Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 01.01.2018 при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).

Какие средства считаются основными

Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.

Имущество признается ОС, если:

  • Обладает материальной формой.

  • Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.

  • Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).

  • Пользование объектом приносит прибыль организации.

Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:

  • У него есть материальная форма.

  • Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.

  • Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.

  • Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.

Нормативное регулирование

Согласно пункту 7 Стандарта, основные средства — являющиеся активами материальные ценности. В пункте 8 Стандарта говорится:

Выдержка из документа

«Материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств (далее — объект основных средств) при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала.

Объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики».

Проводки на списание основных средств для бюджетников

Операция

Дебет

Кредит

Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту

0 104 ХХ 410

0 101 ХХ 410

Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:

При недостаче или уничтожению

0 401 10 271

0 101 ХХ 410

При стихийных бедствиях

0 401 10 273

0 101 ХХ 410

Прочие причины

0 401 10 172

0 101 ХХ 410

Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ

0 105 ХХ 340

0 401 10 172

Отражены произведенные затраты на списание объекта

0 401 20 200

0 302 ХХ 730

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2022-2023 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Не являются основанием для списания ОС:

  • 100% амортизация актива;
  • истечение сроков полезного использования;
  • передача ОС в эксплуатацию.

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2022 году.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

Образец заполнения акта о списании ОС по форме 0504105 есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к КонсультантПлюс и скачайте документ.

Каковы основные правила списания ОС в бюджетной системе?

На практике списание основных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с ведомственными инструкциями. Но формируются они главным образом на основе Положения о списании федерального имущества по постановлению Правительства России от 14.10.2010 № 834. Поэтому при определении правил списания основных средств в бюджетных учреждениях можно ориентироваться и на этот источник норм. К тем, что заслуживают наибольшего внимания, можно отнести следующие нормы Положения:

  1. Об основаниях для списания имущества.

Ими могут быть (пп. 2, 3 Положения):

  • невозможность для дальнейшей эксплуатации вследствие поломки и иных причин;
  • физический и моральный износ объекта ОС;
  • потеря основного средства вследствие уничтожения;
  • хищение основного средства при последующей неудаче в его поисках.

Еще варианты (п. 13.2 Приложения к приказу Департамента культуры города Москвы от 19.05.2016 № 331):

  • продажа, мена, дарение объекта ОС;
  • внесение ОС в качестве вклада в уставный капитал сторонней организации.
  1. О согласовании списания ОС с вышестоящим органом.

Списание федерального имущества во всех случаях требует согласования с федеральными структурами — например, если списывается недвижимое имущество (подп. «г» п. 4 Положения).

В случае если имущество списывается вследствие проведения сделки (купли-продажи, мены, дарения), то согласованию подлежит не процедура списания, а сама сделка. А если планируется утилизация списанного основного средства в бюджетном учреждении, то подлежит согласованию само списание.

  1. О документировании списания ОС.

Основной документ в данном случае — акт списания основного средства в бюджетном учреждении. Его составляет специальная комиссия по списанию ОС (п. 10 Положения, п. 13.5.8 Приложения к приказу 331).

Как определить срок полезного использования основных фондов

При учете такого средства необходимо определить срок его полезного использования и амортизационную группу. При использовании объектов его стоимость переносится на себестоимость произведенных продуктов при помощи амортизационных отчислений.

Под сроком полезного использования понимается период извлечения прибыли и экономических выгод при эксплуатации основного средства. Учреждение определяет срок полезного использования самостоятельно, руководствуясь своими отраслевыми и организационными особенностями. Для некоторых объектов СПИ устанавливается на основании количественного фактора, то есть по количеству изготовленной продукции или же выполненных работ, услуг в натуральном выражении, которые предприятие планирует получить от применения того или иного основного средства.

При определении СПИ специалисты должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002. В нем закреплена классификация объектов, в которой основные средства сгруппированы по сроку полезного использования — для каждой классификационной группы определены верхняя и нижняя временные границы.

Если имущественный объект состоит из нескольких составных частей, то возможны ситуации, когда для каждой его компоненты устанавливается различный срок полезного использования. Такие составляющие отражаются в учете как отдельные основные средства.

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

ВАЖНО! Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

О списании по правилам бухгалтерского учета

Независимо от причины списания, для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объектов основных средств, возможности и эффективности их восстановления, а также для оформления документации при выбытии объектов приказом руководителя АУ необходимо создать постоянно действующую комиссию по списанию основных средств (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). В ее состав должны войти соответствующие должностные лица, в том числе руководитель (его заместитель или главный инженер), главный бухгалтер (бухгалтер по учету основных средств), а также лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Кроме того, для участия в работе комиссии могут приглашаться представители органов, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора в отношении отдельных видов имущества.

Перечни особо ценного движимого имущества

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.

Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.

Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.

Шаг 2. Согласование списания имущества с учредителем

Общий Порядок представления федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России N 96, Минфина России N 30н от 10.03.2011 (далее — Порядок N 96/30н). Дополнительно к данному документу утверждены ведомственные порядки согласования списания основных средств, например, Приказами Минздрава России от 17.12.2012 N 1059н, от 23.04.2013 N 242н, Минкультуры России от 03.10.2011 N 956, от 03.10.2011 N 957, Минобрнауки России от 20.05.2011 N 1676. В данных Приказах приводятся перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, и порядок согласования актов о его списании.

Так, в соответствии с Приказом Минздрава России N 1059н при списании федерального имущества, относящегося к движимому имуществу, первоначальная стоимость которого превышает 200 тыс. руб., помимо документов, указанных в п. 1, 2 Порядка N 96/30н, учреждения представляют:

  • копию инвентарной карточки;
  • копию отчета о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию.

При списании транспортного средства учреждения представляют:

  • копию паспорта транспортного средства;
  • копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • копию документа о прохождении последнего техосмотра;
  • копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).

Все подготовленные документы на списание основного средства (автомобиля) передаются на согласование собственнику имущества до утверждения акта на списание его с учета. После их предоставления собственник принимает решение и подписывает акт.

Принятие решения о списании

Порядок оформления решения о списании напрямую связан с причиной списания. Если эта причина вынужденная, то есть необходимость списания возникает в результате хищений, порчи имущества, а также в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, то в первую очередь проводится инвентаризация (п. 81 СГС «Концептуальные основы») у лица, у кого находился автомобиль. Факт хищения или порчи фиксируется в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) (ф. 0504087) как недостача инвентаризуемого объекта. На основании описи составляются ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Далее составляется непосредственно акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), где в качестве причины списания указывается хищение либо повреждение с невозможностью восстановления.

Сам факт хищения или порчи подтверждают справками – из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела, органов Министерства чрезвычайных ситуаций – о произошедшем стихийном бедствии.

В случае, когда прекращение эксплуатации автомобиля происходит по причине физического, морального износа, решение о списании принимает постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Такое решение оформляется также актом о списании (ф. 0504105), и в качестве причины списания следует указать перечень неисправностей, исключающий дальнейшую эксплуатацию, либо иные основания, по которым дальнейшая эксплуатация невозможна. Перечень неисправностей, особенно если он длинный, уместнее оформлять отдельным документом (например, дефектной ведомостью), а уже в акте о списании сослаться на него. Форма дефектной ведомости для организаций госсектора не унифицирована, ее можно составить в любом удобном для учреждения виде. И поскольку она не является первичным учетным документом, на нее не распространяются требования о составе обязательных реквизитов.

Как списать машину с учета в утиль без документов и номеров

Согласно Приказу МВД от 24.11.2008 N 1001 в случае утилизации владелец автомобиля обязан снять его с учета в ГИБДД.

Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца)» (п. 5 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001).

Приказу МВД от 24.11.2008 N 1001

Чтобы снять авто с учета, необходимо с заявлением и документами обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД. Бланк заявления лучше заполнить дома. Скачать его можно, например, на официальном сайте Госавтоинспекции.

Инвентарный номер основных средств в бюджетных учреждениях

В соответствии с требованиями пункта 13 Инструкции № 157н наименование основного средства формулируется на русском языке. Основные средства, подлежащие государственной регистрации (объекты недвижимости, автотранспорт) отражаются в учете в соответствии с наименованиями, указанными в регистрационных документах. Пример Если автомобиль по паспорту технического средства (ПТС) называется «ГАЗ­31051», то в учете он не должен значиться как «Волга».

Отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.

В соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) учет объектов недвижимости производится на основании технической документации (кадастрового паспорта).

Этот принцип используется при постановке на бухгалтерский учет зданий и отдельных помещений. В наименовании объекта учета указываются соответствующие идентификационные данные, например, литеры, этажность, подземная этажность.

, оргтехники, бытовой техники, приборы, инструменты, производственное оборудование отражаются в учете по следующим правилам:

  1. в карточке основного средства отражается полный состав объекта, серийный (заводской) номер объекта и всех его частей, имеющих индивидуальные заводские (серийные) номера.
  2. наименование марки (модели) указывается согласно документации производителя (технического паспорта) на соответствующем языке (если принтер называется «Canon», недопустимо в учете отражать его как «Канон»);
  3. наименование вида объекта указывается полностью без сокращений на русском языке в соответствии с документами производителя (согласно техническому паспорту), т. е. в учете не должны значиться «DVD», «бесперебойники» и т. п.;
  4. наименование объекта состоит из наименований вида объекта и марки (модели);

Инвентарный номер, который присвоен объекту, материально ответственный сотрудник обозначает в присутствии члена комиссии по поступлению и выбытию активов. Номер наносите на объект одним из способов:

  1. другим способом, который обеспечивает сохранность маркировки: насечкой, чеканкой на металле.
  2. краской;
  3. прикреплением к объекту жетона;

Если инвентарный номер невозможно нанести на основное средство, отразите его только в соответствующих регистрах бухучета.

Такой порядок установлен пунктом 46 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Для основных средств следующих групп подлежат сохранению документы государственной регистрации:

  1. сооружения;
  2. здания;
  3. автомобильный транспорт.

Для основных средств следующих групп подлежит сохранению техническая документация (технические паспорта):

  1. транспорт;
  2. вычислительная техника;
  3. оргтехника;
  4. здания;
  5. сооружения;
  6. промышленное оборудование;
  7. сложнобытовые приборы.

Как перейти на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: пошаговая инструкция

Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения первого применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» (далее — Приказ № 61н) подготовило Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году организациями бюджетной сферы унифицированных форм электронных первичных учетных документов, используемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (далее — Методические рекомендации).

Методические рекомендации и прилагаемые и ним примеры заполнения отдельных первичных учетных документов согласно утвержденным унифицированным формам электронных первичных учетных документов размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора/Методический кабинет.

Заместитель Министра А.М. Лавров

В целях установления единого порядка ведения бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений в части перехода на применение унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета, и обеспечения информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем (ведомственные информационные системы) и информационных ресурсов, средствами которых осуществляется ведение бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и (или) информационное взаимодействие (формирование и обмен информацией), Министерством финансов Российской Федерации принят приказ от 15 апреля 2021 г. N 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» (далее — Приказ N 61н) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2021 г., регистрационный номер 63995).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *