовская область отчисляет в фонд порядка 10 миллиардов рублей. Тогда же было принято решение разработать закон о персонифицированном учёте граждан в системе ОМС.
Трудоустройство граждан
Своеобразной гарантией права граждан на труд выступает система трудоустройства. Государство гарантирует гражданам РФ свободу выбора рода деятельности, в том числе с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов государственной службы занятости. В целях содействия полной занятости населения государство осуществляет правовое регулирование в области занятости и дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере, разрабатывает и реализует федеральные и территориальные программы содействия занятости населения. В этих целях создана Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на территориальные органы занятости населения. В соответствии со ст. 19 Закона о занятости населения деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии по трудоустройству осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.
Отношения по трудоустройству предшествуют трудовым отношениям и являются предметом трудового права. Правоотношения по трудоустройству возникают на основании обращения гражданина с соответствующим заявлением о содействии в устройстве на работу. Названные правоотношения возникают: между органом трудоустройства и гражданином, нуждающимся в трудоустройстве; между органом трудоустройства и работодателем, нуждающимся в подборе кадров; между гражданином и работодателем, к которому он направлен органом трудоустройства для заключения с ним трудового договора.
Обязанностью работодателя является предоставление территориальным органам службы занятости информации о наличии вакантных мест, сведения о возможных массовых увольнениях работников (ст. 25 Закона о занятости населения). Служба занятости выдает безработному гражданину направление на работу, которое содержит рекомендацию принять его на работу. Такое направление в ряде случаев содержит предписание и является для работодателя обязательным для исполнения. Речь идет о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места. Закон о занятости населения предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений; лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др.). Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квота составляет не менее 2% и не более 4% от общей численности работающих, если численность работников более 30 человек. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральные законы «О занятости населения» и «О социальной защите инвалидов» в случае невыполнения квоты работодатель вносит в бюджет субъекта РФ обязательную плату, размер которой определяют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правоотношения по трудоустройству прекращаются в связи с заключением трудового или ученического договора. На основании направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты возникают трудовые отношения.
В отдельных случаях федеральными законами устанавливаются дополнительные гарантии приема на работу для определенных категорий работников. Например, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия (ст. 13 Закона о занятости населения); лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на первоочередной прием на работу в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местностях их традиционного проживания (ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации).
Важной гарантией трудоустройства является закрепление в ст. 64 ТК РФ положения о том, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.
В юридической литературе высказано мнение о том, что заключение гражданско-правового договора является разновидностью трудоустройства, правовой режим которого предстоит разработать.
Если предпенсионер хочет встать на учет в Центре занятости и начать получать пособие по безработице, в 2023 году необходимо действовать по следующей схеме:
- Подготовить пакет документов и заполнить заявление. Если обращение происходит в режиме онлайн, потребность в предоставлении заявки в качестве отдельного документа отсутствует. В качестве бумаги выступает электронная форма, в которую лицо вносит данные в процессе обращения.
- Подать заявку в уполномоченный орган. Предоставить документы можно во время личного визита или через интернет.
- Дождаться рассмотрения обращения. Решение по заявке принимают в течение 10 дней. Затем заявителя оповестят. Причём лицу могут начать предлагать вакансии раньше, чем установленный срок истечет.
- Начать получать пособие. Выплаты будут перечислять по указанным реквизитам. В 2023 году пособие по безработице назначается предпенсионеру с первого дня обращения в инстанцию, если заявка одобрена.
Обязанности безработных
Их необходимо четко соблюдать. В противном случае человек может лишиться статуса безработного, а следовательно, всех прав, которыми он наделяется.
Обязанности безработных:
- Человек обязан приходить в Центр Занятости в назначенный день и время.
ВниманиеТам он проходит перерегистрацию. На руках должны быть документы. Процедура проходит дважды в месяц.
- Активно искать работу.
- В случае заболевания нужно оформлять больничный лист.
- Своевременно информировать сотрудников уполномоченного органа об обстоятельствах, которые лишают соискателя права на получение пособия.
Эти действия заключаются в требованиях рассмотрения каждой вакансии, предложенной Центром Занятости. Отказ от нее должен быть мотивированным.
Безработный гражданин: статус, права и обязанности
Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.
Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.
- Статус безработного в трудовом законодательстве
- Является трудоспособным
- Не имеет заработка и работы
- Ищет подходящую работу и готов приступить к ней
- Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства
- Права безработного гражданина
- Обязанности безработного
- Государственные гарантии
Когда пособие по безработице может быть приостановлено?
Пособие по безработице может быть приостановлено в тот момент, когда у человека уже есть статус безработного, он должен соблюдать некоторые правила, установленные законодательством. В противном случае, выплата пособия может быть приостановлена по следующим причинам:
- безработный признан трудоустроенным;
- получение пособия обманным путем;
- перемещение в другой населенный пункт;
- назначение трудовой пенсии по возрасту;
- неявка в службу занятости без уважительных и объективных причин;
- обучение по направлению центра занятости, если человек получает стипендию;
- лишение свободы или принудительные работы;
- письменный отказ от сотрудничества со службой занятости;
- отказ от двух предложенных сотрудниками службы работ;
- смерть безработного;
- отказ от участия в общественных работах;
- явка на перерегистрацию, которую нужно обязательно проходить в центре занятости, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- самовольное прекращение обучения по направлению службы занятости;
- увольнение с последнего места работы по статье и другие причины.