Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила вывоза и ввоза валюты в Россию в феврале 2023 года году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таможенная служба РФ с февраля 2022 года не публикует в открытом доступе данные по импорту и экспорту в РФ. Однако Евростат работает в штатном режиме, и его статистика по международной торговле Евросоюза наводит на определенные размышления. Так, за период с февраля по ноябрь 2022 года поставки товаров из Европы уменьшились от 7,3 до 5,4 млрд евро (36% к ноябрю 2021 года).
Какие правила ввоза товаров в Россию действуют для физических лиц
Если привезенные предметы дороже прописанных значений (но дешевле 650 тысяч рублей), а их вес – от 50 до 200 кг, то за нарушение допустимых критериев ввоза по правилам нужно будет заплатить 30 % от цены вещей (однако минимум 4 евро за килограмм). При этом нужно учитывать, что предметы одного вида (допустим, десяток курток) таможенники вправе принять за партию товара для будущей продажи. На эту группу вещей в России действуют иные правила. При ввозе более 200 килограммов предусмотрены платежи, предписанные для субъектов ВЭД.
В результате провоз личных вещей в беспошлинном режиме по правилам допустим только при выполнении ряда требований:
-
Общий вес багажа не превышает 50 кг.
-
Суммарная стоимость вещей составляет не больше 1500 евро (в случае с наземным транспортом) и 10 тысяч евро (для воздушного транспорта).
-
Все предметы предназначаются для личного пользования (не связаны с предпринимательской деятельностью). Эти правила действительны и для бытовой техники, и для предметов, бывших в употреблении.
У данных правил ввоза товаров в Россию существуют исключения. Речь идет об отдельных категориях населения. К ним относятся:
-
Беженцы и вынужденные переселенцы. Им разрешено ввозить в Россию любой объем личных вещей (без разницы, какова их стоимость). Но в данном случае понадобится доказать свой статус документами.
-
Россиянам, долгое время (больше полугода) проживавшим за рубежом и возвращающимся на родину, разрешено ввозить с собой в Россию личные вещи вне всяких рамок.
-
Добровольные переселенцы, принимающие участие в Госпрограмме, а также члены их семей вправе провозить б/у предметы без сборов и ограничений. Однако данное послабление работает единожды при первом въезде в Россию. Доказательством выступает свидетельство участника Госпрограммы.
Какие таможенные правила ввоза товаров в Россию в 2017 году нужно знать юридическим лицам
Юридическая регистрация процесса перемещения товаров через границу России осуществляется с помощью их таможенного оформления. Дополнения к правилам ввоза в Россию объясняются вступлением РФ в ВТО (Всемирную торговую организацию). Требования к законному осуществлению процесса оформления содержатся в ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 27 ноября 2010 года, в Таможенном кодексе Таможенного Союза и прочих нормативных актах.
Мероприятия, осуществляемые при импорте товаров в Россию в 2017 году.
Предъявление необходимых официальных сведений и документации:
-
Бумаг, доказывающих внесение пошлин и иных платежей;
-
Сведений о получателе, отправителе товара и др.;
-
Декларации.
Предоставление товаров и средств для их перевозки таможенникам.
Если нужно, помещение продукции на таможенный склад для временного хранения.
Осуществление иных манипуляций, требующихся для легального перемещения через таможенную границу России.
Таможенный осмотр и досмотр ввозимых товаров: проверка достоверности указанной информации и резолюция о невозможности либо допустимости помещения груза под таможенную процедуру.
Завершающим этапом таможенного оформления является принятие решения о выпуске товаров и ТС либо отказ от выпуска груза.
Ввоз товаров в Россию по правилам подразумевает предъявление на таможне таких документов:
-
Реквизитов сторон, условий ввоза, цен, которые прописываются в счете-фактуре (инвойсе);
-
Внешнеторгового соглашения с приложением паспорта сделки;
-
Разрешительных документов – лицензий, сертификатов и др.;
-
Информации о наименовании товаров, количестве мест каждой позиции, упаковке. Это при ввозе вносится в упаковочный лист;
-
Данных о предварительной оплате, предусмотренной контрактом;
-
Удостоверения, доказывающего страхование груза;
-
Счета на оплату, разбитого на две части, – до и после границы России;
-
Договора об услуге доставки товара (когда ее стоимость не включена в стоимость ввозимой продукции).
Для законного пересечения товаром границы России непременным условием по правилам выступает декларирование (очистка) груза. Оно осуществляется либо непосредственно субъектом ВЭД, либо его представителем – таможенным брокером.
По данным ФТС России, на данный момент свыше 99,99 % всех деклараций подается в виде электронных документов по двум каналам:
-
Через интернет с заполнением электронных форм;
-
По отдельным линиям связи в форме отсканированной документации.
Чем регулируются правила ввоза товаров из Беларуси в Россию
Гражданин, ввозящий товары из Беларуси, по условиям таможенных правил должен выплатить НДС в бюджет России. Ввоз товаров из данной страны считается импортом товаров. Такое правило содержится в тексте особого Соглашения, подписанного правительствами дружественных государств.
Соглашение между руководством России и Беларуси вступило в силу еще 11 лет назад. Оно ратифицировалось соответствующим законом РФ.
Гражданин, совершающий ввоз товаров через таможенную границу Беларуси, по правилам должен оплатить НДС на таможне.
Алгоритм оплаты НДС подразумевает совершение пяти важных шагов:
-
Определение налоговой базы.
-
Расчет НДС для ввоза продукции.
-
Выплата НДС.
-
Отчет по ввозу товаров из государств Таможенного Союза.
-
Принятие к вычету НДС.
Бывает, что стоимость доставки при ввозе товаров в Россию выделяется в контракте красной строчкой. По этой причине многие ищут ответ на вопрос, нужно ли включать расходы в базу НДС.
Базой НДС при ввозе считается договорная цена контракта. Как раз эту сумму по правилам должен выплатить гражданин, осуществляющий ввоз товаров в Россию. Увеличение стоимости при импорте законами не предусмотрено.
Происходят при ввозе товара в Россию и еще более сложные ситуации. Отдельная часть продукции порой оказывается некачественной. Если импортер внес НДС, то он может попробовать немного уменьшить сумму налога на товар.
Однако это еще не все сложности, с которыми предстоит встретиться бизнесменам, совершающим ввоз товаров из Беларуси в Россию. Зимой 2016 года в средствах массовой информации были размещены сведения, которые не на шутку взволновали как белорусов, так и россиян. По последней информации, в 2017 году ожидается легализация запрета на ввоз из Беларуси в Россию отдельных товаров.
Помимо прочего, в 2016 году был введен запрет на ввоз овощей и фруктов из таких стран, как:
-
Индия.
-
Либерия.
-
Кения.
Сведения о запрете на ввоз молочных продуктов поступили в средства массовой информации в конце февраля 2016 года. Ключевым поводом для данного запрета стала подделка сертификатов. Существует версия, что некачественная молочная продукция попала в Беларусь из тех стран, в отношении которых Россия поддерживает продовольственное эмбарго.
В перспективе ситуация выглядит не слишком радужно. Если происхождение молочных продуктов не будет доказано, то будущий ввоз будет пресекаться, а имеющиеся товары – уничтожаться.
Информация о том, что Беларусь поставляет молочную продукцию по фальшивым документам, появлялась и до этого. Первое предупреждение белорусскому руководству Россия отправила еще год назад.
Существует еще одна весомая причина запрета на ввоз молочных продуктов из союзной страны. Не так давно Россельхознадзор зафиксировал в белорусских сырах множество вредных пищевых добавок. Как говорят работники Россельхознадзора, молочная продукция Беларуси содержит много нитрата натрия.
На данный момент по итогам проверок из продажи были изъяты белорусские сыры в магазинах Твери. С такой инициативой выступили работники межобластной ветлаборатории. Сейчас запрет на ввоз действует по отношению к таким белорусским сырам:
-
«Российский Щучинский».
-
«Тильзитер».
-
«Эльтермани».
Памятка для экспортёра
- Запрет на вывоз товаров из России. Постановлением № 311 Правительство РФ запретило отправлять на экспорт продукцию, представляющую ценность для экономики. Всем участникам ВЭД следует внимательно изучить нормативный акт и приложения к нему.
- Вывоз в разрешительном порядке. Постановление № 312 определяет отдельные категории товаров, которые в порядке исключения можно вывозить за рубеж, при наличии веских оснований: например, для ремонта или модернизации. Для получения разрешения необходимо обращаться в контролирующее ведомство — Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры, Минздрав, Минтранс, Минприроды.
- Постановление № 313 определяет список недружественных стран, в которые запрещён экспорт отдельных видов сырья и материалов. В частности, под полный запрет попала продукция деревообрабатывающей отрасли.
- Оформление сертификата СТ-1 — обязательная процедура для участников ВЭД, которые занимаются производством и реализацией продукции российского происхождения. Документ не только позволяет торговать со странами ЕАЭС в полном объёме, но и освобождает от таможенных пошлин.
- Таможенное законодательство находится в стадии обновления. Прежде чем принимать решения об экспорте продукции, необходимо внимательно изучать нормативные акты и поправки к ним.
В 90-х схема работала следующая: человек подбирал себе подходящую машину с пробегом на немецком сайте, посредник из Германии проверял выбранное авто и приобретал на имя заказчика, средства на покупку переводили на счёт продавца из Германии. После чего автомобиль доставляли в РФ. Для заказчика всё было юридически безопасно и без подводных камней.
Весной перегонщики перестали предоставлять услуги доставки, так как перевод денег за границу стал проблематичным, как и пересечение границы. Но сейчас европейский авторынок снова открывает свои двери. О своём опыте покупки авто в Германии рассказал популярный автомобильный блогер и ведущий канала на YouTube «Авторевизорро» Кирилл Чернов.
По словам блогера, оптимальный сейчас способ — отправляться за авто с наличными средствами, но учитывать, что вывозить из страны более 10 тысяч евро нельзя, а потому, если хочется купить автомобиль дороже, за ним придётся ехать как минимум втроём, что делает поездку ещё более накладной.
Из Москвы в Германию можно добраться на самолёте через Узбекистан, обратно ехать уже на своей машине через Швецию и Финляндию. Весь пригон в таком случае может обойтись примерно в 400 000 рублей.
Кирилл Чернов рассказал своим подписчикам, что он съездил в Германию, приобрёл там автомобиль, оформил возврат НДС, въехал на ней в Россию, уплатил пошлину и растаможил. Трудностей ни на одном этапе не было.
Когда приобретают автомобиль за рубежом, покупателю возвращают НДС, в Германии это 19% от стоимости товара. Но возврат осуществляют исключительно на немецкий счёт, и для оформления возврата придётся подключить кого-то из знакомых немцев.
Как предупредил блогер — сроки оформления покупки сейчас очень длинные. В его случае транспортное средство сначала простояло три дня на таможне, затем неделю он прождал лабораторию для получения СБКТС (свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства). Но в итоге блогер получил автомобиль из Германии в прекрасном состоянии и по очень конкурентной цене, которую он не нашёл бы в России или Беларуси.
Ситуация с банковскими картами
В прошлом не было проблем с провозом наличных денег через границу. Россияне свободно пользовались международными картами, такими как Visa и MasterCard, которые широко принимались как в России, так и в других странах.
Но в марте 2022 года Visa и MasterCard ушли с российского рынка — их карты выпускают местные банки, но за пределами России эти платежные средства не работают. С тех пор у россиян появились проблемы — как выезжать за границу, как носить с собой деньги?
Если рассматривать банковские карты, то у нас остается только два варианта:
- МИР. Российские карты, которые действуют в 11 странах, кроме Российской Федерации. К ним относятся Абхазия, Южная Осетия, Южная Корея, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Армения, Турция и Вьетнам. Если вы путешествуете в эти страны, вы можете перевозить деньги за границу на банковской карте «МИР», снимать их по месту пребывания.
- UnionPay. Некоторые путешественники предпочитают оформить карту UnionPay на время поездки. Это китайский международный пластик, который работает в 157 странах. Однако важно отметить, что покрытие в разных странах разное, а в некоторых буквально несколько банкоматов.
Конечно, лучше не перевозить деньги за границу именно наличными, лучше перевезти их полностью или частично на банковской карте. Но если MIR не работает в этой стране и — сделать дорогой UnionPay на одну поездку — это дополнительные расходы, вам нужно иметь при себе наличные.
Заранее узнайте, работают ли российские карты в вашей стране и насколько они там распространены. Возможно, имеет смысл взять часть денег на карту, а часть — наличными. За границей обычно не возникает проблем со снятием наличных, но расплатиться российской картой проблематично.
Можно ли все-таки ввозить авто в Россию без растаможки?
Если транспортное средство ввозится на территорию РФ без таможенного оформления на законных основаниях, то это позволяет сэкономить автовладельцу время, нервы и немалые деньги, которые он потратил бы на уплату таможенных пошлин и налогов. При этом он становится обладателем качественного авто по цене, значительно ниже, чем в РФ. Но в этом случае существует ряд ограничений, «ложка дегтя»:
- Транспортные средства, которые не прошли в установленном порядке процедуру оформления на таможне, могут использоваться лишь в течение ограниченного срока времени;
- Правом ввоза ТС без растаможки смогут пользоваться лишь ограниченный круг лиц;
- Не каждый автомобиль можно ввезти без растаможки;
- А если речь идет о нелегальном ввозе, то прибавляется угроза наказания (уголовного и административного плана) за нарушение законодательства.
- Следует учесть, что подобные действия способствуют развитию подпольного рынка автотранспорта, на котором каждый покупатель, приобретая иностранную машину « с рук», рискует стать жертвой обмана мошенников
Какие еще товары запретили ввозить в Россию?
Также ЕС установил и другие лимиты для товаров роскоши, ввозимых в Россию:
• 750 евро (91 838 руб. по курсу ЦБ 16 марта) — для бытовой техники для домашнего использования и электроники (холодильников, кухонных плит, микроволновок, тостеров, кофеварок, вентиляторов, принтеров, фенов, смартфонов, игровых приставок и пр.);
• 50 тыс. евро (6 122 500 руб.) — для транспортных средств для перевозки людей по земле, воздуху или морю (за исключением машин скорой помощи);
• 5 000 евро (612 250 руб.) — для мотоциклов и деталей к ним;
• 1 500 евро (183 675 руб.) — для музыкальных инструментов (клавишных, струнных, духовых, ударных и электрических);
• 1 000 евро (122 450 руб.) — для устройств для записи и воспроизведения звука и изображений (устройств для записи или воспроизведения видео, приемных устройств для радиовещания, фотокамер, фотографических фонариков, ламп-вспышек, кинокамер, проекторов и пр.).
Пошаговая инструкция растаможки авто из Германии в 2023 году
Процедура оформления растаможивания авто в 2023 году начинается с предоставления всех подготовленных документов сотрудникам таможенной службы и укладывается в несколько простых шагов:
- Как только вы оказались на российской границе, необходимо передать в таможню заполненную декларацию. Все указанные в ней сведения сотрудник заносит в специальный журнал и присваивает записи уникальный номер.
- Начинается проверка поступившей документации. Информация, указанная в декларации, тщательно сверяется с сопроводительными документами на ТС из Германии. Как раз на текущем этапе инспектор вправе отклонить рассмотрение дела, если в ходе проверки обнаружатся неточности, ошибки или недостаточное количество сведений.
- Проводится техосмотр. Фактическое состояние машины должно соответствовать заявленному в бумагах.
- В случае успешной проверки сотрудник таможни подписывает декларацию и ставит необходимые печати.
- Последний шаг – расчет стоимости сборов. Проверенные документы и готовый расчет направляют в соответствующие отделы, где полученную информацию вносят в общую базу данных для контрольной проверки (на предмет розыска, количестве ввозимых ТС в течение года и т.д.).
По завершению проверки владельцу выдают паспорт ТС и свидетельство на право ввоза этого автомобиля из Германии на территорию России (один экземпляр хранится у таможенников).
Общая сумма платежей и налог на машину из Германии при растаможивании в 2023 году исчисляются в зависимости от года выпуска, категории ТС и других параметров, которые формируют итоговую цифру. Всего автовладельцу предстоит оплатить:
- Таможенный сбор.
- Таможенное оформление.
- Утилизационный сбор.
- Пошлину за ввоз ТС.
- НДС 18% (налог на добавленную стоимость).
Чтобы оплатить установленные законом пошлины и сборы, автовладельцу необходимо предоставить ряд сведений:
- Марку ТС и страну-производителя.
- Точный год выпуска машины.
- Тип, мощность и объем двигателя.
- Фактическую стоимость авто.
- Обозначить статус владельца.
Если все документы в сборе – можно приступать к оплате налогов и сборов.
— Мясо и мясосодержащие продукты ввозить категорически запрещено.
— Рыба и рыбная продукция — до 20 кг.
— Морепродукты (креветки, мидии, устрицы, лобстеры, икра, кроме осетровых и пр.) — до 2 кг.
— Икра осетровых рыб – до 125 гр.
— Молоко и молочную продукцию ввозить категорически запрещено.
Исключения:
- Хлеб, пирожки и другая выпечка, кексы и бисквиты, вафли, сухари, если продукт содержит в своём составе не более 20% молока и яиц.
- Шоколад, торты, пирожные и другие подобные десерты, если продукт содержит в своём составе не более 50% молока и яиц.
- Макаронные изделия, если продукт содержит в своём составе не более 20% молока и яиц.
Продукция, запрещенная таможенными правилами ввоза:
-
оружие и боеприпасы;
-
наркотики;
-
подделки и фальсификаты;
-
пиратская продукция;
-
эротические и порнографические материалы;
-
виды животных и растений, уничтожение которых угрожает природному равновесию.
Завершение, приостановление и прекращение действия таможенной процедуры временного вывоза
До истечения срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры завершается помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта, экспорта, переработки вне таможенной территории, за исключением случаев, когда временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу.
Временно вывезенные товары могут помещаться под таможенную процедуру реэкспорта либо под иную таможенную процедуру одной или несколькими партиями.
Действие таможенной процедуры прекращается:
- по истечении срока действия, если он не был продлен;
- при выявлении факта совершения операций по капитальному ремонту, модернизации (нарушение условий временного вывоза), а также по факту наступления других обстоятельств.
Отмена пошлин может не сработать
Нынешняя ситуация отчасти искусственна: укрепление рубля во многом объясняется снижением импорта — в России просто нет спроса на валюту. А значит, резкое увеличение поставок, например, из Китая, может поколебать выгодное соотношение рубля и юаня.
Дефицит автомобилей наблюдается не только в России, но и во всем мире: проблемы начались на волне пандемийных локдаунов, а весной 2022 года ряд автомобильных заводов в Европе останавливался из-за ситуации на Украине, которая являлась крупным производителем электропроводки для автопрома. Запасы машин истощились во многих странах и это подтолкнуло вверх цены: скажем, в США непросто купить Toyota RAV4 без изрядной наценки. Поэтому прайсы на машины не всегда соответствуют реальной стоимости.
Остро стоят вопросы логистики. Удобные для автомобильного импорта страны, по большому счету, для России закрыты, а доставка из Китая или Арабских Эмиратов в отсутствие полноценных морских путей — процесс долгий и затратный.
Кроме того, нет понимания, согласятся ли другие страны содействовать России, поскольку при импорте некоторых автомобилей (тех же Volkswagen Lavida) может возникнуть риск вторичных санкций.
Наконец, для правительства России вопрос пошлин всегда был болезненным, а их отмена будет выглядеть как отказ от концепции национального производства. И хотя это самое производство сегодня трещит по швам совсем по другим причинам, пошлины остаются одним из способов показать, что власти думают о поддержке местных заводов.
Пошлинами не облагаются машины из Казахстана, и там есть привлекательные для ввоза модели. А из Эмиратов уже сейчас активно везут автомобили, правда, довольно дорогие.