Особенности амортизации в 2023 году: комментирует Минэкономики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности амортизации в 2023 году: комментирует Минэкономики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.

Амортизацией автотранспортных средств называют учёт их общего физического износа, а также износ отдельных компонентов.

Важно понимать, что у каждого авто есть ограниченный эксплуатационный ресурс, который постепенно, за счёт использования машины по её прямому назначению, будет уменьшаться.

Когда увеличивается износ, возрастают и расходы на обслуживание автотранспорта. Параллельно снижается доход, который может приносить машина при условии её использования в коммерческих целях.

У каждого автомобиля существует так называемый срок или период полезного использования. Он напрямую зависит от группы амортизации. В общей сложности выделяют 10 групп, но именно ТС могут относиться к 3 из них.

В группу No3 входят следующие транспортные средства:

  • легковые авто;
  • малогабаритные автобусы;
  • малые автобусы длиной не более 7,5 м.;
  • машины с показателем грузоподъёмности до 0,5 т.

Также ТС могут относиться к группе амортизации No4, куда входят:

  • автобусы с длиной не более 12 м.;
  • фургоны;
  • грузовики;
  • тягачи для прицепов;
  • инвалидные авто.

Ещё применяется группа No5. В ней учитываются:

  • легковые авто с двигателем объёмом более 3,5 л.;
  • грузовики, включая грузовые машины с грузоподъёмностью свыше 5 т.;
  • тягачи;
  • автопоезда;
  • спецавтомобили (пожарные, скорая и пр.).

То есть амортизацией можно назвать списание начальной стоимости транспортного средства, которая происходит в зависимости от степени износа. Это позволяет постепенно и по частям списать в течение всего эксплуатационного срока.

Существует специальный коэффициент для правильной амортизации автомобиля, а также разные методы расчёта. Среди них существует и ускоренная амортизация. Именно она значительно увеличила спрос на легковые автомобили, оформленные через лизинговые договоры. То есть при лизинге, учитывая срок амортизации легкового автомобиля, предпочитают использовать ускоренный метод. Но об этом немного позже.

Амортизация требуется всем, кто ведёт предпринимательскую деятельность. Причём расчёт делается не только применительно к купленным компанией машинам. Также это обязательно при принятии на работу сотрудника со своим автомобилем, который планируется использовать в служебных целях.

Амортизационные затраты фиксируют в бухгалтерских и налоговых учётах. Причём компания обязана регулярно отражать расходы. Подобные расчёты позволяют:

  • отчитаться перед налоговой о тратах фирмы;
  • оценить реальную стоимость автотранспортного средства для страховой компании;
  • эксплуатировать собственные ТС для нужд компании;
  • передавать автомобили в лизинг.

К какой амортизационной группе относится легковой автомобиль

Размещенная в следующем разделе таблица поможет вам установить, к какой амортизационной группе отнести легковой автомобиль по его основным характеристикам. Нужные сведения можно взять из документации на транспорт – ПТС (паспорт транспортного средства). При наличии разногласий и неясностей относительно типа ТС можно составить официальный запрос производителю или в территориальное подразделение ГИБДД.

Читайте также:  ФНС рассказала, как будем считать НДФЛ с зарплаты, полученной в 2023 году

Суммы начисленной амортизации отражаются на отдельном счете (п. 25 ПБУ 6/01).

Для обобщения информации о начисленных суммах амортизации Планом счетов предназначен счет 02 «Амортизация основных средств». Начисленная сумма амортизации отражается по кредиту счета 02 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Если организация предоставляет автомобили в аренду, то суммы начисленной по ним амортизации она отражает по кредиту счета 02 и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», но только в том случае, если предоставление основных средств в аренду не является предметом деятельности организации, что маловероятно, так как в Уставах почти всех организаций предусмотрена сдача имущества в аренду.

При выбытии автомобилей в результате продажи, списания, передачи безвозмездно и по иным причинам сумма накопленной амортизации списывается с дебета счета 02 в кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Аналитический учет по счету 02 должен вестись по каждому автомобилю таким образом, чтобы обеспечить возможность получения данных об амортизации, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.

Суммы начисленной амортизации представляют собой расходы по обычным видам деятельности и относятся к числу прочих расходов организации (п. п. 5, 8 ПБУ 10/99).

Третья группа (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно)

14 3410040
Автомобили специальные и оборудование 
навесное к машинам для уборки городов.
Средства транспортные
Кроме 14 3410330
15 3410010
Автомобили легковые 
Кроме 15 3410114,
15 3410130 -
15 3410141
15 3410191
Автомобили грузовые общего назначения 
грузоподъемностью до 0,5 т
15 3410250
15 3410265
Автобусы особо малые и малые длиной 
до 7,5 м включительно

Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.

Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.

Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.

Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.

Читать также

20.11.2019

Как новому собственнику определить срок полезного использования бывшего в употреблении имущества

Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником этого ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
При этом согласно пункту 12 статьи 258 Налогового кодекса приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 7 ст. 258 Налогового кодекса).

Поэтому, организация вправе определить норму амортизации по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, исходя из срока полезного использования, определенного в рамках той амортизационной группы, в которую они были включены у предыдущего собственника, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации их предыдущим собственником.

Еще по теме:

Особенности учета использованного имущества

Основное средство «секонд хенд». Как определить норму амортизации?

Вычисление по уменьшаемому остатку

Это ускоренная амортизация. Первые годы размер списания начальной цены начисляются более масштабными темпами, чем в дальнейшие. Самая первая цифра – годовые отчисления. Она соответствует итоговой стоимости машины на начало учетного года. Месячная сумма соответствует 1/12 ее части. Для формулы применяется коэффициент ускорения. Пример.

Читайте также:  Как изменить способ уплаты алиментов, взыскиваемых по решению суда?

ООО «Автоуслуги» приобрело автобус ГАЗ-«Круиз» для междугородних перевозок за 2 550 000 руб., и уплатило за регистрацию транспорта 5 000 руб. Срок службы автобуса ограничен 8 годами. Общество решило вычислять амортизацию нового автобуса по уменьшаемому остатку. Норма отчислений: 2 : 8 х 100% = 25% ежегодно. Расчет:

Год Расчет Ежегодная амортизация
1 2 555 000 х 25% 638 750
2 (2 555 000 – 638 750) х 25% 479 062, 5
3 (2 555 000 – 638 750 – 479 062, 5) х 25% 359 296
4 (2 555 000 – ….– 359 296) х 25% 269 472
5 (2 555 000 –….– 269 472) х 25% 201 933
6 (2 555 000 –…. — 201 933) х 25% 151 621
7 (2 555 000 –….– 151 621) х 25% 113 716
8 (2 555 000 –….– 113 716) 85 287
Итого 2 299 137,5

Путем такого расчета начальная стоимость не будет полностью списанной (2 555 000 – 2 299 137,5 = 255 862,5). Министерство финансов разрешает отнести эту сумму к расходам последнего месяца пользования автобусом.

Амортизация при налоговых режимах

При применении спецрежимов налогообложения могут появиться следующие особенности:

УСН ЕНВД ЕСХН
При «доходы-расходы» в убыток вводится выплаченная стоимость транспорта, пущенного в эксплуатацию. Цена ОС уходит в расходы в продолжение текущего года. В последнем квартале списание происходит единовременно При закупке основного средства НДС уходит через амортизацию. При его дальнейшей продаже НДС «вмененщику» придется уплатить. Амортизационные суммы на возмещение цены ОС подлежат учету. А траты на модернизацию не подлежат обязательному отражению в документах

Из перечисленных выше коэффициентов самый высокий как раз подходит для объектов транспортных компаний, которые нередко приобретают автомобили на условиях договора лизинга. Для того чтобы применить к их налоговой амортизации коэффициент не выше 3, нужно выполнить два условия. Во-первых, у перевозчика основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга). Во-вторых, имущество не должно входить в первую или третью амортизационные группы, определенные в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы .

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Начнем с последнего условия. Транспортные средства включены в несколько амортизационных групп. В одну из «запрещенных» групп (третью) входят автомобили легковые, грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т, автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м. Перевозчики пассажиров и грузов, как правило, используют более грузоподъемные и вместительные ТС, которые указаны в других, но уже «разрешенных» амортизационных группах. В частности, это:

  • автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы);
  • автобусы средние и большие длиной до 12 м включительно;
  • автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя более 3,5 л);
  • автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т;
  • автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 м до 24 м;
  • автомобили специальные.

В отношении всех перечисленных ТС налогоплательщик вправе применить повышающий коэффициент (не выше 3) при условии, что авто учитываются у него по условиям договора. Между тем сам по себе договор регулирует гражданско-правовые отношения сторон, а не вопросы налогового учета. Полагаем, что простым волеизъявлением сторон решить вопрос, кому учитывать лизинговое имущество, не получится. Нужны более весомые аргументы. К сожалению, в Налоговом кодексе их нет.

Читайте также:  Сроки исковой давности по наследственным делам

Как применять специальные коэффициенты?

Лучше этот вопрос рассмотреть на практических примерах, но перед тем, как к ним переходить, скажем, что в силу п. 13 ст. 258 НК РФ применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. Данный показатель амортизируемого имущества должен быть установлен налогоплательщиком самостоятельно (с учетом применяемых коэффициентов к основной норме амортизации) на дату ввода в эксплуатацию объекта и может быть изменен только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом .

См. Письмо Минфина России от 09.09.2013 N 03-03-06/1/37022.

При применении линейного метода начисления амортизации сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации. Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле (п. 2 ст. 259.1 НК РФ):

,

где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n — срок полезного использования амортизируемого имущества, выраженный в месяцах (без учета сокращения срока применением повышающих коэффициентов).

Что такое амортизация автомобиля

Амортизация автотранспортного средства любого формата — это учет физического износа машины в целом и отдельных деталей в частности. Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается. В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях).

Каждое ТС (как и любое другое основное средство) имеет свой срок полезного использования, который зависит от группы амортизации. Согласно норм Постановления Правительства РФ №1 от 01 января 2002 года выделяется 10 групп.

К группе амортизации №3 принадлежат:

  • легковые машины;
  • автомобили с грузоподъемностью до 500 кг.;
  • малые и малогабаритные автобусы длиной до 7,5 метров.

К четвертой группе согласно норм данного постановления относятся такие ТС:

  • маленькие легковые автомобили для инвалидов;
  • грузовики, фургоны и дорожные тягачи для прицепов;
  • автобусы длиной до 12 метров и более.

К амортизационному списку №5 относятся:

  • легковики, объем двигателя которых свыше 3,5 литра;
  • грузовики, в том числе с грузоподъемностью более 5 тонн;
  • тягачи;
  • автомобильные поезда;
  • специальные автомобили ( в том числе скорая помощь и т.д.).

Как рассчитать срок полезного использования автотранспорта?

Следующей ступенью после выбора метода расчета амортизации будет установление срока полезного использования автомобильного транспорта. Под ним следует понимать время, на протяжении которого хозяйствующий субъект будет списывать стоимость имущества через износ. Организациям предоставляется право определять его на свое усмотрение. Причем это право распространяется не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет.

Чтобы максимально приблизить налоговый и бухгалтерский учет, субъектам хозяйствования рекомендуется для определения срока полезного использования автотранспорта руководствоваться Классификацией основных средств, которая определена обязательным документом в целях налогового учета.

По Классификации автотранспорт (легковые, грузовые машины, автобусы) включается в разные группы. Следовательно, срок полезного использования зависит от технических характеристик и того, в какую группу Классификации включен конкретный вид автотранспорта.

Группа по Классификации Срок полезного использования
III От 3 до 5
IV От 5до7
V От 7до 10


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *