Переустройство и перепланировка нежилого помещения (2022)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переустройство и перепланировка нежилого помещения (2022)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая ст. 9.5.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, или с нарушением требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, к лицам, имеющим право на выполнение таких работ по соответствующему договору, заключенному с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Комментарии к ст. 9.5 КОАП РФ

1. Цель данной статьи — обеспечение качества строительства, эксплуатационной надежности зданий, строений и сооружений.

2. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. Опасность самовольного (без соответствующего разрешения) строительства состоит в том, что в результате таких действий затрудняется осуществление планов архитектурной планировки и застройки городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы других граждан, создается угроза общественной, в частности экологической, пожарной безопасности.

3. Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется Градостроительным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ (см. комментарий к ст. 9.4 Кодекса).

4. Строительство зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного строительного надзора.

5. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков. (См. по данному вопросу также ст. 6.1 Градостроительного кодекса РФ.)

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проверяет наличие необходимых документов, а также соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, после чего выдает разрешение на строительство объекта или отказывает в его выдаче с указанием причин. Отказ в выдаче разрешения может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет. Этот срок может быть продлен органом, выдавшим разрешение на строительство.

6. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без соответствующего разрешения.

7. Правовое регулирование процессов приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, в том числе жилищно-гражданских объектов, осуществляется нормативными документами: СНиП N 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (Госстрой России. М.: ГУП ЦПП, 1998. Изд. официальное; Бюллетень строительной техники. 1988. N 2), Градостроительным кодексом РФ, ст. 55 которого предусматривает, что ввод объекта в эксплуатацию осуществляется после получения в установленном порядке соответствующего разрешения. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется органом, выдавшим разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

8. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию.

9. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп.) определяет обязанности лица, намеревающегося осуществить строительство архитектурного объекта, основания для выдачи архитектурно-планировочного задания, порядок его выдачи, основания отказа в выдаче этого задания, порядок обжалования отказа.

Архитектурный проект является документом, обязательным для всех участников его реализации со дня получения разрешения на строительство. Контроль за реализацией архитектурного проекта осуществляется застройщиком, автором архитектурного проекта в порядке авторского надзора за строительством архитектурного объекта, органам государственного строительного надзора, а также соответствующими органами архитектуры и градостроительства.

Читайте также:  Как получить гражданство РФ в упрощенном порядке в 2022 году

10. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, состоит в несоблюдении должностными лицами органов местного самоуправления установленного порядка выдачи разрешений на строительство, а органами архитектуры и градостроительства — архитектурно-планировочных заданий.

11. Субъектом правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица.

12. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, характеризуются умышленной виной.

13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный строительный надзор (ст. 23.56).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Урок 1. Как действовать при обнаружении несогласованных конструкций

Из прошлых уроков вы узнали, какими неприятностями для организации, которая управляет МКД, могут обернутся споры, которые связаны с общим имуществом и разобрались, что делать, чтобы этого избежать.

В этом курсе два урока. На первом уроке узнаете признаки самовольной конструкции. Отработаете алгоритм действий, если обнаружили такую конструкцию. С помощью урока зафиксируете результаты проверки, оформите претензию собственнику, который установил конструкцию, или обратитесь в суд с требованием о демонтаже.

На втором уроке разберете виды и правовой статус кладовых. Проверите и определите, какие кладовые законны, а какие – нарушают требования безопасности.

Какую конструкцию считают самовольной

Самовольно установленной конструкцией считают ту, которую не предусматривает проектная документация на МКД и ее смонтировали без необходимых согласований. Можно выделить следующие признаки незаконной конструкции:

  • нет необходимых разрешений от государственных органов;
  • не предусмотрена проектной документацией на МКД;
  • образована без решения общего собрания собственников помещений в МКД;
  • не стоит на кадастровом учете.

Можно ли строить без разрешения и на собственной земле.

Вопрос возможности строительства постройки без разрешения на собственной земле зависит от нескольких обстоятельств. Земельный кодекс выделяет несколько типов земель, классифицируя их по критерию целевого назначения. Нельзя возводить постройки на территориях, которые относятся к особо охраняемым зонам или заповедникам.

Для целей строительства пригодны только земли, которые относятся к населенным пунктам или имеют статус сельскохозяйственных земель. Попытка возведения объекта в зоне угодий водного или лесного фонда гарантирует проблемы с законной эксплуатацией здания.

Строительство объекта на собственном участке без получения разрешительных документов возможно в следующих ситуациях:

  • участок поставлен на кадастровый учет;
  • строение соответствует градостроительным нормам;
  • соблюдены правила пожарной безопасности, требования СНиП;
  • объект не планируется использовать для получения прибыли и осуществления предпринимательской деятельности.

Если речь идет о здании высотой более 3-х этажей, то получать разрешение на строительство потребуется в обязательном порядке. Аналогичное требование касается объектов социального значения, для которых действуют жесткие требования в части обеспечения безопасности людей.

Дополнительное наказание за перепланировку без разрешения

Как правило, если в субъекте установлен штраф за перепланировку, он касается только помещений в многоквартирных домах. В связи с этим собственники нежилых зданий (торгово-офисных, гостиничных, многофункциональных и других) не считают необходимым разрабатывать проектную документацию и согласовывать ее с местными чиновниками.

Однако отсутствие в законодательстве какого-либо региона штрафа за перепланировку нежилого помещения без разрешения не означает, что нарушитель может совсем избежать наказания. Сущность предварительного согласования переустройства в том, чтобы компетентный контролирующий орган подтвердил отсутствие отступлений от закона. К обязательным относятся не только строительные нормы, но и требования противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Так, незаконная перепланировка может привести к нарушениям:

  • ст. 6.3 КоАП РФ о санитарном законодательстве;
  • ст. 20.4 КоАП РФ о пожарной безопасности.

Комментарии к статье 9.5 КоАП РФ, судебная практика применения

В п.п. 6, 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ могут нести застройщик, заказчик, подрядчик, субподрядчик

Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ несет лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию данного объекта

Согласно части 5 статьи 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства.

В том случае, если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым.

Читайте также:  Классификация информационной продукции

В п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» содержатся следующие разъяснения:

Передача в аренду объекта до ввода его в эксплуатацию не противоречит закону, однако ответственность за эксплуатацию такого объекта предусмотрена ч. 5 статьи 9.5 КоАП РФ

Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды. При наличии соответствующих оснований лица (арендатор и/или арендодатель), виновные в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ. Деятельность указанных лиц может быть приостановлена по основаниям и в порядке, предусмотренном названным Кодексом.

Кроме того, судам следует принять во внимание, что передача объекта аренды арендатору до ввода его в эксплуатацию для осуществления ремонтных и отделочных работ не противоречит положениям Градостроительного кодекса РФ.

Однако судам необходимо учитывать, что договор аренды будущей недвижимой вещи, заключенный в отношении самовольной постройки (в том числе и под условием последующего признания права собственности арендодателя на самовольную постройку), является ничтожным в соответствии со статьей 168 ГК РФ, так как принятие участниками гражданского оборота на себя обязательств по поводу самовольных построек согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ не допускается.

Проект перепланировки помещения и документы при переустройстве

Поскольку на федеральном уровне не принято самостоятельных нормативных актов по согласованию переустройства нежилых помещений, кроме г. Москвы и Санкт-Петербурга, необходимо руководствоваться аналогичными нормами для жилых объектов. Даже в Московской области нет установленного определения и порядка. Для согласования и узаконивания переустройства и перепланировки потребуются следующие документы:

  • заявление по установленной форме;
  • правоустанавливающие документы на объект (оригиналы или нотариально удостоверенные копии свидетельства о праве либо выписки из ЕГРН);
  • проект переустройства или перепланировки;
  • техническое заключение о допустимости выполненных работ;
  • технический план перепланировки.

Если нежилое помещение расположено в здании, признанном памятником архитектуры, истории или культуры, дополнительно представляется заключение уполномоченных органов, осуществляющих охрану указанных объектов. Помимо этого, для памятников архитектуры предусмотрены особые требования к проектной организации, которая вправе проводить его обследование и изготавливать проект перепланировки и переустройства – лицензия КГИОП. Этот орган разрешает готовить проектные документы только специализированным компаниям. Кроме того, санкции за самовольное изменение объектов культурного наследия гораздо жестче, чем в обычных зданиях – вплоть до уголовной ответственности. Наказание последует не только для собственника, но и для тех, кто такие работы выполнял, и для должностных лиц контролирующих государственных органов, отвечающих за сохранность таких объектов.

После завершения выполненных работ, на основании заявления владельца помещения, оформляет акт приемочной комиссии, который подлежит направлению в органы Росреестра для внесения измененных сведений в ЕГРН.

Особенности проведения реконструкции коммерческих помещений

При проведении мероприятий по изменению объектов коммерческого типа следует иметь в виду, что такие площади нередко арендуются другими людьми или приобретаются другимисобственниками. Поэтому в процессе создания проекта предусматривают такие изменения, которые потом будут универсальными для использования помещений в разных сферах.

К объектам коммерческого назначения, кроме офисов и торговых объектов, относятся гостиницы, кафе, столовые и склады. При проведении изменений в таких зданиях нужно учитывать определённые особенности.

Склады реконструируются чаще всего после перепрофилирования производственного предприятия или в случае смены их собственников.

Гостиницы нередко размещаются в двухэтажных домах старого типа, поэтому следует приводить эти здания в соответствие с современными стандартами комфорта. Для этого увеличивают высоту потолков и площадь комнат, надстраивают дополнительные этажи, прокладывают необходимые коммуникации.

Котельная реконструируется в случае установки нового оборудования или увеличения мощностей.

Когда нужно согласование, какие проблемы могут возникнуть?

Проводить существенные изменения самостоятельно, не оповещая никого, запрещено. Получить согласование уполномоченных служб необходимо в следующих случаях:

  • Сооружение увеличивается за счет пристройки.
  • Из существующего чердака делается мансарда.
  • Меняется этажность в сторону увеличения или уменьшения.
  • В рамках капремонта выполняется усиление сооружения и замена инженерных сетей.

Согласовать предстоящую процедуру необходимо в несколько инстанциях в следующем порядке:

  1. в БТИ получается копия техпаспорта;
  2. в отделе архитектуры заказывается план реконструкции;
  3. составленный план работ согласовывается с пожарной службой, санэпидемстанцией, а по необходимости и с коммунальной службой;
  4. затем документы согласовываются с жилищной комиссией;
  5. в муниципалитете получается виза главы городской администрации на проведение работ.

Процесс согласования требует времени. Чтобы не возникло проблем важно выполнять действия в предписанном порядке, перескакивать через шаги нельзя.

Согласование перепланировки, переустройство нежилого помещения в Москве

Переустройство нежилого помещения проводится для рационального зонирования пространства в офисе, магазине, торговом центре, ресторане или в складских и производственных помещениях. Самый сложный и ключевой момент — это оформление проекта и разрешение планируемых работ в соответствующих государственных инстанциях и получение согласия.

В первую очередь, проводится обследование здания с выпуском Технического заключения на возможность переустройства или заключение о допустимости и безопасности на уже произведенное переустройство.

Исходя из сложности планируемых мероприятий, возможно, понадобятся некоторые доработки:

  • Согласование фасада. Если планируется реконструкция/видоизменение, устройство отдельного входа или дополнительных окон.
  • Конструктивные решения. Если будут затронуты несущие стены строения.
  • Водоснабжение и канализация. Если необходимо изменить инженерные системы.
  • Отопление и вентиляция. Если предполагается замена или перенос элементов указанных систем.
Читайте также:  Как заполнить платежку на штраф в ПФР за сзв-м в 2023 году

Следующий этап разработка подробного проекта перепланировки/переустройства будущего помещения. Он должен реализовываться инженерной организацией, имеющей допуск СРО, позволяющий разрабатывать подобные документы и проводить обследования зданий в Москве. При разработке учитываются все требования местных административных органов: МЧС, Роспотребнадзор и пр. Соблюдение всех правил залог успешного согласования.

Согласование всех помещений в Москве происходит только по проекту перепланировки и техническому заключению.


Для согласования понадобятся копии тех. плана постройки. Документы доступны любому собственнику и выдаются в БТИ по требованию. Полученные бумаги предоставляют в городской отдел архитектуры. При необходимости здесь же можно заказать проектную документацию. Архитектор выезжает по адресу и составляет проект в соответствии с установленными техническими, санитарными, противопожарными нормативными актами.

После утверждения проекта получают одобрение пожарной инспекции, санэпидемстанции и коммунальных служб. Письменное согласие коммунальщиков не требуется в случаях, когда при реконструкции не планируется вмешательство в системы водоснабжения, отопления, электросети, газоснабжения и другие инженерные коммуникации.

На завершающем этапе собственник должен получить акт выполненных работ и разрешение жилищной комиссии. Документ выдается только после осмотра реконструированного объекта и при отсутствии нарушений технических и строительных норм. Последней инстанцией будут органы местного самоуправления. Сюда направляют всю собранную документацию и ждут решения.

Собственник должен быть готов к денежным расходам. В основном, они связаны с оплатой государственных пошлин, услуг специалистов, составляющих проектную документацию и занимающихся оформлением технического паспорта в БТИ.

Особенности реконструкционных мероприятий помещений в нежилом здании

Планируемый объем строительных работ зависит вида и особенностей эксплуатации объекта, а также от масштаба переоборудования. Переоборудование может затрагивать полностью все здание или его отдельные помещения. Комплексные строительные работы предполагают расширение общей площади строения, увеличение этажности и общее благоустройство объекта.

Реконструкционные мероприятия включают:

  • Пристройка дополнительных помещений;
  • Видоизменение несущих конструкций;
  • Строительство дополнительных этажей;
  • Проведение перепланировки;
  • Замена наружных ограждений;
  • Снос старых межкомнатных перегородок и строительство новых из других материалов.

Оформление самовольной реконструкции нежилого здания

Если реконструкция проведена в производственном, коммерческом или нежилом здании самовольно, то собственнику, предпринимателю выписывается штраф, приостанавливается деятельность застройщика сроком до трёх месяцев, физическое и юридическое лицо несёт ответственность за ввод в эксплуатацию строения с незаконными изменениями. Сейчас по всей России действуют службы: департамент городского имущества (ДГИ) и Мосжилинспекция, которые используют автоматизированную программу обнаружения самовольных пристроек. Её работа заключается в том, что раз в год выполняется спутниковая съёмка и передаёт снимки в вышеуказанные госорганы, где отслеживается состояние коммерческих и нежилых зданий. Если обнаружено несоответствие контуров строения, то представители муниципальных органов выезжают на объект и выписывают предписание о том, чтоб вы снесли это здание (реконструкцию).

Если только планируется реконструкция нежилого здания, то наш совет, делать всё по порядку, как при строительстве нового объекта. Первым делом требуется провести изыскания, заказать проект реконструкции. Далее нужно получить разрешение на реконструкцию, загрузить документы в ИСОГД и ввести здание в эксплуатацию. Для проведения всех процедур по реконструкции в нежилом здании с экономией времени и денежных средств, заказывайте услуги кадастровых инженеров агентства недвижимости ГКИ Недкадастр. Они также узаконивают самовольно внесённые изменения, формируют техплан и проект реконструкции, направляют необходимый пакет документов в Мосгосстройнадзор. После согласования реконструкции новые сведения передаются в Росреестр. В случае отказа можно попробовать узаконить изменения через суд.

Мы поможем оформить документацию для подачи в госорганы, сформируем геоподоснову, составим заключение о техническом состоянии здания после самовольной реконструкции. Для МКД создадим поэтажный план со схемами и чертежами нежилых помещений. Проведём собрание, где будет получено письменное согласие собственников (жильцов), если объект находится на территории жилого здания. Для заказа наших услуг позвоните по телефону или заполните на сайте форму обратной связи. Мы найдём решение ваших проблем с недвижимостью и поможем разрешить даже самую безвыходную ситуацию. Вы наш следующий клиент!

Самовольная реконструкция

вас конечно поругают что вы все сделали не спросив разрешения заранее но должны в идеале выйти на место осмотреть то что вы настроили и если это не противоречит градостроительным нормативам в плане этажности прочности постройки дать согласование на уже возведенный второй этаж. на основании этого согласования вы приглашаете специалиста который произведет инвентаризацию вашего дома уже с учетом изменений и сделает новый технический паспорт. на его основе внесут изменения в кадастровый паспорт и данные кадастрового учета на строение.

после всего по вашему заявлению вам выдадут новое свидетельство о праве собственности с учетом изменений этажности и площади объекта права. все это достаточно затратно в денежном выражении-около 20 тысяч но все будет узаконено.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *