Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый штраф за отсутствие страховки ОСАГО с 1 января 2023 года – правда или нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Что делать, если страховка оформлена, но полиса при себе нет
Штраф ГИБДД за отсутствие ОСАГО при себе в 2023 году составляет 500 рублей.
Обратите внимание, что можно избежать штрафа, если водитель предоставит сотруднику ДПС серию и номер страхового полиса для проверки наличия страховки в базе.
Те, кто оформил электронный полис ОСАГО, также должны иметь подтверждающий документ при себе. Например, его можно распечатать или же скачать на смартфон e-ОСАГО. В противном случае за отсутствие ОСАГО на легковой автомобиль можно получить штраф.
Могу ли я ездить на машине без ОСАГО по ДКП в 2022 году?
Начнём с главного, а именно – ответим на вопрос, разрешает ли закон ездить на авто сразу после его покупки, или вначале нужно приобрести страховку. Данный вопрос вызывает много вопросов среди водителей. Но на самом деле всё просто!
Законодательство 2022 года обязывает российских водителей:
- страховать автогражданскую ответственность путём заключения договора ОСАГО на транспортное средство (пункт 1 ст. 4 ФЗ-40),
- предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД страховой полис в бумажном или электронном виде (пункт 2.1.1 (1) ПДД),
- а также запрещает водителям садиться за руль, если их гражданская ответственность не застрахована (п. 2 ст. 19 ФЗ «О БДД»).
А есть ли новый закон?
Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.
Что же это за новый закон? Действительно, это самый настоящий Федеральный закон – если быть точнее, его проект, который приобретёт статус ФЗ, когда его примут, чего пока не случилось. Но давайте обо всём по порядку!
19 июня 2019 года законодатели внесли на обсуждение в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 12.37 КоАП, которая как раз и отвечает за наказания в сфере ОСАГО. В 1 её части ответственность за невписанных водителей, во второй – за отсутствие страховки.
Езда без страховки, штраф в 2021 году [с доп. от 01.01.2021]
Однажды остановил меня сотрудник ГИБДД, представился и попросил полис ОСАГО для проверки, я говорю, да нет проблем и открываю бардачок, чтобы достать документы, смотрю и меня аж пот прошиб, документов нет – я их забыл дома и права, и полис ОСАГО, и свидетельство о регистрации.
И хорошо, что сотрудник ГИБДД пошел на встречу и дал возможность родственникам привести документы. Иначе штрафа за езду без страховки мне бы не избежать, да, что лукавить, эвакуировали бы мое авто и пришлось бы мне потом побегать. Документов — то не было вообще никаких.
Но даже если при Вас есть документы на авто и права на управление транспортным средством, но отсутствует страховка, штрафа все равно не избежать. Размер его зависит от вида правонарушения.
Для чего нужен ОСАГО?
При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.
Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.
Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.
Оплатить взыскание хозяин автомобиля может одним из двух способов — через отделение банка, либо воспользоваться электронной платежной системой. Этому способствует сайты автоинспекции и государственных услуг, Сбербанк онлайн, электронные кошельки.
Следует принять во внимание, что некоторые отделения банков не принимают штрафы ГИБДД, другие — взимают комиссионный сбор до 60 руб. Подтверждением взыскания за управление автомобилем без страхового документа будет фискальный чек, который нужно хранить в обязательном порядке не менее 3 лет.
Вместе с наказанием кнутом, законодательство предлагает нарушителям и пряник. В 2023 году наказанные автовладельцы получат 50% скидку, если оплатят взыскание в течение первых 20 суток после вынесения постановления о нарушении. Минимальная сумма будет уменьшена вдвое до 250 руб., а максимальная — 400.
Штрафное взыскание за использование ОСАГО в непредусмотренный временной период
Страхователь может купить полис с условием о сезонном использовании ТС в течение 3 или более месяцев. Например, если планируется ездить только летом – с июня по август. Тогда эти месяцы нужно указать в блоке 4 заявления, которое подается в целях заключения договора ОСАГО, по форме, представленной в Приложении 2 к Положению ЦБ № 431-П от 19-го сентября 2014-го года.
При этом страховщик рассчитает премию в представленном случае с учетом коэффициента КС (например, если пользоваться машиной только 3 месяца в году, КС будет равен 0,5 – см. Указание Центробанка № 5000-У от 4-го декабря 2018-го года).
Соответственно, езда на машине не в те месяцы, которые были указаны страхователем в заявлении, повлечет за собой наложение взыскания за езду без ОСАГО размеров в 500 рублей по все той же ч. 1 ст. 12.37. КоАП.
Есть ли штраф с камер за езду без ОСАГО в 2022 году?
Однозначно, на данный момент времени мы можем смело заявить, что все подобные новости – фейк.
Разговоры проведения подобного рода штрафов ведутся ориентировочно с 2016 г.. Инициатива исходит от ГИБДД и российского Союза автостраховщиков. С момента первых новостей прошло почти шесть лет, в чем же камень преткновения? Сложность в реализации возникает из-за объединения обеих структур для оперативного определения водителей без страховки, ведь штраф должен приходить своевременно, а не через месяц или даже больше, когда водитель уже оформил обязательную страховку.
Как выглядит алгоритм обнаружения отсутствия полиса камеры:
- происходит фиксация номера автомобиля;
- по номеру машина определяется её VIN-номер в базах МВД;
- по полученным данным поступает запрос в РСА, где и выясняется оформлен ли обязательный полис.
При оформлении полиса с минимальным коэффициентом ограничения (1) необходимо помнить, что в документ должны быть вписаны все лица, имеющие право ездить на указанном транспортном средстве, так как действие полиса распространяется только на фиксированный круг лиц, которые могут находиться за рулем.
Обратите внимание, что речь идет именно о водителе, а не пассажире, поэтому в 2023 году, если сотрудники ГИБДД проверят документы, а за рулем окажется человек, не вписанный в полис водителю выпишут штраф за езду без ОСАГО, даже если рядом как пассажир сидит застрахованный хозяин.
Если вы точно знаете, что за рулем может оказаться кто-то, не указанный в перечне разрешенных лиц, лучше изначально не экономить, а оформлять полис без указания конкретного водителя, что поднимет коэффициент ограничения до значения 2,32, но избавит от многих проблем в будущем.
- Повышение лимитов и отмена учета износа
Как только автомобиль забирают из салона, он начинает стареть, рассказал Воропаев. Если человек через условное время попал в ДТП, то этот амортизационный износ рассчитывается как стоимость выплаты за аварию, если вы выбираете деньги. Отмена износа важна в том случае, когда гражданин в качестве компенсации выбирает денежную выплату.
— В этом случае нужно считать выплату без учета износа. То есть ту же стоимость, которую компания должна была бы выплатить деньги за ремонт в салоне, — объяснил он.
Автоюрист обратил внимание, что стоимость компенсации по ОСАГО не может превышать 50 процентов от износа машины.
— Кроме того, пострадавший получает сумму за повреждения автомобиля, которая рассчитывается по единой методике. Она предполагает выплаты в два-три раза меньше, чем ему необходимо для ремонта, — уверен Воропаев.
- Штрафы с камер и ДТП без справок
Александр Баклушин рассказал, что особенность этого нововведения в том, что часть водителей не защищены от ситуации, когда в них врезается водитель без полиса ОСАГО.
— В этом случае потерпевшему приходится обратиться в суд. А учитывая то, что у виновного не было средств для оплаты ОСАГО, скорее всего, компенсация, назначенная судом, будет невысокой, — предположил Баклушин.
Езда без страховки и техосмотра: штраф в 2022 году
Президентом нашей страны подписан закон, отменяющий обязательный техосмотр для владельцев личных легковых машин и мотоциклов. Диагностическая карта требуется при постановке на учет в органах Госавтоинспекции только тем автомобилям, чей возраст составляет свыше 4 лет.
Инспекторы ГИБДД на дороге не будут проверять состояние транспортного средства, если водитель предъявит документ о техосмотре. Но обнаружение визуальной неисправности, которая может создать дорожно-транспортную ситуацию, не спасет водителя от ответственности.
Для коммерческого транспорта прохождение технического осмотра остается обязательным. Это касается, в том числе, тех, кто использует личное ТС для заработка, например, курьеров или развозчиков пиццы. Новый законопроект должен вступить в силу после 1 марта 2022 г., в нем и будут прописаны поправки об отмене штрафов.
Зачем покупать полис ОСАГО?
Ни один автомобилист, даже самый опытный, не застрахован от попадания в ДТП. Именно для этих целей законодатели создали полис ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности). Он нужен, чтобы защитить водителей от материальных затрат в случае ДТП.
Имеющий страховку ОСАГО виновник ДТП будет сам ремонтировать свой автомобиль, однако ему не придется тратить деньги на возмещение ущерба пострадавшему – это сделает страховая компания. Пострадавшая в ДТП сторона гарантировано получит страховое возмещение, и не придется взыскивать убытки с виновника аварии через суд (это в теории, а на практике иногда водители вынуждены судиться). Однако у страховки ОСАГО есть и ограничения. Максимально по ОСАГО можно получить на восстановление автомобиля до 400 тысяч рублей. Если ремонт обошелся дороже, то далее взыскивать средства надо уже с виновника аварии.
Можно ли ездить без ОСАГО?
По закону делать этого нельзя. Пункт 2 статьи 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения» прямо указывает на запрет эксплуатации ТС без полиса ОСАГО (за исключение отдельных случаев, о которых поговорим ниже).
Прежде чем перейти к наказаниям за нарушения, рассмотрим типичные ситуации, на последствиях и будет сделан акцент:
- ОСАГО не приобреталось вообще (или срок его действия закончился).
- Полис забыт дома.
Если в первом случае все понятно, то второй требует пояснений. Полис ОСАГО может быть предоставлен инспектору ДПС в виде (ст.2.1.11 ПДД):
- Оригинала.
- Распечатанного документа.
- На электронном носителе.
При этом два завершающих пункта возможны только при заключении договора онлайн.
Если полис приобретался непосредственно в офисе страховой компании, единственно возможный вариант – предъявление оригинала.
Полис покрывает ущерб, нанесенный виновником ДТП. В перечень ситуаций, за которые положено возмещение, входят:
- Вред имуществу (повреждение транспорта, домов, заборов, объектов инфраструктуры и даже личных вещей, а также вред сельскохозяйственным, домашним или диким животным).
- Вред здоровью или жизни людей.
- Дополнительные расходы потерпевших, связанные с причиненным вредом.
Страховщик может выплатить до 400 000 рублей за имущественный ущерб и до 500 000 рублей – за вред жизни и здоровью. Однако если фактические расходы окажутся больше, то виновнику все равно придется доплачивать пострадавшим. Впрочем, можно защитить свой кошелек более надежно. Для этого достаточно оформить ДСАГО (то есть полис добровольного страхования ответственности) – по нему возмещение может быть в десятки раз выше.
В соответствии с п. 2 статьи 6 Закона об ОСАГО исключениями из страхового риска является:
- причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
- причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
- причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
- загрязнения окружающей среды;
- причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
- причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
- обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
- причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
- причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
- повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
- причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.