Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С камер начали приходить штрафы за непристегнутых пассажиров.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С таким количеством нестыковок в показаниях камер неудивительно, что российские водители очень быстро осваивают науку проверки и обжалования штрафов в ГИБДД. При этом многие считают, что с камерами и бюрократической системой бороться бессмысленно, а судиться — долго и дорого.
Распознать камеру «на телефон» и «на ремень» просто. Они отличаются специальными фонарями подсветки, помогающими заглядывать внутрь салона. Как сообщает «Автовзгляд», для этих целей стандартная полицейская камера фото- и видеофиксации практически любой модели оснащается дополнительным мощным ИК-прожектором. Выглядит он как черная круглая фара, висящая рядом с камерой. Когда машина попадает в ее объектив, прожектор выдает инфракрасную вспышку, высвечивая салон машины. Лучи отражаются от окружающих объектов и возвращаются в объектив камеры, помогая определить очертания фигур пассажиров и положения рук водителя.
В пояснениях департамента транспорта говорится, что камеры обучены безошибочно выявлять на кадрах руль, руки, ремень безопасности. По заданным алгоритмам распознается признак нарушения. К примеру, если водитель просто почесал ухо, то по характерным признакам компьютер распознает действия водителя и исключает ложные срабатывания. Если же он сидит с высоко поднятой рукой или устремил взгляд вниз на экран телефона, то он явно отвлекается от управления машиной.
Процедура оспаривания
Но случаи бывают разные, так что не обойтись без удобной процедуры оспаривания штрафов. Михаил Родионов подчеркнул, что следует внимательно смотреть на то, кто выписал постановление об административном правонарушении, и обращаться именно в эту инстанцию. В качестве положительного примера процедуры оспаривания штрафов он привел работу ЦАФАП Московской области, где, по его словам, к заявлениям граждан относятся с вниманием и при обоснованных возражениях спорные моменты разрешаются в пользу граждан.
«Напомню, что непристегнутый ремень является наиболее частой причиной гибели или серьезной травмы пассажиров и водителей транспортных средств. Уровень травматизма и смертности на дорогах в нашей стране до сих пор на несколько порядков (не раз!) превышает показатели всех развитых стран», — напомнил Михаил Родионов.
Не так давно камеры Москвы начали собирать “компромат” на водителей, которые не расстаются со своим телефоном даже во время движения. Нововведение получило поддержку от других автомобилистов, которым тоже изрядно поднадоели “телефонисты”. Однако много вопросов вызвала точность фиксации нарушений. Водители были обеспокоены тем, что камера могла принять за телефон другой прибор или предмет похожих габаритов. На эти опасения в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) ответили, что обучение нейросети достигло того результата, что камеры теперь способны определить наличие телефона в руке даже лучше, чем глаз человека. Остальное дело за оператором, который должен обработать полученную информацию.
Какой штраф за пользование телефоном во время движения?
За использование мобильного телефона без системы hands-free нарушителю положен штраф в размере 1500 рублей. Но пока обстоятельства, при которых будет выписан штраф, до конца не известны. Будет ли нарушением само наличие телефона в руке или же система зафиксирует только момент пользования устройством? Точного ответа нет. В любом случае, телефон во время движения не самый лучший компаньон, старайтесь пользоваться им по минимуму.
С каждым годом контроль за тем, чтобы автомобили пропускали пешеходов, усиливается. Перед ГИБДД как и всегда стоит задача снизить количество аварийных ситуаций и смертность на дорогах, и гибель пешеходов под колесами автомобилей все ещё остается одной из самых серьезных проблем. В связи с этим камеры обучились фиксировать моменты, когда автомобилист не пропускает пешехода на переходах.
Какой штраф за непропуск пешехода на переходе?
Штраф за данный тип нарушений составляет 1500 рублей. Оплатить его можно со скидкой 50%. Чтобы не получить штраф важно помнить разъяснение ГИБДД — обязанность водителя уступить дорогу пешеходу, пересекающему проезжую часть, поставлена в зависимость от необходимости не создавать помех в его движении. Если водитель своими действиями не вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость, действия водителя не образуют состав административного правонарушения.
На данном этапе таких “умных” камер на переходах всего несколько, и все числятся в Москве. Но совершенно точно ясно, что одним городом дело не ограничится.
Теперь, с появлением в машинах у дорожных полицейских камер фотовидеофиксации, водителя просто так на «арапа» не возьмёшь. Предъявляя ему обвинение в совершении какого-либо правонарушения, полицейский должен предоставить автомобилисту и суду материалы с камеры фото или видеофиксации с записью этого момента. Однако в реальной ситуации, не все и не всегда придерживаются данных принципов.
Да, действительно есть категория правонарушений, которая требует серьёзной доказательной базы в виде их фото или видеофиксации, но есть и такие, которые судом принимаются без всяких дополнительных доказательств, на основании одного только протокола. Скажу больше, во многих случаях, если не сказать что во всех, по ним выносится обвинительный вердикт. А презумпция невиновности заменяется фразой: «у суда нет оснований не доверять сотруднику полиции». Думаю, тем кому приходилось в своей жизни сталкиваться с этим, сейчас меня поддержат.
Почему вообще нельзя говорить по телефону за рулем?
Езда на автомобиле всегда является потенциально опасной ситуацией, требующей высокой концентрации внимания. На высокой скорости счет идет даже не на секунды, а на миллисекунды – достаточно хоть на мгновение отвлечься, чтобы не заметить переходящего дорогу пешехода, другую машину или препятствие на трассе. Да и в момент старта или парковки водитель тоже должен быть предельно сосредоточен, чтобы не задеть стоящий возле его автомобиля столб или соседнее транспортное средство.
Очевидно, что концентрироваться человеку легче на выполнении одного действия – в нашем случае, вождении автомобиля. Использование телефона за рулем (звонки, написание SMS или просмотр ленты в соцсети) нарушают эту сосредоточенность, так как мозг частично переключает свое внимание на посторонние действия. В результате замедляется время, затрачиваемое на реакцию – в одном исследовании оно сначала увеличивалось в среднем до 40 миллисекунд, а при повторном отвлечении внимания на смартфон росло лавинообразно.
Дополнительным фактором является то, что во время разговора по телефону за рулем без использования гарнитуры и устройства hands-free у водителя одна рука занята удерживанием гаджета около головы. Соответственно, управляет автомобилем он тоже только одной рукой, что существенно снижает качество контроля над движением. В экстренной ситуации времени на то, чтобы положить телефон и взяться за руль обеими ладонями, может просто не хватить.
Сложности с реализацией
Вместе с тем, и «скрытые патрули», и камеры видеофиксации с отслеживанием разговаривающих за рулем водителей подвергаются критике как со стороны простых автовладельцев, так и со стороны экспертов – в том числе работающих в органах правопорядка.
Основная претензия к рейдам «скрытых патрулей» заключается в том, что для этого требуется слишком много людских ресурсов. Штат сотрудников ГИБДД и так испытывает определенные сложности с количеством сотрудников на обычных постах, и это положение усугубится, так как из этого числа придется отбирать работников «в штатском», что вызовет увеличение рабочей нагрузки на персонал.
Кроме того, пока неизвестно, насколько «скрытые патрули» будут эффективны не в штрафовании, а в снижении числа самих правонарушений. Психология человека устроена так, что мы быстрее реагируем на очевидную опасность, чем на скрытую угрозу. Наличие заметных патрулей ДПС, одетых в форму и пользующихся служебными машинами с соответствующей цветоиндикацией действует на водителей более отрезвляюще, чем во многом абстрактная вероятность попасться на глаза сотрудника в штатском.
Еще больше вопросов возникает к камерам дорожного наблюдения. Фиксировать разговоры по телефону за рулем они могут исключительно по характерным маркерам – в частности, по находящейся около уха ладони. Но такой жест человек делает и в других ситуациях: когда поправляет волосы, отмахивается от залетевшего насекомого, вытирает пот в жару и т. д. Из-за этого автовладельцы ожидают ожидаемого и очень высокого роста случаев выписывания ошибочных штрафов. И это не просто досужие опасения – например, множество подобных случаев уже возникало из-за неправильного распознавания камерами выключенных или включенных автомобильных фар.
Проблема частично решается тем, что показания с камер проверяются сотрудниками центра обработки автоматизированных данных. Однако, здесь тоже имеются свои тонкости:
- Во-первых, штат таких сотрудников сильно недоукомплетован, из-за чего по статистике каждому из них отведено всего около 7 секунд на изучение материалов и принятие решения;
- Во-вторых, «человеческий фактор» — сотрудник центра обработки данных тоже может неправильно истолковать изображение, присланное камерой, и выписать необоснованный штраф.
Штраф за непристегнутый ремень
В современном Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации есть три типа ответственности, налагаемой на владельца ТС, не соблюдающего требования в области нормативов применения ремней:
- водитель не пристегнулся сам;
- хозяин ТС не пристегнул пассажира;
- в салоне находился ребенок, размещенный без учета требований ПДД.
Правонарушения | Сумма штрафа |
Не пристегнут водитель | 1000 руб. |
Не пристегнут пассажир | 500 руб. для пассажира и 1000 руб. для водителя |
Перевозка в машине ребенка до 12 лет без спец. кресла | от 3000 до 100 000 руб. для водителя |
Почему частные камеры поощряются государством
Как я упомянул выше, законопроект о взаимовыгодном сотрудничестве государства и предпринимателей был принято ещё в 2014 году. Если в Южных регионах страны сразу начали появляться треноги, то центральный Московский регион лишь в последний год (2018 — 2019) стал наполняться любителями быстрой наживы.
Частные камеры устанавливаются для привлечения водителей к ответственности согласно нормам КоАП РФ, функционируют они в соответствии со статьями 26.8 и 2.6.1
Схема работы очень простая. Предприниматель получается разрешение на приобретение автоматического комплекса и на его установку на определенном участке дороге. Формальным поводом для такого разрешения служит заявление о высокой аварийности участка.
Причем из откровений владельцев частных камер — аварийным участок можно сделать самостоятельно. Достаточно произвести несколько правонарушений и зафиксировать их (например, превышение скорости в городской черте). Такие нарушения могут проделать и друзья предпринимателя.
Назначение и виды камер фото- и видеофиксации
Подобных систем сейчас множество. Некоторые являются узкоспециальными, другие, напротив, фиксируют комплекс различных нарушений. Цель статьи – процесс обжалования, поэтому о типах камер коротко.
В основном сейчас используются комплексы фотофиксации:
- АПК «АвтоУраган-ВСМ». Скоростной режим.
- ПКС-4. Проверка допустимой скорости и проверка на угон.
- ПТИК «Одиссей». Комплекс, состоящий из большинства фиксируемых нарушений.
- Сова-2. Фиксация трафика плюс целый комплекс ПДД.
- Автодория. Аналогично предыдущему.
- Другие, в т.ч. «Арена-С», «Кречет-СМ», «Скат» и «Скат-РИФ». Скорость, трафик и некоторые иные правонарушения.
Определение типа камер и комплексов, в которых они используются, интересно только специалистам. Обычному водителю важен штраф, который пришел с их помощью, и способы оспорить подобные санкции.
Когда можно оспаривать штраф с камер видеофиксации?
При оспаривании штрафа с камер видеофиксации, презумпция невиновности не действует (КоАП РФ, статья 1.5, ч.3), и вам самим придется доказывать, что решение о наказании вынесено ошибочно. Это сделать сложно, но, если вы уверены, что нарушения не было, а результат видеофиксации ошибочен, то шансы отстоять свои права есть. Вашими союзниками здесь станут несовершенная видеоаппаратура и неурегулированное законодательство.
Ситуаций, когда можно смело подавать апелляцию на вынесенное ГИБДД решение, много:
- ошибки в постановлении (чужой штраф);
- ваш автомобиль технически не способен развить скорость, которую ему приписывает видеокамера;
- место нарушения на фото указано неверно, или вы там не были;
- на указанном участке дороги нет запрещающего знака или нет знака видеофиксации (для стационарных камер);
- за рулем авто в момент нарушения находились не вы (другой водитель, или машина в угоне);
- видеокамера зафиксировала тень от машины на обочине, а не само авто;
- камера неправильно определила марку и модель автомобиля (авто-двойник);
- камера неправильно определила номер машины или его невозможно прочитать;
- камера видеофиксации не сертифицирована или у обслуживающего персонала нет разрешительных документов на видеофиксацию;
- за одно нарушение выписано несколько штрафов.
Фиксация нарушений правил дорожного движения
В постановлении разъясняется, что фиксация административных правонарушений в области дорожного движения осуществляется специальными техническими средствами фото и киносъемки, видеозаписи, работающими в автоматическом режиме без какого-либо непосредственного воздействия на них человека.
Указанные технические средства размещаются в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту автомобиле, и осуществляют фиксацию всех нарушений правил дорожного движения, попавших в объектив устройства, независимо от усмотрения того или иного должностного лица.
В случае, если нарушение было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием телефона, видеокамеры, видеорегистратора, то особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется. То есть штрафы с мобильных камер также незаконны.
Какие нарушения ПДД фиксируют камеры
В своём большинстве камеры настроены на замер скорости автомобиля при движении и фиксации номера машины для последующего вынесения штрафа автовладельцу. Это утверждение касается в первую очередь камер, расположенных на загородных участках дорог. Однако постепенно роль камер в «воспитании» водителей расширяется. Современные средства видеофиксации, особенно расположенные на внутригородских маршрутах, могут регистрировать и многие другие нарушения правил. Кроме превышения скорости к ним относятся:
- Проезд на запрещающий сигнал светофора или пересечение стоп-линии;
- Нарушение правил парковки;
- Движение по тротуару, обочине или трамвайным путям;
- Въезд в зону действия знака «въезд запрещён»;
- Игнорирование пешехода на пешеходном переходе;
- Выезд на полосу общественного транспорта;
- Непристёгнутый ремень безопасности;
- Отсутствие включенных фар;
- Поворот из второго ряда.