Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подать жалобу на действия сотрудника ГИБДД в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разобраться в квалификации поможет мой опыт, как адвоката по таким делам. Защита по ст. 286 УК РФ осуществляется после рассмотрения собранных следствием доказательств, иных существенных факторов. Например, действительно ли в отношении заявителя применялось насилие, относился ли подследственный на момент совершения деяния к категории «должностное лицо».
Законом предусмотрено неоспоримое право граждан жаловаться на превышение должностных полномочий сотрудника ДПС в любую из трех инстанций:
- Непосредственному начальнику той инспекции, где служит сотрудник ДПС;
- В суд по месту отделения ГИБДД;
- В прокуратуру.
Куда следует направлять жалобу в каждом конкретном случае, зависит от ряда обстоятельств. Имеет значение, какие именно превышения должностных полномочий сотрудником ДПС оказались допущены. В частности:
- Применение к нарушителю мер дисциплинарного взыскания требует направления жалобы непосредственному начальнику этого инспектора;
- Если в действиях сотрудника ДПС обнаружены признаки уголовного преступления, жалоба должна быть сразу направлена в прокуратуру;
- Если необходимо получить официальное признание незаконности действий сотрудника ДПС, тогда следует подавать исковое заявление в районный суд.
Обязанности сотрудника ГИБДД
Права и обязанности инспекторов ГИБДД указаны в административном регламенте МВД. Сотрудник вправе:
- проверять документы (на машину, водительское удостоверение, страховой полис);
-
прекращать движение транспортных средств (для проверки или прекращения противоправных действий);
-
фиксировать правонарушения посредством вынесения протокола и постановления.
Помимо этого, в определенных случаях сотрудник ГИБДД вправе просить водитель открыть багажник, осмотреть машину, запретить эксплуатацию ТС при обнаружении неисправностей. Если водитель подозревается в совершении преступления, инспектор вправе задержать лицо и вызвать сотрудников иных подразделений МВД.
Также инспектор вправе требовать прохождения медицинского осмотра, привлекать понятых, использовать специальные средства фиксации (камеры). В крайнем случае допускается изъятие машины, принадлежащей простому гражданину или компании — например, для поимки опасного преступника.
Обязанности сотрудников ГИБДД тоже довольно обширны:
- знать законы, по которым они работают;
-
соблюдать права всех участников дорожного движения;
-
фиксировать происшествия и как можно быстрее принимать меры к разрешению ситуаций;
-
оказывать медицинскую помощь пострадавшим до приезда медработников;
-
выяснять информацию, касающуюся дорожных происшествий;
-
делать все необходимое для обеспечения безопасности граждан;
-
содействовать иным государственным структурам в розыске граждан;
-
изымать документацию, имеющую признаки подделки;
-
направлять уведомления о факте склонения к коррупционным преступлениям.
Суд — самый эффективный способ разрешения ситуации. Судебный вариант чаще всего используют, если другие не принесли результата. Но некоторые граждане предпочитают сразу использовать данный вариант.
В тексте жалобы нужно будет указать:
- название суда, в который подается заявление;
-
данные истца, включая место проживания;
-
сведения об ответчике, то есть отделе ГИБДД, в котором трудится сотрудник, что вынес постановление или совершил какое-либо противоправное действие;
-
суть произошедших событий;
-
обоснования своей позиции;
-
требования к суду. Например, отмена вынесенного акта.
Как правильно себя вести при общении с сотрудником инспекции
Далеко не все граждане знакомы с полным перечнем инструкций и административными регламентами, регулирующими полномочия сотрудников ДПС и могут на месте определить было превышение должностных полномочий или нет.
Тем не менее для того чтобы в дальнейшем была возможность в дальнейшем обжаловать нарушение своих законных прав и интересов необходимо:
- при общении с должностным лицом вести себя вежливо и корректно;
- проинформировать сотрудника полиции о том, что все проводимые мероприятия будут фиксироваться с помощью видео и аудио записи и проводить такую съемку и запись;
- попросить других граждан быть свидетелями, если есть основания полагать о нарушении закона со стороны инспектора и зафиксировать данные таких лиц и их пояснения;
Проводимые методы по фиксации происходящего, помогут удостовериться в факте превышения полномочий и смогут послужить доказательной базой в случае привлечения инспектора к ответственности.
Кроме этого, в случае несогласия с оформленными документами, обязательно отметить это в составляемой схеме и протоколе, подробно изложив свою позицию.
Как узнать превысил ли сотрудник ДПС свои полномочия или нет
Для того, чтобы начинать жаловаться на работника патрульной службы в соответствующие органы, нужно быть точно уверенным в том, что он совершил Правонарушение. Для этого, лучше всего рассмотреть несколько популярных случаев.
Случай 1. Сотрудник требует остановить авто. Такая просьба должна исходить от инспектора только в том случае, если для этого у него есть веские основания.
Комментарий к Статье 286 УК РФ
1. Общественная опасность преступления определяется в основном двумя моментами: 1) сознательным и очевидным выходом должностного лица за пределы его служебной компетенции; 2) существенным нарушением в результате совершения данного деяния охраняемых законом интересов. Зачастую превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это, безусловно, еще более увеличивает общественную опасность преступления.
2. Объект преступного посягательства рассмотрен в коммент. к ст. 285. В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.
3. Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.
3.1. Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении: а) действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действий, выполненных единолично, которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель представительного органа местного самоуправления лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании); в) действий, выполненных при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не было вызвано необходимостью); г) таких действий, которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п. (п. «а» ч. 3 коммент. статьи).
3.2. Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явно, т.е. очевидно, выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.
3.3. Рассматриваемая норма является общей по отношению к некоторым специальным составам превышения должностных полномочий (например, некоторые преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137 и др.; отдельные преступления против правосудия: ч. 3 ст. 294, ст. 299, 300 и др.). Согласно правилам квалификации в случае возникновения конкуренции между общей и специальной нормой предпочтение отдается последней.
3.4. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (см. п. 3.5 коммент. к ст. 285).
4. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотивы и цели не входят в число обязательных признаков состава преступления и не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако они могут быть учтены при назначении наказания.
5. Субъект специальный — должностное лицо (см. п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285).
6. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285).
7. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления (ч. 3) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 коммент. статьи, если оно сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.
7.1. Под применением насилия следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего или помимо нее, которое может выражаться в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью), а также состоящее в ограничении свободы.
Угроза применения насилия может быть выражена в действиях или высказываниях виновного, когда имеются реальные основания опасаться применения физического насилия.
7.2. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 3 — 4 ст. 111, а также при умышленном лишении жизни потерпевшего (ст. 105) содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или 4 ст. 111 либо ст. 105).
Если убийство либо тяжкий или средней тяжести вред здоровью причинены должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, деяние надлежит квалифицировать только по ст. 108 или ст. 114.
7.3. Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего (см. п. 12 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). К оружию следует относить огнестрельное, пневматическое, газовое или холодное оружие, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение.
Применение оружия включает использование его поражающих свойств для причинения вреда потерпевшему. При этом не только выстрел, но и, например, удар прикладом огнестрельного оружия рассматриваются как его применение.
7.4. К специальным средствам относятся приспособления (устройства), предназначенные для пресечения нападений преступников, прекращения массовых беспорядков и иных преступных деяний (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта и т.д.) (ст. 14 Закона о милиции).
7.5. Причинение тяжких последствий — оценочный признак (см. п. 7 коммент. к ст. 285). К тяжким могут быть отнесены такие последствия преступного деяния, когда оно повлекло массовые беспорядки, крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа или учреждения и др.
8. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории средней тяжести, в ч. 2 и 3 — к тяжким преступлениям.
Зачем и на что жаловаться
Законопослушный гражданин РФ должен отстаивать свои права в рамках правового поля, с чувством собственного достоинства и до логического конца. Так, чтобы злоупотребившему служебным положением сотруднику ГИБДД не захотелось больше нарушать законные интересы граждан.
Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» (ст. 244) предусматривает возможность обжаловать действия и решения сотрудника ГИБДД при исполнении служебных обязанностей, в результате которых:
- нарушены свободы и права гражданина или созданы препятствия для их осуществления;
- заявитель незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
ВАЖНО! Обжалование постановления о вынесении наказания за административное правонарушение – лишь частный случай более широкого права гражданина по защите своих свобод и законных интересов.
- При обжаловании постановления об административном правонарушении суд проверяет обоснованность постановления о привлечении водителя к административной ответственности согласно Административному кодексу РФ. Если водитель был привлечен неправомерно, постановление отменяется, а водитель освобождается от наложенной ответственности.
- При обжаловании конкретного действия/бездействия сотрудника ГИБДД, в случае обоснованности жалобы, суд должен восстановить нарушенные права и свободы граждан и привлечь нарушившего их сотрудника ГИБДД к ответственности.
Кому и куда обжаловать незаконные действия?
В законодательстве закреплено право водителей и других граждан подать жалобу на действия сотрудника ДПС, если последний превысил свои должностные полномочия. Претензия может быть направлена в следующую инстанцию:
- Вышестоящему руководству инспектора, допустившему нарушение.
- В прокуратуру.
- В суд.
Орган, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу гражданина, определяется в каждой конкретной ситуации. Главными критериями является вид и степень превышения должностных правомочий:
- для привлечения нарушителя к дисциплинарной ответственности нужно обратиться к его непосредственному начальству;
- при наличии в деяниях сотрудника ДПС уголовного преступления, жалобу должна рассматривать прокуратура;
- если требуется действия должностного лица признать незаконными официально, то следует подать иск в судебную инстанцию.
Также по теме: Как составляется протокол об административном правонарушении?
После определения органа, уполномоченного рассматривать жалобу на превышение полномочий, следует составить документ согласно требованиям законодательства. Если жалоба оформлена неправильно, она не будет принята к рассмотрению.
Какое наказание может быть применено к сотруднику ГИБДД за превышение полномочий
За превышение своих полномочий сотрудники ГИБДД несут ответственность, которая предусмотрена частью первой статьи 286 Уголовного Кодекса РФ. В ней содержится целый ряд санкций, среди которых выбирается индивидуально заслуженное наказание в зависимости от величины правонарушения и возможных последствий. В частности, это:
- назначение штрафа, размер которого может быть до 80 тыс. руб. или приравниваться сумме полугодового дохода данного сотрудника;
- отстранение от выполнения должностных обязанностей и запрет занимать аналогичные должности сроком до пяти лет;
- присуждение принудительных работ со сроком до четырех лет;
- лишение свободы (сроком до четырех лет).
Виды наказаний, применяемых к сотрудникам полиции, превысившим полномочия
Ответственность за превышение полномочий сотрудником полиции присуждается по статье УК РФ №286, и в зависимости от обстоятельств применяется первая или третья часть. Если речь идет о превышении без отдельно квалифицируемых случаев, описанных в третьей части, то наказание выбирается по первой и может быть в виде:
- назначения штрафа. Он может быть назначен в размере до 80 тыс. руб. или в виде заработка данного сотрудника за полгода;
- лишения права в течение пяти лет занимать определенные должности в правоохранительных структурах;
- принудительных работ. Срок их зависит от тяжести преступления и может доходить до четырех лет;
- лишения свободы. Это самое жесткое наказание, и его срок может быть тоже до четырех лет.
В третьей части прописаны санкции для особых случаев, когда преступное деяние сопровождалось применением насилия, незаконным использованием оружия или иных спецсредств, привело к тяжким последствиям. В этих случаях за превышение должностных полномочий сотрудником полиции статья предусматривает очень жёсткое наказание — до десяти лет лишения свободы. При этом нарушившее закон лицо лишается права работать на определенных должностях сроком до 3 лет.
Должностные лица – кто они?
Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:
- сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
- государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).
Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).
Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.
Пример №1. Куравлев К.А. был принят на работу в администрацию города на должность заместителя начальника отдела по архитектуре приказом главы администрации, с 01.09.2017 года. Поскольку в документе о приеме на работу не указана дата, до которой на Куравлева К.А. возлагается исполнение обязанностей в соответствии с должностью, он приобретает полномочиями должностного характера на постоянной основе. Пример №2. Примером временного исполнения функций представителя власти может быть следующая ситуация. Окончив обучение в Институте прокуратуры по целевому направлению, Пирогова Ю.Л. должна была «отработать» 5 лет в прокуратуре города. С нею был заключен контракт на этот срок, в этой связи Пирогова Ю.Л. стала представителем власти на данный период.
Говоря о компетенции должностных лиц, установить точный перечень возможностей нельзя, поскольку всё будет определяться конкретно занимаемым постом. Однако законодатель предусматривает разделение возможностей лиц по группам, которые подлежат градации согласно основным функциям госслужащих.
Замещение должностей может происходить не только по специальному назначению и на постоянной основе, но и в качестве временной замены ранее трудившегося субъекта. Объём компетенции при этом не изменится.
Итак, говоря о конкретных возможностях и границах применения таковых, следует рассмотреть три основные группы:
- Представительство. Здесь речь идёт о представление трёх ветвей власти, интересов таковой. Действия в такой ситуации носят распорядительный характер и распространяются на лиц, стоящих ниже по службе. При этом важно отсутствие факта служебной зависимости таких субъектов. Примером реализации данного варианта выступает работа в правоохранительных органах, будь то следствие или суд.
- Административные и хозяйственные мероприятия. Здесь рассматривается вариант работы, связанной с управлением имуществом государства. Осуществляться такая деятельность может в самих органах власти, учреждениях, принадлежащих таковым, магазинах, складах и так далее.
- Организация и распоряжение. Данный вариант предполагает организацию и обеспечение деятельности иных сотрудников органов власти. То есть сюда входит работа с кадрами, проверка исполнительной составляющей деятельности, организация труда, определение условий заработной платы, осуществление увольнения и так далее.
Одновременно органы власти предполагают функционирование всех трёх групп, что требуется распределения прав и обязанностей между несколькими субъектами. Должность и определяет границы возможностей, точно прописанных в законах и инструкциях.
Права и обязанности сотрудника ГИБДД
Основным документом, который регламентирует правила осуществления сотрудником ГИБДД своей деятельности, является Административный регламент, утвержденный Приказом МВД 2017 года № 664.
В соответствие с Регламентом, сотрудник ГИБДД контролирует соблюдение Правил дорожного движения и организовывает безопасность на дорогах. С этой целью, должностное лицо ДПС обязано:
- Предотвращать и пресекать правонарушения на дороге;
- Предупреждать об опасной ситуации на участке движения;
- Оказывать пострадавшим гражданам помощь;
- Выявлять ТС, которые находятся в розыске;
- Обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок.
Для выполнения обязательств, сотрудники ГИБДД имеют определенные полномочия, которые необходимы для выявления и предупреждения потенциально опасных действий на дорогах.
Для осуществления данной функции, должностное лицо ДПС имеет право:
- Проверять у граждан документы;
- Проводить обыск и досмотр (при наличии подозрения в совершении гражданами правонарушения);
- Останавливать ТС для проверки;
- Принимать меры для остановки водителей, которые нарушили ПДД;
- Отстранять от управления автотранспортом;
- Задерживать лиц для прохождения мед освидетельствования;
- Составлять протоколы об АП.
Превышение полномочий сотрудником ГИБДД
Со случаями превышения полномочий сотрудником ГИБДД сталкиваются многие водители, но и без этой службы обойтись никак нельзя, ведь дорога с автомобильным движением по ней – объект повышенной опасности. При этом терпеть действия, нарушающие ваши права и свободы, тоже не следует, нужно помнить, что закон защищает интересы всех граждан, в том числе от некорректного и грубого отношения представителей органов правопорядка. Любой водитель должен знать, как правильно себя вести, попав в подобную ситуацию.
- назначение штрафа, размер которого может быть до 80 тыс. руб. или приравниваться сумме полугодового дохода данного сотрудника;
- отстранение от выполнения должностных обязанностей и запрет занимать аналогичные должности сроком до пяти лет;
- присуждение принудительных работ со сроком до четырех лет;
- лишение свободы (сроком до четырех лет).
- быть вежливым в общении, доброжелательным;
- в обязательном порядке, остановив автомобиль, представиться водителю, назвав свое звание и фамилию;
- задавать только обоснованные вопросы, касающиеся ситуации, из-за которой произошла остановка ТС;
- не делать замечания и не высказывать нравоучений водителям в присутствии детей;
- общаться с подростками как со взрослыми;
- категорически запрещено прибегать к грубости и оскорбительным высказываниям.
Все перечисленные действия установлены законодательными и руководящими документами по выполнению возложенных на должностное лицо (в частности, сотрудника ДПС) обязанностей. Но вместе с этим есть и правила того, как он должен себя вести. В особых случаях, если вместе с превышением определенных для данной должности полномочий имело место насилие, незаконное применение оружия или иных спецсредств, правонарушение повлекло более тяжкие последствия, ответственность наступает по части третьей этой же статьи. Образец жалобы в прокуратуру на превышение служебных полномочий? В этом случае предусмотрены более жесткие санкции и максимальная мера наказания – до десяти лет лишения свободы вместе с запретом работать на определенной должности до 3 лет.
Превышение должностных полномочий сотрудником гибдд
Обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес прописки.
Чтобы доказать факт превышения должностных, следует исходить из того, что сотрудникам ДПС разрешено: Кому жаловаться? Законом предусмотрено неоспоримое право граждан жаловаться на превышение должностных полномочий сотрудника ДПС в любую из трех инстанций: Непосредственному начальнику той инспекции, где служит сотрудник ДПС; В суд по месту отделения ГИБДД; В прокуратуру.
Жалоба в прокуратуру будет более эффективна, но займет больше времени. Жалобы можно направить с веб сайтов МВД и прокуратуры вашего региона. Но при этом сотрудник ДПС должен будет доказать, что его требования были вам понятны, что он останавливал именно ваш автомобиль и что это происходило именно в этом месте, а не каком-либо другом. Прежде чем отдавать свои документы инспектору, попросите его предъявить удостоверение.
Они обязаны удовлетворить вашу просьбу. Здесь описываются события и факты, имеющие значимость для разрешения изложенной в обращении просьбы или требования. Здесь описывается то, что, собственно, от властей (органов, лиц) надо. Здесь описываются документы, которые приложены к обращению.
Жалоба на инспектора гибдд за хамство превышение полномочий
По итогам рассмотрения всех документов по делу, свидетельских показаний, данных экспертиз, изучения фото- и видеоматериалов, суд принимает решение: удовлетворить или не удовлетворить исковые требования.
Экспертный отчет направляется водителю, который решил обжаловать действия инспектора ДПС. По результатам экспертизы можно определиться, кто виноват в случившемся и стоит ли дальше отстаивать свою правоту.
В качестве такого показания можно использовать также запись с видеорегистратора.
Когда водитель транспортного средства желает обжаловать решение инспектора ГИБДД в связи с тем, что оно не обосновано, предвзято или не справедливо, назначается независимая судебная экспертиза. В этом случае эксперты произведут независимую оценку сложившейся ситуации, в результате которой составят отчет в письменной форме. Закон отводит прокуратуре на рассмотрение жалобы отрезок времени продолжительностью в 10 дней, но фактически этот короткий срок нередко переносится. В суд подается не стандартная жалоба, а исковое заявление с требованием об обжаловании неправомерных действий должностного лица. В нем потребуется указать следующие сведения.