Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такси включает в суть своего действия не только услуги по транспортировке людей. Также туда относится и перевозка небольшого по размеру груза. Само дело причисляют к разделу общественного транспорта. Схема работы с потребителем — проста. Оплачивается по факту выполненный заказ по стоимости изначального расчёта, либо же по накрутке счётчика. Внутренний регламент — у каждой фирмы свой, однако общее для всех правило — автомобиль, задействованный в перевозке должен обязательно пройти ТО и соответствовать нормам безопасности.
Плюсы и минусы перевозки пассажиров
Существует и разделение транспорта на бюджетный, средний и люксовый классы. И услуги варьируются также исходя из этого фактора. Помимо стандартного извоза можно встретить специализированные варианты, например, такси для инвалидов. В таком случае такси дополнительно оснащается или укомплектовывается необходимыми средствами.
Есть те, кто работают с координаторами-диспетчерами, а также те, кто пользуются только GPS-навигаторами и ПО фирмы, которое автоматически рассчитывает стоимость поездки по километражу и простоям. У каждого предпринимателя свой подход.
Но посмотрим, какие основные достоинства и недостатки этого вида бизнеса можно выделить.
Особенности сферы грузоперевозок
Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:
- сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
- амортизация;
- расходы на бензин;
- зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
- расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
- оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
- страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
- страховка автомобилей;
- налоги и другие обязательные платежи.
Обязанность оплаты транспортной пошлины лежит на всех владельцах автомобилей и других ТС. Кем является собственник — юридическим или физическим лицом — не имеет значения (абз. 1 ). Индивидуальные предприниматели также отчисляют в казну плату за использование транспортного средства. На эти обязательства не влияет система налогообложения:
- обычная;
- патент;
- УСН;
- ЕНВД.
Важно! Если ТС было передано в пользование по доверенности до 29.07.2002 г., то налогоплательщиком считается лицо, указанное в документе. Именно оно обязано отчислять налоговую пошлину за владение транспортом.
На 2021 год налогоплательщиками считаются собственники транспортных средств, с которых необходимо уплачивать налог. К таким объектам относятся:
- автомобили, мотоциклы, автобусы;
- водный транспорт (яхты, катера и пр.);
- воздушный (вертолёты, самолёты).
Освободиться от налога можно, если транспортное средство ИП не попадает под критерии объекта налогообложения (п. 2 ). Платить не требуется за:
- Отдельные виды водного транспорта (немощные лодки, промысловые суда, суда для пассажирских и грузовых перевозок и пр.).
- Легковые автомобили, обустроенные для инвалидов.
- Агротранспорт.
- Воздушные судна санавиации.
Полный список объектов представлен в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 358 НК РФ).
В чем причина массового интереса таксистов к открытию ИП
Большая часть работников такси в недалеком прошлом в той или иной мере числилась сотрудниками таксомоторных компаний. Шоферы либо заключали договоры, либо официально устраивались на работу в компании такси.
Естественно, значительную часть заработков приходилось отдавать за услуги этих компаний. В последнее время среди работников такси возник серьезный интерес к открытию ИП.
Таксисты не стали лучше разбираться в бухгалтерии и налогообложении. Интерес к ИП в такси спровоцирован, в первую очередь, компаниями, которые занимаются извозом или предоставляют услуги по доступу к клиентской базе.
Наиболее агрессивно кампанию по открытию ИП в такси проводит Яндекс. Тем, кто перестает работать через посредников, открывает ИП и начинает работать напрямую, эта компания предлагает различные льготы: приоритет в предоставлении выгодных заказов и т.п.
Основным преимуществом такой работы такси Яндекс называет возможность уплачивать налог 6% только с тех денег, которые такси получило по перечислению в безналичном варианте.
Профессиональные таксисты — и в интернете множество сообщений на эту тему — сильно сомневаются в том, что так получится. Компании-агрегаторы и диспетчерские службы уже 2 года передают информацию обо всех заказах силовым структурам. Пока информация об этом используется для поиска террористов и преступников.
Но как только один сотрудник налоговой технически сможет контролировать не 10 таксистов, как сейчас, а сотню, весь наличный оборот попадет под налогообложение. Такое бывает и сейчас, но те работники такси, кто пока не попался, считают, что все хорошо.
Общее мнение работников такси, которое они высказывают в интернете, можно сформулировать так: ИП выгодны в первую очередь компаниям. Переведя сотрудников в бизнесмены, они избавляются от необходимости платить за них в различные фонды, практически за них не отвечают и навязывают им массу дорогостоящих услуг.
Однако у отдельного таксиста может быть на этот счет собственное мнение. Работать «на дядю» многим надоело, и они рассматривают ИП в такси, как шанс организовать, а в дальнейшем и расширить собственное дело, добиться независимости и финансового благополучия.
Обе точки зрения правильные. Если вы хотите только рулить в такси и не вникать в далекие от вас сферы налогов и бухгалтерии, сложности ведения бизнеса вам ни к чему. Но вас могут лишить возможности работать, если вы его не откроете.
Для тех, кто интересуется развитием дела в такси, ИП может стать стартовой площадкой. В обоих случаях нужно представлять, что вас ожидает в процессе открытия ИП в такси и после того, как вы стали бизнесменом. Открытие ИП в такси таит массу нюансов. Неважно, зачем вы решили стать индивидуальным предпринимателем. Вам все равно придется изучить все эти нюансы, чтобы принять правильное решение.
Шаг 8. Регистрация и ее результаты
В соответствии с законодательством регистрация в качестве индивидуального предпринимателя не может превышать 3 рабочих дней. В случае принятия положительного решения, заявителю будет направлен электронный лист записи ЕГРИП.
Если же пришло письмо с решением об отказе, с большой вероятностью что-то не так с документами. Чаще всего это происходит из-за ошибок в заявлении или отсутствия доверенности. Не стоит опускать руки, нужно исправить недочеты и в течении 3 месяцев подать документы повторно. Если вы сделаете это позже, госпошлину придется оплачивать еще раз.
Порядок получения разрешительной документации
Пассажирские перевозки это одно из направлений занятий, которым предприниматель не может заниматься без предварительного разрешения Ространснадзора. Поэтому любой организатор перевозок пассажиров должен заранее поинтересоваться, как оформить лицензию на такси.
Так как большинство такси это легковые авто на 4 пассажира, то Ространснадзор выдает только разрешение. Автомобилю требуется полноценная лицензия, если в нём от 8 сидячих мест.
Важно! На каждую машину в таксопарке должно быть оформлено либо разрешение или лицензия. Срок действия документа равен 5 годам, а место действия ограничено одним субъектом страны. Из-за такого ограничения таксисты не могут доставлять людей в любые города России, а только в те, между которыми заключено соглашение.
Какой вид деятельности (ОКВЭД) выбрать
Самостоятельно открыть свое ИП на такси можно только по основному и дополнительному коду ОКВЭД, который присвоен каждому виду деятельности ИП. Коды ОКВЭД можно взять из Классификатора ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта № 14-ст от 31 января 2014 г.
Что касается такси, то по основному виду деятельности ИП в заявлении на госрегистрацию своего ИП надо указать код 49.32. Сюда входит перевозка пассажиров:
- на легковом такси или арендованными легковыми авто с водителем;
- автобусами на заказ.
В качестве доп. видов деятельности можно указать разные, Так, коды 49.39 нужно указать, если бизнесмен может водить не только легковушку, но и автобус. В итоге, это могут быть коды по перевозке пассажиров:
- на автобусе (в городе, пригороде) — 49.39.33;
- за рубежом — 49.39.34;
- в туристических поездках или экскурсиях — 49.39.32).
И также, можно сдавать свой автобус в аренду (49.39.31). Водитель тоже предоставляется по этой услуге.
Если ИП-таксист планирует заниматься грузоперевозками, то есть, помимо пассажирского, у него будет и грузотакси, то в качестве дополнительного ему нужно будет указать коды 49.41. Это могут быть коды:
- 49.41.2 — для любых авто;
- 49.41.3 — для сдачи своих грузовиков в аренду (+водителя ИП).
Если же ИП продает свои легковушки в розницу и оптом, в качестве дополнительного ему нужно указывать соответствующие коды 45.11. Сюда входит:
- 45.11.1 — торговля авто оптом;
- 45.11.3 — розничная торговля авто;
- 45.11.31 — розничная торговля авто через интернет.
Сегодня многие ИП-таксисты нередко бывают и курьерами: занимаются доставкой еды на дом или развозят посылки. В этой ситуации доп. кодом надо будет указать один из кодов 53.20.3, а точнее, доставку:
- 53.20.31 — различными машинами;
- 53.20.32 — курьерскую (еды на дом);
- 53.20.39 — иную.
Если же планируются регулярные маршруты, то нужно использовать код 60.21 (нерегулярные — 60.23). К регулярным перевозкам пассажиров, в частности, относится и движение маршрутных такси (в народе, маршруток) по расписанию.
Если ИП собирается сдавать собственное авто в лизинг (аренду), в качестве дополнительного ему нужно указывать код 77.1. Это может быть:
- 77.11 — для легковушек и фургонов в 3,5 т как максимум (без водителя)
- 77.12 — для грузовиков (без водителя).
Деятельность таксопарков и служб такси классифицируется кодом 60.22.
При госрегистрации в качестве ИП важно указать тот доп. код ОКВЭД, который наиболее точно отражает вид бизнеса. То есть, например, если ИП планирует подрабатывать курьером, он не может при этом открывать ИП по перевозке туристов на экскурсии.
Какой тип налогообложения можно выбрать?
Согласно налоговому законодательству ИП имеют право платить налоги согласно таким системам:
- ОСНО — основная, которая предполагает внесение в бюджет страны 13% от своих доходов НДФЛ плюс 18 % от НДС. Это базовый метод начисления и оплаты, но он считается самым трудоемким в процессе начисления, а также при нем платить придется больше.
- ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Сумма к оплате при выборе такой системы налогообложения зависит от количества посадочных мест в транспорте, используемом для перевозки, который зарегистрирован на данного ИП. В то же время ЕНВД может платить предприниматель на такси не во всех регионах. Важно: в 2018 г. ЕНВД продлен до 2021 года.
- ПСН – система оплаты налогов, которая действует на основе купленного патента. Она может стать выгодной альтернативой ЕНВД в тех регионах, где для перевозки пассажиров он недоступен. Сумма этого налога, а именно стоимости патента, также зависит от количества машин у ИП на такси.
- УСН – упрощенная система оплаты налогов. Расчет суммы может происходить по двум схемам на выбор предпринимателя и составлять либо 6% от суммы дохода, либо 15% от разницы прибыли и расходов.
Нужно ли ККТ таксистам
Законодательством РФ предусмотрено, что ИП должны использовать в своей работе ККТ. Но для предпринимателей, которые занимаются транспортировкой пассажиров, допускается работа без нее. Хотя это совсем не означает, что нет необходимости оформления документов при получении денег от клиента. Это необходимо учесть для тех, кто планирует открыть ИП.
Предприниматель, который оказывает услуги перевозки пассажиров, обязательно должен выдавать пассажирам бланки строгой отчетности. Пока нет установленной формы для таксистов. Но есть обязательные реквизиты, которые должны присутствовать на документе:
- название, серия и номер данного бланка на оплату услуг такси;
- название клиента;
- дата оформления;
- цена услуги;
- реквизиты уполномоченного лица от ИП.
Печать можно поставить с помощью таксометра, прибора, который проводит все расчеты таксиста и может выдавать чек.
За невыполнения требований о выдаче БСО предусмотрена ответственность:
- лишение права применения права льготных систем налогообложения;
- на водителя налагается штраф 1000 рублей;
- на ИП налагается штраф 10000 рублей.
Поэтому лучше соблюдать все правила, чтобы не уменьшать свои же доходы и не платить лишнего. В целом же предпринимательство в сфере перевозок пассажиров достаточно прибыльный бизнес, которым можно заниматься в 2019 году.
Онлайн-кассы для такси
Такси на ПСН, УСН или ОСНО должны использовать в работе онлайн-кассы и выдавать клиентам чеки — печатные или отправлять электронные или QR-код. Исключение — ИП без сотрудников, они могут работать без касс до июля 2021. Так что касса нужна, если вы юрлицо или ИП с сотрудниками.
Самозанятые таксисты работают без кассы: чеки они формируют с помощью приложения от ФНС. Такой чек можно в электронном виде послать клиенту, одновременно налоговая узнает о сделке.
Если прежде вы работали на одном налоговом режиме — например, ЕНВД, а затем сменили его, перерегистрировать онлайн-кассу в налоговой не придется. Нужно только сменить в настройках кассы налоговый режим по тегу 1055, чтобы в чеках он отображался правильно.
Если вы выбрали УСН, ОСНО, патент или совмещаете два налоговых режима — легко вести учет и сдавать отчетность можно в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис сам рассчитывает налоги, формирует отчеты, вам важно только вовремя загружать данные о выручке с поездок и, в зависимости от режима, — сведения о расходах на бензин, техосмотр и пр. В системе много инструментов, которые упрощают работу: интеграция с банками для автозагрузки выписки, распознавание сканов актов и накладных, электронный документооборот, финансовые отчеты. Все новички могут две недели бесплатно тестировать Бухгалтерию.
Выгодно ли ИП под такси платить налоги общего режима?
Общий налоговый режим применяется предпринимателями по умолчанию. Для него не нужно никаких заявлений или уведомлений. Соблюдать дополнительные требования по численности штата или по величине дохода также не требуется. Однако это один из самых сложных режимов: придется начислять и уплачивать НДС и налог на доходы физических лиц для ИП. Декларацию по НДС необходимо сдавать 4 раза в год по окончании каждого квартала. Декларацию по НДФЛ — один раз, по завершении года. Из всех существующих систем налогообложения ОСН — самая трудоемкая в том, что касается отчетности.
С НДС выгоднее работать тем экономическим субъектам, у которых есть и «входящий» налог, и начисленный. Начислять налог необходимо с каждой поездки. Соответственно, он включается в стоимость услуг, что увеличивает сумму, полагающуюся к оплате клиентом. Это может привести к снижению конкурентоспособности в части цен по сравнению с неплательщиками НДС.
«Входящий» налог ИП-таксист может получить в стоимости бензина. Но для этого придется заключить договор с поставщиком топлива и заправляться только на определенных заправках. Автозапчасти редко продаются с НДС. Поэтому входящий налог может быть настолько маленьким, что предприниматель должен будет начислять значительные суммы к уплате в бюджет.
Таким образом, общая система налогообложения для ИП-такси может быть невыгодна из-за объемной отчетности и необходимости уплачивать НДС.
Снизить налоговую нагрузку и объем сдаваемых форм поможет освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ, если доходы таксиста в течение трех следующих подряд календарных месяцев не превысят 2 млн руб. без учета НДС.
Как предпринимателю правильно исчислить и уплатить НДС? Ответ на этот вопрос вы найдете в Готовом решении от справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Для его просмотра оформите бесплатный пробный доступ.
Предприниматели-общережемники самостоятельно исчисляют НДФЛ и уплачивают его в бюджет. Базой для исчисления являются доходы (за минусом НДС), уменьшенные на величину профессиональных вычетов. Сумма вычетов определяется либо как 20% от суммы доходов либо как понесенные за налоговый период расходы. Причем если в первом случае берется расчетная величина, то во втором случае — все признаваемые для налога на прибыль расходы на такси должны быть документально подтверждены.
Нужно отметить, что перечень расходов не является закрытым в отличие, например, от УСН. Тем не менее они должны быть направлены на получение доходов и, соответственно, связаны с деятельностью по перевозке пассажиров.
ЕНВД такси: кассовый аппарат в работе и условия налогов
Единый налог на вменённый доход — это специальный налоговый режим, он удобен для служб такси тем, что заменяет собой сразу несколько видов налоговых взносов, при этом подходит как юрлицам, так и ИП.
Для служб-юридических лиц ЕНВД заменит:
- налог на прибыль организаций;
- налог на имущество организаций;
- налог на добавленную стоимость.
Службы-индивидуальные предприниматели могут платить ЕНВД вместо:
- налога на доходы физических лиц (НДФЛ);
- налога на имущество физических лиц;
- налога на добавленную стоимость (НДС).
Что, куда и сколько надо будет платить?
При осуществлении перевозок легковым такси ИП может выбрать одну из следующих систем налогообложения:
1. ОСНО (основная система налогообложения). Эта система предусматривает уплату НДФЛ в размере 13% и НДС в размере 18%. Это самый невыгодный для ИП-таксиста вариант. Достаточно громоздкий налоговый учет доходов и расходов, много отчетности и высокая доля налогов, подлежащая уплате в бюджет.
2. УСН (упрощенная система налогообложения). Можно платить 6% со всей выручки или 15% с разницы между доходами и расходами. Более удобный вариант после ОСНО.
3. ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Отчетность предоставляется раз в квартал, а налог исчисляется в определенной сумме исходя из количества автотранспорта. Но имеются ограничения: ЕНВД нельзя применять ИП, у которого количество автомашин, занятых в такси, превышает 20 штук, и если закон о применении ЕНВД не принят властями региона, на территории которого ИП осуществляет свою деятельность. Также следует помнить, что ЕНВД будет действовать до 01.01.2021 года.
Отношения партнеров с водителями
Незаконность схем заключается именно во взаимодействии между партнерами и водителями. Вернемся в начало нашей статьи и напомним основную проблему — физлицо или самозанятое физлицо без статуса ИП не может получить лицензию на такси. Поэтому физлицу необходим посредник, у которого может быть такая лицензия. И таксисты обращаются к ИП или ООО — таксопаркам — партнерам агрегаторов. По закону таксопарк должен заключить с таксистом трудовой или гражданско-правовой договор (что рискованно, как было сказано выше в статье). Но это невыгодно, так как в этом случае необходимо платить НДФЛ и взносы с доходов водителя и, кроме того, налог по соответствующей системе налогообложения со всего дохода, приносимого водителем. Партнеры выкручиваются и заключают либо агентский договор с водителем, либо договор аренды транспортного средства, либо оба сразу.
Система ЕНВД для такси
Важно: с 2021 года ЕНВД такси больше не актуален! Те, кто ранее работал на этой системе налогообложения, должны теперь рассмотреть другие варианты.
До этого момента на системе ЕНВД работали многие таксопарки, поскольку она была до определенной степени выгодна: подходила для небольших служб такси (до 20 машин и до 100 водителей, трудоустроенных непосредственно в службе такси). Налог при этом рассчитывался по-разному для того или иного региона и мог быть понижен за счет страховых выплат. И даже то, что ЕНВД как система не действовала в Москве, не лишало ее популярности.
В 2021 года ЕНВД отменяют не только в такси, но и во всех других сферах деятельности, поскольку при всех вышеперечисленных плюсах были и не менее весомые минусы:
Для бизнеса с небольшим доходом система была нерентабельной;
При применении ЕНВД итоговый финансовый результат сложно было спрогнозировать;
Эту систему нередко применяли при дроблении бизнеса, чтобы уйти от более крупных налоговых выплат.
Отказ от ЕНВД, как сообщают законотворцы, должен будет способствовать развитию здоровой конкуренции и созданию равных условий для ведения бизнеса. А таксопаркам, тем временем, предлагают перейти на одну из следующих схем налоговых выплат.
Можно ли открыть бизнес такси самозанятому?
Самозанятость – новая налоговая схема, получившая распространение в 2020 году и предлагающая пониженные ставки для работников, которые нигде не числятся на постоянной основе.
Самостоятельный бизнес тем водителям, которые работают по самозанятости, открыть не получится, для этого нужно быть ИП. Более того, самозанятые водители не могут быть и нанятыми в службу такси как постоянные работники – поскольку они перестанут быть самозанятыми, и работодатель будет платить с них страховые и больничные взносы. Но такие водители могут работать на такси как на посредника и оказывать разовые услуги по перевозке пассажиров с оплатой за каждую конкретную поездку – важно, чтобы таксопарк имел при этом соответствующую лицензию.
К слову, за последний год появилось много именно таких водителей, работающих с таксопарками не по трудовому договору, а по договору оказания услуг. Это выгодно для водителей: касса не нужна, отчетность тоже, есть налоговые вычеты, можно совмещать подработку в такси с постоянной работой в любой другой отрасли. И все же собственный бизнес такси самозанятым никак не открыть.