Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инициативный аудит: что это, для чего нужен». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.
Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.
Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:
- Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
- Внутренние кодексы.
- ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
- Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
- Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.
Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.
Порядок проведения, этапы и результаты аудита
Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ. Он охватывает такие вопросы, как порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности, требования к аудиторам и оформлению аудиторских заключений, кодекс профессиональной этики, членство в СРО, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также меры дисциплинарного воздействия на аудиторов за нарушения профессиональных стандартов. Положениям именно этого документа в первую очередь должны следовать аудиторы и аудируемые компании при проведении проверок бухгалтерской отчетности.
Обратите внимание!
С 1 января 2017 года аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Вместе с тем аудит бухгалтерской отчетности за 2016 год разрешено провести (завершить) в соответствии с ФСАД, утвержденными Правительством Российской Федерации и Минфином России, если договор с аудиторской организацией был подписан до 2017 года.
Сроки проводимых проверок могут быть различны в зависимости от того, проводится ли аудит в обязательном порядке или инициативном и является ли он сплошным или выборочным. Самый пик сезона проведения аудита приходится на февраль–март в силу того, что годовая бухгалтерская отчетность сдается в ФНС России в течение 90 дней после окончания отчетного периода. Сроки проведения инициативного аудита полностью зависят от желания аудируемого лица.
Составление промежуточного ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).
О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:
- требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
- расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
- расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- расчеты с другими кредиторами.
Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.
Объекты проверки при проведении аудита от КСК-ГРУПП
КСК-ГРУПП входит в число лидеров на рынке аудиторских услуг России. Мы работаем с государственными структурами, предприятиями малого и среднего бизнеса, крупными корпорациями во всех сферах деятельности. Вы можете заказать инициативный аудит своего бизнеса по следующим направлениям:
- анализ учетной политики, налогового и бухгалтерского учета, отчетности;
- оценка показателей финансовой, бухгалтерской отчетности и учета, проверка правильности их формирования;
- налоговая экспертиза;
- анализ показателей и точности формирования налогооблагаемой базы;
- проверка полноты и правильности ведения первичных документов, надлежащее отражение их в регистрах налогового и бухгалтерского учета;
- оценка результатов инвентаризации материальных ценностей, в том числе для подготовки годовой отчетности;
- анализ правильности ведения кадровой документации.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Под выполнением проверки подразумевается описание бизнес-процесса, анализ целей процесса, определение рисков и контрольных процедур, оценка дизайна и тестирование операционной эффективности контрольных процедур.
Основные практические рекомендации по выполнению проверки заключаются в следующем.
- Проведение анализа целей аудируемого процесса даст представление о существенных недостатках СВК процесса. Анализ целей можно провести на соответствие формулировок критериям SMART, определить соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, соотношение целей аудируемого подразделения и корпоративного центра.
- Одним из эффективных способов подтверждения дизайна контрольных процедур является метод прослеживаемых операций / walk throught. Для этого нужно выбрать конкретные операции или документы и проследить их путь от начала до конца процесса.
- Дизайн контрольной процедуры – это совокупность элементов, составляющих контрольную процедуру: покрытие риска контролем, место выполнения контроля, исполнитель контроля, информация и ресурсы, условия выполнения, объем контроля, метод контроля, свидетельства контроля, регламент контроля.
Для оценки дизайна контроля необходимо установить связь между бизнес-целями и рисками, рисками и контрольными процедурами, отвечающими на соответствующий риск. Дизайн контрольной процедуры не эффективен, если контроль отсутствует, контроль не закрывает риск полностью (остаточный риск выше допустимого), присутствует конфликт разграничения полномочий.
Наличие контрольных процедур, для которых отсутствуют конкретные риски, целесообразно анализировать дополнительно. Возможно, контрольная процедура избыточна. Соотношение один риск – одна контрольная процедура не обязательно оптимально: одна контрольная процедура может покрывать несколько рисков.
- Тестирование операционной эффективности связано с ответами на вопросы:
- Как применялась контрольная процедура?
- Постоянство, с которым она применялась в течение периода проверки?
- Кем (или посредством чего) она применялась?
Для проведения тестирования необходимо определить тип тестирования (наблюдение, опрос, изучение, воспроизведение). Для получения более высокой степени уверенности рекомендуется проводить тестирование одной и той же процедуры, используя различные типы тестирования.
Определение периода времени для выбора тестирования зависит:- от наличия предположений о наличии несоответствий;
- тестирования данного контроля в предыдущих периодах/отчетах;
- размера периода тестирования (квартал, год и т.д.);
- частоты осуществления контрольных процедур (ежедневно, ежемесячно, ежеквартально и т.д.);
- контрольной среды.
Определение размера тестирования (выборки) зависит:
- от размера генеральной совокупности;
- числа отклонений, которые могут возникнуть;
- оценки риска наличия неэффективного контроля.
- При определении выборки важно проверить генеральную совокупность на однородность, полноту и корректность. Использование статистических методов формирования выборки позволит распространить полученные результаты на всю генеральную совокупность.
- Поскольку результаты тестов являются одним из важнейших элементов формирования аудиторского отчета, все тесты необходимо документировать надлежащим образом. Рабочие бумаги должны содержать достаточные доказательства для обоснования наблюдений СВА и/или обоснования сильных сторон бизнес-процесса (в случае, если по результатам внутренней аудиторской проверки недостатки или возможности улучшения системы внутреннего контроля бизнес-процесса не выявлены). При этом в рабочих бумагах должна отражаться только та информация, которая необходима для обоснования.
Кто занимается внутренним аудитом
Есть два варианта, кому доверить проведение внутреннего аудита на предприятии.
- 1. Штатные сотрудники. Сформировать аудиторский отдел или постоянно действующую комиссию можно из числа сотрудников компании. Ориентиром при определении кандидатов в аудиторы станут:
- понимание тематики ревизуемого участка;
- отсутствие личной заинтересованности в положительной оценке проверяемого отдела;
- профессиональная подготовка сотрудников для работы аудитором.
- 2. Профессиональные аудиторы. Привлечь профессиональных аудиторов на аутсорсе — такая альтернатива подходит для компаний с типовыми бизнес-процессами, не требующими частых проверок. В этом случае не придется тратить время и деньги на обучение собственных сотрудников внутреннему аудиту.
Ликвидация ООО без проверки
Проведение проверки компании, которая ликвидируется – это право, но не обязанность представителей налоговой службы. Поэтому, если у ФНС отсутствуют претензии к вашей фирме, проверки можно избежать.
Есть следующие варианты ликвидации ООО без общения с инспекторами:
- Ликвидировать компанию с нулевым балансом;
- Обратиться за помощью к юристу-посреднику или специализированной фирме;
- Решить вопросы по долгам с дебиторами и кредиторами;
- Закрыть все задолженности перед государством;
- Продать компанию.
Также вам не стоит переживать по поводу проверки, если деятельность ваша компания не вела в течение трех лет.
При этом нужно соблюсти ряд условий:
- Наемный персонал отсутствует;
- Начисление и выплата зарплаты не осуществляется;
- Операции по открытым банковским счетам не производятся.
Чтобы снизить риск налоговой проверки и минимизировать выявление налоговиками ошибок в учете можно в ходе ликвидации ООО самостоятельно провести аудит, который может быть как внешним, так и внутренним. Первый проводится независимыми аудиторами со стороны, второй – силами самого предприятия.
Собственная проверка при ликвидации ООО поможет заблаговременно выявить имеющиеся недочеты или непогашенные долги и быстренько все исправить, чтобы сдать «красивый» промежуточный баланс.
Хорошим подспорьем станет и факт своевременной и в полном объеме сдачи налоговой отчетности при камеральных проверках. Если эти проверки завершались без вопросов со стороны налоговиков, то вполне вероятно они не будут посещать ООО при его ликвидации.
Основные законодательные и нормативные документы
Проверка отчетности — это в первую очередь проверка достоверности и соответствия составленных форм отчетности аудируемого лица, приложений к ним и пояснительной записки, а также всех необходимых расчетов, деклараций, справок и т.д. законодательным и нормативным документам. Согласно Закону «Об аудиторской деятельности» в России основная цель аудита состоит в подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в проверке соответствия ее состава и формы действующему законодательству.
Однако если понятие «бухгалтерская отчетность» раскрыто в Законе «О бухгалтерском учете», то понятия «финансовая отчетность» законодатель не определил. В этой связи вопрос о том, какие виды отчетности подлежат обязательной аудиторской проверке в качестве финансовой, окончательно не закрыт. На рис. 18.1 приведена одна из возможных классификаций видов отчетности.
В каких случаях обязателен аудит
Проводить аудиторскую процедуру обязаны следующие субъекты:
- акционерные общества, данные о которых законодательно являются открытыми;
- Национальный банк;
- банки, банковские группы, банковские холдинги;
- биржи;
- страховые организации и страховые брокеры;
- резиденты Парка высоких технологий;
- организации, осуществляющие гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- акционерные инвестиционные фонды;
- управляющие организации инвестиционных фондов;
- специальные финансовые организации;
- другие компании, выручка которых за предыдущий год составляет более 500 000 базовых величин (на 31 декабря предыдущего отчетного года).
Законодательство в сфере финансового анализа при банкротстве
Процедура банкротства имеет четкий алгоритм действий согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несколько статей данного закона конкретно регламентируют именно процедуру финансового анализа при банкротстве. В законе указано:
- когда проводится финансовый анализ при банкротстве;
- кем он проводится;
- на основании какой документации он проводится;
- какие выводы по финансовому анализу при банкротстве должны быть представлены.
В делах о банкротстве предприятий используются нормативные документы, регулирующие принципы и условия проведения финансового анализа арбитражными управляющими и осуществление их функциональных полномочий:
- Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».
В соответствии с постановлением №367, финансовый анализ проводится на основании бухгалтерской отчетности организации. Поэтому все показатели деятельности организации делятся на 4 группы.
1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности.
2. Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника:
- коэффициент абсолютной ликвидности;
- коэффициент текущей ликвидности;
- показатель обеспеченности обязательств должника его активами;
- степень платежеспособности по текущим обязательствам.
3. Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника:
- коэффициент автономии (финансовой независимости);
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах);
- доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;
- показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.
4. Коэффициенты, характеризующие деловую активность должника
- рентабельность активов;
- норма чистой прибыли.
Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника формируют основную группу коэффициентов финансового состояния в рассчитываемом процессе анализа.
Данные коэффициенты целесообразно анализировать в поквартальной динамике, не менее чем за 2 года. Полученные результаты дают более четкую картину для понимания того, что происходило с предприятием в последнее время. Согласно подпункту 6 Постановления №367 для анализа финансового состояния должника рекомендуется определить причины утраты платежеспособности компании и сделать выводы о возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности предприятия.
Для расчета данных показателей можно применить Распоряжение ФУДН при Госкомимуществе от 12.08.1994 №31-р «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».
Аудит при банкротстве предприятия
В основном аудиторов привлекают на добанкротной стадии, когда идут суды между кредиторами, рассказала Зайцева Елена Олеговна — член центрального совета некоммерческого партнерства «Российская Коллегия Аудиторов», председатель Совета Уральского территориального округа, директор компании «ПРЕМЬЕР-АУДИТ».
По ее мнению, стоимость услуг аудиторских фирм полностью окупаются эффектом, который может получить конкурсный управляющий. Основная цель аудита предприятия в рамках процедуры банкротства — увеличить конкурсную массу. Для этого аудиторы проводят экспертизу сделок с последующим возвратом активов, выявляют признаки фиктивного и преднамеренного банкротства, проводят экспертизу формирования кредиторской задолженности в предбанкротный период.
«За 18 лет аудиторской деятельности в моей практике не было ни одного случая, чтобы аудиторами не были выявлены факты преднамеренного банкротства» , — поделилась опытом Елена Зайцева.
Практически всегда обнаруживается вывод активов, мнимые сделки, поэтому в целях увеличения конкурсной массы рекомендуется использовать аудитора. Многие помнят резонансное дело Уралсевергаза. Создавались управляющие компании, которым отгружалась электроэнергия и тепло. Эти фирмы были созданы путем вывода денежных средств, все долги оставались у Уралсевергаза. Действительно, такое бывает нередко. При проведении экспертизы организаций, которые задолжали крупные суммы денег, может оказаться, что фирмы создавались не для оказания услуг населению, а для вывода активов.
В настоящее время в России более 1/3 всех отечественных предприятий, не сумевших приспособиться к рыночным отношениям, оказалась в тяжелом экономическом положении. Проблема неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства должника, не исполняющего свои обязательства, – одна из наиболее актуальных проблем рыночной экономики.
Банкротство предприятий является следствием неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики, но массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия.
Причиной банкротства российских предприятий в период общего кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: спад производства, резкие, трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, гиперинфляция, политическая нестабильность, разбалансированность финансового рынка.
Рано или поздно, по вине плохой конъюнктуры рынка или кризиса ресурсов, неэффективного управления, банкротство может случиться с любым предприятием. Более глубокие причины следует искать в невозможности предвидеть состояние рынка в перспективе. Рынок требует от предпринимателя гибкости и приспособления. Слабость механизма адаптации предприятия к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды лежит в основе возможности банкротства. Рыночная экономика и банкротство тесно связаны между собой. Без процедуры банкротства экономика становится неэластичной, так как переход финансовых, трудовых и материальных ресурсов от неэффективно к успешно работающим предприятиям становится невозможен.
Основной целью данной курсовой работы является анализ процедур банкротства предприятий и обзор российского законодательства о банкротстве. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи :
Раскрыть сущность понятия банкротства, определить виды, указать основные причины банкротства предприятий;
Сделать обзор российского законодательства о банкротстве;
Описать особенности проведения процедур банкротства.
Предметом курсовой работы является совокупность теоретико-методологических и организационно-методических вопросов, связанных с организацией аудиторской проверки на предприятиях, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.
В качестве объекта курсовой работы выступают несостоятельные коммерческие организации, в отношении которых применялись различные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством РФ.
Важно! Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление в конкретной компании проблем, связанных с кассовыми операциями, движением денег и ведением бухгалтерии.
Задачей аудита является проверка всех документов и хозяйственных операций компании, регламентируемых законодательством РФ. Данная процедура должна проводиться по Федеральным стандартам аудита, которые содержат требования, указания, положения к данной процедуре, а также примеры из практики.
Порядок ведения кассовых операций регламентируется законом №54-ЗФ. Кроме того, при проведении аудита следует обращать внимание на следующие нормативные акты:
- Методические указания по инвентаризации и финансовых обязательств;
- Указания Банка РФ «Об осуществлении наличных расчетов»;
- Постановление Госкомстата №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету кассовых операций, по учету инвентаризации».
В зависимости от вида аудита список документов для проверки может различаться:
- При обязательном анализе оценке достоверности подлежит вся бухгалтерская отчётность и финансовая документация. Отказать специалисту нельзя. Если не предоставить ему документы, то в зависимости от их существенности проверяющий может отказаться от проверки. В случае потери документации решение аудитора зависит от ее важности. При отказе от составления заключения достоверность отчётности подтверждена не будет, внутренние и внешние пользователи информации могут решить, что организация скрывает некоторые детали бухгалтерии.
- При добровольном аудите контроль проводится только по тем вопросам, которые оговорены в договоре и письме-обязательстве. Например, может оцениваться только учёт кассовых операций, расчётов с бюджетом или покупателями и заказчиками, основных средств, нематериальных или оборотных активов. В таком случае специалист запросит все документы, касающиеся оговорённых отдельных областей и выразит мнение только относительно их.
В аудиторской практике выделяют четыре взаимосвязанных этапа:
-
Предварительная деятельность. На данной стадии аудитор знакомится с предприятием, изучает его учредительные документы, оценивает риски на основании некоторых факторов:
- отрасль деятельности;
- финансовое положение;
- темпы роста производства;
- текучесть персонала;
- квалификация сотрудников бухгалтерии и прочее.
Если аудиторскую организацию устраивают все условия, то она направляет заказчику письмо-согласие.
-
Планирование. Это один из важнейших этапов, он подразделяется на три стадии:
- предварительное планирование, когда аудитор и заказчик заключают договор, устанавливают сроки и стоимость проверки, состав специалистов;
- составление общего плана, то есть определяется стратегия аудита, уровень существенности;
- разработка программы аудита, при этом обозначается, какие участки отчётности будут проанализированы глубоко, а какие — поверхностно.
-
Основной этап. Во время непосредственного проведения проверки отчётности аудитор придерживается требований стандартов, проводит следующие процедуры:
- сбор аудиторских доказательств, то есть первичной документации, информации от третьих лиц и тому подобное;
- оценка результатов выборки;
- исследование показателей отчётности;
- оценка уровня существенности;
- оценка аудиторского риска;
- определение соответствия финансовых операций законодательству и прочее.
- Составление заключения. На этом этапе аудитор обобщает результаты анализа, формирует мнение о бухгалтерской отчётности, предоставляет предварительное заключение руководству организации, завершает работу с фирмой.