Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда можно и нельзя использовать противотуманные фары по ПДД?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что говорят правила об установке противотуманных светодиодных фар? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте начнем с главных приборов головного света. Можно ли менять лампы головного света, которые рекомендует производитель, на ксенон или светодиоды? ПДД дают точный ответ, если производитель рекомендует или мог устанавливать не галогеновые рассеиватели света на конвейере для конкретной модели авто, то «модернизация» допустима. Если сказать проще, все что предусмотрено в комплектации автомашины — допустимо, все что не предусмотрено — запрещено.
Стоит уделить внимание правильному монтажу дополнительных источников освещения. Установка противотуманных фар по ПДД в России имеет некоторые особенности и ограничения:
- Излучаемый свет должен быть молочно-белого спектра или иметь ярко-желтый цвет.
- Разрешается монтаж только парных источников направленного света. Используемый вид лампы должен быть однотипным.
- Установка дополнительного устройства возможна не выше уровня стационарных фар автомобиля. Нижняя точка должна быть выше 25 сантиметров от поверхности дорожного полотна.
- По габаритам транспортного средства разнос не может превышать 40 см (при ширине машины 1.3 м) и 60 см (для остальных).
- Подключение противотуманных фар необходимо вывести на отдельный тумблер.
- Угол излучаемого светового луча должен быть в пределах от -10 до +15 градусов по вертикали.
- Горизонтальный угол должен быть в пределах от -10 до +45 градусов.
Точное место установки правила не регламентируют.
Можно ли ставить ксенон или светодиодные лампы в противотуманки?
Можно, если конструкция блока ПТФ предусматривает их и нельзя, если нет. Здесь всё просто и работает ровно также, как и с фарами ближнего/дальнего света, потому что требования Перечня неисправностей указывают не на фары в принципе, а на внешние световые приборы, к коим и относятся противотуманки.
Вы можете подробно ознакомиться с соответствующими статьями о светодиодных лампах в фарах или о ксеноне, а также что за это может грозить в 2023 году. Кроме того, у нас есть специальные материалы о светодиодных лампочках и ксеноне конкретно в ПТФ.
То есть, если ваши противотуманные фары предусматривают только галогеновый источник света, то вы не имеете права установить в них LED или ксеноновый источник света в виде ламп.
Дополнительные светодиодные фонари
Что говорят правила об установке противотуманных светодиодных фар? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте начнем с главных приборов головного света. Можно ли менять лампы головного света, которые рекомендует производитель, на ксенон или светодиоды? ПДД дают точный ответ, если производитель рекомендует или мог устанавливать не галогеновые рассеиватели света на конвейере для конкретной модели авто, то «модернизация» допустима. Если сказать проще, все что предусмотрено в комплектации автомашины — допустимо, все что не предусмотрено — запрещено.
Если просто взять и заменить галогеновые лампы на светодиодные противотуманные фары, то из-за конструктивных особенностей фары (линза рассеивателя работает правильно только с предназначенной для нее лампой) хорошего эффекта почти не получится. Фары, конечно, будут излучать больше света, но формирование пучка будет неправильным. Желаемого результата без замены самих фар достичь не удастся, кроме ослепления встречных водителей авто.
Какого цвета должны быть фары по ПДД?
Итак, выше мы уже обозначили, что есть всего 3 варианта:
Это предписывает пункт 3.6 Основных положений ПДД, указывающий на неисправности и условия, при которых запрещается ездить на машине:
Обратите внимание, что в этой цитате речь идёт о всех внешних световых приборах впереди транспортного средства, а не только о передних фарах. Сюда относятся также противотуманки, поворотники и дополнительные осветительные приборы.
Все эти основные цвета технически могут иметь оттенки. Например, слишком холодный ксенон может отдавать синим или фиолетовым. Насколько сильно эти оттенки будут влиять на возможность штрафа, увы, будет решать сотрудник ГИБДД на дороге по своему внутреннему убеждению и далее его начальник и/или суд, если вы обжалуете вынесенное постановление.
ГОСТ Р 41.19-99
(Правила ЕЭК ООН N 19)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ
ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОТИВОТУМАННЫХ ФАР
ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Uniform provisions concerning the approval of motor vehicle fog lamps
Дата введения 2000-07-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 19*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 19, Пересмотр 3 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.18/Rev.3, дата вступления в силу 27 октября 1992 г.) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения противотуманных фар для автотранспортных средств» и включает в себя:
По ПДД применение противотуманных фар разрешено официально, многие производители оснащают противотуманками выпускаемые авто на заводе. Но также выпускается множество универсальных видов сторонними компаниями. По типу бывают:
- Передние противотуманные фары;
- Задние противотуманные фонари.
По конструктивным особенностям различаются по источнику применяемого света. Распространенные виды противотуманных фар:
- Галогенные. Относительно недорогие источники света, востребованные среди автолюбителей. К недостаткам можно отнести короткий срок службы ламп. При интенсивной эксплуатации требуют частой замены;
- Ксеноновые. Характеристики светового спектра лучше, чем у галогенных ламп. Достаточно долго работают. Цена довольно высокая;
- Светодиодные противотуманки. Самая высокая ценовая категория. Лампы с отличным световым лучом. Имеют продолжительный срок службы. Лампы склонны к перегреву. Требуют достаточно хорошей вентиляции.
Движение с одним неисправным световым прибором
Не горит или перегорела одна лампа (фара) ближнего света, будет ли налагаться штраф в этом случае? Бывают случаи, когда на автомобиле перегорает одна лампа в фарах, одна лампа противотуманных фонарей или один дневной ходовой огонь. Если инспектор ДПС останавливает человека, управляющего автомобилем, и вменяет ему нарушение ПДД, существует несколько вариантов развития ситуации.
В Правилах дорожного движения (пункт 2, часть 3.1) есть разъяснения таких ситуаций, но оно настолько противоречиво, что может трактоваться в обе стороны (водителя и инспектора).
- Замена на месте. Если неисправность можно устранить в течение пяти минут после остановки, инспектор ДПС не имеет права налагать штраф. Следует отметить, что если перегорела одна лампа в противотуманных фонарях или перегорел один фонарь дневных ходовых огней, можно включить ближний свет фар. Таким образом, неисправность также будет устранена и автовладелец сможет беспрепятственно продолжить езду без наложения штрафа;
- Движение до места устранения неисправности. Правильно объяснив инспектору ДПС причину движения с одной не горящей лампой, можно избежать наказания. Если лампочка перегорела во время движения и не может быть заменена на месте, у человека есть возможность отогнать транспортное средство к месту ремонта;
- Составление протокола и накладывание штрафа.Если инспектор начинает составлять протокол, а человек, управляющий автомобилем, не согласен с предъявляемыми нарушениями ПДД, он не должен подписывать протокол. После того как водителю на руки отдаются все документы и бумаги, в течение 10 календарных дней необходимо обжаловать протокол в местных органах ГИБДД.
В темное время суток передвигаться на автомобиле с одной неработающей фарой, противотуманной фарой или одним дневным ходовым огнем можно только при соблюдении мер предосторожности во время движения.
Следует обратить внимание и на пункт 3.3 в перечне неисправностей, при которых движение на автомобиле запрещено. В нем говорится о запрете передвижения автомобиля с не работающими в установленном режиме приборами освещения автомобиля. Этот пункт также регламентируется статьей 12.20 КоАП.
Движение с одним неисправным световым прибором
Не горит или перегорела одна лампа (фара) ближнего света, будет ли налагаться штраф в этом случае? Бывают случаи, когда на автомобиле перегорает одна лампа в фарах, одна лампа противотуманных фонарей или один дневной ходовой огонь. Если инспектор ДПС останавливает человека, управляющего автомобилем, и вменяет ему нарушение ПДД, существует несколько вариантов развития ситуации.
В Правилах дорожного движения (пункт 2, часть 3.1) есть разъяснения таких ситуаций, но оно настолько противоречиво, что может трактоваться в обе стороны (водителя и инспектора).
- Замена на месте. Если неисправность можно устранить в течение пяти минут после остановки, инспектор ДПС не имеет права налагать штраф. Следует отметить, что если перегорела одна лампа в противотуманных фонарях или перегорел один фонарь дневных ходовых огней, можно включить ближний свет фар. Таким образом, неисправность также будет устранена и автовладелец сможет беспрепятственно продолжить езду без наложения штрафа;
- Движение до места устранения неисправности. Правильно объяснив инспектору ДПС причину движения с одной не горящей лампой, можно избежать наказания. Если лампочка перегорела во время движения и не может быть заменена на месте, у человека есть возможность отогнать транспортное средство к месту ремонта;
- Составление протокола и накладывание штрафа.Если инспектор начинает составлять протокол, а человек, управляющий автомобилем, не согласен с предъявляемыми нарушениями ПДД, он не должен подписывать протокол. После того как водителю на руки отдаются все документы и бумаги, в течение 10 календарных дней необходимо обжаловать протокол в местных органах ГИБДД.
В темное время суток передвигаться на автомобиле с одной неработающей фарой, противотуманной фарой или одним дневным ходовым огнем можно только при соблюдении мер предосторожности во время движения.
Регулировка противотуманных фар
Любой, более или менее опытный, водитель понимает необходимость использования дополнительных осветительных приборов, коими являются противотуманные фары. Штатные фары дальнего (ближнего) света, призванные обеспечить достаточный уровень освещения дорожного полотна, со своей функциональной задачей справляются далеко не всегда, а в условиях моросящего дождя, мокрого снега и, особенно, тумана способны существенно осложнить реальность восприятия дорожной обстановки водителем. Создаваемый ими относительно высокий луч света, преломляясь во влажном воздухе, создает довольно плотную световую завесу, ограничивающую обзор дороги. Решением этой проблемы стало использование на транспортном средстве специальных внешних осветительных приборов, названных противотуманными фарами. Практика применения этих фар показала прямую зависимость степени эффективности их функционирования от правильного расположения прибора относительно поверхности земли.
Как сегодня нужно пользоваться световыми приборами?
Итак, ПДД на сегодняшний день регламентируют следующие правила пользования фарами.
Тёмное время суток:
- ближний или дальний свет (см. ниже условия, когда нельзя пользоваться дальним) при езде,
- ближний и/или задние ПТФ совместно с габаритами при стоянке на неосвещённых участках дорог (ближний включать не обязательно, но габариты обязательно),
- только на неосвещённых дорогах и только вместе с ближним или дальним.
Недостаточная видимость (туман, дождь и т.п.):
- ближний или дальний свет (см. ниже условия, когда нельзя пользоваться дальним) при езде,
Светлое время суток (любое из перечисленного):
- дневные ходовые огни,
- ближний свет фар,
- передние противотуманные фары.
Задние фонари включать днём не нужно.
Тоннели:
- ближний или дальний свет (см. ниже условия, когда нельзя пользоваться дальним).
Когда нельзя пользоваться дальним светом фар:
- на освещённой дороге в населённых пунктах,
- ближе чем в 150 метрах от встречки,
- дальше чем в 150 метрах от встречки, если водитель встречного авто моргает дальним,
- в любых случаях, когда Вы можете ослепить водителей.
Прямо ослеплять пешеходов дальним ПДД не запрещают.
Конструктивная разница
Противотуманные фары обычно располагаются в нижней части бампера. Почему? Дело в том, что обычно туман стелется не ниже полуметра от дороги. Таким образом, противотуманки лучше видно другим водителям. При этом они обеспечивают видимость на расстояние порядка 30 м впереди автомобиля. Пучок света от противотуманных фар максимально широкий и наклонен немного вниз. Две противотуманные фары обеспечивают очень широкий освещенный сектор на небольшом расстоянии от автомобиля. А дальний свет представляет собой два концентрированных узких пучка, за счет чего обеспечивается освещенность на расстоянии примерно 100 м. Но обочины вблизи автомобиля дальним светом практически не подсвечены.
Что будет, если в тумане включить дальний свет? Ничего хорошего не получите. Источник дальнего света обычно расположен выше, чем противотуманки. Включите дальний — и перед автомобилем вырастет белая непрозрачная стена. Тысячи микрокапель воды, из которых и состоит туман, будут отражать свет фар. Ближний свет в тех же условиях позволит хоть что-то видеть. Почему? Да потому что световой поток ближнего света направлен чуть ниже.
Когда можно использовать ПТФ в 2022 году?
Итак, ответ на указанный вопрос практически целиком и полностью регулирует раздел 19 Правил дорожного движения прямо или контекстно в пунктах 19.3, 19.4, 19.5 и 19.7.
Таким образом, вы имеете право:
- использовать противотуманные фары в условиях недостаточной видимости (в дождь, туман, снегопад и так далее), но только вместе с ближним или дальним (когда это не запрещено) светом,
- в тёмное время суток при двух условиях: вы движетесь по неосвещённому участку дороги, и у вас также включен ближний или дальний,
- в светлое время вы можете включать ПТФ вместо ближнего для обозначения автомобиля в соответствии с пунктом 19.5 ПДД,
- при остановке или стоянке на неосвещённой дороге в тёмное время или в условиях недостаточной видимости совместно с габаритами.
Давайте ещё для понимания разберёмся с одним термином в Правилах. Недостаточно видимость – это обзор на расстоянии менее 300 метров из-за тумана, снега или дождя. Но также ПДД включают в эти условия и сумерки.
Так вот, о чём мы писали выше. ПДД указывают на возможность использования противотуманных фар на машине именно таким образом:
19.4. Противотуманные фары могут использоваться:…
И вот здесь создаётся некая двоякая ситуация. И, как правило, объясняется данное выражение двумя различными «экспертными» мнениями:
- в разделе 19 ПДД описано, когда вы имеете право включать противотуманные огни; и это автоматически означает, что в противных случаях их использовать запрещено (например, на участке дороги с уличным освещением ночью),
- выражение «могут использоваться» написано с учётом того факта, что не на всех автомобилях есть ПТФ, и они в принципе не являются обязательными к установке заводами-изготовителями, согласно требованиям Технического регламента.
То, какой из этих «лагерей» выбирать конкретно в вашем случае, и решать вам. Если не хотите обжаловать штраф за нарушение правил использования противотуманок, то лучше придерживаться первой трактовки. Если же для вас буква нормативного акта – закон, то выбирайте второй вариант.
Вас также заинтересует:
- Можно ли устанавливать фару-люстру на крышу автомобиля и узаконить? Какой штраф?
- Всё о штрафе за ближний свет: какой размер, если не включили или не работают фары?
- Можно ли установить и ездить с подсветкой днища автомобиля и какой штраф?
Цвет настроения — жёлтый
Самые популярные цвета «противотуманок» — жёлтый и белый. Последний можно считать данью дизайну и моде — слишком уж выбиваются жёлтые фары из техностиля современных машин. Но именно жёлтые ПТФ наиболее эффективны в тумане.
Физически свет — это электромагнитное излучение с определённой длиной волны, от которой зависит видимый глазу цвет. Чем короче волна, тем сильнее рассеивание света. В условиях тумана этот фактор становится критичным: коротковолновая синяя часть спектра создаёт перед водителем засветку, поэтому не подходит для ПТФ. Белый свет является приемлемым компромиссом, но лучше всего туман «пробивает» длинноволновой жёлтый свет, почти не рассеиваясь в каплях воды.
Длина волны связана с цветовой температурой света, измеряемой в кельвинах (K). Для борьбы с туманом лучше всего подходят тёплые цвета от 2000 до 3500 K — учитывайте это при выборе ламп для противотуманных фар. Хотя если в ПТФ жёлтым выполнено само стекло, то достаточно установить обычную белую лампу согласно заводской спецификации.
Особенности использования ПТФ в 2021 г.
Первый логичный вывод сделано: водитель может использовать противотуманные фары днем. Другой вопрос: нужно ли их всегда включать или можно без них передвигаться по трассе?
И здесь интересный факт: по ПДД субъект вообще может не использовать такой элемент авто. Ведь сейчас даже по Техническому регламенту новые авто не обязаны иметь в комплектации ПТФ. Логично, что гражданин не может включить то, чего нет. Следовательно, и отвечать за такое управление ТС без фар он не может.
Вопрос другого характера: обязан ли водитель использовать противотуманные фары ночью? Тоже нет. Ведь действующие ПДД не содержат четко прописанной нормы, в которой говорится о следующем: субъект обязан включать ПТФ ночью. Если такого нет в законе, следовательно, и выполнять его не стоит.
Как определить предел видимости?
В отношении работы фонарей, находящихся сзади, действуют отдельные нормы. Когда включать по ПДД противотуманные фары, установленные в корме автомобиля? Задние противотуманки предназначены только для дополнительного обозначения автомобиля в обстановке плохой видимости: тумана, снегопада, сильного ливня и прочего. Включение в обычной ситуации запрещается.
Стоит уделить внимание правильному монтажу дополнительных источников освещения. Установка противотуманных фар по ПДД в России имеет некоторые особенности и ограничения:
- Излучаемый свет должен быть молочно-белого спектра или иметь ярко-желтый цвет.
- Разрешается монтаж только парных источников направленного света. Используемый вид лампы должен быть однотипным.
- Установка дополнительного устройства возможна не выше уровня стационарных фар автомобиля. Нижняя точка должна быть выше 25 сантиметров от поверхности дорожного полотна.
- По габаритам транспортного средства разнос не может превышать 40 см (при ширине машины 1.3 м) и 60 см (для остальных).
- Подключение противотуманных фар необходимо вывести на отдельный тумблер.
- Угол излучаемого светового луча должен быть в пределах от -10 до +15 градусов по вертикали.
- Горизонтальный угол должен быть в пределах от -10 до +45 градусов.