Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно переключать передачи на мотоцикле?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде всего, вы должны знать, что на мотоцикле скорость задается с левой стороны двигателя. Он управляется ногой с помощью рычага, называемого «селектором». Это давление на последний, что позволяет переключать передачи.
Переключения без сцепления
Коробка мотоцикла устроена таким образом, что позволяет переключаться вверх без сцепления на любых оборотах. Одним из способов переключения передач вверх без сцепления является кратковременное снижение тяги с помощью ручки газа. Вам необходимо быстро закрыть и открыть ручку газа и одновременно толкнуть лапку переключения передач вверх. Если вы сделали это одновременно и быстро то коробка переключится вверх без использования сцепления. Другим способом является использование устройства быстрого переключения, в разрыв тяги лапки переключения устанавливается датчик, подключенный к блоку управления зажиганием. Во время переключения вверх тяга давит на датчик, датчик передает команду блоку управления зажиганием, а блок отключает зажигание на запрограммированное заранее время, зависящее от оборотов мотора (обычно, не больше чем на 50 миллисекунд), тяга мотоцикла падает и коробка перещелкивается вверх.
Ограничитель момента
Новичкам вниз переключаться довольно тяжело и не совсем понятно. Вероятность того что заднее колесо неожиданно заблокируется — велика. Поэтому производители мотоциклов уже около 10 лет устанавливают в сцепления большинства мотоциклов так называемый ограничитель момента. Ограничитель момента не стоит путать с проскальзывающим сцеплением, используемом на гоночных мотоциклах. Основное отличие в том, что ограничитель срабатывает на недовыжатом сцеплении, а именно — в момент времени когда вы отпускаете сцепление. Так если вы разгонитесь на второй передаче, выжмите сцепление, опустите обороты мотора и теперь отпустите сцепление то за доли секунд до того как рычаг опустится сработает ограничитель момента. Ограничитель предназначен для борьбы со «прыганием» заднего колеса если вы ошиблись с оборотами на которых вы переключаетесь вниз или вверх. Запомните — ограничитель не работает с полностью отпущенным сцеплением и не является панацеей против блокировки заднего колеса.
Как правильно переключать передачи на мотоцикле?
Какую бы передачу вы ни выбрали, чтобы правильно переключать передачи на мотоцикле, обычно вы должны действовать следующим образом: отключите, задействуйте селектор, слегка надавив на него, отпустите, когда желаемая передача будет включена, и включите сцепление.
Правильно переключайте передачи на мотоцикле в ретроградном или неподвижном режиме.
Вы хотите остановиться? Чтобы не злоупотреблять вашей тормозной системой, а затем и коробкой передач, вы должны сначала переключиться на пониженную передачу.
Переключение скоростей на мотоцикле
В данной статье мотошкола Автомотоклуб , обсудит тему, которая касается переключения скоростей на мотоцикле . Как правило, переход на следующую ступень делают после того, как мотор наберет 75% от максимальных оборотов.
Если «железный конь» оснащен тахометром , определить подходящий момент намного легче. Если переключаться раньше, детали, которые являются частью цилиндропоршневой системы, будут изнашиваться гораздо сильнее, так как динамика значительно ухудшается.
Для грамотного переключения передач на мотоцикле нужно:
— набрать необходимую скорость;
— сбросить газ и тут же выжать сцепление до конца;
— включить передачу и резко сбросить сцепление.
Инструктор по вождению в нашем учебном заведении быстро научит вас все делать правильно.
Есть две распространенные ошибки, допускаемые множеством мотоциклистов.
1. Некоторые выжимают сцепление перед тем, как снизить обороты. Поэтому мотор издает рычащие звуки, так как повышается крутящий момент без нагрузки. Во время испуга водитель байка бросает ручку газа, и в результате транспортное средство теряет скорость.
2. Если выжимать сцепление с небольшим опозданием, предварительно убрав газ, байк будет тормозить из-за падения оборотов мотора и разгон придется начинать заново.
При наборе скорости и торможении следует в порядке очередности переходить на следующую ступень. Когда мотоцикл остановится, выжмите сцепление до упора.
Со временем вы начнете чувствовать, когда нужно переключаться на другую передач у. В самом начале осуществлять это будет довольно сложно. Также не забудьте, что переходить на следующую передачу нужно обязательно до захода на поворот, а не преодолев его. На повороте не стоит снижать или повышать скорость.
Надеемся, теперь вам стало понятно, как грамотно переключать передачи на мотоцикле . А чтобы стать по-настоящему квалифицированным водителем, запишитесь на занятия в Автомотоклуб. Мы находим индивидуальный подход к каждому слушателю и работаем, используя эффективную методику обучения. Она позволяет в короткие сроки освоить все необходимые навыки управления транспортным средством.
Важным параметром успеха в переключении передач является скорость и точность с которой вы переключаетесь, поэтому нужно внимательно отнестись к вопросу удобства расположения рычага сцепления и высоты подъема лапки коробки передач. Оба параметра целиком зависят от вашей посадки на мотоцикле и могут меняться с ростом опыта управления мотоциклом. Пальцы левой кисти не должны лежать на рычаге сцепления, вы должны касаться рычага только в момент переключения передачи, всё остальное время ваша кисть должна обхватывать клипон руля. Вы должны подобрать угол наклона рычага сцепления и его подъем таким образом, чтобы в любое время вы могли бы дотянуться до рычага и ничего бы вам не мешало. Тянуть рычаг сцепления нужно четырьмя пальцами руки. Обратите на это внимание. Не рекомендуется устанавливать укороченные ручки велосипедного типа под два пальца руки.
- подъем рычага слишком большой, есть моменты когда нужно перехватывать руль чтобы дотянуться до рычага и это получается сделать только кончиками пальцев;
- угол наклона рычага таков, что не во всех ситуациях возможно дотянутся до рычага.
Устройство коробки передач мотоцикла
Коробка передач — это механизм, состоящий из набора шестерен, которые могут вводится в зацепление в различных сочетаниях.
Она предназначена для изменения тяговых усилий на заднем колесе мотоцикла при постоянных оборотах коленчатого вала двигателя.
На мотоциклах устанавливаются коробки передач с двумя (рис. 54, а) и тремя валами (рис. 54, б) с шестернями постоянного и периодического зацепления. С двумя валами коробки передач применяются на мотоциклах с карданной передачей (К-750, М-61, М-62 и др.), с тремя валами на мотоциклах с цепной задней передачей. При шестернях постоянного зацепления передачи включаются с помощью кулачковых, зубчатых и других муфт.
Рис. 54. Простейшие коробки передач с шестернями постоянного зацепления: а — с двумя валами; б — с тремя валами; 1 — первичный вал; 2 — муфта включения; 3 — вторичный вал; 4 — промежуточный вал
Первичный вал в коробках передач непосредственно соединяется через сцепление с коленчатым валом. Вал, соединенный через заднюю передачу с колесом, называется вторичным валом. Третий вал является промежуточным и изготовлен вместе с шестернями. Муфта включения, установленная на шлицах вала, вращается вместе с валом, и ее можно перемещать в осевом направлении. Муфта служит для включения передач и установки нейтрального положения шестерен. В коробке передач находятся механизм переключения передач и пусковой механизм.
Принцип работы коробки передач основан на попеременном введении в зацепление различных пар шестерен с неодинаковым числом зубьев.
Отношение числа оборотов первичного вала к количеству оборотов вторичного вала называется передаточным числом данной передачи, а отношение числа оборотов коленчатого вала к оборотам заднего колеса — общим передаточным числом.
Валы коробки передач на мотоциклах с цепной задней передачей размещаются поперек оси, а при карданной передаче — вдоль оси.
передач, устанавливаемые на мотоциклах, служат для включения соответствующего набора шестерен. Они имеют ручной и ножной приводы. Часть механизмов (рис. 55), монтируемая в коробке передач, состоит из муфт включения, вилок, вала переключения (копирного вала) или вала переключения с сектором (рис. 55, д), имеющего фигурные пазы и фиксатор. Муфты включения бывают с кулачковым (рис. 55, б), шлицевым (рис. 55, г), зубчатым (рис. 55, д) зацеплением. Они перемещаются по валу в осевом направлении с помощью вилки или поводка. Вилка входит в кольцевую канавку муфты включения, а шип — в фигурный паз копирного вала (рис. 55, б) или сектора переключения. При повороте копирного вала или сектора паз перемещает за ним вилку с муфтой включения в заданном направлении.
Важным параметром успеха в переключении передач является скорость и точность с которой вы переключаетесь, поэтому нужно внимательно отнестись к вопросу удобства расположения рычага сцепления и высоты подъема лапки коробки передач. Оба параметра целиком зависят от вашей посадки на мотоцикле и могут меняться с ростом опыта управления мотоциклом. Пальцы левой кисти не должны лежать на рычаге сцепления, вы должны касаться рычага только в момент переключения передачи, всё остальное время ваша кисть должна обхватывать клипон руля. Вы должны подобрать угол наклона рычага сцепления и его подъем таким образом, чтобы в любое время вы могли бы дотянуться до рычага и ничего бы вам не мешало. Тянуть рычаг сцепления нужно четырьмя пальцами руки
Обратите на это внимание. Не рекомендуется устанавливать укороченные ручки велосипедного типа под два пальца руки
Типичные проблемы:
- подъем рычага слишком большой, есть моменты когда нужно перехватывать руль чтобы дотянуться до рычага и это получается сделать только кончиками пальцев;
- угол наклона рычага таков, что не во всех ситуациях возможно дотянутся до рычага.
Откуда вы знаете, что вы поменяли передачу по ошибке
В большинстве случаев вы получите сильный шок и услышите глупый звук стука и скрежета.
Как правило, это довольно неудобно, поскольку вы можете обнаружить, что к тому же вы слишком сильно увеличиваете обороты своего мотоцикла. Это если вы вовремя не переключили передачу.
Напротив, в конце концов, если вы переключите передачу слишком рано, вы испытаете отсутствие мощности, и потребуется целая вечность, чтобы подняться до подходящей скорости.
Вот несколько способов узнать, что вы неправильно переключили шестерню
Отсутствует плавный звук щелчка. Начало рывков, которое заставляет мотоцикл в конце концов остановиться.
Неравенство, если мотоцикл едет на большой скорости.
Резкое отпускание сцепления может поднять переднее колесо над землей, что приведет к его задеванию.
Внезапное изменение веса автомобиля.
Что нужно помнить при переключении передач
Мотоциклетная передача не переключается плавно — одна из обычных проблем, связанных с мотоциклетными передачами.
Основными причинами проблем с переключением передач являются проблемы с тросом сцепления, моторным маслом, цепью, а также шестернями и самой штангой переключения передач. Если ваша передача не переключается ни вверх, ни вниз, то есть проблема в любой из этих трех вещей.
Недостаточное провисание сцепления или слишком сильное провисание троса. Уровень масла / смазочного масла низкий, или вы действительно использовали некачественное масло.
Трансмиссия Зубчатая трансмиссия, инородный предмет врезался в шестерню.
Цепь расшатана, шестерни цепи изношены.
Дополнительно, если не трансформировать шестерню в соответствии с их диапазоном ставок, передача может застрять или мотоцикл слишком сильно глохнет.
Устройство коробки передач мотоцикла
Коробка передач — это механизм, состоящий из набора шестерен, которые могут вводится в зацепление в различных сочетаниях.
Она предназначена для изменения тяговых усилий на заднем колесе мотоцикла при постоянных оборотах коленчатого вала двигателя.
На мотоциклах устанавливаются коробки передач с двумя (рис. 54, а) и тремя валами (рис. 54, б) с шестернями постоянного и периодического зацепления. С двумя валами коробки передач применяются на мотоциклах с карданной передачей (К-750, М-61, М-62 и др.), с тремя валами на мотоциклах с цепной задней передачей. При шестернях постоянного зацепления передачи включаются с помощью кулачковых, зубчатых и других муфт.
Рис. 54. Простейшие коробки передач с шестернями постоянного зацепления: а — с двумя валами; б — с тремя валами; 1 — первичный вал; 2 — муфта включения; 3 — вторичный вал; 4 — промежуточный вал
Первичный вал в коробках передач непосредственно соединяется через сцепление с коленчатым валом. Вал, соединенный через заднюю передачу с колесом, называется вторичным валом. Третий вал является промежуточным и изготовлен вместе с шестернями. Муфта включения, установленная на шлицах вала, вращается вместе с валом, и ее можно перемещать в осевом направлении. Муфта служит для включения передач и установки нейтрального положения шестерен. В коробке передач находятся механизм переключения передач и пусковой механизм.
Принцип работы коробки передач основан на попеременном введении в зацепление различных пар шестерен с неодинаковым числом зубьев.
Отношение числа оборотов первичного вала к количеству оборотов вторичного вала называется передаточным числом данной передачи, а отношение числа оборотов коленчатого вала к оборотам заднего колеса — общим передаточным числом.
Каждое сочетание зацепления шестерен коробки передач называется ступенью или передачей. Число ступеней (передач) зависит от конструкции мотоцикла. Коробки бывают двух- , трех- , четырехступенчатые и т. д.
Валы коробки передач на мотоциклах с цепной задней передачей размещаются поперек оси, а при карданной передаче — вдоль оси.
Механизмы переключения
передач, устанавливаемые на мотоциклах, служат для включения соответствующего набора шестерен. Они имеют ручной и ножной приводы. Часть механизмов (рис. 55), монтируемая в коробке передач, состоит из муфт включения, вилок, вала переключения (копирного вала) или вала переключения с сектором (рис. 55, д), имеющего фигурные пазы и фиксатор. Муфты включения бывают с кулачковым (рис. 55, б), шлицевым (рис. 55, г), зубчатым (рис. 55, д) зацеплением. Они перемещаются по валу в осевом направлении с помощью вилки или поводка. Вилка входит в кольцевую канавку муфты включения, а шип — в фигурный паз копирного вала (рис. 55, б) или сектора переключения. При повороте копирного вала или сектора паз перемещает за ним вилку с муфтой включения в заданном направлении.
Откуда вы знаете, что вы поменяли передачу по ошибке
В большинстве случаев вы получите сильный шок и услышите глупый звук стука и скрежета.
Как правило, это довольно неудобно, поскольку вы можете обнаружить, что к тому же вы слишком сильно увеличиваете обороты своего мотоцикла. Это если вы вовремя не переключили передачу.
Напротив, в конце концов, если вы переключите передачу слишком рано, вы испытаете отсутствие мощности, и потребуется целая вечность, чтобы подняться до подходящей скорости.
Вот несколько способов узнать, что вы неправильно переключили шестерню
Отсутствует плавный звук щелчка. Начало рывков, которое заставляет мотоцикл в конце концов остановиться.
Неравенство, если мотоцикл едет на большой скорости.
Резкое отпускание сцепления может поднять переднее колесо над землей, что приведет к его задеванию.
Внезапное изменение веса автомобиля.
Новички всегда испытывают проблемы со стартом на мотоцикле, а также последующим переключением передач. Ведь основной вопрос заключается в том, когда следует включать 1, 2, 3 и последующие скорости при движении. Для первой передачи оптимальным старт будет установлен на уровне 3 тысяч оборотов.(Плавно отпускаете сцепление) Они должны увеличиваться равномерно при одновременном стравливании сцепления. При повышении или понижении скорости надо следить за тем, чтобы обороты быстро не взвинчивались вверх. По этой причине следует выполнять все максимально слажено. Рост будет оптимальным до 1-1,5 тысячи оборотов. Если переключение будет осуществляться на низких оборотах, возникнет необходимость в перегазовке. Лучше всего все действия выполнять на высоких оборотах, в районе -3 000 от максимальной отсечки. Действия выглядят следующим образом:
Выжимается рычаг сцепления и в один момент нажимается рычаг переключения передач левой ногой. После включения первой передачи, планомерно добавляется газ путем прокручивания ручки, а сцепление медленно отпускается.
Когда надо выжимать сцепление на мотоцикле?
Золотое правило мототрека – торможение без сцепления , что позволяет обеспечить торможение двигателем и сохранение контроля над процессом торможения. Это похоже на работу антиблокировочной тормозной системы. Максимальное тормозное усилие достигается непосредственно перед блокировкой заднего колеса и именно в этот момент имеет значение отключение сцепления.
Это происходит во время скоростного входа в поворот. Если речь идет о крутом повороте, когда мотоциклист сбрасывает скорость ближе к середине поворота и/или выполняет торможение с заносом, он нажимает рычаг сцепления, чтобы избежать серьезного повреждения двигателя. Неоднократно можно быть свидетелем ситуаций, когда начинающие мотоциклисты злоупотребляют торможением с выключенным сцеплением.
При каждом задействовании тормоза заднего колеса они нажимают рычаг сцепления. Они делают это по той простой причине, что не имеют достаточного контроля над торможением и, «забивая» задний тормоз, сталкиваются с проблемой произвольного выключения двигателя. Опытный гонщик может выполнить дрифт-скольжение в повороте, что похоже на отпускание рычага сцепления. Когда мотоциклист нажимает рычаг сцепления во время торможения на скорости, он рискует уйти в слишком сильный занос. При этом мотоцикл выпрямляется, а водитель снова и снова нажимает педаль тормоза.
Особенно это касается высокоскоростного скользящего вхождения в поворот. Научитесь удерживать контроль над мотоциклом. Прохождение поворота требует особых навыков. Чтобы стать мастером в этом деле, нужно обладать талантом, знать все техники входа и выхода из поворота, а также долго практиковаться и оттачивать мастерство.
Для выполнения поворота недостаточно просто наклонить мотоцикл и проехать этот участок дороги.