Камеральные проверки в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральные проверки в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Если нарушения не выявлены, камеральная проверка автоматически завершается. Никаких сообщений об отсутствии нарушений и окончании проверки налогоплательщик не получает.

Если выявлены нарушения, то:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Декларацию по форме 3-НДФЛ представляют не только отдельные категории российских граждан, но и в двух случаях – налоговые резиденты РФ, если:

  • получен доход за пределами нашей страны и при этом отсутствуют договоренности об избежании двойного налогообложения между РФ и страной резидента;
  • получен доход в РФ, но НДФЛ не удержан.

Отметим, что некоторые категории физлиц по определению самостоятельно рассчитывают и платят НДФЛ, это:

  • ИП на ОСНО;
  • нотариусы, адвокаты и некоторые другие категории физлиц.

Источники дополнительных доходов, о которых обязательно узнают налоговики – это:

  • продажа личного регистрируемого имущества (автомобили, Недвижимость, включая землю) или доходы от его аренды;
  • выигрыш в лотерею.

Резиденты РФ, пройдя дорогостоящее лечение (например, имплантацию) могут полностью возместить лечение за счет возврата удержанного (начисленного) НДФЛ. Конечно, если годовая сумма этого налога не будет меньше стоимости лечения.

Налоговое законодательство предусматривает несколько видов вычетов по НДФЛ:

  • стандартные налоговые вычеты, которые предоставляются различным категориям граждан, в том числе льготникам (ст. 218 Налогового кодекса);
  • социальные налоговые вычеты в связи с расходами, в частности, на обучение, лечение, софинансирование пенсии и т. д. (ст. 219 НК РФ);
  • инвестиционные налоговые вычеты, которые применяется к некоторым операциям с ценными бумагами и по индивидуальным инвестиционным счетам (ст. 219.1 НК РФ);
  • имущественные налоговые вычеты, предоставляемые в связи с продажей имущества, приобретением жилья и выплатой процентов по ипотечным кредитам (ст. 220 НК РФ);
  • налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами (ст. 220.1 НК РФ);
  • налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе (ст. 220.2 НК РФ);
  • профессиональные налоговые вычеты, на получение которых имеют право ИП, адвокаты, нотариусы и т. д. (ст. 221 НК РФ).

При этом возврат налога действует лишь для ставки НДФЛ 13%. Именно поэтому на него могут претендовать только налоговые резиденты.

Помимо резидентства, на возврат налога могут действовать следующие ограничения:

  1. размер денежной суммы;
  2. отчетный период;
  3. количество применений.

Так, при покупке жилья можно применить вычет только один раз в жизни, но при этом возврат налога возможен в режиме переходящего остатка. Вычеты за лечение и образование переходящего остатка не имеют, но их можно использовать за каждый год, когда такие Услуги были оплачены.

Срок камеральной проверки 3-НДФЛ в 2021 году

Каждая поступившая налоговикам декларация подвергается камеральной проверке — одной из форм налогового контроля. Декларация 3-НДФЛ не исключение. Отраженные в ней сведения и приложенные документы подлежат проверке с учетом следующих условий по срокам:

  • контрольные процедуры могут продолжаться любое количество времени (например, 1 день или 3 недели), но не могут выходить за пределы 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ);
  • начальная дата проверки 3-НДФЛ совпадает с моментом ее получения инспектором.

Какими путями 3-НДФЛ может попасть в инспекцию, см. в материалах:

  • «Как подать декларацию 3-НДФЛ через госуслуги?»;
  • «Электронная отчетность через интернет — что лучше?».

Срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ внутри 3-месячного периода может зависеть от нескольких факторов:

  • объема отраженных в отчете данных;
  • количества подтверждающих документов;
  • наличия в представленных данных противоречий, несоответствий с имеющимися у инспектора данными и (или) ошибок;
  • загруженности налогового инспектора и т. д.

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Читайте также:  Выплата суточных: налогообложение, заполнение отчетности

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Как проводится камеральная проверка

Камеральная налоговая проверка – это разновидность мероприятий налогового контроля, заключающаяся в проверке представляемой компаниями налоговой отчетности. За некоторыми исключениями, обязательной проверке подлежат любые сдаваемые организациями и ИП налоговые декларации и расчеты.

До конца 2022 года установлен временный запрет (мораторий) на проведение большинства проверок, осуществляемых в рамках государственного и муниципального контроля и надзора (постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Согласно условиям моратория, плановые проверки в текущем году будут проводиться только в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Эти изменения не распространяются на камеральные налоговые проверки и не налагают никаких препятствий для их осуществления налоговыми органами. Мораторий их не затрагивает. Камеральные налоговые проверки в 2022 году проводятся без ограничений и в порядке, установленном соответствующими нормами НК РФ.

В отличие от выездных проверок, камеральные проверки проводятся по месту нахождения налоговой инспекции, принявшей от компании ту или иную налоговую отчетность (абз. 1 п. 1 ст. 88 НК РФ). Причем камеральные проверки проводятся по самому факту представления налоговой отчетности, без вынесения специального решения руководителя ИФНС.

Проведение проверки по месту расположения ИФНС не означает, что налоговики не могут вызвать должностных лиц проверяемой организации или ИП для дачи пояснений или показаний. НК РФ не предусматривает каких-либо ограничений на данный счет. При этом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, в том числе и директор, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (письмо ФНС от 09.08.2019 № ЕД-4-15/15859@).

В ходе камеральной проверки налоговые органы имеют возможность запрашивать пояснения и документы, касающиеся, в том числе, фигурирующих в представленной налоговой отчетности льгот.

Одновременно с этим возможности налоговиков по истребованию документации в рамках камеральных проверок значительно ограничены. Так, при проведении камеральной проверки ИФНС не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией прямо не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ). К примеру, при проверке декларации по НДС, в которой был заявлен вычет, ИФНС вправе запросить у плательщика только счета-фактуры и первичные документы, подтверждающие принятие приобретенной продукции на учет. Все остальные документы налоговики, проводящие камеральную проверку, запрашивать не вправе.

Если в ходе камеральной проверки налоговики установят факт совершения налогового правонарушения, они составят акт проверки, который впоследствии будет являться основанием для привлечения плательщика к налоговой ответственности. Оспорить акт, представив письменные возражения, плательщик может в течение 1 месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Читайте также:  Получение водительских прав иностранным гражданам

Представление пояснений при проведении камеральной проверки

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у организации и ИП пояснения. Пояснения истребуются в следующих случаях:

  • в налоговой декларации/расчете выявлены ошибки или противоречия;
  • в налоговой декларации/расчете содержатся сведения, противоречащие сведениям, имеющимся в наличии у ИФНС;
  • представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет;
  • в налоговой декларации заявляется получение убытка;
  • в налоговой декларации заявляется налоговый вычет;
  • в декларации/расчете заявляется об операциях или имуществе, по которым применены налоговые льготы.

Правила и порядок проведения

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. В соответствии с её положениями:

  • проверка начинается после предоставления налогоплательщиком налоговой декларации;
  • для начала проверки не требуется решения руководителя налогового органа, её инициирует налоговый инспектор, которому направлена декларация для отработки;
  • уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется;
  • в процессе КНП налоговый инспектор проверяет, соответствуют ли предоставленные налогоплательщиком документы установленным требованиям;
  • декларация в процессе КНП проверяется на правильность исчисления налогов;
  • если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения (ошибки, несоответствия в документах), налоговый инспектор уведомляет об этом налогоплательщика с требованием представить пояснения (внести исправления) в 5-дневный срок;
  • налогоплательщик даёт пояснения и/или вносит исправления путём подачи уточнённой декларации (расчёта);
  • налоговый инспектор в рамках камеральной проверки вправе направлять запросы в банки, опрашивать свидетелей (например, бухгалтера), осматривать территорию, помещение и имущество налогоплательщика, проводить иные контрольные мероприятия.

Срок камеральной проверки

Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца с момента сдачи декларации (расчета) в ИФНС. Исключение составляет камеральная проверка декларации по НДС – 2 месяца со дня подачи отчетности. Если в ходе проверки инспектором будут обнаружены признаки на возможные нарушения законодательной базы, то руководитель налогового органа вправе продлить срок камеральной проверки декларации по НДС до 3-х месяцев.

Если в результате проверки появилась необходимость в предоставлении дополнительных уточняющих документов или выявлены противоречия, ошибки или несоответствия, тогда в течение 10 дней со дня окончания проверки ФНС составляет акт проведения камеральной проверки и отправляет его налогоплательщику.

Срок предоставления налогоплательщиком пояснений и уточнений составляет 5 дней.

Обратите внимание! Пояснения к декларации по НДС нужно подавать в электронном виде по коммуникационным каналам связи. Если пакет документов будет подан на бумажном носителе, то такие пояснения не будут считаться предоставленными п. 3 ст. 88 НК РФ.

Частые ошибки в декларациях

Наиболее частые ошибки, которые обнаруживает «автоматика» при первичной ревизии 3-НДФЛ:

  • неверное указание отчетного периода;
  • неверное указание налогового периода (года);
  • данные о налоговой инспекции, в которую вы подали декларацию.

Эти ошибки не влияют на расчет налога, поэтому в большинстве случаев результат не изменится.

Теперь рассмотрим действия инспектора, если он выявит ошибки или другие нарушения, которые меняют сумму налоговых начислений.

После завершения контрольных мероприятий:

  • инспектор составит акт проверки в срок не позднее 10 рабочих дней с момента окончания ревизии;
  • вы получите этот акт в срок не позднее 5 дней после составления;
  • у вас будет месяц для того, чтобы при желании подать возражения на этот акт;
  • еще через 10 дней руководитель инспекции вынесет решение о привлечении вас к ответственности за нарушение налогового законодательства или о непривлечении к ответственности.

Теперь, когда стало ясно, что такое налоговая камеральная проверка, стоит рассмотреть порядок проведения:

  • проверяется полнота, своевременность предоставленной документации;
  • оценивается (визуально) правильность оформления;
  • проверяется точность расчетов, правильность отображения главных показателей;
  • проверяется правильность вычисления облагаемой налогами базы.

Камеральная налоговая проверка проводится не только удаленно. Бывает необходимость в вызове главы компании либо ИП на налоговый допрос. Они обязаны на него явиться, об этом говорится в Российском Налоговом Кодексе. Кроме того, согласно ст. 86, а также ст. 90-97 из Российского Налогового Кодекса, проверяющие вправе выполнять следующие действия:

  • настаивать на проведении экспертизы;
  • вызывать на допрос свидетелей;
  • осуществлять выемку деловых бумаг;
  • привлекать специалистов, пользоваться услугами переводчика;
  • осматривать территорию, помещение для получения необходимых доказательств;
  • проводить встречные проверки (запрашивать деловые бумаги как у плательщика налогов, так и у его контрагентов, иных лиц).

Ошибки при сдаче отчетности

Нередко налогоплательщики совершают ошибки при сдаче отчетности в налоговую службу. Ошибки могут быть общими и специфическими по отношению к каждому виду отчетности.

Общие ошибки:

  • Указание неправильного отчетного периода или места предоставления отчетности. Это связано с тем, что период и место предоставления отчетности указываются кодом, который может отличаться для каждого вида.
    Например декларация по НДС и налогу на прибыль имеет одинаковый код первого квартала — 21. При этом подача декларации за полугодие в декларации по НДС сопровождается кодом 22 — второй квартал, а декларация на прибыль — 31,т.е. полугодие;
  • Несвоевременная доплата налогов и пени при подаче уточненной декларации, которая грозит штрафом.

К специфическим ошибкам можно отнести следующие:

  • При составлении декларации по НДС совершаются ошибки в указании номера счета-фактуры, данных контрагента, неправильно пишут код вида операции;
  • При оплате ежемесячных или ежеквартальных налогов совершаются ошибки в строках 210-230 и 290-310 на листе 02;
  • Также нередко совершаются ошибки при подаче декларации 6-НДФЛ. Часто ошибочно указываются доходы физлиц, которые не облагаются налогами. Также в строке 070 прописывают начисленные, но ещё не подлежащие удержанию налоги.
Читайте также:  4-ФСС в 2022 году: заполнение и сроки подачи

Результаты камеральной налоговой проверки

Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, были ли выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями, или контролерами было обнаружено налоговое правонарушение. В установленный срок инспекторы в праве потребовать от налогоплательщика внесения исправлений для устранения выявленных ошибок и противоречий.

В случаях, когда налоговиками выявлено налоговое правонарушение, например, неуплата или неполная уплата налога вследствие занижения налоговой базы, организация заплатит штрафы, предусмотренные статьей 122 НК РФ.

Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель.

Он выносит одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Камеральная проверка, как говорилось выше, является видом аудита федеральной налоговой службы, которая проводится при поддержке действующего налогового кодекса Российской Федерации. Все информационные данные, касающиеся порядка и правил ее осуществления, прописаны в статьях 31, 87 и 88 налогового кодекса.

При наличии документов, которые постоянно присылаются различными компаниями и предприятиями, можно провести камеральную проверку. Недостающая документация может быть запрошена представителями налоговой инспекции. Количество этой документации всегда велико, поэтому довольно-таки часто встают ситуации, когда нужна полностью заверенная документация, а не ее часть.

Заверенные копии документов должны отражать все информационные данные, которые есть на оригинале данной бумаги. Налоговое законодательство не предусматривает определенные условия для предоставления заверенных копий документов в Федеральную налоговую службу. Именно по этой причине заверяться могут любые документы и в любом количестве.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Отличия от выездной проверки

Следует отметить, что кроме камеральной есть еще и выездная налоговая проверка. В чем разница? Выездная налоговая проверка подразумевает, что ФНС будет изучать не только документы, но также и корректность исчисления, а также уплаты всех необходимых сборов в казну. Основание для проведения такой процедуры — распоряжение руководителя территориального подразделения ФНС, которое функционирует по месту регистрации плательщика. При этом «выездная» проверка необязательно подразумевает фактическое прибытие сотрудников налоговых органов в офис предпринимателя. Допустим вариант, при котором соответствующая процедура может быть проведена и в кабинетах ФНС. Выездная проверка может подразумевать исследование деятельности предпринимателя на предмет исчисления и уплаты как одного, так и нескольких видов налогов. Изучению подлежит период функционирования фирмы в 3 предшествующих года. При этом проверять фирму в выездном формате дважды за один и тот же период не допускается.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *