Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто имеет право проверять тахографы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разрешена ли проверка тахографа инспектором ГИБДД по закону? Кто, где и как имеет право проверять самописцы и РТО? Это сейчас острая тема для многих компаний-перевозчиков, да и частных водителей. Одни утверждают, что у уполномоченного лица при осмотре оборудования обязательно должна быть карта контролера, другие убеждены, что Росттранснадзор вообще не имеет никакого отношения к ревизиям.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
В 2022 году все транспортные средства коммерческого назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами.
Тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах коммерческого назначения, чья масса находится в интервале от 3,5 до 12 т. В данную группу попадают такие категории ТС, как:
- М2, предназначенные для перевозки пассажиров (количество посадочных мест не менее 8 и массой не более 5т);
- М3, предназначенные для транспортировки пассажиров (массой более 5т с количеством посадочных мест не менее 8 );
- N2 — транспортные средства грузового назначения, масса которых колеблется в интервале от 3,5 до 12т;
- N3 — транспортные средства грузового назначения, имеющие массу свыше 12т.
Отсутствие тахографа в автомобиле коммерческого назначения в 2022 году ведет к наложению штрафа, размер которого определен законодательной базой РФ (КоАП ст. 11.23) и составляет 1000 руб. — 3000 руб. для водителей и 5000 руб. — 10000 руб. для должностных лиц выпустивших на линию автомобиль с нарушением.
Проверка тахографов и РТО в России
Согласно новому постановлению, в ходе надзора инспектор осуществляет проверку следующих документов:
- Водительское удостоверение.
- Регистрационные документы.
- Путевой лист.
- Документы на перевозимый груз.
- До 1 сентября 2021 г. – карточка допуска международным перевозкам.
- Свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика.
- Свидетельство о подготовке водителей.
- Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.
- Специальные разрешения для перевозок опасных грузов, а также тяжеловесных и крупногабаритных.
- Договор фрахтования ТС.
- Карта маршрута регулярных перевозок
- Документ, предоставляющий право на проезд по РФ (у иностранных перевозчиков).
- Разрешение на осуществление перевозки с/на территорию третьего государства (у иностранных перевозчиков);
- Международная товарно-транспортную накладная и другие документы, подтверждающими вид перевозки.
- Учетный талон (при осуществлении международных автомобильных перевозок).
Что касается вопроса самой проверки, инспектор будет проводить контроль за соблюдением требования об установке тахографов, заполнением тахограмм или ведением регистрационных листков режима труда и отдыха, а также за соблюдением режима труда и отдыха “с проставлением отметок о прохождении контроля”. Что интересно, впервые введена обязанность для транспортных инспекторов проставлять отметки о контроле.
Комбинации пиктограмм
Символ | Разное |
Пункт контроля | |
Время: с … | |
Время: до … | |
Пункт начала ежедневного периода работы | |
Пункт окончания ежедневного периода работы | |
Начало ситуации «Движение вне зоны действия» | |
Окончание ситуации «Движение вне зоны действия» | |
С транспортного средства |
Символ | Распечатка данных |
Распечатка сохраненных на карте данных о деятельности водителя за сутки | |
Распечатка сохраненных в БУ данных о деятельности водителя за сутки | |
Распечатка сохраненных на карте данных о событиях и неисправностях | |
Распечатка сохраненных в БУ данных о событиях и неисправностях | |
Распечатка технических данных | |
Распечатка данных о превышениях скорости |
Виды выгрузки данных собранных тахографом
Выгружать собранные тахографом данные с карты можно несколькими способами:
- Самое простое решение — использование кард-ридера. Устройство для чтения смарт-карт подключается к персональному компьютеру, и дает возможность считывать и загружать информацию, которая содержится на модуле памяти, на жёсткий диск устройства.
- Второй вариант — выгрузка на USB-диск. Для этого в разъёмы тахографа одновременно вставляются карта водителя и USB-флешка. Затем опция выгрузки информации выбирается в меню тахографа — информация автоматически перемещается на съёмный носитель.
- Если цифровой тахограф оборудован GPRS-модемом, то возможна удаленная выгрузка. Для этого на ПК или ноутбуке в офисе транспортной устанавливается программное обеспечение, которое позволяет принимать данные при удаленной передаче. Этот способ очень удобен, а при длительных рейсах он будет единственной возможностью для соблюдения требований законодательства.
Законодательная база. Какие штрафы за тахографы?
В первую очередь необходимо сказать, что существует два вида нарушений в области эксплуатации устройств контроля режимов труда и отдыха водителей — тахографов.
Первое нарушение: ч. 1 ст. 11.
23 КоАП РФ — Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Второе нарушение: ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ — Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Иными словами:
ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ — регламентирует все нарушения связанные с тахографом, как электронным устройством — отсутствие, неисправность, блокировка и т.д.
ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ — регламентирует все нарушения связанные нарушение норм управления транспортным средством водителем.
ВНИМАНИЕ!!! На картах водителей для цифровых тахографов собирается огромное количество нарушений.
Чтобы этого избежать, необходимо ответственным лицам предприятий регулярно считывать данные с карт, анализировать и проводить профилактику нарушений. Для этого удобно использовать программный комплекс GR.CARDS.
Программное обеспечение работает по облачной технологии и доступно к использованию с любого компьютера с доступом в сеть интернет.
Имеет ли право ГИБДД проверять тахографы?
обновлено в 23:54 22.1017:31 05.11.2015
Цифровые тахографы
Ни для кого не секрет, что одной установки тахографа для его правильной эксплуатации недостаточно.
Прежде чем отправить транспортное средство с установленным в нем прибором в дорогу, необходимо знать, каким должно быть обслуживание тахографа, когда и как выгружать информацию из него.
Кроме этого, водитель сам, наравне с техническим специалистом, должен знать, как именно пользоваться тахографом.
На сегодняшний день в системе российской тахографии предусмотрена определенная ответственность для водителей и владельцев ТС, нарушивших правила эксплуатации устройства. К числу контролирующих органов, входящих в систему тахографии России, входят ГИБДД, Транспортная инспекция и Трудовая инспекция.
Осуществляя проверку транспортного средства, инспекторы, как правило, уделяют особое внимание наличию тахографа в транспорте, который по закону должен быть оснащен прибором. При этом инспектора проверяют, соответствует ли тахограф необходимым требованиям, правильно ли он работает, и насколько точно соблюдаются правила его эксплуатации.
В случае нарушения требований, регламентированных Федеральным законом 196 «О безопасности дорожного движения», предусмотрено наказание согласно статье 11.23 КоАПа.«Статья 11.23.
Можно ли ездить на автомобиле с тахографом , но без карточки пока ее изготовят?
Нет. Эксплуатация тахографа без карты водителя запрещена. Но законодательством предусмотрены случаи, когда водителю можно продолжать рейс без карты водителя для тахографа.
Хранение полученной информации
С вопросом как заполнять тахошайбу мы разобрались, теперь рассмотрим, как сохранять полученную информацию и нужно ли это делать вообще. Водитель должен помнить, что одного умения заполнять шайбу тахометра мало. Он должен обеспечить сохранность использованных шайб в кабине транспортного средства, в течение двадцати восьми календарных дней они должны оставаться в машине. Это необходимо для того, чтобы при необходимости их можно было предъявить по требованию, уполномоченному лицу. После прохождения двадцати восьми календарных дней шофер должен отдать их владельцу транспортного средства, у которого они должны храниться в течение одного года.
При проведении проверки предприятия, если проверяющие лица потребуют предъявить показания тахографа, а их нет на месте, то водитель будет оштрафован на сумму 3000 рублей. Но если утеря произошла по вине владельца машины или предприятия, то сумма штрафа будет составлять от пяти, до десяти тысяч рублей:
На фото видно, как на шайбе сохранилась информация о поездке автомобиля. Проверяющее лицо будет смотреть не только сохранность шайб, но и показания. Потом будет проводиться сверка с данными, имеющимися у предприятия или владельца транспорта.
При работе с тахографом лучше обезопасить себя и своё предприятие от лишних проблем. Для этого нужно к процессу эксплуатации подходить правильно, с соблюдением всех требования и норм. Тогда владелец машины сможет без труда защитить себя и своё предприятие от штрафов. Это поможет уберечь время и нервы при проведении проверки, главное, придерживаться требований.
Каждый водитель должен четко понимать, что если сотрудник ДПС останавливает его ТС, а в нем отсутствует тахограф или он неисправен – ему может грозить штраф и административное дело.
Сотрудник ДПС просит водителя сделать распечатку с тахографа? Водитель обязан ее сделать. Это официальный документ, где указана информация о периодах работы, о превышениях скорости и другие данные, необходимые для определения нормы.
Водитель обязан не только знать, как использовать тахограф правильно, но и иметь к нему инструкцию. Все правила этой инструкции должны беспрекословно выполняться.
Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-ибо причине не может ее предоставить, инспектор ДПС имеет право задержать водителя за нарушение правил эксплуатации устройства. За это грозит штраф от 1 до 3-х тысяч рублей, согласно статье 11.23 КоАП. Если распечатка не может быть предоставлена по технической причине – наказание распространится и на механика, который установил неисправный тахограф и на владельца ТС, который выпустил автомобиль на дорогу в подобном состоянии. Соответствующие инструкции и правила по этому вопросу можно найти в приказе 36 Минтранса.
Сотрудник ГИБДД имеет полное право взять распечатку с карты водителя не только при простой проверке, но и для разбирательства в дорожной аварии или для рассмотрения страхового случая и при прочих спорных обстоятельствах.
Если водитель желает узнать по закону ли он поступил, он может ознакомиться с нормами в приказе 20августа 2004 года №15. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ».
Штрафы за нарушение этого закона могут суммироваться и достигать сотен тысяч рублей. Нарушения на такую сумму в большинстве случаев выявляются при плановых проверках на дорогах или при посещении транспортного предприятия с автопарком.
Часто уполномоченными проверяющими лицами поднимается вопрос о наличии сопроводительной документации на тахограф. А именно сертификат, соответствующий законодательству. Эти документы владелец ТС должен предоставить по требованию 184 ФЗ «О техническом регулировании» и 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Необходимо будет предоставить сертификаты на каждый установленный тахограф. Необходимые сертификаты:
- Сертификат Соответствия Тех. регламенту ТС (Таможенного Союза).
- Сертификат, подтверждающий соответствие требованиям по совместимости элементов автомобиля.
- А также сертификат о калибровке. Там указаны уникальные данные автомобиля и конкретной модели тахографа, и даже мастерской и мастера-установщика.
Каким способом можно обнаружить нарушения в распечатке
Перечень нарушений, которые отображаются в распечатке тахографа:
- Управление ТС без карты. Для обозначения этой проблемы используется специальная пиктограмма в виде знака вопроса. Информация выгружается из памяти прибора за любой промежуток времени, интересующий проверяющего.
- Просроченный НКМ (только для отечественных тахографов). Информация об этом модуле присутствует в каждой распечатке, здесь же указывается срок его действия.
- Ночёвка карты в тахографе. По правилам, время последней активности должно совпадать с временем изъятия карты из прибора. Если эти данные разнятся, то высока вероятность что водитель не вынул карту на ночь.
- Неисправность прибора или используемых карт. Эта информация (пять последних событий) отражается рядом с соответствующими пиктограммами. За выявление этого нарушения водителю грозит штраф до 5 тыс. рублей, а юридическим лицам – до 50 тыс. рублей.
- Превышение допустимого времени нахождения водителя за рулем. Для этого потребуется распечатка за последнюю неделю. Ежедневное и суммарное число рабочих часов в ней не должно превышать установленную норму (9 и 56 часов соответственно).
- Отсутствие перерыва от управления. Отдых, продолжительностью не менее 15 минут, должен быть отмечен в распечатке каждые четыре часа непрерывной работы.
- Сокращение отдыха между сменами. Его продолжительность напрямую зависит от графика работы и осуществления междугородних или городских рейсов. За нарушение этого требования предусмотрен штраф 5 тыс. рублей для водителей и до 50 тыс. рублей для организаций.
Проверка инспектором ГИБДД
Проверка тахографа инспектором ГИБДД может выполняться в любой момент при остановке транспортного средства. Инспектор проверяет документы на машину, права, а также определяет по типу ТС, нужен ли на нам тахограф.
Если установка прибора на транспортное средство обязательна, то сотрудник ГИБДД выполняет проверку:
- Наличия устройства.
- Его типа.
- Карты водителя (обязательно сверяется информация на карте и в личных документах).
- Состояния тахографа (нарушенные пломбы, следы вмешательства в работу, повреждения).
- Исправности прибора (как минимум – должен светиться дисплей, на котором отображается служебная информация).
Если план проверки это предусматривает, или у инспектора ГИБДД есть подозрения, то он может запросить распечатку с данных тахографа. Водитель сам распечатывает показания, потому должен знать, как это делается – отказ от распечатки становится поводом для штрафа. По распечатке проверяют:
- Соблюдение режима работы (отсутствие переработок длительных периодов вождения без отдыха).
- Скоростной режим.
Тахограф — это аппарат, с помощью которого отслеживается режим работы водителя транспортного средства.
Определено, что данные приборы должны находиться на грузовиках, которые весят более 3500 килограмм и автобусах, оснащенных более, чем восемью местами.
На эти аппараты заносятся все сведения, которые имеют отношение к режиму рабочего времени водителя.
Фиксируемая тахографами информация выгружается с них либо с помощью флеш-карты, либо через карту водителя, которая также содержит эту информацию. Далее производится ее расшифровка программными средствами.
Все транспортные средствам, для которых законом установлено данное требование, должны быть снабжены тахографами.
При этом то обстоятельство, что в данные этих приборов не вносились недобросовестным образом изменения, должны быть подтверждены пломбой.
Проверка тахографов производится сотрудниками ГИБДД. Именно они относятся к тем, кто имеет право брать распечатки тахографа у водителей.
Расшифровка чеков тахографа
После печати на странице чека обозначены следующие блоки:
1Вверху чека располагается логотип компании.
2Следующая строка обозначает зафиксированное время распечатки — число, месяц, год и точное время.
3Тип печати — техническая, контрольная, мастерская.
4Блок данных о водителе (пиктограмма в виде кружочка с точкой). Ниже располагается черный прямоугольник, внутри которого белый — номер карты водителя, время действия.
5Блок об автомобиле (своеобразная буква Д) содержит идентификационный номер, регистрационный номер.
6Строка об изготовителе тахографа обозначена в виде белого вертикального прямоугольника (бренд, модель, дата изготовления).
Штрафные санкции, предусмотренные в 2020 году
Что это такое калибровка тахографа (тарировка) в 2022 году
Отсутствие в салоне грузовой машины тахографа, в соответствии со , расценивается как административное правонарушение, которое влечет за собой штрафные санкции на всех лиц, причастных к перевозке. Для водителей предполагается штраф в размере от 1000 до 3000 руб., для сотрудников автотранспортного предприятия, которые выпустили машину в рейс, — от 5000 до 10 000 руб., а для юридических лиц — от 15 000 до 30 000 руб. Кроме того, санкции накладываются и за отсутствие тахографической документации, и за неправильную эксплуатацию устройства.
Во избежание штрафов компании-перевозчику следует в обязательном порядке установить в грузовом и пассажирском автотранспорте тахограф, где хранится карточка водителя.
Комбинации пиктограмм
Символ | Разное |
Пункт контроля | |
Время: с … | |
Время: до … | |
Пункт начала ежедневного периода работы | |
Пункт окончания ежедневного периода работы | |
Начало ситуации «Движение вне зоны действия» | |
Окончание ситуации «Движение вне зоны действия» | |
С транспортного средства |
Символ | Распечатка данных |
Распечатка сохраненных на карте данных о деятельности водителя за сутки | |
Распечатка сохраненных в БУ данных о деятельности водителя за сутки | |
Распечатка сохраненных на карте данных о событиях и неисправностях | |
Распечатка сохраненных в БУ данных о событиях и неисправностях | |
Распечатка технических данных | |
Распечатка данных о превышениях скорости |