Налоги и недвижимость: что изменится для россиян в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги и недвижимость: что изменится для россиян в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?

Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.

Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:

  • Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
  • Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.

Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa

  • B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
  • Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
  • Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
  • Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).

Льготы для юридических лиц

Предоставление налоговой льготы возможно виде полного освобождения от оплаты или уменьшения применяемой ставки. Вид предоставляемых поблажек определяется исходя из категории налогоплательщика. В Свердловской области претендовать на скидку могут:

  • ЮЛ, в распоряжении которых находятся колонны войскового типа;
  • органы местного самоуправления и государственной власти;
  • государственные и муниципальные организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью;
  • владельцы (в том числе и ФЛ) автобусов 4 или 5 экологических классов;
  • собственники (в том числе и ФЛ) автомобилей с двигателями мощностью ниже 100 ЛС;
  • юридические лица и ИП, осуществляющие перевозки пассажиров автобусами;
  • организации, работающие в ОЭЗ;
  • общественные организации инвалидов, а также ЮЛ, в которых такая организация(и) выступает единственным учредителем.

Ставки земельного налога

Определение величины ставок для налоговых отчислений поручено представителям местных органов управления, что закрепляется соответствующими нормативными актами.

Согласно действующему законодательству предельный размер налога на уровне 0,3% от стоимости земель в Екатеринбурге, зарегистрированных в кадастре, определен для следующих участков:

  • отведённых для строительства жилья, использующихся объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры для обеспечения нужд ЖКХ;
  • признанных землями с/х назначения, используемых для получения сельскохозяйственной продукции;
  • предоставленных для ведения личного, дачного хозяйства, занятия садоводством, животноводством, огородничеством;
  • ограниченных в использовании с целью обеспечения нужд обороны, государственной безопасности и таможенного контроля.

Для участков, не попадающих в вышеописанные категории, ставка не может превышать 1,5 % от кадастровой стоимости. Местные власти по своему усмотрению могут устанавливать дифференцированные налоговые начисления, которые могут зависеть от месторасположения, категории, цели использования участка.

Законодательные акты по теме: «Налог на имущество Свердловская область»

В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:

Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» О расчете налога по кадастровой стоимости имущества
Решение от 15.11.2016 № 162 «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц в Новоуральском городском округе на 2017 год» Актуальные ставки по имущественному налогу для физлиц в Свердловской области
Закон Свердловской области от 27.11.2003 года N 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (с изменениями на 17 февраля 2017 года) О налогоплательщиках, ставках налога на имущество в Свердловской области и льготах по нему

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • расположенных на землях сельхозназначения или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности;
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В 2023 году ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Что будет, если не заплатить транспортный налог

Если начисленный налог не уплачен вовремя, он превращается в налоговую задолженность. На эту сумму начисляется пеня. Порядок расчета пени по налогам закреплен в Налоговом кодексе Штраф. Также налоговая может начислить штраф — 20%. А если докажет, что вы не уплатили или занизили налог умышленно, то начислят 40% от недоимки.

В дальнейшем налоговая пришлет извещение с требованием оплатить. Там будут указаны суммы недоимки, пеня и срок, до которого нужно погасить задолженность взыскание. Если не заплатить налог даже после требования, начнется процедура взыскания. Налоговая обратится в суд за судебным приказом. Это упрощенный порядок взыскания, когда не нужно вызывать налогоплательщика и запрашивать у него документы. Судья единолично рассматривает заявление налоговой и выносит судебный приказ. Он имеет силу исполнительного листа — например, его можно отнести в банк или к приставам, чтобы списать деньги со счета автособственника.

Читайте также:  Как сдать отчет 4-ФСС за 2022 год

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

Как рассчитать транспортный налог для юридических лиц

Порядок исчисления транспортного налога для юридических лиц регламентируется ст. 363 НК РФ. В отличие от физлиц, у которых нет необходимости рассчитывать размер транспортного налога самостоятельность, на организации такая обязанность возложена. Расчет транспортного налога для юридических лиц в 2023 году производится для каждого ТС путём отнесения его к соответствующей категории и умножения значения ставки на величину налоговой базы.

Еще одно отличие порядка исчисления налога для физ- и юрлиц заключается в том, что размер налога для юрлиц определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Физлица оплачивают транспортный налог единовременным платежом.

При расчёте налога для легковых автомобилей применяются повышающие коэффициент Кп (ч. 2 ст. 362 НК РФ):

  • 1,1 при стоимости машины от 3 млн до 5 млн руб и возрасте до 3 лет;
  • 2,0 при стоимости машины от 5 млн до 10 млн руб и возрасте до 5 лет;
  • 3,0 при стоимости машины от 10 млн до 15 млн руб и возрасте до 10 лет;
  • 3,0 при стоимости машины от 15 млн руб и возрасте до 20 лет.

В общем случае формула расчета транспортного налога для одного ТС выглядит следующим образом:

Сн = Нс х Нб х Кв х Кп – Нл – Ап, где

  • Сн – сумма налога к уплате;
  • Нс – налоговая ставка;
  • Нб – налоговая база, выраженная в л.с. или других единицах измерения;
  • Кв – коэффициент владения (рассчитывается по числу месяцев, в течение которых ТС находилось во владении юрлица в налоговом периоде);
  • Кп – повышающий коэффициент;
  • Нл – размер налоговых льгот;
  • Ап – сумма авансовых платежей.

Начисление и сроки уплаты налога для организаций

Свердловская область — один из немногих регионов РФ, где плательщики транспортного налога из числа организаций освобождены от необходимости оплачивать транспортный налог путем перечисления авансовых платежей. Полностью вся сумма за минувший год должна поступить по реквизитам казначейства до 1 марта года, следующего за отчетным.

При произведении расчета ЮЛ нужно учитывать не только ставку и период владения, но и возможный повышающий коэффициент, а также собственное право на получение льгот.

Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2022 году:

  • за 2022 год — не позднее 1 марта 2022 года
  • за 2022 год — не позднее 1 марта 2023 года
Категория налогоплательщиков, для которых установлена льгота Соответствующая статья (пункт) закона субъекта Российской Федерации Основания предоставления льготы Размер Ед. изм. Условия предоставления льготы ФЛ, ЮЛ, ИП
организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, предназначенные для укомплектования автомобильных колонн войскового типа, — за каждое из таких транспортных средств; п.п. 1 п.1 ст. 4 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) документов, подтверждающих, что зарегистрированные на организации транспортные средства предназначены для укомплектования автомобильных колонн войскового типа, по форме, утверждаемой Правительством Свердловской области. 100 % ЮЛ
органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, — за каждое зарегистрированное на них транспортное средство; п.п. 2 п.1 ст. 4 письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу 100 % ЮЛ
государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения, не имеющие доходов от предпри- нимательской или иной деятельности, приносящей доход, — за каждое зарегистрированное на них транспортное средство п.п. 3 п.1 ст. 4 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копий учредительных документов; 3) документа, выданного органом, исполняющим бюджет, за счет средств которого финансируется учреждение, об отсутствии у государственного учреждения Свердловской области, муниципального учреждения доходов от предпри- нимательской или иной деятельности, приносящей доход, в налоговом периоде, в котором возникло право на получение налоговой льготы по транспортному налогу. 100 % ЮЛ
организации и граждане, на которых зарегистрированы легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно, — за каждый такой зарегистрированный на них легковой автомобиль п.п. 3-1 п.1 ст. 4 сведения, представляемые в соответствии с федеральным законом органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в налоговые органы 100 % ФЛ ЮЛ ИП
организации и граждане, на которых зарегистрированы автобусы, соответствующие требованиям экологического класса 4 и (или) экологического класса 5, — за каждый такой зарегистрированный на них автобус п.п. 4 п.1 ст. 4 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копий паспортов транспортных средств с указанием экологического класса. 100 % ФЛ ЮЛ
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внутригородские и (или) пригородные перевозки пассажиров автобусами, если количество лет, прошедших с года их выпуска, не превышает 7, — за каждый такой зарегистрированный на них автобус п.п. 5 п.1 ст. 4 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копий паспортов транспортных средств; 3) документов, подтверждающих осуществление этими автобусами в истекшем налоговом периоде внутригородских и (или) пригородных перевозок. 100 % Количество лет, прошедших с года выпуска автобуса, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска автобуса. ЮЛ ИП
организации — резиденты особых экономических зон, созданных на территории Свердловской области, на которых после регистрации этих организаций в качестве резидентов особых экономических зон зарегистрированы транспортные средства, — за каждое такое транспортное средство в течение одиннадцати последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором оно зарегистрировано на эту организацию п.п. 6 п.1 ст. 4 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копии свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны, созданной на территории Свердловской области; 3) копий паспортов транспортных средств. 100 % ЮЛ
пенсионеры — за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно или грузовой автомобиль с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно п.п. 7 п.1 ст. 4 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспор��ному налогу; 2) пенсионного удостоверения, удостоверения об инвалидности или справки, подтверждающей факт установления инвалидности. 100 % ФЛ
инвалиды — за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно п.п. 8 п.1 ст. 4 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) пенсионного удостоверения, удостоверения об инвалидности или справки, подтверждающей факт установления инвалидности. 100 % ФЛ
один из родителей или иной законный представитель, воспитывающий ребенка-инвалида, — за один зарегистрированный на него легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно п.п. 9 п.1 ст. 4 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копий документов, подтверждающих факт установления инвалидности; 3) копии свидетельства о рождении ребенка; 4) документов, подтверждающих факт установления опеки или попечительства. 100 % ФЛ
один из родителей или иной законный представитель, воспитывающий трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет (без учета детей, объявленных полностью дееспособными, и детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в том числе детей, принятых в семью на воспитание, — за один зарегистрированный на него легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно или грузовой автомобиль с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно п.п. 10 п.1 ст. 4 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) удостоверения многодетной семьи Свердловской области, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки; 3) копий свидетельств о рождении детей; 4) документов, подтверждающих факт установления опеки или попечительства. 100 % ФЛ
один из усыновителей, воспитывающий усыновленного ребенка в возрасте до восемнадцати лет, — за один зарегистрированный на него легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно п.п. 11 п.1 ст. 4 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копии решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка; 3) копии свидетельства о рождении ребенка. 100 % ФЛ
общественные организации инвалидов — за каждое зарегистрированное на них транспортное средство, за исключением легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно п.п. 1 п. 2 ст. 4 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копий учредительных документов. 35 % ЮЛ
организации, учрежденные единственным учредителем — общественной организацией инвалидов, не менее 50 процентов работников которых являются инвалидами, — за каждое зарегистрированное на таких организациях транспортное средство, за исключением легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно п.п. 2 п. 2 ст. 4 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копий учредительных документов; 3) документов, подтверждающих, что среднесписочная численность инвалидов в организации за год составляет не менее 50 процентов от среднесписочной численности работников организации за соответствующий год. 35 % ЮЛ
транспортный налог в размере 40 процентов суммы исчисленного налога уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие международные автомобильные перевозки, — за каждое зарегистрированное на таких организациях и индивидуальных предпринимателях транспортное средство, используемое для осуществления международных автомобильных перевозок. п.п. 3 п. 2 ст. 4 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) документов, подтверждающих совершение в истекшем налоговом периоде международных автомобильных перевозок. 60 % ЮЛ ИП
Читайте также:  Готовность ВНЖ (Москва): как узнать?

Законом «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон) предусмотрено определение налоговой базы земельного налога — кадастровой стоимости в белорусских рублях с ее индексацией (пункт 3 статьи 5 Закона).

Так, налоговая база земельного налога на 1 января 2023 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2023 год определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

  • для общественно-деловой зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;
  • для жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки таких зон в сумме, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
  • для жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2021 год и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
  • для производственной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019, 2020 и 2021 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы.

Кроме того, согласно Закону в 2023 году для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции (на 19,4 %) по сравнению с пороговыми значениями, установленными статьей 240 НК на 2022 год.

Так, в 2023 году площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 11 018 белорусских рублей за гектар;
  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 7 344 белорусских рублей за гектар;
  • общественно-деловой зоны, за исключением указанных в подпунктах 6.5 и 6.6 пункта 6 статьи 240 НК, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 40 060 белорусских рублей за гектар;
  • производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 20 029 белорусских рублей за гектар;
  • рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 22 032 белорусских рублей за гектар;
  • жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 58 757 белорусских рублей за гектар;
  • жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 380 белорусских рублей за гектар.

Администрирование земельного налога

В целях совершенствования администрирования земельного налога для организаций с 2023 года начинает применяться система префайлинга по земельному налогу, то есть предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу налоговым органом на основании имеющихся в налоговых органах сведений.

В связи с этим статья 244 НК изложена в новой редакции, а также статья 5 Закона содержит переходные нормы для 2023 года, в соответствии с которыми определено следующее:

  • отменена для плательщиков-организаций обязанность по представлению ими налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу в налоговый орган в начале отчетного года;
  • налоговый орган по истечении налогового периода, то есть в 2024 году, на основании имеющихся у него сведений будет производить предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу за прошедший год, то есть за 2023 год, и направлять ее 30 января 2024 г. плательщикам-организациям для подписания электронной цифровой подписью и представления такой налоговой декларации (при необходимости с внесенными изменениями и (или) дополнениями) в налоговый орган не позднее 20 февраля 2024 года (части первая, третья пункта 2 статьи 244 НК).

Справочно

Предварительно заполненная декларация в 2024 году за 2023 год не будет направляться (часть вторая пункта 2 статьи 244 НК):

  • организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
  • организациям, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
  • организациям при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
  • организациям, указанным в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
  • крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК;
  • в течение 2023 года устанавливается обязанность уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу по срокам не позднее 22 февраля, 22 мая, 22 августа и 22 ноября (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 5 Закона).

Авансовые платежи в течение налогового периода не уплачиваются:

  • бюджетными организациями;
  • организациями, на которые распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.
Читайте также:  Полис ОСАГО может подорожать наполовину

Размер авансовых платежей определяется:

  • уполномоченными лицами, указанными в части второй пункта 12 статьи 243 НК, по обязательствам организаций, указанных в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления — в размере фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах сумм земельного налога;
  • иными плательщиками-организациями — в размере одной четвертой суммы земельного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период.

Подпунктом 5.1 пункта 5 Закона определено, что в 2023 году налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год представляются либо соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год не позднее 20 февраля 2023 года плательщиками-организациями, на которых:

  • в четвертом квартале 2022 года распространялись положения части второй пункта 7 статьи 243 НК;
  • по итогам 2022 года распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.

Уплата (доплата) земельного налога вышеуказанными организациями будет производиться не позднее 22 февраля 2023 года (подпункт 5.2 пункта 5 статьи 5 Закона).

Также нормами пунктов 3 и 4 статьи 244 НК определено, что плательщики-организации не позднее 1 декабря 2023 года направляют в налоговые органы по месту постановки на учет уведомления о земельных участках.

Так, пункт 3 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации обязаны представлять в налоговый орган, а именно:

  • о передаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках, предоставленных бюджетным организациям;
  • о земельных участках, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, которые не являются капитальными строениями или государственная регистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
  • о земельных участках, предоставленных организациям для строительства или строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) (целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)), на которых после истечения трех лет с даты их предоставления или государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок (изменения целевого назначения земельного участка) принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств;
  • о земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;
  • о служебных земельных наделах, предоставленных физическим лицам по решению районных исполнительных и распорядительных органов для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства.

Пункт 4 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации вправе представлять в налоговый орган, а именно:

  • о земельных участках, в отношении которых применяются льготы по земельному налогу;
  • о фактическом использовании земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, а также находящихся в государственной собственности земельных участках, предоставленных в аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством;
  • о земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога в соответствии с пунктом 10 статьи 241 НК;
  • о земельных участках, в отношении которых организации вправе применить коэффициенты к годовой ставке земельного налога, установленные в соответствии с пунктом 12 статьи 241 НК.

Вместе с тем для организаций, на которых распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК, установлен частью первой пункта 5 статьи 244 НК иной срок представления в налоговые органы вышепоименованных уведомлений о земельных участках, а именно: не позднее 20 января текущего налогового периода.

При этом вышеуказанные уведомления о земельных участках не представляются (часть вторая пункта 5 статьи 244 НК):

  • организациями, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
  • организациями, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
  • организациями при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
  • организациями, указанными в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
  • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК.

Льготы по и льготники по земельному налогообложению

В Российской Федерации некоторые налогоплательщики имеют послабления по налогообложению. Это регламентирует законодательство в п. 5 статьи 391 НК.

Льгота представляет собой уменьшение налогооблагаемой базы (КС налогооблагаемого владения) на кадастровую стоимость 600 м2 (6 соток) принадлежащей налогоплательщику территории. Это значит, что если надел площадью 6 соток, то платить за него не нужно. Если же площадь составляет 10 соток, то надо будет заплатить только за 4 сотки.

На заметку: данное послабление применяется только по отношению к одному землевладению, имеющемуся у льготника. О своём выборе необходимо сообщить в ИФНС (можно через МФЦ) не позже 31 декабря. В случае, если такое заявление не будет подано, то ФНС применит льготу в отношении участка с максимальным начислением.

Льготы земельного налога в 2023 году

Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить:

  • в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится;
  • в справочной информации о льготах по имущественным налогам (инструкция, как найти расположена ниже).

К федеральным льготам относятся:

  • герои Советского Союза и России;
  • люди имеющие инвалидность;
  • ветераны велико отечественной войны;
  • участники чернобыльской катастрофы;
  • пенсионеры;
  • физлица обладающие правом на социальные льготы и имеющие 3 и более детей.

Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли:

  • используемые для сохранения и развития традиционных промыслов,
  • хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от уплаты налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, которыми можно подтвердить льготу (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Поиск земельного участка на ПКК Свердловской области

Поиск осуществляется по номеру, адресу или визуально, двигая карту и уменьшая или увеличивая её масштаб. ПКК позволяет узнать об объекте следующую бесплатную справочную информацию из Росреестра:

  • Кадастровый номер земельного участка
  • Номер квартала, в котором находится земля
  • Кадастровую стоимость участка
  • Общую площадь земли
  • Категорию назначения земли
  • Дату внесения и изменения сведений в Реестр недвижимости
  • Географические координаты
  • Как заказать выписку из ЕГРН онлайн

Онлайн-сервис ПКК ЛК – это возможность прямо на сайте заказать выписку из ЕГРН Росреестра по земельному участку, квартире или дому:

  • Выписку о характеристиках и собственниках: параметры объекта, данные собственника, проверить обременения
  • Выписку о переходе права собственности: история собственников и периоды владения
  • Выписку о кадастровой стоимости: возможность узнать стоимость в Росреестре на определенную дату


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *