Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности налогообложения для иностранных организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Из анализа ФНС материалов проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением налогоплательщиком «неполного» комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний.
Подтверждение фактического права на доход в связи с непредставлением документов
В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению плательщика) фактическое право на доход:
- кредитных договоров/соглашений – в случае выплаты процентов;
- лицензионных соглашений – в случае выплаты роялти.
ФНС предупредила, что позиция налоговиков не должна строиться на формальном подходе – в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо сделать проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, – на его соответствие понятию фактического собственника дохода.
Момент, когда сотрудник становится нерезидентом
Сотрудник становится нерезидентом в день, когда общий срок его нахождения за пределами РФ за последние 12 месяцев составляет 183 дня. Этот срок считается в паспорте по датам в штампах пограничной службы. Дни выбытия и прибытия в Россию в период нахождения за границей не включаются.
К примеру, сотрудник первый раз выехал из РФ 31.03.2022 г. и больше не возвращался. Соответственно, срок его нахождения за пределами России отсчитывается с 01.04.2022 г. Период в 183 дня заканчивается 01.10.2022 г. — именно в эту дату сотрудник становится нерезидентом.
Однако важно другое — для налоговых последствий имеет значение не конкретный день становления нерезидентом, а год, в котором данное событие случилось. ФНС говорит о том, что окончательный налоговый статус налогоплательщика, который определяет налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по его итогам (Письмо Департамента налоговой политики Минфина от 04.08.2022 г. № 03-04-05/75657).
Соответственно, для ИФН не имеет значения, когда сотрудник стал нерезидентом. Важен его статус на 31 декабря, поскольку в эту дату заканчивается налоговый период по НДФЛ. Если на 31.12.2022 г. у сотрудника статус — нерезидент, он является таковым для всего 2022 г., и даже для времени, когда он фактически находился в России.
Это означает, что у сотрудника возникнет задолженность по НДФЛ за прошлый период, поскольку налог был уплачен по ставке 13% как с доходов резидента, а должен был платиться по ставка 30% как с доходов нерезидента. Соответственно, работодатель обязан пересчитать НДФЛ и удержать задолженность.
Как работодатель и налоговая узнают, что сотрудник — нерезидент
Работодатель должен узнать от работника. Всё держится на честном слове. В законе нигде не написано, что сотрудник должен сообщать об изменении налогового статуса своему начальнику. Если условный Марат и раньше вёл соцсети для ООО «Дружище» на удалёнке, а потом переехал в Казахстан, работодатель может только догадываться о его местонахождении.
Возможно, обязанность сообщить о смене адреса есть в трудовом договоре. Тогда Марат должен написать заявление и прислать копию загранпаспорта с отметкой погранслужбы. Но даже на это стороны, бывает, закрывают глаза и делают вид, что ничего не изменилось.
Налоговая должна узнать от работодателя. К концу года компания сдаст в ФНС отчёт по форме 6-НДФЛ, и в ней будет указан налоговый статус сотрудника. Если там не написано, что работник — нерезидент, инспекция об этом не узнает.
Какой-то обязанности сообщать в налоговую о переезде в законе нет. Как нет и общих реестров с погранслужбой, откуда инспектор мог бы узнать, где Марат и когда он уехал. Поэтому никакого контроля за налоговым статусом, по сути, не существует.
Если работник не сообщил о переезде, то и что-то менять в налогах не нужно. А мы будем говорить о ситуации, когда работник поступил порядочно, предупредил компанию и прислал скан паспорта со штампом о выезде.
Можно ли делать налоговые вычеты нерезидентам
Любые вычеты по закону положены только резидентам РФ. Если Марат утратил этот статус для 2022 года, то и по расходам в этом году вычеты ему не положены. Если на 31.12.2022 вдруг окажется, что работник — нерезидент, но уже успел возместить часть подоходного через бухгалтерию, деньги придётся вернуть в бюджет.
В то же время с вычетами есть пара нюансов.
Для социальных, стандартных и профессиональных вычетов: право на них привязано к году, в котором человек понёс расходы. Допустим, Марат потратил деньги на обучение в 2021 году — для этого года он навсегда резидент. А значит, и право на вычет по расходам в 2021 году у него никто не отберёт.
Во-вторых, вычет можно заявить в течение трёх лет. То есть по расходам в 2021 году можно сэкономить на налогах и в 2022-м, и в 2023-м. И неважно, какой у Марата налоговый статус в том году, в котором он попросил вычет.
Правда, у работодателя можно оформить только вычет за текущий год, для прошлых лет нужно готовить 3-НДФЛ и запрашивать возмещение НДФЛ через налоговую.
Для имущественных вычетов важен налоговый статус в году, когда заявлен вычет, а не когда были расходы. Допустим, Марат купил квартиру в 2021 году, но право на вычет не использовал. В 2022 году он уехал жить в Казахстан и стал нерезидентом — заявить право на вычет теперь нельзя.
Если в январе 2023-го Марат вернётся в РФ и до июля не уедет, то снова станет резидентом и сможет оформить имущественный вычет за 2021 год. Даже через работодателя.
Сравнение налогового и валютного резидентства РФ
Критерии налогового резидентства:
|
Критерии валютного резидентства:
|
За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.
Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.
Например:
- ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
- практической отмены банковской тайны в российских банках;
- контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
- постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
- участия граждан РФ в иностранных организациях;
- налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
- иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.
При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.
Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.
В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.
Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия
Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»
Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:
— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;
— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.
Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.
Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.
Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
Налоговый резидент
Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.
В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:
— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.
Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.
Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.
Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.
Такими документами могут являться:
— проездные документы о въезде и выезде из РФ;
— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.
Статус иностранного лица в РФ определяет необходимость его постановки на учет в налоговых органах России или обязанность уплаты налогов в РФ напрямую или через налогового агента.
Статья 161 НК РФ определяет особенности налогообложения налогоплательщиков — иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.
Пункт 2 ст. 144 НК РФ применительно к НДС определяет, что иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. В трактовке налогового ведомства это означает, что постановка на учет привязана к обособленному подразделению иностранной организации, непосредственно осуществляющему предпринимательскую деятельность (Письмо МНС России от 13 мая 2004 г. N 03-1-08/1191/15@).
Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации в порядке, предусмотренном Приложением N 1 к Приказу МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124. В п. 2.1.1 этого документа говорится, что в случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала, причем иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
И снова о налоге на прибыль
УФНС по г. Москве поясняет: если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает сертификатом, подтверждающим нерезидентство иностранной организации, то на основании ст. 310 НК РФ она обязана произвести удержание налога у источника выплаты (Письмо от 23 января 2006 г. N 20-12/3476).
Статья 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов предусматривает штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Применительно к наложению штрафа на налогового агента в рассматриваемой ситуации сошлемся на Постановление ВАС РФ от 6 февраля 2007 г. N 13225/06, согласно которому условием для применения ответственности по ст. 123 НК РФ является наличие у иностранного налогоплательщика обязанности по уплате налога на территории Российской Федерации через налогового агента.
ВАС рассмотрел спорную ситуацию: налоговый орган оштрафовал по ст. 123 НК РФ российскую фирму, которая выплачивала доходы организациям — резидентам Кипра, Украины и Великобритании (с этими странами действуют договоры об избежании двойного налогообложения). На момент выплаты дохода российская компания не имела сертификатов постоянного местопребывания на своих контрагентов, однако у нее были сертификаты, датированные предыдущим годом, а затем — до начала налоговой проверки, хотя и после выплаты дохода — ей были представлены сертификаты, подтверждающие, что местопребывание названных иностранных лиц в году выплаты доходов не изменилось.
Еще один налог, к которому в международных договорах широко применяется освобождение от двойного налогообложения, — налог на доходы физических лиц.
Пунктом 2 ст. 207 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Если иностранный гражданин — нерезидент, то НДФЛ будут облагаться только его доходы от источников в РФ (п. 1 ст. 207 НК РФ, ст. 208 НК РФ).
До момента, пока время нахождения иностранца на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, он не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации и его вознаграждение от источника в РФ (в том числе за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации) подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30%.
Если на дату получения дохода иностранец будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, то его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13%.
В то же время п. 2 ст. 232 НК РФ «Устранение двойного налогообложения» предусмотрено, что для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы:
- официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения (это сертификат постоянного местопребывания, оформляемый физическим лицом в порядке идентичном вышеописанному применительно к налогу на прибыль);
- документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.
В данном случае этот механизм практически не действует, так как в отличие от ситуации с налогом на прибыль, где, как мы писали, сертификат постоянного местопребывания нужно представить налоговому агенту, в данном случае его требуется принести в налоговую инспекцию по месту временного пребывания иностранного гражданина в РФ и только после получения одобрения инспектора налоговый агент — источник дохода физического лица имеет право прекратить взимание с него НДФЛ (см. Письма Минфина России от 29 октября 2007 г. N 03-08-05, от 24 января 2008 г. N 03-04-06-01/17).
Системы налогообложения для иностранных предприятий
От того, как организована работа зарубежных юрлиц, зависит и то, какие налоги в России платят иностранные компании:
Вид налогаДля филиала Для совместного предприятия
Налог с доходов (активных) | 20% (18 — в региональный бюджет, 2% — в федеральный бюджет) | Налоговый учет ведет компания, признанная налоговым резидентом в РФ. Ставка 20%. |
Налог с доходов (использование имущества) | Для отделения, самостоятельно признавшего себя налоговым резидентом, — 20%. При расчете учитываются расходы. | 10%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент. |
Налог с доходов в виде дивидендов | 0%, если отделение признано резидентом и ведет работу дольше 365 дней. Во всех остальных случаях – 15% | 15%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент. |
Как видим, перечень и ставки для постоянного представительства и налогообложение совместного предприятия с иностранной компанией, а, главное, принцип их взыскания будут существенно отличаться.
Кроме общих случаев, есть множество особых. Так при ведении деятельности на территории особых зон налог с доходов нерезидентов-юрлиц может снижаться до 12,5%.
Особенности налогового учета ИК
В соответствии со ст. 306 НК РФ, российское налоговое законодательство видит принципиальные отличия между зарубежными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность в РФ через представительства и без создания таких представительств, получая при этом доход от российских источников.
Представительство считается образованным с того момента, как компания начала осуществлять деятельность через подразделение на регулярной основе.
Вспомогательная и подготовительная деятельность сама по себе не признается деятельностью подразделения – к ней в том числе можно отнести:
- использование складов для хранения продукции, представления или организации ее поставки до ее фактического начала;
- организация помещений для формирования товарных запасов;
- организация помещений в целях закупки товаров;
- обустройство помещений для сбора, обработки и распространения информации, ведения бухгалтерского или кадрового учета и в иных административных целях и так далее.
Учитывая это, налоговое законодательство предусматривает некоторые особенности для таких компаний как для плательщиков налогов, которые зависят от наличия или отсутствия представительства. Остановимся на них подробнее.
Как определить налогового резидента
В российском законодательстве нет требования обязательного выполнения определенных правил, чтобы определить налогового резидента. Если физическое или юридическое лицо соответствует критериям, то его статус необходимо подтвердить следующими документами:
- справки, подтверждающие место жительства и регистрации физических лиц;
- удостоверение личности (паспорт);
- отметка в паспорте о прохождении пограничного контроля и пересечения границы;
- данные миграционных карт;
- контрольный документ, в котором ведется учет времени работы на территории страны;
- заявления в учреждение (Межрегиональную инспекцию) Федеральной Налоговой Службы.