Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПАМЯТКА О СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТАХ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В текущем году никаких изменений в трудовое законодательство по вопросам материального стимулирования работников не вносилось. Норма достаточно «старая», тем более что работодатель должен фактически самостоятельно продумать, разработать, прописать, закрепить и обеспечить выполнение той системы оплаты труда, которая кажется ему наиболее эффективной.
Виды стимулирующих выплат
Ни в Трудовом кодексе РФ, ни в иных законах мы не найдем перечня видов стимулирующих бонусов. Подразделение на виды идет исключительно из смысла нормы права – ст. 129 ТК РФ. Так, к видам относятся:
надбавки к окладу;
иные бонусы на усмотрение работодателя.
Как видим из перечня, наиболее привычно слуху работника понятие премии. Этот вид стимулирующих денежных оплат используется работодателем наиболее часто.
Никто не запрещает установить в компании (и даже придумать наименование) иные бонусы, но в таком случае необходимо четко прописать все понятия, виды, порядок назначения и критерии для такого рода стимулирования.
При этом важно для работодателя помнить, что они являются частью заработной платы, с них необходимо удержать НДФЛ и начислить предусмотренные законодательством взносы. Если премии включены в систему оплаты труда, то они должны быть учтены при расчете среднего заработка.
Системы оплаты труда работников учреждений
В разделах, посвященных системам оплаты труда работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений, главные изменения касаются учета требований применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. Это необходимо учитывать при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (пп. «е» п. 7, п. 11), при формировании фонда оплаты труда (пп. «и» п. 7).
Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров существенных изменений не претерпели.
При формировании системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений стоит обратить внимание на корректировку пп. «е» п. 32 Рекомендаций по системам оплаты труда. При введении новых систем оплаты и их изменении (совершенствовании) сумма выплат работнику: по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы аналогичных выплат в действующих системах оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Иными словами, если система оплаты труда меняется, но объем работы и трудовые обязанности – нет, то сумма выплат работнику не может быть уменьшена.
Порядок назначения стимулирующих выплат
Во избежание спорных вопросов при выполнении условий премирования работодателю необходимо придерживаться утвержденной законодательством процедуры. При определении кандидатов на получение вознаграждений обращают внимание на такие показатели:
- уровень выполнения должностных обязанностей и квалификацию сотрудника;
- занимаемую должность и его степень ответственности;
- эффективность внедрения новаторских методик в своей деятельности;
- заинтересованность в высоком и скором результате (его личный вклад);
- укомплектованность штата, взаимоотношения с подчиненными, уровень показателей организации (для руководителей).
Проводят процедуру стимулирования таким образом:
- Формируется комиссия для оценки работы сотрудников. В ее состав (путем голосования) входит руководитель предприятия, заместитель и представители коллектива (не менее трех человек). Привлекают и члена профсоюза, если он имеется в данной организации. Заполняется и подписывается всеми участниками протокол, в котором указываются получатели поощрения и сумма выплат.
- Работодатель документально подтверждает порядок начислений (в договорах и актах предприятия).
- Создается приказ с указанием одного или целого списка сотрудников, которым будут предоставлены выплаты. Если премии будут получать все труженики, тогда их данные можно не указывать.
- По просьбе подчиненных знакомят их с распоряжением и размером поступлений.
- Приказ передается в бухгалтерию для подготовки выплат, а потом на 75 лет переносится в архив.
Особенности стимулирующих выплат в бюджетном учреждении
Говоря про организации, ведущие коммерческую деятельность, нужно отметить, что вопрос о назначении выплат стимулирующего значения в них решается довольно быстро. Для этого требуется только принять внутри компании документ, который бы регулировал данное новшество. Отличительной чертой бюджетной организации выступает то, что руководящий состав не наделен полномочиями относительно распоряжения финансами такого учреждения.
Это говорит о том, что администрация не принимает участия в формировании условий, согласно которым назначается оплата труда сотрудников в рассматриваемой сфере. Однако, несмотря на это, работники бюджетных предприятий вправе рассчитывать на выплаты стимулирующего значения. В этом направлении применяются положения, закрепленные на уровне законодательства.
Основным актом выступает Приказ, разработанный Министерством здравоохранения от 2007 года № 818. Он направлен на регулирование оплаты в ситуации, когда сотрудники трудятся в выходные и праздничные дни. Отражается несколько разновидностей стимулирующих выплат:
- связанные с наличием выслуги лет
- качественное исполнение обязанностей
- результаты интенсивного труда
- завершение работы, представленной большим объемом и т.д.
Другие нормативные акты в отношении бюджетников применяться не могут. Это говорит о том, что использовать нужно только законодательство. Руководствуюджетной организации необходимо понимать, что при издании приказа, который направлен на предоставление сотрудникам дополнительных выплат, в организации будет организовано проверочное мероприятие. В ходе проверки устанавливается, имеет ли место нецелевое расходование средств бюджетного значения.
Нужно рассмотреть данный вопрос применительно к каждой сфере. К примеру, чаще всего, данные выплаты применимы в сфере образования. Устанавливается система расчета баллов, которые влияют на доплаты. Для расчета стоимости 1 балла потребуется принять во внимание весь фонд заработка, который может быть выделен на премирование сотрудников. Для каждого сотрудника создается отдельный лист с расценками, где прописываются результаты работы и производится расчет суммы, подлежащей выплате гражданину.
Когда определено общее число баллов, которые заработаны всеми членами выбранной организации, происходит вычисление стоимости 1 балла. Затем учитывают сколько баллов начислено для 1 работника, после чего умножить на полученную стоимость балла. Для преподавательского состава имеет значение эффективность как классной работы, так и организация внеурочного времени.
Это проведение разных мероприятий, например, походы или экскурсии. Также проверяется успеваемость каждого взятого ученика, работа с законными представителями учащихся, участие в олимпиаде. Кроме того, педагоги должны взаимодействовать с представителями семей, отнесенных к числу неблагополучных.
Когда сотрудник проявляет большую активность, то и рассчитывать он вправе на получение повышенного поощрения. Если говорить про учреждения дошкольного типа, то тут происходит деление штата на воспитателей и педагогический состав. Для них выделяются средства в размере 60 процентов от всего фонда, предназначенного для оплаты труда.
Стоит учесть, что кроме этих лиц, в штате также есть и другие работники, в том числе, это сторожа и технические сотрудники, работники кухни и прочее. Стоимость баллов будет устанавливаться исходя из того, насколько эффективно трудился каждый взятый гражданин.
Это относится к проведению мероприятий факультативного типа, в том числе, кружки и секции. Доплаты для руководства рассматриваемой организации начисляются по иному порядку. Директор может рассчитывать на повышение оплаты труда, в ситуации:
- если он ведет активную работу с родителями
- нет жалоб
- проводится обучение профильного типа
- в сферу преподавания включаются молодые сотрудники
- развитие талантов, обучающихся и т.д.
Для каждого взятого учреждения разрабатывается свое положение, в соответствии с которым начисляются баллы.
Рассматривая вопрос получения надбавок сотрудниками медицинской сферы, стоит учесть, что применимы здесь положения программы, которая была запущена еще в 2011 году. Правомочием на получение дополнительной оплаты наделены как медсестры, так и доктора. Полномочия по установлению надбавок возложены на руководство территориального подразделения системы здравоохранения. Конкретная сумма определяется в конкретном учреждении.
Повлиять на это могут:
- количество человек, проживающих в населенном пункте;
- плотность жителей;
- возрастная категория, являющаяся преимущественной;
- показатели смертности.
Также важна специфика оказываемой помощи и местность расположения учреждения системы здравоохранения.
Виды стимулирующих выплат
Стимулирующие выплаты регламентируются трудовым законодательством, в котором отображаются базовые нормы профессиональных отношений между нанимателем и подчиненным. Основным положениями, регулирующими правила предоставления дополнительных средств, считаются такие позиции:
- ст. 57 ТК РФ, в которой приводятся базовые принципы формирования трудовых соглашений с кадрами, учитывая необходимость отражения в документе условий оплаты. В данном разделе соглашения также уместно раскрыть порядок предоставления стимулирующих сумм;
- ст. 129 ТК РФ детализирует, какие элементы входят в состав заработной платы сотрудника;
- ст. 135 ТК РФ определяет обязанность нанимателя касательно фиксирования условий оплаты труда, а также любых дополнительных средств в локальных нормативах. Например, уместно опубликовать соответствующий приказ, коллективное соглашение или создать отдельное Положение о премировании;
- ст. 191 ТК РФ раскрывает правила проведения процедуры выплаты стимулирующих сумм персоналу.
Стимулирующие выплаты – это поощрение, которое увеличивает ценность нанимателя. Более того – управленцы вправе самостоятельно разрабатывать локальные нормативы и вводить дополнительные, не оговоренные в ТК РФ, суммы вознаграждения.
Что важно при начислении надбавок?
Хотя каждая образовательная организация принимает индивидуальные локальные документы, они должны соответствовать определенным федеральным стандартам. Указанное выше Постановление № 583 сообщает, что в школьном положении должны содержаться следующие сведения:
- как именно определяются критерии выплат;
- в каком порядке премируются сотрудники;
- каким требованиям должен соответствовать учитель, чтобы получить прибавку к зарплате;
- откуда идет финансирование для распределения стимулирующих доплат;
- занимается ли учебное заведение дополнительной предпринимательской деятельностью (например, часть здания сдается в аренду), чтобы прибыль с нее можно было распределять между сотрудниками.
Также локальные акты должны соответствовать рекомендациям, данным в письме Министерства образования РФ «О разработке показателей эффективности» № АП-1073/02, изданном в 2013 году. Среди них выделяют следующие критерии выплат в 2020 году.
- Организация дополнительных внешкольных проектов с классом (хождения на экскурсии, участие в социальных мероприятиях – посещение ветеранов, детдомов, уборка территорий, мотивирование учеников на запись в кружки, секции, занятия для дополнительного образования).
- Привлечение учеников к различным исследовательским проектам, их координация и итоговая оценка их достижений.
- Улучшение обучаемости детей: выплаты положены педагогам, ученики которых начали лучше писать контрольные и лабораторные работы, показывают более высокие результаты на экзаменах, чем прежде.
- Привлечение детей для участия в различных школьных, городских, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, эстафетах, олимпиадах, состязаниях: в случае успешной демонстрации себя учениками преподавателю положены дополнительные баллы.
- Использование информационно-коммуникационной техники при проведении занятий, организации работы с детьми и их родителями или опекунами, создание виртуальных классов.
- Соблюдение образовательных стандартов, внедрение инновационных разработок в базовую программу для эффективности работы с обучающимися.
- Обращение внимания на физическое здоровье детей, организация спортивных мероприятий.
- Проведение бесед с учениками из неблагополучных семей, их родственниками, способствование интеграции таких детей в классный коллектив.
- Разработка специализированных стендов, уголков и мини-музеев в тематических классных комнатах.
- Своевременность сдачи отчетности, грамотное заполнение документов.
- Посещение курсов для повышения личной квалификации.
Выплачивается ли руководителям ДОУ и школ стимулирующая выплата педагогическим работникам
Условия получения стимулирующих выплат администрацией учебных заведений устанавливаются Министерством образования и науки и являются более жёсткими, нежели те, что предъявляются учителям:
- учебное заведение должно отличаться низкими показателями в отношении отчисленных и выбывших учеников;
- должны наблюдаться высокие оценки по государственным экзаменам;
- на работу должны приниматься молодые преподаватели, руководство должно поддерживать их;
- должны быть утверждены особые программы для обучения талантливых детей;
- должно быть высокое качество обучения;
- должно быть как можно меньше жалоб от родителей учеников.
Пример расчёта стимулирующей выплаты учителям
Школа выделила бюджет на начисление учителям стимулирующих выплат по итогам учебного года в размере 30 000 рублей. Педагогический состав школы состоит из 25 преподавателей. Профсоюз утвердил оценочный лист, представленный директором школы, согласно которому стимулирующая выплата будет выплачена 5 учителям за особо выдающиеся результаты труда:
Учитель математики набрала 48 баллов за разработку нового учебного плана, который положительно повлиял на успеваемость учеников.
Учитель физкультуры набрал 30 баллов за усердную работу с учениками и проведение районных соревнований, где пятеро его воспитанников заработали призовые места.
Ещё 3 педагога набрали по 55 баллов, регулярно организуя выставки, посещения культурных мероприятий, привлекая родителей к участию в жизни школы, и внося корректировки в учебный план.
- Рассчитаем общее число набранных преподавателями баллов: 55 х 3 + 48 + 30 = 243 баллов.
- Вычислим стоимость одного балла: 30 000 : 243 = 123 рубля 45 копеек.
- Осуществим расчёт стимулирующих выплат для каждого учителя в отдельности:
- учитель математики получит: 48 х 123,45 = 5 925 рублей 60 копеек;
- учитель физкультуры получит: 30 х 123,45 = 3 703 рубля 50 копеек;
- ещё 3 педагога получат по: 55 х 123,45 = 6 789 рублей 75 копеек.
Что важно при начислении надбавок?
Хотя каждая образовательная организация принимает индивидуальные локальные документы, они должны соответствовать определенным федеральным стандартам. Указанное выше Постановление № 583 сообщает, что в школьном положении должны содержаться следующие сведения:
- как именно определяются критерии выплат;
- в каком порядке премируются сотрудники;
- каким требованиям должен соответствовать учитель, чтобы получить прибавку к зарплате;
- откуда идет финансирование для распределения стимулирующих доплат;
- занимается ли учебное заведение дополнительной предпринимательской деятельностью (например, часть здания сдается в аренду), чтобы прибыль с нее можно было распределять между сотрудниками.
Также локальные акты должны соответствовать рекомендациям, данным в письме Министерства образования РФ «О разработке показателей эффективности» № АП-1073/02, изданном в 2013 году. Среди них выделяют следующие критерии выплат в 2021 году.
- Организация дополнительных внешкольных проектов с классом (хождения на экскурсии, участие в социальных мероприятиях – посещение ветеранов, детдомов, уборка территорий, мотивирование учеников на запись в кружки, секции, занятия для дополнительного образования).
- Привлечение учеников к различным исследовательским проектам, их координация и итоговая оценка их достижений.
- Улучшение обучаемости детей: выплаты положены педагогам, ученики которых начали лучше писать контрольные и лабораторные работы, показывают более высокие результаты на экзаменах, чем прежде.
- Привлечение детей для участия в различных школьных, городских, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, эстафетах, олимпиадах, состязаниях: в случае успешной демонстрации себя учениками преподавателю положены дополнительные баллы.
- Использование информационно-коммуникационной техники при проведении занятий, организации работы с детьми и их родителями или опекунами, создание виртуальных классов.
- Соблюдение образовательных стандартов, внедрение инновационных разработок в базовую программу для эффективности работы с обучающимися.
- Обращение внимания на физическое здоровье детей, организация спортивных мероприятий.
- Проведение бесед с учениками из неблагополучных семей, их родственниками, способствование интеграции таких детей в классный коллектив.
- Разработка специализированных стендов, уголков и мини-музеев в тематических классных комнатах.
- Своевременность сдачи отчетности, грамотное заполнение документов.
- Посещение курсов для повышения личной квалификации.
Выплата стимулирующих: ответы на часто задаваемые вопросы
Мы публикуем сегодня ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по поводу стимулирующих выплат. Судя по количеству обращений в профсоюз, эта тема остается одной из самых актуальных.
Профсоюз «Учитель» считает, что необходимо признать ошибочной действующую в настоящее время так называемую «новую систему оплаты труда» (НСОТ) в образовании, внедрение которой на практике привело, практически повсеместно, к кабальной зависимости педагогов от администрации образовательных учреждений.
1. Нам перестали платить стимулирующие, что делать, как привлечь директора к ответственности?
Стимулирующие в образовательной сфере носят характер выплат для поощрения хорошо работающих работников, то есть, по сути они относятся к премиальному типу выплат, поэтому их размер и регулярность оставлены на усмотрение работодателя или комиссии по назначению стимулирующих. В положении об оплате труда или положении о стимулирующих, которые приняты в образовательном учреждении, прописаны критерии начисления и снятия баллов. Сама по себе эта система не противоречит Трудовому кодексу. Другое дело, что критерии могут быть абсурдными, несправедливыми и т.д., но это уже другая история.
Бывает, что в учреждении принято положение о стимулирующих (или другой нормативный акт), по которому педагог имеет право на определенную сумму выплат ежемесячно вне зависимости от успехов (например, если нет взысканий — автоматически начисляется 3000 руб.), или за определенные виды работ установлена конкретная сумма. Такие выплаты по сути уже не являются стимулирующими, но иногда их так называют. Тогда педагог вполне может рассматривать эту выплату как обязательную часть зарплаты (невыплата которой позволяет ему приостанавливать работу через две недели или обращаться в суд, прокуратуру).
Если с педагогом подписано дополнительное соглашение по поводу стимулирующих, но в нем не указана сумма выплат (в рублях или в % от оклада) и ее периодичность, то по умолчанию выплаты производятся в соответствии с локальными нормативными актами на этот счет и зависят от работодателя (или комиссии по стимулированию).
Проблемы со стимулирующими возникают из-за того, что работники не понимают разницы между старой системой оплаты труда и новой (НСОТ). Раньше премии шли действительно из фонда экономии труда, составляя относительно небольшую часть заработка, а теперь они названы «стимулирующими» и выплачиваются из фонда оплаты труда (ФОТ).
Педагоги рассуждают так: если стимулирующие – часть ФОТ, то их должны выплачивать. В действительности, региональные власти получили благодаря НСОТ законную возможность сокращать нормативы, обеспечивая не 100% оплаты труда педагогов, а примерно 70% (базовый оклад и компенсационные закладываются в бюджет всегда, а вот стимулирующие выплаты — по ситуации). Сейчас региональные власти говорят школам: «денег на стимулирующие нет». Это значит, что они просто урезали соответствующую статью бюджета и сократили финансирование оплаты труда учителей. 2. Законно ли начисление «штрафных» баллов (например, минус 3 балла за опоздание)? Начисление стимулирующих должно быть поощрением за достижения педагога или его значительный вклад в работу коллектива. Поэтому можно требовать от работодателя, чтобы штрафных санкций среди критериев не было. Вместе с тем, в локальном нормативном акте организации может быть установлено, что стимулирующие баллы предусмотрены только для работников, добросовестно выполняющих свои обязанности (не имеющих дисциплинарных взысканий). В таком случае работодатель вправе не начислять стимулирующих баллов до погашения дисциплинарного взыскания. В соответствии со ст. 194 ТК РФ дисциплинарное взыскание автоматически погашается по истечении года с момента его применения. Это происходит без издания дополнительного акта со стороны работодателя. Работодатель вправе досрочно снять взыскание самостоятельно, по ходатайству работника, представительного органа работников или вышестоящего руководителя.
«Изъятие» стимулирующих баллов не может использоваться как мера дисциплинарной ответственности. Ст. 192 ТК РФ устанавливает ограниченный перечень мер дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение. Таким образом, работодатель не вправе начислять «штрафные» баллы за невыполнение каких-либо трудовых функций или некачественное их выполнение. Он может пользоваться только вариантами, обозначенными в Трудовом кодексе РФ. За применение к сотрудникам дисциплинарных взысканий, не предусмотренных трудовым законодательством, предусмотрена административная ответственность (ч. 1 и 4 ст. 5.27 КоАП РФ). 3. Что делать, если критерии начисления баллов ущемляют права работников, несправедливы?
Стимулирующие устанавливаются локальными нормативными актами учреждения — формально по согласованию руководства и работников. Если вы недовольны именно критериями их начисления или, например, тем, что нормативные акты меняются слишком часто, вам нужно инициировать процедуру коллективного трудового спора (глава 61 ТК РФ описывает эту процедуру) либо найти другие пути давления на работодателя, чтобы он поменял нормативный акт в вашу пользу. Обжаловать в суде незаконность положений об оплате труда, премировании, стимулирующих (названия могут быть разные) можно только в том случае, если они ухудшают положение работника по сравнению с правами: 1) закрепленными в Трудовом кодексе, 2) закрепленными в коллективном договоре учреждения.
4. Что можно сделать, чтобы стимулирующие выплачивались регулярно и в полном объеме?
Мы предлагаем бороться за то, чтобы дополнительные виды работ педагога оплачивались не в баллах (размер которых никем не гарантирован), а в денежном эквиваленте или % от оклада сотрудника. Если работа выполнена, она должна быть оплачена и по известному заранее тарифу.
Также мы советуем настаивать на включении в нормативный акт срока действия положения о стимулирующих, например, 1 год без права изменения без согласия представительного органа работников. Еще лучше, если это положение будет оформлено как приложение к коллективному договору. Колдоговор менять сложно, действовать оно будет весь срок действия колдоговора. Третий вариант — потребовать выплату стимулирующих оформить в виде дополнительных соглашений к трудовому договору (то есть, для каждого сотрудника отдельно) и именно в этом соглашении прописать условия выплаты, размер в % от оклада и периодичность.
Основными нормативными актами, определяющими вопрос предоставления для сотрудников материального вознаграждения стимулирующего характера, являются статьи ТК РФ, а также трудовой договор, который подписывает каждый работник при официальном трудоустройстве.
На государственном уровне, данные вопросы регулируются следующими законодательными документами:
- Трудовой Кодекс России, определяющий условия получения, размеры денежных компенсаций и порядок установления стимулирующей доплаты. Статья №129 гласит о том, что данные надбавки включаются в заработную плату сотрудника;
- Федеральные законы, определяют возможность начисления индивидуальных поощрительных премий для сотрудников за выполненный объем работы.
Как начисляется доплата?
Существует определенный порядок предоставления стимулирующих выплат:
- Формирование специальной комиссии;
- Анализ работы сотрудника;
- Внесение предложения о поощрении за определенные заслуги;
- Подписание определенного приказа;
- Данный документ является основанием для выдачи стимулирующей надбавки.
Собрание комиссии для оценки работы происходит путем приглашения нескольких представителей разных категорий работников для оценки труда одного из трудящихся.
В обязательном порядке включаются в состав следующие члены:
- Управляющий компании;
- Замруководителя;
- Не меньше трёх представителей из рабочих;
- Профсоюзный деятель.
Выбор членов комиссии происходит на голосовании всего трудового коллектива на общем собрании. Окончательные результаты голосования вносятся в протокол собрания работников компании, который после подписывается его участниками.
Звания «Почётный работник» и «Заслуженный учитель»
Сколько: 10 процентов и не менее 15 процентов от оклада соответственно и фиксированная сумма ежемесячных выплат на пенсии (в зависимости от региона).
Кто может рассчитывать:
- воспитатели ДОУ;
- учителя и педагоги различных учебных заведений, в том числе дополнительного образования;
- профессора вузов.
Как получить:
- иметь высшее образование;
- стаж непрерывной работы 12 лет для «Почетного работника»;
- от 20 лет — для «Заслуженного учителя»;
- неоспоримые достижения в профессии.
Заслуги можно условно разделить на несколько категорий, из которых формируют портфолио. В нем учитывают:
- результативность освоения программы учениками;
Она должна быть стабильно выше среднего уровня. Прикладывают дипломы победителей/призеров региональных и всероссийских олимпиад, конференций, научных и творческих конкурсов.
- наличие публикаций;