Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС пояснил, почему нет смысла обжаловать прекращенное административное дело». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, исчерпывающий перечень которых определен ст. 24.5 КоАП, может быть выявлено органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, при осуществлении процессуальных действий, предшествующих рассмотрению дела: согласно п. 4 ст. 29.1 КоАП судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должны выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Комментарии к ст. 28.9 КОАП РФ
1. В ст. 24.5 Кодекса содержится перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Это означает, что при наличии хотя бы одного из таких обстоятельств начатое производство по делу подлежит прекращению.
2. При наличии указанных обстоятельств орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, не передают дело на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, а выносят постановление о прекращении производства по делу.
3. Данное постановление должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 29.10 Кодекса. Применительно к рассматриваемому случаю в постановлении должны быть указаны сведения об органе, должностном лице, вынесшем постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении; статья Кодекса, предусматривающая основания прекращения производства по делу; мотивированное решение; срок и порядок обжалования постановления. В постановлении также должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест (см. комментарий к ст. 29.10).
4. При вынесении постановления о прекращении производства по делу в соответствии с ч. 2 ст. 24.5 Кодекса это постановление вместе со всеми материалами дела в течение суток с момента его вынесения направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего правонарушение, для привлечения данного лица к дисциплинарной ответственности (см. комментарий к ст. 24.5).
Основания для прекращения дела
В соответствии с положениями ст. 24.5 Кодекса, производство по судебному разбирательству прекращается, если имеет место одно из нижеуказанных обстоятельств:
- невыявление в ходе следственных мероприятий события правонарушения;
- отсутствие законодательно установленного состава, предусмотренного для данного рода правонарушений. Сюда входит деяние лицом, не достигшим 18 лет, а также наличие факта психических отклонений у гражданина на момент наступления правонарушения – его невменяемость, повлекшая за собой противоправные действия, либо бездействие;
- в случае, если у лица не было иного выбора – при крайней необходимости;
- при наличии амнистии;
- при изменении положений закона, предусматривающих наказание за данного рода нарушения;
- при истечении установленных на законодательном уровне сроков исковой давности;
- в случае смерти виновного лица;
- если лицо уже амнистировано или осуждено по тому же преступлению при попытке повторного привлечения по делу;
- прочие случаи, которые устанавливаются на основании законодательных актов.
Помощь адвоката по административным делам
На основании ст. 55 КАС РФ адвокат может быть представителем стороны в суде по административным делам. Помощь адвоката в административном производстве заключается в совершении процессуальных действий при ведении административного дела. Среди них – услуги по составлению и подаче заявления, ходатайств, приобщению документов, обжалованию судебных актов, предъявление исполнительных документов и иных сопутствующих услуг.
Российские реалии таковы, что КАС РФ вступил в силу относительно недавно, и для успешного завершения административного дела часто требуется доскональное знание кодекса.
Наш адвокат по административным делам, обладающий знаниями процессуальных особенностей административного судопроизводства, окажет помощь в полном сопровождении подобных дел.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие события административного правонарушения;
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс)), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
действия лица в состоянии крайней необходимости;
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи Кодексаили закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
иные предусмотренные Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности (часть 1 статьи 24.5 Кодекса).
Кроме того, Федеральным законом Российской Федерации от 24.02.2021 № 22-ФЗ Кодекс дополнен новым обстоятельством, при наличии которогопроизводство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению: совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (пункт 5.1 части 1 статьи 24.5 Кодекса). Указанная новая норма Кодекса начнет действовать с 07.03.2021.
Куда и в какой срок вы можете обжаловать постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
Все будет зависеть от того, кто вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Правила для этого предусмотрены в ч. 1 и 3 ст. 30.1 КоАП РФ и разъяснены в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, п. 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Так, если:
1) постановление вынесено должностным лицом уполномоченного органа, то вы можете его обжаловать как во внесудебном, так и в судебном порядке. В последнем случае важно определиться, в какой суд необходимо обратиться:
• в районный суд по месту рассмотрения дела;
• в арбитражный суд, если постановление вынесено в отношении организации или ИП и связано с осуществлением предпринимательской (иной экономической) деятельности.
При этом отметим, что, по мнению Верховного Суда РФ, не связаны с осуществлением предпринимательской (иной экономической) деятельности нарушения, в частности, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5);
2) судьей — в вышестоящем суде. При этом если постановление о прекращении дела об административном правонарушении вынесено мировым судьей, то обращаться нужно в районный суд (ч. 2 ст. 21 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ).
Если вы обратитесь одновременно и в вышестоящий орган (к вышестоящему лицу), и в суд, то вашу жалобу будет рассматривать суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).
Обратиться за обжалованием нужно в течение 10 суток с даты получения копии постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении независимо от того, кто его вынес — должностное лицо или судья (ч. 1 ст. 29.9, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ).
Если вы пропустили этот срок, то его могут восстановить. Для этого нужно подать соответствующее ходатайство (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ).
В отдельных случаях жалобу нужно подать в течение пяти дней со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 29.9, ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ).
В какой срок рассматривается жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении и как узнать решение по ней
Срок рассмотрения жалобы зависит от того, кем она рассматривается. Так, жалоба (заявление) должна быть рассмотрена в течение (ч. 1, 1.1, 2 ст. 30.5 КоАП РФ, ч. 1 ст. 210 АПК РФ):
• 10 дней со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган (его должностному лицу), которым вынесено постановление;
• двух месяцев со дня поступления в суд (суд общей юрисдикции или арбитражный суд). В суде общей юрисдикции срок исчисляется с даты поступления жалобы со всеми материалами дела, в арбитражном суде — с даты поступления заявления;
• пяти дней со дня ее поступления (со всеми материалами дела) в суд — в отдельных случаях.
Решение по жалобе вы узнаете:
• немедленно после его вынесения, если жалобу рассматривает административный орган или суд общей юрисдикции. Огласят его сразу, а копию вручат или вышлют в течение трех суток (ч. 1 ст. 29.9, ч. 1, 2 ст. 30.8 КоАП РФ);
• после его принятия в судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела, если дело рассматривалось в арбитражном суде. Вам могут объявить его полностью или только резолютивную часть.
Когда решение объявляется частично, его изготовление в полном объеме может быть отложено на срок до пяти дней. В этом случае датой принятия решения будет считаться дата его изготовления в полном объеме.
Копию решения арбитражного суда вам направят в течение трех дней со дня его принятия (ч. 1, 2 ст. 176, ч. 1, 6 ст. 211 АПК РФ).
Комментарий к статье 28.9 КоАП РФ
1. Возможность прекращения производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение связана с обстоятельствами, исключающими производство по делу. Сюда относятся: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, установившего ответственность за данное правонарушение, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу и др. (ст. 24.5).
2. Дело об административном правонарушении прекращается путем вынесения мотивированного постановления, в котором изложены сущность дела и основания прекращения (ст. 29.10). Данное постановление вступает в силу с момента его вынесения.
Требования и порядок подачи заявления о прекращении дела об административном правонарушении
Заявление о прекращении дела об административном правонарушении, согласно статье 24.4 КоАП РФ, подается лицами, участвующими в деле, либо их представителем (подробно о субъектах административной ответственности рассказано в нашей отдельной статье). Документ должен быть направлен до вынесения решения по делу по существу.
С учетом коротких сроков рассмотрения административных дел рекомендуется подавать ходатайства либо непосредственно при рассмотрении дела судье (уполномоченному лицу), либо в канцелярию суда (приемную должностных лиц). Отправка по почте ходатайства также возможна, однако срок доставки письма может оказаться значительным, в результате чего дело уже будет рассмотрено при получении документа должностным лицом.
Наиболее эффективным способом подачи ходатайства является его непосредственная передача судье или уполномоченному лицу в момент рассмотрения дела. В этом случае всегда можно ответить на дополнительные вопросы, уточнить, что-либо скорректировать в документе и т. д.
При этом важно помнить, что заявление, согласно статье 24.4 КоАП РФ, в любом случае должно подаваться в письменном виде.
Статья 24.4 КоАП РФ определяет, что ходатайство о прекращении административного дела должно быть рассмотрено немедленно, однако на практике это не всегда возможно. Так, ходатайство, поданное утром в канцелярию суда, с учетом всех судебных формальностей будет рассмотрено в течение дня.
Сразу же после рассмотрения ходатайства по существу судья, как и иное должностное лицо, обязан вынести определение. В случае принятия положительного решения по поданному ходатайству дело подлежит прекращению. Если принято отрицательное решение, то в определении будет сказано, что заявление отклонено. При этом важно помнить, что любое принятое решение должно быть мотивированным.
Срок давности исполнения постановлений о назначении административных наказаний
Производство по делу должно быть прекращено, если истек срок давности его исполнения. По общему правилу постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
Иной срок давности называет ст. 321 АПК РФ. В ней сказано: «Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению… в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу…» Здесь имеется конфликт специальной нормы КоАП и общей нормы АПК. К тому же следует учитывать, что нормы КоАП связаны с защитой публичных интересов, регулируют применение наказаний, карательную деятельность, а общие нормы АПК РФ защищают частные интересы, регламентируют применение правовосстановительных санкций, разрешение споров.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 24 января 2003 г. разъяснил арбитражным судам: «…при определении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 31.9 КоАП, согласно которым постановление о назначении административного наказания… может быть приведено в исполнение лишь в течение года со дня его вступления в законную силу».
Давность исполнения связывается с началом исполнения (приведение, обращение к исполнению), а не с его завершением. Действующим законодательством вообще не установлен срок, в течение которого исполнение должно быть завершено. Если постановление приведено в исполнение, его исполнение начато, то непосредственное исполнение может продолжаться сколь угодно долго.
В целях борьбы с теми, кто стремится избежать заслуженного наказания, ч. 2 ст. 31.9 КоАП предусмотрено прерывание срока давности приведения исполнения в действие, если виновный уклоняется от исполнения вынесенного в отношении его постановления. Факт сокрытия вещей, доходов, уклонения виновного от отбытия ареста, передачи документов и т. п. должен быть оформлен актом уполномоченного должностного лица. Желательно, чтобы такой документ подписали понятые.
С даты составления акта об уклонении перестает течь срок давности исполнения. Течение срока возобновляется со дня обнаружения виновного, его имущества, доходов, т. е. со дня, когда появляется реальная возможность исполнить назначенное лицу взыскание.
В срок давности исполнения взыскания не включается время, на которое была предоставлена отсрочка, рассрочка исполнения, а также время, на которое исполнение было приостановлено в связи с принесением протеста прокурором.
Закрытие административного дела в связи с отсутствием состава преступления
Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Ваш голос важен в дискуссии по банкротству юр. лиц. Лекторы: В. В. Витрянский, В. В. Бациев, Е. Д. О прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшими? Суворов, О. Р. Зайцев, А. В. Юхнин.
Практика прекращения производства по делам об административных правонарушениях мировыми судьями Чувашской Республики за 2010 год
За 2010 год мировыми судьями Чувашской Республики рассмотрено 30559 дел об административных правонарушениях. Согласно данным, представленным районными судами Чувашской Республики, производство прекращено по 1323 административным делам с освобождением лиц от административной ответственности.
Необходимо отметить, что в основной массе производство по делам об административных правонарушениях прекращено обоснованно, однако правильность прекращения производства по отдельным делам вызывает некоторые вопросы.
Основной причиной прекращения дел об административных правонарушениях явилось малозначительность совершенного административного правонарушения. По данному основанию было прекращено 549 дела об административных правонарушениях.
Наибольшее количество дел об административных правонарушениях, производства по которым прекращены по данному основанию, имеется на судебном участке N 1 Ядринского района — 88, а также на судебном участке N 1 Мариинско-Посадского района — 28, на судебном участке N 7 Калининского района — 24, на судебном участке N 3 Калининского района г. Чебоксары — 21.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Однако анализ прекращенных по данному основанию административных дел показывает, что мировые судьи без достаточных на то оснований применяют правила, изложенные в ст. 2.9 КоАП РФ, не учитывая положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 (в ред. от 10.06.2010 г. ) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Так, постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Шемуршинского района производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении А. прекращено за малозначительностью совершенного правонарушения. В обоснование принятого решения указано, что при решении вопроса об административной ответственности мировой судья учитывает, что на момент рассмотрения настоящего дела, недостатки, изложенные в предписании главного государственного инспектора по пожарному надзору, А. устранены.
Статья 29.4 КоАП РФ. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
- При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица. - При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
- В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.
Статья 29.8 КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
- Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
- В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:
1) дата и место рассмотрения дела;
2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
3) событие рассматриваемого административного правонарушения;
4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
7) документы, исследованные при рассмотрении дела. - Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.
Комментарий к статье 24.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, являются:
— отсутствие события административного правонарушения, т.е. отсутствие факта совершения противоправного действия (бездействия), предусмотренного КоАП РФ или законом субъекта РФ;
— отсутствие состава административного правонарушения. Состав административного правонарушения будет отсутствовать при отсутствии хотя бы одного из элементов административного правонарушения (субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона). При этом отсутствие субъекта означает:
недостижение субъектом — физическим лицом на момент совершения правонарушения возраста привлечения к административной ответственности — 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);
невменяемость физического лица, установленная актом судебно-психиатрической экспертизы (ст. 2.8 КоАП РФ);
— действие лица в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);
— издание акта амнистии, устраняющего применение именно административного наказания. Акт об амнистии издается Государственной Думой в отношении неопределенного круга лиц;
— отмена закона, установившего административную ответственность (ст. 1.7 КоАП РФ). Действие закона может быть отменено только актом не меньшей юридической силы, т.е. законом. Нормативно-правовые акты меньшей юридической силы отменить или изменить закон, установивший административную ответственность, не могут;
— истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ);
— наличие по данному событию противоправного деяния (бездействия) в отношении привлекаемого лица:
либо постановления о привлечение к административной ответственности;
либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
либо постановления о возбуждении уголовного дела;
— смерть физического лица, привлекаемого к ответственности.
Перечень указанных обстоятельств является исчерпывающим. Юридическое значение данной категории обстоятельств заключается в следующем: при наличии хотя бы одного из указанных обстоятельств производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
2. Пункт 2 устанавливает дополнительное основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении при наличии следующих условий:
— субъект — лицо, указанное в ст. 2.5 КоАП РФ (военнослужащий, гражданин, призванный на военные сборы, или лицо, имеющие определенное специальное звание);
— выяснение всех обстоятельств совершения правонарушения;
— отсутствие общих оснований административной ответственности;
— прекращение производства производится в целях привлечения субъекта к дисциплинарной ответственности.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством