Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «РЕШЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Как оспорить результат камеральной проверки
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений | Кто подаёт возражения | Срок подачи возражений |
---|---|---|
акт налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях | лицо, совершившее налоговое правонарушение | в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях |
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Судебные акты в пользу налоговиков.
Доказательство этому утверждению – Постановление ФАС ЦО от 13.02.2014 № А09-4108/2013. Проблемы налогового органа начались уже на стадии вручения акта выездной проверки. Направленный предпринимателю вызов явиться в налоговый орган для вручения акта возвратился в инспекцию. Тогда контролеры решили сами навестить налогоплательщика и вышли по адресу его регистрации. Но напрасно: предпринимателя там не оказалось. Поскольку акт вручить лично не удалось, его направили по почте. И эта корреспонденция тоже вернулась в налоговый орган.
Аналогичные действия контролеры предприняли и для вручения налогоплательщику уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Налоговики выходили по месту регистрации проверяемого лица, направляли заказные письма, посылали телеграммы. Все безуспешно. Поэтому контролерам не оставалось ничего иного, кроме как рассмотреть результаты проверки и вынести соответствующее решение в отсутствие предпринимателя.
По мнению налогоплательщика, подобными действиями налоговый орган нарушил процедуру привлечения к налоговой ответственности, поскольку решение было вынесено без его участия и без доказательств надлежащего извещения о дате и времени рассмотрения материалов выездной проверки. Суды трех инстанций пришли к выводу, что налоговый орган закон не нарушил. Аргументируя такое решение, арбитры указали следующее.
Уведомление о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки инспекция направила по надлежащему адресу. Ведь предприниматель не вносил в ЕГРИП сведения об изменении места жительства, не уведомлял налоговый орган о фактическом месте жительства, ходатайств о направлении ему корреспонденции по каким-либо иным адресам, в частности по адресу его представителя, в налоговый орган не представлял. Поэтому неполучение налогоплательщиком почтовой корреспонденции, направляемой в его адрес, обусловлено не действиями инспекции или органа почтовой связи, а действиями самого налогоплательщика и его фактическим отсутствием по месту регистрации. Судьи подчеркнули: обязанность получения корреспонденции по адресу, который является местом регистрации, возложена на предпринимателя, вне зависимости от фактического проживания по данному адресу.
В итоге арбитры решили: налоговый орган надлежащим образом известил налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, следовательно, процедура привлечения предпринимателя к налоговой ответственности не нарушена.
И это не единственный судебный акт. Например, в Постановлении ФАС СКО от 22.02.2013 № А22-1744/2011 арбитры отклонили довод налогоплательщика о неполучении им какой-либо корреспонденции по юридическому адресу. Неполучение заказных писем является риском налогоплательщика, и он несет неблагоприятные последствия, связанные с недобросовестным отношением к своим обязанностям. По мнению судей, общество, не находясь по своему юридическому адресу и не заявив об изменении места его нахождения, целенаправленно создало условия, препятствующие инспекции осуществлять налоговый контроль, чем нарушило требования пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ. Поэтому на заявителя не распространяются предусмотренные п. 14 ст. 101 НК РФ гарантии защиты прав добросовестных налогоплательщиков.
Аналогичный подход применен судьями в постановлениях ФАС ДВО от 31.01.2014 № Ф03-6884/2013, ФАС ВСО от 04.12.2013 № А19-3547/2013 [1] , ФАС СЗО от 02.12.2013 №А42-7899/2011, ФАС МО от 12.09.2013 № А40-60523/12 и др.
Камеральная проверка ИП на ЕНВД
Учет при ЕНВД минимален, поскольку от прибыли величина налога не зависит, и осуществляется в произвольной форме. ИП без наличия сотрудников, помимо статистической отчетности, ведет и сдает для проверки каждый квартал декларацию (не позже 20 числа после отчетного квартала). Здесь он обязан отражать уплачиваемые налоги, характерные для ЕНВД.
Вид налогового платежа | Особенности уплаты |
Вменённый налог |
Уплачивается ежеквартально |
Страховые взносы |
Фиксированные платежи, которые уплачиваются ежегодно |
НДФЛ |
Перечисляется с зарплаты работников (если они есть) вместе с обязательными взносами на соцстрахование |
Когда ЕНВД совмещается с другими спецрежимами (УСН, ОСНО и т. д.), ИП ведет и сдает налоговикам отчетность по каждому из них отдельно. Соответственно, при камеральной проверке инспектор будет проверять представленную документацию по всем режимам (при совмещении разных видов деятельности) или только декларацию по ЕВНД, если применяется только этот режим.
Что такое выездная налоговая проверка?
Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:
- проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
- предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
- назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
- срок выездной проверки составляет два месяца;
- в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
- максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.
Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.
Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.
- Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
- Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
- В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.
Относят к ним следующее:
- Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.
Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.
- Некорректные суммы вычетов.
Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».
- Низкий уровень заработной платы.
Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.
- Убыточность компании, длящаяся два года и более.
Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.
- Высокий темп роста расходов.
Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.
- Высокие налоговые риски.
Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.
- Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.
Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.
Истребование налоговым органом документов
В ходе КНП инспекция может проводить следующие мероприятия налогового контроля:
- Истребование документов.
- Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц.
- Допрос свидетелей.
- Привлечение специалистов, экспертов, переводчиков.
- Представление пояснений.
- Осмотр предметов и документов.
- Осмотр помещений и территорий (только в случае проведения КНП декларации по НДС).
Истребование документов является самым распространенным мероприятием налогового контроля. По закону инспекция вправе истребовать у налогоплательщика только те документы, которые обязательны при подаче декларации.
Например, при подаче налоговой декларации по НДФЛ, в которой заявляется вычет на обучение или лечение представляются платежные документы, а при подаче декларации в рамках «безналоговой» ликвидации — заявление об освобождении доходов от налогообложения и ликвидационный баланс.
Требование о представлении документов может быть:
- Вручено лично под расписку.
- Направлено по почте заказным письмом.
- Направлено через личный кабинет налогоплательщика.
Комментарий к Ст. 101 НК РФ
Статья 101 НК РФ, регламентирующая процедуру вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, изложена в новой редакции.
Акт налоговой проверки и другие прилагаемые к нему материалы, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку (п. 1 ст. 101 НК РФ). Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Учитывая, что процедура рассмотрения материалов проверки согласно п. 1 ст. 101 НК РФ начинается по истечении срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, исчисляемого со дня получения лицом, в отношении которого проведена налоговая проверка, акта налоговой проверки, планировать время рассмотрения материалов налоговой проверки необходимо исходя из даты получения акта, определяемой исходя из способа его вручения (направления) (лично или по почте заказным письмом (при условии уклонения от получения акта налоговой проверки)) (п. 7.7 Письма ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»).
В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Реализация п. 2 ст. 101 НК РФ при вручении (направлении) акта налоговой проверки, по мнению ФНС России, должна осуществляться следующими действиями.
Налогоплательщику одновременно с актом налоговой проверки вручается (направляется) письменный документ за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы.
В случае невозможности вручения извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лично налогоплательщику такое извещение направляется по почте заказным письмом по юридическому адресу налогоплательщика, а также по адресу места жительства руководителя организации заказным письмом с уведомлением.
Кроме того, налогоплательщик — физическое лицо или руководитель организации могут быть уведомлены о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки путем направления телеграммы по адресу его места жительства.
Подтверждением надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки является полученное налоговым органом почтовое уведомление о вручении направленного заказного письма либо телеграммы лично адресату. В случае отказа налогоплательщика от получения акта лично данный факт отражается на последней странице акта.
Рекомендуемая форма извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки приведена в Приложении N 2 к Письму ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».
В случае если по результатам выездной налоговой проверки не выявлено нарушений законодательства о налогах и сборах, у налоговых органов отсутствуют основания для вынесения решения, предусмотренного ст. 101 НК РФ, рассмотрение материалов налоговой проверки не организуется, п. 2 ст. 101 НК РФ не применяется.
В указанных случаях в течение 3 дней после составления акта выездной налоговой проверки руководителем проверяющей группы составляется докладная записка на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которая должна содержать все сведения, фиксируемые в справке о проведенной выездной налоговой проверке (п. 15 ст. 101 НК РФ), а также запись об отсутствии выявленных в ходе проверки, документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах. К докладной записке прикладываются экземпляр акта выездной налоговой проверки и документы, послужившие основанием для включения плательщика в план выездных налоговых проверок.
Докладная записка подписывается должностным лицом налогового органа, являющимся руководителем проверяющей группы, и визируется начальником отдела, проводящего проверку.
На основании резолюции руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на указанной докладной записке вносятся соответствующие сведения в информационные ресурсы налоговых органов.
Вышеуказанный порядок действия приведен ФНС России в п. 7.4 Письма ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя, кроме того, оно вправе знакомиться с материалами дела этой проверки вплоть до вынесения решения по ее результатам.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Пунктом 3 ст. 101 НК РФ установлены действия руководителя (заместителя руководителя) налогового органа предваряющие непосредственное рассмотрение материалов налоговой проверки.
Так, перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;
3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
Пунктом 4 ст. 101 НК РФ установлено, что при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости — и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
Отметим, что с 5 декабря 2014 г. предусматривается, что при рассмотрении материалов налоговой проверки должен вестись протокол (абз. 3 п. 4 ст. 101 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).
Комментарий к ст. 101 НК РФ
1. Правилами п. 1 комментируемой статьи следует руководствоваться, когда плательщик налогов не согласился с актом налоговой проверки (ст. 100 НК РФ) и представил письменные:
— объяснения, в которых налогоплательщик обосновал свои действия, дал дополнительную информацию, сообщил новые факты, необходимые для объективного рассмотрения результатов проверки;
— возражения, в которых налогоплательщик выразил свое несогласие с теми или иными выводами, содержащимися в акте, представил доказательства, опровергающие положения акта, либо указал на неправильные, по его мнению, действия должностных лиц, проводивших проверку.
В этом случае руководитель (его заместитель) налогового органа (должностными лицами которого и проводилась налоговая проверка) рассматривает материалы налоговой проверки в присутствии:
— самого индивидуального предпринимателя (а также лиц, приравненных к ним для целей налогообложения — абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);
— руководителя организации-налогоплательщика;
— представителей налогоплательщика (ст. ст. 26 — 29 НК РФ).
Налоговый орган обязан известить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, соблюдая следующие правила:
письменно (с указанием его ИНН);
заблаговременно (чтобы он имел возможность представить необходимые материалы и документы).
Обращаем ваше внимание, что неявка извещенного налогоплательщика не препятствует рассмотрению всех материалов налоговой проверки, включая письменные объяснения и (или) возражения налогоплательщика. Другими словами, дело будет рассмотрено в ваше отсутствие.
2. Прежде чем комментировать пункт 2 комментируемой статьи настоящего Кодекса, необходимо дать следующие пояснения. Правила пункта 2 комментируемой статьи имеют отношение к результатам налоговой проверки, а не только к «результатам выездной налоговой проверки» (как это подчеркивается в ряде статей настоящего Кодекса, например ст. ст. 91, 94, 95, 100 НК РФ). Они не относятся к другим формам налогового контроля.
Под словосочетанием «материалы проверки» надо понимать следующее:
— акт налоговой проверки;
— документы и предметы, прилагаемые к этому акту должностными лицами, проводящими проверку;
— справка о проведенной налоговой проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ);
— объяснения, возражения проверяемого лица, представленные в налоговый орган (п. 5 ст. 100 НК РФ);
— документы и материалы, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ);
— заключения экспертов и т.д.
Итак, в пункте 2 комментируемой статьи говорится о руководителе (заместителе) того налогового органа, должностные лица которого непосредственно проводили налоговую проверку. При этом нужно учесть, что, например, выездная налоговая проверка может проводиться налоговым органом не только по месту учета налогоплательщика.
Необходимо напомнить, что отменено Законом N 154-ФЗ правило о том, что руководитель (его заместитель) принимает решение не позднее десяти календарных дней со дня окончания рассмотрения материалов налоговой проверки.
Продолжим комментарий к настоящей статье. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем) налогового органа может быть принято одно из следующих решений:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 101 НК РФ);
2) об отказе привлечения лица, проверенного в ходе налоговой проверки, к ответственности. При этом следует обратить внимание на ряд обстоятельств:
— отказ должен быть письменным (как и само решение, принятое по результатам налоговой проверки);
— в решении об отказе необходимо указать его основания со ссылкой на конкретные нормы настоящего Кодекса и другие акты законодательства о налогах (ст. ст. 108, 109, 111, 113, 115 НК РФ);
— решение об отказе привлечь налогоплательщика к ответственности доводится до него в установленном законом порядке (п. 5 ст. 101 НК РФ);
— налоговое правонарушение — это совершенное противоправное деяние лица, за которое в соответствии с настоящим Кодексом установлена ответственность (ст. ст. 106, 107 НК РФ);
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом нужно иметь в виду, что:
— дополнительные мероприятия могут проводиться как в рамках налоговой проверки (например, экспертиза, выемка документов и материалов — ст. ст. 94, 95 НК РФ), так и при осуществлении других форм налогового контроля (ст. 82 НК РФ);
— решение о проведении упомянутых мероприятий выносится в письменной форме и доводится до налогоплательщика в порядке, указанном в п. 5 ст. 101 НК РФ;
— нельзя путать дополнительные мероприятия со случаями проведения повторных выездных налоговых проверок (они по общему правилу запрещены — ст. 87 НК РФ).
3. Правила пункта 3 комментируемой статьи регулируют порядок принятия руководителем налогового органа решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное налоговое правонарушение.
При этом законодатель императивно устанавливает, что в таком решении излагаются:
а) обстоятельства налогового правонарушения (время, место, способ его совершения, наступившие последствия, степень вины проверяемого, участники правонарушения и т.д.). Эти обстоятельства должны быть отражены в решении именно так, как они установлены в ходе камеральной или выездной налоговых проверок. Иначе говоря, нельзя подправлять (дополнять, изменять) результаты проверки, искусственно подгонять факты и обстоятельства под конкретное правонарушение (если оно фактически не совершено), произвольно толковать какие-либо обстоятельства, подменять их предположениями, догадками и т.п.;
б) документы (тексты договоров, налоговые декларации, данные бухгалтерского учета, документы статистической отчетности и т.д.) и иные сведения (например, объяснения проверяемого лица, иных лиц, показания свидетелей, заключения экспертов), которые подтверждают обстоятельства совершенного правонарушения;
в) доводы (письменные, устные, представленные в виде записи на магнитных носителях, на компакт-дисках, дискетах и т.п.), приводимые проверенным лицом в свою защиту (в соответствии и в порядке, предусмотренном ст. ст. 88, 89, 100 НК РФ). С учетом того что правилами статей 100, 101 НК РФ предусмотрена обязательная проверка упомянутых доводов, в решении необходимо отразить результаты такой проверки (если указанные доводы не приняты во внимание, то по какой причине);
г) само решение о привлечении налогоплательщика к конкретному виду налоговой ответственности. Мерой ответственности в данном случае является так называемая налоговая санкция, устанавливаемая и применяемая в виде денежных взысканий — штрафов (ст. 114 НК РФ). Форма данного решения приложена к Инструкции от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138. При этом в решении необходимо сослаться:
— на одну (несколько) из норм главы 16 НК РФ (ст. ст. 116 — 129.1 НК РФ), предусматривающих конкретные виды налоговых правонарушений и размеры штрафов;
— на соответствующие нормы главы 15 НК РФ, посвященные общим условиям привлечения к ответственности, смягчающим и отягчающим ее обстоятельствам и т.д. (ст. ст. 108 — 112 НК РФ).
4. По поводу указанного в пункте 4 комментируемой статьи требования об уплате недоимки по налогу и пени.
Сроки камеральных проверок
По общему правилу камеральная проверка длится три месяца со дня представления отчетности. Декларации по НДС «по умолчанию» должны проверяться в сокращенный двухмесячный срок (п. 2 ст. 88 НК РФ).
В большинстве случаев продлить срок «камералки» нельзя. Исключение касается деклараций по НДС. Налоговая инспекция может продлить срок ревизии такого отчета с сокращенных двух до стандартных трех месяцев, если будут обнаружены признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).
ВНИМАНИЕ. ИФНС не может приостановить течение срока при осуществлении камеральной проверки.
ВНИМАНИЕ. Если до окончания «камералки» подать уточненную декларацию, то проверка первичной отчетности тут же прекратится. А срок проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Как оспорить результат камеральной проверки
Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.
Если же в ходе проверки выявлены нарушения, то в течение 10 рабочих дней после ее завершения ИФНС должна составить акт. В следующие 5 рабочих дней этот документ необходимо вручить налогоплательщику лично, либо направить по ТКС или по почте (п. 1 и 5 ст. 100 НК РФ).
Акт камеральной проверки составляется по форме1160098 по КНД (прил. № 27 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@).
Если налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями контролеров, он может в течение месяца подготовить возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Эти возражения вместе с подтверждающими документами, если таковые имеются, надо передать в ИФНС для приобщения к материалам проверки.
По истечении месяца, отведенного на подготовку возражений, руководитель инспекции или его заместитель назначит дату и время рассмотрения материалов проверки. Представитель налогоплательщика обязательно извещается об этом мероприятии. По итогам рассмотрения будет принято решение по камеральной проверке.
Данное решение вступит в силу через месяц, если не будет обжаловано в апелляционном порядке в УФНС по субъекту РФ. В случае подачи такой жалобы, решение вступит в силу после ее рассмотрения (если, конечно, не будет отменено). Вступившее в силу решение по «камералке» можно обжаловать в ФНС или в судебном порядке (ст. 137 и ст. 138 НК РФ).
В заключение еще раз напомним, что камеральные проверки — часть текущей работы налоговых инспекций, в рамках которой проверяется правильность заполнения отчетности и формирования налоговых обязательств. При проведении «камералки» инспекторы обладают достаточно широкими полномочиями, а выявленные ошибки могут обернуться штрафами и доначислениями. Поэтому знание порядка проведения камеральной проверки, фиксации и обжалования ее результатов необходимо. Это поможет избежать необоснованных претензий со стороны ИФНС.
Налоговая проверка после закрытия ИП
Некоторых индивидуальных предпринимателей волнует вопрос о возможности проверки со стороны ИФНС после прекращения деятельности. Чаще всего выездные мероприятия контроля проводятся при закрытии ИП (аннулировании регистрации). При закрытии ИП на вмененке необходимость выездной проверки рассматривается в каждом случае отдельно.
Но процедура может проводиться в течение 3 лет после прекращения статуса ИП. Законодательно это разрешается. Механизм проведения мероприятия контроля не отличается от стандартной формы. При обнаружении фактов нарушения налогового законодательства физическое лицо может быть привлечено к ответственности. Поэтому прекращая вести предпринимательскую деятельность, не забудьте рассчитаться со всеми долгами перед налоговой инспекцией.
Сроки проведения камеральных налоговых проверок
Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца.
По ряду налоговых деклараций устанавливается сокращенный срок проведения камеральных проверок. В частности, в отношении декларации по НДС такой срок составляет 2 месяца с момента подачи декларации. Данный срок, если ИФНС выявит в декларации какие-либо несоответствия и ошибки, может быть продлен до 3 месяцев (абз. 5 п. 2 ст. 88 НК РФ). Если же речь идет о налоговой декларации по НДС, которую представляет иностранная организация, поставленная на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, срок камеральной проверки увеличивается до 6 месяцев.
Срок, отводимый на проведение проверки, отсчитывается со дня представления в ИФНС налоговой декларации/расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Сроки камеральной проверки налоговой декларации
Согласно нормам НК России, а именно: его статьей 88, установлен определенный срок, а также порядок проведения КНП. Она может быть начата с момента получения декларации по тому или иному налогу без дополнительных санкций, предупреждений и разрешений. При этом сроки камеральной проверки налоговой декларации ограничиваются тремя месяцами с момента поступления в ФНС соответствующего отчета. Это означает, что сотрудники налогового органа не могут проверять в камеральном формате декларации, которые были поданы полгода или год назад.
В процессе такой проверки данные из декларации сопоставляются друг с другом, а также с данными других налоговых отчетов. Особенно тщательно проверяются показатели и алгоритмы расчета, которые были введены в налоговое законодательство незадолго до подачи отчета плательщиком налогов. Что касается сроков оповещения субъекта предпринимательства о результатах проверки, то если никаких нарушений не было найдено, налогоплательщик не уведомляется ни о самом контрольном мероприятии, ни о его результатах. При выявлении нарушений, применяются следующие сроки:
- составляется акт по результатам КНП в течение 10-ти дней с даты ее окончания;
- один экземпляр акта передается проверяемому субъекту в течение 5-ти дней с даты его подписания;
- субъект бизнеса может оспорить акт, подав письменные возражения в течение тридцати дней с момента его получения;
- глава налогового органа выносит решение по итогам КНП и рассмотрения возражений в течение 10-ти раб. дней с момента завершения срока оспаривания акта КНП.
При этом сотрудники налоговой должны оповестить плательщика налогов о том, где и когда будут рассматриваться документы по камеральной налоговой проверке его декларации. Глава налоговой службы может вынести решение о том, чтобы привлечь субъект предпринимательства к ответственности или о продлении срока анализа материалов КНП. Кроме того, руководитель территориального органа ФНС по итогам рассмотрения документов проверки может прийти к необходимости провести дополнительную проверку или иное мероприятие налогового контроля.
Что представляет собой КНП
Что такое камеральная налоговая проверка (КНП)? Это проведение контроля соблюдения российского законодательства о налогах и сборах на основании:
- сданной налоговой декларации;
- иной документации, которую налогоплательщик направляет в ИФНС;
- данных, которые имеются у уполномоченного органа.
Этот тип проверки не требует участия человека. В большинстве случаев она проводится автоматизированно, с использованием специализированных контрольных систем в службах ФНС. Благодаря этому, налоговики получают обширную информацию о:
- выставленных счетах-фактурах;
- расчётах, которые производятся через онлайн-кассу;
- сделках с недвижимым имуществом ;
- сделках по ввозу и вывозу товаров за границу;
- движении денег по счетам в банках (предоставляются после подачи соответствующего запроса);
- движении опредёленных товаров ввозимых из-за границы, и т.д.