Получение гражданства РФ в общем и упрощенном порядке в 2022 году.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение гражданства РФ в общем и упрощенном порядке в 2022 году.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Во время Второй мировой войны и в условиях послевоенных вооруженных конфликтов, иных чрезвычайных ситуаций происходило и продолжается в наши дни массовое насильственное или вынужденное перемещение лиц из регионов постоянного проживания на какую-либо другую территорию, что разрушает их правовые связи с родиной или иным привычным местом жительства. Такого рода ситуации объективно вызывают потребности международно-правового и внутригосударственного регулирования статуса беженцев и перемещенных лиц.

Беженцы и переселенцы

Основной международно-правовой акт по проблеме беженцев — Конвенция о статусе беженцев (1951). Российская Федерация присоединилась к этой Конвенции в 1992 году. В соответствии с Конвенцией (ст. 12) личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если такового у него не имеется, законами страны его проживания. Права беженца в отношении приобретения им движимого и недвижимого имущества должны быть не менее благоприятными, чем те, которыми пользуются обычно иностранные граждане. Конвенцией предусмотрено предоставление беженцам в отношении их права работы по найму наиболее благоприятного правового положения, которым пользуются граждане иностранных государств при тех же обстоятельствах.

Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех государств — участников Конвенции. Что же касается государства, в котором находится обычное местожительство беженца, то на этой территории он пользуется в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане этого государства (ст. 16 Конвенции).

Государства — участники Конвенции договорились, «по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев» (ст.34 Конвенции), т.е. решать вопрос о гражданстве беженцев. В статье 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» закреплено положение.: если обычным условием приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства является постоянное проживание на территории РФ в течение 5 лет всего или 3 лет непрерывно до обращения с ходатайством, то для беженцев, признаваемыми таковыми законом или международным договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое.

В Российской Федерации в 1993 году были приняты два закона: «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» («О беженцах». Федеральный закон от 19 февраля 1993 года. «О вынужденных переселенцах». Федеральный закон от 19 февраля1993 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. №12. Ст.ст. 426, 427; 1995. №52. Ст. 5110.).

В соответствии с первым законом беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться ее защитой.

Беженец пользуется всеми правами гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

Вынужденные переселенцы — главным образом граждане РФ, которые по аналогичным основаниям покидают место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации.

Уместно заметить, что названные два закона были приняты до принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации. Поэтому сложилась ситуация, когда ряд норм законов и Конституции противоречат друг другу, что приводит на практике к различным коллизиям. Вот, скажем, ситуация со ст.5 закона «О беженцах». В этой статье записано: «беженец вправе в трехмесячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых ему органами Федеральной миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание». А статья 27 Конституции устанавливает: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Как видим, противоречие налицо.

Особенности двойного гражданства

Наша страна предусматривает существование двойного гражданства. Конституция РФ гласит (статья 62), что гражданин РФ может быть наделен гражданством иностранной страны (то есть двойным гражданством) в зависимости от федерального закона или международного договора РФ.

Определение 3

Множественное или двойное гражданство представляет собой особенное политическое и правовое состояние лица, в соответствии с которым оно в одно время наделено гражданством двух или более зарубежных стран.

Понятие «двойное гражданство» на международном уровне закрепляет Европейская конвенция о гражданстве, принятая в ноябре 1997 года. Оно тождественно понятию «множественное гражданство», которое означает существование у одного человека гражданства двух и более стран.

Такое гражданство возникает по нескольким причинам: существование различных подходов между положениями законов, касающихся порядка приобретения и утраты гражданства тех государств, на гражданство которых претендует физическое лицо. Еще один случай, когда женщине при вступлении в брак с иностранным гражданином законодательство государства супруга автоматическим образом может предоставить гражданство мужа, при этом после этого отечественный закон не лишает ее своего гражданства. Причина двойного гражданства может заключаться также в территориальных изменениях, которые влекут за собой изменение юрисдикции стран, поток беженцев и миграцию населения.

По отношению к двойному гражданству есть множество подходов. Так, возможность получения двойного гражданства признает с 1992 года Италия, с 1998 года Германия. Испания оговаривает возможность приобрести двойное гражданство в иберо-американских государствах, в странах, которые имели или имеют особенные связи с ней. В Японии человек, который получает такое гражданство в момент рождения или по достижению двадцати лет, должен выбрать только единственное из них до 21 года.

Участники совета Европы в 1960-е годы приняли соглашение о том, что двойное гражданство не желательно и его нужно избегать любым способом. Если обратиться к Конвенции о сокращении случаев многогражданства и воинской повинности в случаях многогражданства, то утратить прежнее гражданство могут совершеннолетние граждане стран-членов, которые в соответствии со свободой волеизъявления приобрели гражданство другой страны-участницы. Наряду с этим некоторые европейские страны не проводят жесткую политику, которая способна ликвидировать двойное гражданство при учете роста мобильности граждан и развития миграционных процессов.

Наша страна, рассматривая вопросы об отношении к такому гражданству, претерпевает эволюцию. В Советском Союзе не признавалось двойное гражданство, по этой причине в Законе о гражданстве СССР эти вопросы вообще не были освещены. Подобной позиции придерживались и другие страны в соответствии с рядом специальных международных соглашений (конвенций), которые СССР заключил со многими социалистическими государствами, включая Болгарию, Венгрию, Албанию, КНДР, МНР, Румынию, Югославию, Польшу, Чехословакию.

Замечание 7

Первоначально наша страна признала возможность двойного гражданства, когда в 1993 году была принята Конституция РФ, точно фиксирующая возможность двойного гражданства для российских граждан. Она произвела расширение условий его приобретения, что стало возможно не только на основе международных договоров РФ, но и по соответствующему федеральному закону.

Двойное гражданство возникает в нашей стране по тем основаниям, которые предусматривает Европейская конвенция о гражданстве в статье 14. Она предусматривает приобретение двойного гражданства детьми, которые уже обладают гражданством нескольких стран и получают двойное гражданство автоматическим образом при рождении. Также гражданин РФ вправе получать двойное гражданство, вступая в брак с иностранцем, а также другими способами, которые предусматривают положения Конституции РФ и Закона о гражданстве.

Замечание 8

Признание двойного гражданства происходит в качестве исключительного случая, при этом оно не рассчитано на массовое использование. Говоря по-другому, Россия дает возможность на наличие двойного гражданства, оставляя решение этого вопроса в полной мере на усмотрение граждан.

Весной 2014 года была введена уголовная ответственность, которая наступает за сокрытие гражданами РФ второго гражданства, при этом в Закон о гражданстве были внесены соответствующие поправки, которые обязывают граждан РФ, имеющих еще и другое гражданство, в течение шестидесяти дней с момента его приобретения уведомить территориальный орган ФМС РФ в письменной форме.

Если у гражданина Российской Федерации есть гражданство зарубежной страны, то это не должно уменьшать его прав и свобод, как и не освобождает его от обязанностей, которые предусматривает российское гражданство.

Приобретение и утрата гражданства по законодательству РФ

Вопросы приобретения гражданства Российской Федерации регулируются Законом о гражданстве, а также рядом нормативных актов подзаконного уровня, о которых будет сказано ниже. Согласно указанному Федеральному закону, гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона, а также лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

Порядок приобретения гражданства установлен главой 2 Закона о гражданстве. Основаниями приобретения гражданства, исходя из норм ст. 11, являются приобретение гражданства по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления гражданства, а также по иным основаниям (международный договор, оптация). Процесс получения гражданства по рождению в научной литературе обозначен как филиация и тесно связан с согласованным действием двух принципов получения гражданства: «правом почвы» и «правом крови».

Действие двух принципов выражается в ст. 12 Закона о гражданстве, согласно которой ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

  • оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
  • один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
  • один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
  • оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Говоря о приеме в гражданство, мы должны обратить внимание на существование двух порядков его предоставления. Согласно нормам ст. 13 Закона о гражданстве, существует общий порядок приема в гражданство, по которому иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если они:

  • проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Данный срок может быть сокращен до одного года в случаях, если ходатайствующее о получении о приеме в гражданство лицо имеет высокие достижения в области науки, техники и культуры; обладает профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, либо ему было предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, либо он был признан беженцем. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Законом также предусмотрена возможность несоблюдения данного условия, если лицо, ходатайствующее о приеме в гражданство, имеет особые заслуги перед Российской Федерацией;
  • обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
  • имеют законный источник средств к существованию;
  • обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
  • владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Решение о приеме в гражданство выносится в срок до одного года с момента подачи заявления и всех необходимых документов лицом, ходатайствующим о приеме в гражданство.

Порядок приобретения и утраты российского гражданства.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 8Следующая ⇒

Основания приобретениягражданства РФ:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство РФ;

3) в результате восстановления в гражданстве РФ;

4) по иным основаниям.

1. По рождениюгражданство приобретается, если на день рождения ребенка: 1) оба его родителя или единственный его родитель являются гражданами РФ; 2) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно; 3) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ, в ином случае он станет лицом без гражданства; 4) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство; 5) родители ребенка неизвестны, а сам он находится на территории РФ, при условии, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения этого ребенка.

2. Приемв гражданство РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

В общем порядке гражданство РФ принимают желающие принять гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли возраста 18 лет и обладают дееспособностью, а также:

1) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно, при этом срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение 1 года;

2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

3) имеют законный источник средств к существованию;

4) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

5) владеют русским языком.

Упрощенный порядок установлен для совершеннолетних дееспособных лиц в случаях:

1) состояния лица в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

2) усыновления ребенка, являющегося гражданином РФ;

3) наличия высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладания профессией, представляющей интерес для РФ;

4) наличия заслуг перед народами, объединенными РФ, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;

5) получения убежища на территории РФ в установленном порядке;

6) состояния в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в гражданстве РФ по рождению.

3. Восстановлениев гражданстве РФ – возникновение у лица гражданства РФ в упрощенном порядке в случае его утраты по каким-либо невиновным основаниям.

В гражданстве РФ восстанавливаются иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ и проживающие на территории РФ в течение не менее 3 лет.

Отношения гражданства РФ включают в себя не только приобретение его и основания этого, а также прекращение гражданства РФ и основания этого.

Основания прекращениягражданства РФ:

1) выход из гражданства РФ;

2) иные основания, предусмотренные федеральным законодательством или международными договорами РФ.

Выход из гражданства РФ – свободное волеизъявление гражданина РФ.

Выход их гражданства РФ осуществляется на основании заявления гражданина РФ, если он постоянно проживает на территории.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего за пределами России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления (на основании заявления желающего лица) этого лица в упрощенном порядке при отсутствии оснований отказа в выходе из гражданства РФ. Выход из гражданства РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

Упрощенный порядок выхода из гражданства РФустановлен для ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой – гражданство иностранного государства, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином. В этом случае выход из гражданства РФ осуществляется на основании заявления родителей либо заявления единственного родителя. В случае если лицо таким образом утратило гражданство РФ, то за ним сохраняется право восстановления в гражданстве РФ после достижения им 18 лет.

В выходе из гражданства РФ может быть отказано гражданину,если:

1) лицо в установленном порядке не выполнило перед рФ обязательство, установленное федеральным законом (например, неисполненная воинская обязанность);

2) лицо привлечено компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него вступил в законную силу и подлежит исполнению обвинительный приговор суда;

3) у лица отсутствует иное гражданство либо и гарантии его приобретения (это установлено в целях реализации принципа недопустимости увеличения численности апатридов).

Особый порядок выхода из гражданства РФустановлен при территориальных преобразованиях в РФ: в результате изменения государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ. В этом случае граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась этим преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора, т. е. в этом случае устанавливается упрощенный порядок изменения гражданства.

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Абакане и Хакасии в 2023 году

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Основания и процедура признания лица беженцем:

• обращение с ходатайством о признании беженцем;

• предварительное рассмотрение ходатайства;

• принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

• выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

• рассмотрение ходатайства по существу;

• принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

• выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, признанное беженцем, имеет следующие права.

1. Получать услуги переводчика и получать информацию о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иную информацию.

2. Получать содействие в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации.

3. Получать содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ.

4. Получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания.

5. Право на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц.

6. Пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фондажилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья.

7. Получать медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

8. Получать содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

9. Работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

10. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

11. Получать содействие в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

12. Получать содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства).

13. Обращаться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ.

14. Обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

15. Участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

16. Добровольно возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

17. Выезжать на место жительства в иностранное государство.

18. Пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ.

Обязанности лиц, признанных беженцами:

• соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

• своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;

• соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

• сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

• сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

• сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе;

• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Отказ от приёма в гражданство РФ

а) выступление за насильственное изменение основ конституционного строя РФ;

б) выдворение за пределы РФ в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления;

в) использование подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений;

г) военная служба, служба в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

д) наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами;

е) преследование в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранных государств за совершения преступления;

ж) осуждение и отбывание наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом;

з) отсутствие законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением о приеме в гражданство или в течение 5 лет непрерывного проживания на территории РФ.

4.Иные основания приобретения гражданства (например, при приобретении гражданства РФ обоими родителями их дети также становятся гражданами РФ).

При изменении Государственной границы РФ лица, проживающие на территории, которая вошла в состав РФ, имеют право на выбор гражданства РФ (оптацию) в порядке и в сроки, установленные соответствующим международным договором РФ.

Как жителям России отличить гражданство от национальности при заполнении

Вернемся к путанице терминов «гражданство» и «национальность». Чаще всего данная проблема встречается при заполнении анкет на иностранном языке, так как в некоторых странах нациоанльность ничем не отличается от гражданства. Например, во французском языке оба этих понятия носят одно и то же название, поэтому путаницы не избежать. Если вам все же пришлось заполнять графу «национальность», вам нужно вписать слово «русский». Именно русский, а не российский — это очень важно. Если верить политологам, в скором времени могут появиться паспорта нового образца, в которых национальность не будет указываться. Но на данный момент такая графа существует, и с ней нужно считаться.

Читайте также:  Как правильно оформить Европротокол при ДТП

Определение обоих понятий звучит так:

  • гражданство подразумевает страну, представителем которой является конкретный гражданин;
  • национальность – это принадлежность к некоторой этнической группе (русский, еврей, молдаванин).

Когда человек решает оформить новое гражданство, ему приходится задумываться не только о том, какое выбрать, но и о способе обретения. Сейчас требуется иметь основание для получения паспорта, так как без этого государственная служба в прошении откажет.

Наиболее распространённый способ – натурализация. После того, как человек определится, какое место жительства выбрать, ему придётся закрепиться на нём. Для этого надо оформить вид на жительство, найти официальную работу и пробыть в стране определённое количество времени (в среднем от 3 до 8 лет). После этого он может подавать заявку на паспорт.

Есть и более быстрые методы. Например, вступить в брак с местным жителем. Тогда процедура ускорится, а человек обретёт такое подданство, какое есть у его супруга. Как вариант, можно попробовать воссоединиться с семьей, если она живёт за рубежом. За близких родственников считаются родители, дети, братья и сёстры. Но они должны быть согласны на воссоединение.

Человек может вернуть себе прежнее гражданство, от которого когда-то отказался. Возможно, ему пришлось уехать из страны будучи ребёнком или же во взрослом возрасте совершить переезд. В любом случае, человек может восстановить утраченный паспорт.

Упрощённая процедура получения подданства доступна для востребованных специалистов, а также для людей с особыми заслугами перед страной. Квалифицированным работникам достаточно выбрать какое-либо государство, в котором хочется жить, а затем трудоустроиться в нём. После этого человек может сначала получить вид на жительство, а в будущем и гражданство.

В каждой стране есть свои основания для оформления паспорта, поэтому точный список следует уточнять. Сама процедура не из простых, так как нужно выполнить все требования, быть примерным человеком и не иметь преступного прошлого. В ином случае на прошение скорее всего придёт отказ.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию

— обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: 8 – Федеральный номер

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы

— опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Упрощенная процедура получения гражданства

Основания для применения упрощенной процедуры получения гражданства РФ указаны в ст. 14 ФЗ «О гражданстве Российской федерации». Для лиц, имеющих право подать прошение на этих основаниях, сняты требования о сроке непрерывного проживания в России. Тем не менее, за редким исключением, претенденты должны иметь вид на жительство.

Принятыми в российское гражданство по упрощенной процедуре могут быть лица:

  • имеющие мать/отца, являющихся россиянами и проживающими в РФ;
  • состоящие в браке с гражданином РФ не менее 3 лет;
  • родившиеся в РСФСР бывшие граждане СССР;
  • признанные носителями русского языка;
  • имеющие гражданство СССР, проживающие на территории одной из его бывших республик, но не принявшие ее гражданство;
  • нетрудоспособные и имеющие совершеннолетних детей граждан РФ;
  • имеющие детей-граждан РФ (несовершеннолетних или совершеннолетних недееспособных), если второй родитель умер/ограничен в дееспособности/признан пропавшим и т.д.;
  • получившие после 2002 г. профобразование в аккредитованных учреждениях и официально проработавшие в РФ не менее 3 лет;
  • усыновленные россиянами;
  • ставшие участниками Госпрограммы по переселению соотечественников и некоторые другие категории.

Сроки рассмотрения заявлений по упрощенной процедуре составляют до 6 месяцев. Решение о предоставлении гражданства принимает руководитель регионального МВД.

Упрощенная схема получения гражданства

Упрощенная схема оформления российского гражданства говорит сама за себя: получить статус проще, чем на общих основаниях. Для того, чтобы воспользоваться этой схемой, есть пять требований, которые необходимо выполнить заявителю:

  1. Он должен постоянно проживать в России как иностранец и иметь при этом вид на жительство.
  2. У него должна быть постоянная регистрация.
  3. Он должен обладать законным источником доходов. Тут имеется в виду, что иностранец обязан приложить к пакету документов справку о доходах от любой разрешенной деятельности. Это может быть заработная плата, пенсия, алименты, банковский вклад.
  4. Он обязан владеть русской речью. При этом уровень владения языком должен быть достаточным, чтобы заявитель мог изъясняться как устно, так и письменно. Согласно букве закона, достаточным является уровень, если: а)иностранец получил общее образование на территории СССР или РФ; б)в иностранном государстве русский также считается одним из государственных.

Правами на подобные льготы в виде упрощенного порядка получения паспорта обладают 12 категорий людей.

Категория
1 Те, кто имеет родителя, живущего в России и являющегося ее гражданином.
2 Люди, раньше имевшие паспорт СССР, сегодня живущие в странах бывшего Союза, но при этом остающиеся лицами без гражданства.
3 Ранее имевшие паспорт СССР и родившиеся в РСФСР.
4 Те, кто состоит как минимум три года в женитьбе или замужестве с гражданином РФ.
5 Нетрудоспособные, имеющие дееспособных детей, у которых есть российский паспорт.
6 Те, кто имеет ребенка с гражданством, в случае, если второй родитель, российский гражданин, отсутствует без вести, лишен родительских прав, умер или является нетрудоспособным.
7 Те, у кого есть совершеннолетние нетрудоспособные дети с паспортом РФ, тогда как второй родитель с российским гражданством либо также недееспособен, либо лишен родительских прав, либо считается умершим или без вести пропавшим.
8 Люди, получившие в России образование после 2002 года и минимум три года отработавшие в стране.
9 ИП, работающие как минимум три года и имеющие выручку не менее 10 млн рублей за этот период.
10 Некоторые виды инвесторов.
11 Лица, работающие в России не менее 36 месяцев по специальности, включенной в перечень должностей для иностранных квалифицированных специалистов. Как правило, подобные специалисты обладают правами для использования упрощенной схемы.
12 Носители русского языка, постоянно живущие на законных основаниях в России.

Могут ли отказать в получении?

Право на гражданство России появляется автоматически лишь в нескольких ситуациях. Во всех остальных случаях представитель уполномоченного органа принимает соответствующее решение. Процесс присвоения соответствующего статуса затрагивает интересы физического лица и государства. Поэтому манипуляция выполняется лишь при наличии обоюдного согласия. Государство готово принять новых подданных, которые выполняют следующие требования:

  • соблюдают действующее законодательство;
  • подтвердили наличие официальных источников дохода;
  • владеют национальным языком хотя бы на разговорном уровне;
  • прожили в России в течение 5 лет с момента получения вида на жительство.

Так, если у лица присутствует статус беженца, или он является научным деятелям, период может существенно сократиться. Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, в присвоении статуса будет отказано.

Трансферт: что это и чем отличается от оптации

Трансферт в международном публичном праве – это автоматическое изменение гражданской принадлежности населения, проживающего на территории, которая в результате тех или иных событий переходит под юрисдикцию иностранного государства. Практика применения трансферта куда менее обширна, чем практика применения оптации. Одним из наиболее известных примеров является взаимный обмен турецких греков на греческих мусульман между Турцией и Грецией, произошедший по документам, подписанным в ходе Лозаннской конференции 1922-1923 годов. Кроме него, трансферт применялся при объединении ФРГ и ГДР.

Принципиальное отличие трансферта в том, что смена гражданской принадлежности происходит автоматически. Автоматическое изменение гражданства – это безальтернативная смена гражданской принадлежности, исключающая выбор и необходимость согласия граждан на смену индигената. Проще говоря, трансферт больше напоминает обмен населением между странами, производимый на основании международного договора или соглашения.

Стоит отметить, что современные международно-правовые практики исключают возможность получить гражданство РФ автоматически в результате трансферта: смена гражданской принадлежности вне воли человека невозможна. Единственный случай, когда на сегодня можно автоматически получить гражданство – это его приобретение в результате рождения. Изменение же международным правом допускается лишь в исключительных индивидуальных случаях.

Последний случай, когда руководство России применяло оптацию, имел место в 2014 году в связи с возвращением Крымского полуострова в состав РФ. Оптация в Крыму носила нестандартный характер и была проведена в одностороннем порядке, без заключения международного договора между Украиной и РФ. Согласно договору о принятии Крыма в состав РФ, всем, кто не желал получать российский паспорт, предлагалось подать соответствующее заявление до 18 апреля 2014 года. По официальной информации таким правом воспользовались лишь 0,2% населения Крыма. Более того, «крымская оптация» не обязывала тех, кто отказался получать российский паспорт, покидать территорию республики – они оставались проживать как иностранные граждане.

К слову, те, кто все же выбрали российский паспорт, не обязаны были отказываться от украинского: российское руководство не запрещало владельцам российского гражданства одновременно обладать и украинским.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *