Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сумеречная зона: мотоциклистов заставят ездить по правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мотоциклу не запрещено перестраиваться в одну полосу с авто по своду Правил дорожного движения. Запрет на такой маневр отсутствует, даже если имеется разметка (сплошная/прерывистая). Тогда движение участников происходит в два ряда. Это не вступает в противоречие с правилами. В них нет предписания, что по полосе необходимо двигаться по одному (касается также и движения двух машин). К вопросу о том, может ли мотоцикл ехать между рядами, делаем вывод, что байкеру не позволено передвигаться в междурядье не в каждом случае. Это актуально только для вариантов езды по самой линии разметки. Если дорога без разметки, то двухколесное средство передвижения вправе сформировать новый ряд, учитывая габариты ТС. Также не запрещено ему двигаться вместе с авто между линиями разметки в границах одной полосы. Схему движения смотрите на рисунке.
Перевозка пассажиров на мотоцикле
22.21. Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.
Перевозить пассажиров на мотоцикле может только водитель, который имеет стаж 2 года или более по категории А или подкатегории А1.
Примечание. Данный факт никак не связан с тем, что водитель является начинающим.
Например, водитель имеет водительское удостоверение категории В в течение 20 лет, то есть начинающим с точки зрения ПДД он не является. Однако права на мотоцикл он получил недавно, поэтому перевозить пассажиров не может.
22.8. Запрещается перевозить людей:
- вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
Перемены, коснувшиеся автомобилистов
Изменения в ПДД 2022 года в первую очередь коснутся автомобилистов. Нововведений не так много, но с ними придется ознакомиться, поскольку как только правила вступят в силу, нарушителей будет ждать штраф и другие виды наказания.
Первое о чем стоит знать – это запрет на остановку машины в пределах островков безопасности. Но рассматриваемый запрет 2021года действует только пока не появиться знак «Парковка». Знак «Стоянка запрещена» также получил изменения, касающиеся области его действия. В текущем году правила ПДД предполагают, что рассматриваемый знак действует до конца населенного пункта или до следующего перекрестка. Подобные нововведения заметно усложняют парковку автомобилей. Водитель может просто забыть об увиденном знаке или не обратить на него внимания, получив в качестве наказания штраф.
Появились новые требования в ПДД касаемо аптечки. В этот раз власти решили облегчить жизнь автомобилистам, и разрешить пользоваться любыми удобными аптечками, а не только теми, что были утверждены ещё в 1996 году Приказом Минздрава. Также можно использовать любой удобный формат огнетушителя и знаки аварийной остановки.
Изменились правила тонировки. Согласно нововведениям за январь, светопропускаемость боковых и передних стекол должна составлять не менее 70%. Что касается остальных стекол, лимита нет. Главное, чтобы был хороший обзор и водители могли ориентироваться в ситуации на дороге. Согласно стандартному регулятору тонировки, который был введен ещё за 1988 год, окна автомобиля должны пропускать от 75% света для переднего стекла. Остальные стекла – 70%.
Новое правило для автомобилистов – пропускать как стандартных пешеходов, так и управляющих электросамокатами. Так же автомобилисты должны действовать, когда съезжают с дороги. Будут установлены знаки над светофором. Если загорится секция, где нарисован человек и стрелка, это значит, что за поворотом есть дорожный переход, по которому передвигаются люди.
Что касается автобусов, в отличие от легкового транспорта, они могут набирать скорость до 90 км/час за городом. Но есть одно условие – безопасность пассажиров, сидения которых должны обладать ремнями безопасности, а в салоне не будет стоящих людей. Если обеспечить подобное нельзя, скорость автобуса должна составлять 70 км/час. Ускорить свой автобус можно будет, только если соблюдать ПДД 2022 года. Если со старым транспортным средством этого сделать нельзя, нужно купить новое.
Новые правила для автобусов могут иметь неприятные последствия для их пассажиров. Начиная с повышения тарифа на проезд. А все потому, что поскольку ехать стоя нельзя, перевозчики теряют прибыль из-за уменьшения количества пассажиров. К тому же покупка нового автобуса, отвечающего нормам, требует дополнительного финансирования. Получить его также можно, если поднять плату на проезд. Зато проезд станет безопаснее. На автобусах даже установят знаки «Внимание пассажир», чтобы предупредить водителя следующего автомобиля о том, что из автобуса выходят люди.
Если в автобусе едут дети, это транспортное средство должно быть оснащено оранжевыми значками. Появилось и несколько запретов, за нарушение которых могут оштрафовать. Например, автобусы нельзя парковать в жилых зонах, если нет специальной парковки. Также на некоторых участках дороги движение автобусами запрещается. В таких местах будет стоять знак «Движение автобусов запрещено».
Как проведут экзамены на водительские права
Экзамен ПДД 2022 года перетерпел самые решительные перемены. Изначально изменения должны были вступить в действие с ноября 2022 года, потом с января 2021, но пандемия коронавируса внесла свои поправки, и изменения были перенесены. Причем не на январь, как большинство описанных нововведений, а на апрель 2021. То есть, люди, которые будут сдавать экзамены на водительские права с 1 апреля, смогут это делать согласно новымправилам, действующим только первый год.
Эти правила разместило МВД, чтобы будущие водители могли узнать для себя, какие именно нововведения их ожидают. Теперь автошколы должны плавно перейти на новый формат сдачи экзаменов, выполняя рассматриваемый переход в несколько этапов.
В ходе проведения экзамена отказались от заданий на закрытой площадке. Аргументом такому решению послужил тот факт, что рассматриваемое испытание во многом дублирует экзамен в автошколе, где навыки ученика уже протестировали. Повторное его тестирование занимает неоправданно большой промежуток времени.
Практический экзамен будут проводить, но только на городской улице, где движение не интенсивное. Подобные экзамены предназначены не только для легковых авто, но и для грузовиков и автобусов. Они покажут навыки водителей в реальных условиях на дороге, а не то, насколько хорошо они заучили стандартные упражнения. От экзамена на площадке откажутся не полностью. Испытания на ней оставят для мотоциклистов, водителей мопедов, квадроциклов и трициклов.
Переработали систему штрафов за ошибки на экзаменах. Штраф дается в бальной системе, и его размер зависит от типа ошибки. Максимальный штраф на экзамене составляет 4 балла, а за остальные ошибки оштрафуют на 1, 2 и 3 балла. Но штраф это ещё не самое худшее, что может случиться на экзамене. Вас могут вообще отстранить от экзамена за особенно грубые нарушения. Такими нарушениями может считаться не пристёгнутый ремень безопасности, проезд на красный свет, разговор по мобильному телефону или наезд колесом на бордюр. Также вместо штрафа получите «неуд», если не пропустите пешехода в положенном для этого месте.
Экзамены в 2022 году будут проходить не только в практическом виде, но и в виде теоретического теста. Пройти экзамен теперь смогут не только совершеннолетние, но и граждане, которым исполнилось 16 лет. При условии, что законный представитель подростка представит свое письменное разрешение на то, чтобы ученик проходил испытание.
Движение между рядов при неразмеченных полосах движения
Для того чтобы ввести подобный запрет, в правилах придется прописать, что по одной полосе допускается движение только одного транспортного средства, говорит юрист Сергей Смирнов.
Пробный урок в нашей школе бесплатный, но для того, чтоб исключить пренебрежительное отношение клиентов к этой услуге, мы попросим Вас внести залоговую сумму (1000 руб), которую вернём Вам при встрече на занятии.
Начнем с того, что скорость в междурядье должна быть чуть больше скорости основного потока окружающих машин. Это нужно для того, чтобы все ваши маневры по скорости были быстрее, чем тот же самый маневр может сделать автомобилист. Если вы едете спокойно, то шанс того, что вы рискуете попасть в ДТП увеличивается.
Полиция следит не только за такими доработками, которые напрямую несут риски возникновения на дороге аварийной ситуации. Она строго контролирует внешний вид ТС, наказывая за самовольную установку нештатной светотехники и аналогичные изменения в конструкции, не согласованные с ГИБДД.
Как видим, здесь есть 2 полосы (по 1 в каждом направлении), в каждой из полос находится по 1 ряду машин.
Во-первых, нужно боковым зрением обращать внимание на соседние машины, которые вы проезжаете, а также на три-четыре машины вперед, чтобы заранее увидеть, предугадать опасность и успеть затормозить. Кстати, вот тут я начал сомневаться на счет того, что полоса и ряд разные вещи, т.к. для полосы не обязательна разметка, а достаточно лишь ширины для движения автомобилей в 1 ряд. Кстати, тут речь идет именно об автомобилях, а не о ТС в более широком смысле. То есть 8 мотоциклистов всё-таки не могут создать 8 полос, т.к. они не автомобили.
Особенности вождения мотоцикла с пассажиром сразу после мотошколы.
Захочет гаишник — посмотрит, как ты в одном ряду с авто едешь — и скажет, что ты «создавал угрозу повреждения транспортных средств»… И влепит «опасное вождение»!
Сегодня основным нормативным документом, в соответствии с которым должна будет осуществляться езда, являются Правила дорожного движения.
Разнообразные мигающие устройства на мотоцикле банально раздражают водителей. Само по себе нервозное состояние шофера уже повышает риски возникновения аварийной ситуации. Поэтому главным правилом мотоциклиста должно стать уважение к остальным водителям. Мотоцикл – достаточно специфическое транспортное средство. Использование требует не просто некоторого мастерства, но и соблюдения ПДД, отличных от используемых для легковых транспортных средств.
Вопрос этот ещё активно обсуждается, существует множество предложений от законодателей. Самим мотоциклистам стоит внимательно следить за всеми изменениями.
В случае реального бокового столкновения вина, скорее всего, будет признана обоюдной, потому что ни один из участников не совершал маневра и находился в своем ряду.
Про частоту перестроений в ПДД тоже ничего не сказано, добавляет байкер: «Много — это сколько? Два раза в минуту или три раза в час? Определения нет».
Мотоциклистам не разрешат ездить в «междурядье»
Права категории А дают возможность ездить без ограничений на мотоциклах любой мощности. Это могут быть как средние 400-1000 куб.см, так и спортивные мотоциклы с двигателями более 1000 кубов.
При получении водительского удостоверения категории А водитель автоматически получает категории М и А1, т.е. он может управлять абсолютно любыми мотосредствами на дороге.
Возраст для получения водительского удостоверения категории А – строго с 18 лет. Это касается и обучения в автошколе, и допуска к экзамен в ГАИ и к езде по дороге. Т.е. если мопедами и легкими мотоциклами можно пользоваться с 16 лет, то здесь – строго после наступления совершеннолетия.
Для удобства мы собрали все данные в таблицу:
Учиться на права | Сдавать экзамен в ГИБДД | Управлять | ||
Категория М | мопеды и скутеры | с 16 лет | с 16 лет | с 16 лет |
Категория А1 | «легкие» мотоциклы (до 125 куб.см) | с 16 лет | с 16 лет | с 16 лет |
Категория А | все мотоциклы (в т.ч. с коляской) |
с 18 лет | с 18 лет | с 18 лет |
Для мотоциклов с коляской нужна категория А. По большому счету, управление остается таким же, что и без коляски, а вот габариты значительно меняются. Из-за увеличенной ширины транспортного средства требуются дополнительные навыки вождения.
Обучение на права на мотоцикл
Для получения водительского удостоверения необходимо пройти обучение в автошколе, а затем сдать экзамен в ГИБДД. Некоторое время назад существовала практика сдачи проверки в ГАИ «экстерном» (т.е. после самостоятельной подготовки), но в данный момент она отменена.
Почему-то существует точка зрения, что и обучение и сдача экзамена происходят автошколе. Это совсем не соответствует действительности: экзамен всегда сдается только в отделении ГИБДД и его принимает специальный сотрудник госинспекции. Автошкола же отвечает только за подготовку будущих мотоциклистов.
Директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев в разговоре с «Известиями» высказался против законодательной инициативы.
— С точки зрения безопасности, конечно, если мы не можем уменьшить смертность, нужно вводить запреты. Но в реальности всё зависит от адекватности тех, кто передвигается на мотоциклах и мопедах, — сказал он. — Если, например, запретить мопеду объезжать автомобили, он не сможет первым вставать в ряд при старте со светофора. А для двухколесного транспорта очень важно, чтобы поток ехал за ним — ему нужна скорость, чтобы не попасть под четырехколесный.
ПДД четко регламентирует вождение мотоциклов по всем аспектам. Для управления двухколесным ТС необходимо пройти обучение и получить водительское удостоверение категории А1 или А. Разница в категории зависит лишь от объема двигателя будущего средство передвижения, но сама суть вождения и правила не меняются.
После получения прав начинающий водитель не обязан устанавливать специальный знак сзади ТС, оповещающий о начальном стаже вождения в течение первых двух лет, как это делают на автомобилях. Но перевозить пассажиров на своем ТС можно только по истечение указанных 2-х лет. При этом наличие длительного автомобильного стажа не дает право байкеру сокращать указанный срок. Пассажиры могут размещаться только на предназначенных для этого местах и иметь средства защиты в виде шлема.
Водитель байка обязан при езде носить защитный шлем и соблюдать установленный скоростной режим.
Обязателен ли шлем на мотоцикле?
Вопрос использования шлема на мотоцикле регламентируется пунктами 2.1 и 5.1 ПДД:
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан: … 2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
5.1. Пассажиры обязаны:
- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;
Запрет/разрешение передвигаться между рядами для байкеров в 2021 – новый законопроект
В последние годы ведутся активные разработки закона об ужесточении ответственности владельцев мотоциклов. Это касается случаев несоблюдения боковых дистанций и лавирования между рядов. Последний законопроект предполагает введение штрафа для байкеров за движение в междурядье в размере до 5 тысяч рублей. Наказанием также может стать лишение прав на срок 3-6 месяцев. Пока еще идут обсуждения возможных изменений в ПДД.
Предположения о запрете передвижения двухколесных ТС между полос являются абсурдными. Во многих источниках уже появилась неверная информация о том, что мотоциклистам уже запретили ездить между рядов. На самом деле им нельзя двигаться по разметке. Ужесточения правила только обсуждаются в Госдуме. Занимая один ряд с автомобилем, байкер может в той же полосе сформировать второй ряд, соблюдая ПДД.
Видео по теме:
На основании ПДД (Правил дорожного движения) перевозка детей на двухколесном транспорте – мотоцикле, должна обязательно производиться по определенным правилам.
Эти требования отличаются от требований перевозки детей в автомобиле уже даже потому, что сам транспорт не отвечает всем требованиям безопасности ребенка.
Так, мотоциклом среди терминов и понятий по Правилам () обозначается двухколесная техника с рабочим объемом двигателя не более 50 см.куб., а конструктивная скорость измеряется в параметрах, превышающих скорость в 50 км/ч.
По устойчивости двухколесная машина считается наименее безопасной, чем трициклы (3-х колесные конструкции) или квадрициклы (4-х колесные конструкции).
Мотоцикл имеет внешний вид двухколесной машины с двухместным сиденьем, на котором не предусмотрено дополнительных мер по безопасности перевозки пассажиров. В том числе и малолетних пассажиров.
Когда производится перевозка детей на мопеде и мотоцикле на заднем сиденье, то требуется дополнительно оборудовать эти места для сиденья, чтобы надежно закрепить и обезопасить ребенка.
Кроме того, по правилам существуют свои требования в отношении размещения детей впереди водителя или сзади него в соответствии с возрастом того или иного ребенка.
Штрафы за нарушение правил
За каждое нарушение норм закона всегда следует ответственность, чью меру предусматривает административно-правовое законодательство.
Касательно нарушений перемещений на мотоцикле, а также перевозки пассажиров, существуют следующие виды наказаний:
- На основании , когда мотоцикл используется с нарушениями механических или экологических нормативов, полагается штраф до 300 руб
. Но самая последняя мера наказания – это арест мототранспорта и снятие его регистрационных номеров. - Перевозка пассажиров без шлемов, равно как и езда самого водителя без шлема, штрафуется 1000 рублями
(). - За провоз ребенка без водительских прав полагается санкция – 2500 руб.
или запрет на право вождение мотоциклом (). - Если водитель управлял мотоциклом в то время, как он не имеет на это права, его могут оштрафовать на 5000 руб.
, арестовать на 15 суток водителя и отправить на штрафстоянку мотоцикл (). - При перевозке детей без систем и механизмов, обеспечивающих безопасность, существует штраф – 500-700 руб.
(), без ремней безопасности –
1000 руб.
Маленьких детей впереди не перевозят без дополнительных приспособлений безопасности. Это будет расцениваться нарушением.
Перевозка пассажиров на мотоцикле
22.21. Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.
Перевозить пассажиров на мотоцикле может только водитель, который имеет стаж 2 года или более по категории А или подкатегории А1.
Примечание. Данный факт никак не связан с тем, что водитель является начинающим.
Например, водитель имеет водительское удостоверение категории В в течение 20 лет, то есть начинающим с точки зрения ПДД он не является. Однако права на мотоцикл он получил недавно, поэтому перевозить пассажиров не может.
22.8. Запрещается перевозить людей:
- вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
Электронные документы водителя
21 век уже давно на дворе, но до недавнего времени, мы были заложника макулатуры, и да, нельзя не отметить, что наше правительство постоянно совершенствует систему, и вот наконец, мы дождались:
В ПДД РФ, есть пункт 2.1.1 добавлен еще один абзац, а именно:
«Документы, предусмотренные настоящими Правилами, в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».
То есть теперь у каждого водителя появилась возможность при необходимости предъявлять все документы (полис страховки — ОСАГО, свидетельство о регистрации ТС — СТС, водительское удостоверение – права) не только на бумажном носителе, но и в электронном виде! По сути в некоторых регионах это уже можно делать некоторое время и эксперимент показал себя с положительной стороны. Суть электронных документов заключается в том, что есть приложение «Госуслуги Авто», загружая туда данные документов у Вас будет сформирован уникальный QR-код, по которому любой сотрудник ГИБДД сможет проверить ваш документ.
Кстати, из ПДД исключена необходимость иметь при себе следующие документы (если это применимо):
- Лицензионная карточка;
- Временное разрешение на право управления ТС;
- Карточка допуска на ТС для осуществления международный перевозок.
Как сдаётся экзамен на A?
Как мы уже упомянули выше, экзамен делится на 2 этапа: теоретическая и практическая его часть. В практической, в отличие от экзамена на другие категории прав, не нужно сдавать город – только площадку.
Теория на категорию A при имеющейся B заключается в сдаче билетов на знание ПДД и Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и сдаётся практически также, как и на автомобили:
- вам даётся 20 вопросов из случайно попавшегося билета и отводится 20 минут на сдачу,
- при неправильном ответе на один из 20 вопросов на категорию А вы получаете 5 дополнительных вопросов, на них ошибаться нельзя,
- если вы более 2 раз ошиблись в основных вопросах или хотя бы 1 раз на дополнительных, то экзамен вы не сдали.